Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Управление и экономика    План финансово-хозяйственной деятельности и отчет о результатах деятельности бюджетных учреждений: цели и задачи формирования, требования к порядку составления

План финансово-хозяйственной деятельности и отчет о результатах деятельности бюджетных учреждений: цели и задачи формирования, требования к порядку составления

13.02.2015

План финансово-хозяйственной деятельности и отчет о результатах деятельности бюджетных учреждений: цели и задачи формирования, требования к порядку составления

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №3 год - 2012

Быковская Ю. В.,
к. э. н.

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к Плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений и Отчету о результатах деятельности бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества; определяются основные цели и задачи формирования Плана и Отчета; даются пояснения в отношении необходимости и важности их составления и ведения.

С 1 января 2011 г. в связи с вступлением в действие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (1) начался новый этап реформирования бюджетной сферы, связанный с изменением статуса организаций, получающих бюджетное финансирование. В соответствии с этим  нормативным правовым документом все государственные (муниципальные) учреждения  разделены на три типа:
-  казенные;
-  бюджетные;
-  автономные.

Федеральным законом № 83-ФЗ введены понятия казенного, бюджетного и автономного учреждения.

Так, казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.


(1) Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового  положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон № 83-ФЗ).


Бюджетным учреждением (нового типа) признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для  выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных Федеральными законами.

Для всех государственных и муниципальных учреждений на изменение их правового статуса и внесение изменений в учредительные документы законодательно установлен переходный период – до 1 июля 2012 г., по окончании которого эти учреждения должны быть преобразованы в один из вышеуказанных типов.

Основной целью проводимых преобразований является создание необходимых условий для сокращения затрат учреждений, привлечения ими дополнительных источников финансового обеспечения, и в результате – снижение темпов роста расходов бюджетов. Иными словами, предусмотренные Федеральным законом № 83-ФЗ изменения прежде всего коснулись порядка финансирования государственных и муниципальных учреждений.

Так, с 1 января 2011 г. финансовое обеспечение деятельности из средств бюджета на основе бюджетной сметы осуществляется только в отношении казенных учреждений.

Для бюджетных учреждений нового типа и для автономных учреждений гарантированное бюджетное финансирование по бюджетной смете заменено предоставлением субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели.

К затратам, финансируемым путем предоставления субсидий на иные цели, можно отнести:
-  затраты на осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного  (муниципального) задания;
-  затраты на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемые в государственное (муниципальное) задание;
-  затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации;
-  иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением  государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме (1).

Дополнительно все типы государственных и муниципальных учреждений наделены правом заниматься приносящей доход деятельностью. Однако для этих типов учреждений существуют различия в правах на распоряжение полученными доходами.

Доходы, полученные казенными учреждениями от оказания платных услуг, подлежат  зачислению в бюджет, и казенное учреждение не имеет права на свободное распоряжение этими средствами.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности бюджетными и автономными учреждениями, в полном объеме остаются в распоряжении этих учреждений, и они имеют право свободно расходовать доходы, полученные от приносящей доход деятельности.


(1) fz-83.ru


Начиная с 1 января 2012 г. бюджетные и автономные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, должны составлять План финансово-хозяйственной деятельности (1) (далее – План) и Отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества (2) (далее – Отчет).

Более того, План и Отчет (3) всех государственных (муниципальных) учреждений, в том числе бюджетных, должны быть размещены на официальном сайте в сети Интернет (4). Данная информация должна размещаться в Интернете федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на основании сведений, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждением.

Целью такого решения со стороны государства является обеспечение открытости и доступности информации о государственных (муниципальных) учреждениях, прежде всего в отношении ведения ими финансово-хозяйственной деятельности (5).

В конце декабря 2011 г. официальный сайт по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru начал свою работу. На сегодняшний день на сайте зарегистрировано 153 422 учреждения, из них 48 автономных учреждений, 18 410 – казенных и 134 964 бюджетных учреждений (6).

Решение о размещении Планов и Отчетов о деятельности учреждения в открытом доступе – это не только возможность для любого гражданина получить в понятном для него виде сведения о количестве и стоимости услуг, финансовом обеспечении, состоянии имущества того или иного учреждения. Планы и Отчеты – это своего рода информационная база данных для оценки деятельности таких учреждений, это совокупность показателей, которые позволяют определить соотношение затраты/результаты, проанализировать качество управления учреждением, темпы и динамику его развития, а также эффективно осуществлять общественный контроль за работой учреждения.

Рассмотрим поподробнее требования, предъявляемые к Плану финансово-хозяйственной деятельности и к порядку составления и утверждения Отчета о результатах деятельности бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.


(1) Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
(2) Приказ Минфина России от 30.09.2010 № 114н «Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества».
(3) Кроме указанных документов, в сети Интернет государственные (муниципальные) учреждения должны размещать информацию о государственном (муниципальном) задании на оказание услуг (выполнение работ), годовую бухгалтерскую отчетность, сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятий и их результатах.
(4) Приказ Минфина России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» и письмо Минфина России от 27.10.2011 № 18-05-08/203 «О проведении подготовительных работ для размещения на официальном сайте в сети Интернет информации о государственных и муниципальных учреждениях».
(5) Закон Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)
(6) Данные представлены по состоянию на 10 февраля 2012 г. закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если


План состоит из трех частей:
1) заголовочной;
2) содержательной;
3) оформляющей.

В заголовочной части указываются такие реквизиты, как наименование учреждения,  наименование учредителя, единица измерения, адрес, ИНН, КПП.

Содержательная часть делится на:
-  текстовую (описательную);
-  табличную.

В текстовой (описательной) части указываются:
-  цели и виды деятельности;
-  перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых осуществляется за плату;
-  общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества;
-  общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества, особо ценного движимого имущества;
-  иная информация по решению учредителя.

В табличной части указываются показатели финансового состояния:
-  данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана финансово-хозяйственной деятельности;
-  показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе:
-  субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;
-  целевых субсидий; бюджетных инвестиций;
-  поступлений от оказания учреждением услуг, предоставление которых осуществляется на платной основе;
-  поступлений от иной приносящей доход деятельности;
-  поступлений от реализации ценных бумаг в случаях, установленных федеральными законами.

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат на:
-  оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
-  услуги связи;
-  транспортные услуги; коммунальные услуги;
-  арендную плату за пользование имуществом;
-  услуги по содержанию имущества;
-  прочие услуги;
-  пособия по социальной помощи населению;
-  приобретение основных средств; приобретение нематериальных активов;
-  приобретение материальных запасов;
-  приобретение ценных бумаг в случаях, установленных федеральными законами;
прочие расходы.

В оформляющей части должны содержаться подписи руководителя учреждения, руководителя финансово-экономической службы, исполнителя документа.

Содержание приведенных выше требований к составлению Плана финансово-хозяйственной деятельности показывает, что в основном заниматься разработкой Плана будет само учреждение. И несмотря на наличие различных показателей в Плане, учреждение должно самостоятельно определять направление расходования средств (за исключением целевых субсидий) и представлять свои предложения Учредителю.

Учредитель наделен полномочиями устанавливать дополнительные требования к порядку  составления Плана, в том числе в отношении дополнительной детализации плановых показателей, утверждения единой формы Плана подведомственных учреждений, алгоритма и правил его заполнения, а также правом контроля за результатами деятельности учреждения.

Помимо Плана финансово-хозяйственной деятельности, бюджетными учреждениями составляется Отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества. Данный Отчет составляется учреждением по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, и также публикуется в сети Интернет.

Отчет включает в себя три раздела:
-  раздел 1 «Общие сведения об учреждении»;
-  раздел 2 «Результат деятельности учреждения»;
-  раздел 3 «Об использовании имущества, закрепленного за учреждением».

В разделе 1 «Общие сведения об учреждении» указываются:
-  исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с его учредительными документами;
-  перечень услуг (работ), которые оказываются потребителям за плату, с указанием потребителей указанных услуг (работ);
-  перечень документов, на основании которых учреждение осуществляет деятельность (свидетельство о регистрации, лицензии и другие разрешительные документы);
-  количество штатных единиц на начало и на конец года, в том числе данные о квалификации  сотрудников (если изменилось количество единиц, то по какой причине);
-  средняя заработная плата сотрудников учреждения.

В разделе 2 «Результат деятельности учреждения» указываются:
-  изменение балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего отчетного года в процентах;
-  общая сумма выставленных требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей (если есть);
-  изменение дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе поступлений (выплат), предусмотренных Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, относительно  предыдущего года с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;
-  суммы доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг;
-  цены (тарифы) на платные услуги;
-  общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами), в том числе платными;
-  количество жалоб потребителей и принятые меры по результатам их рассмотрения.

В этом разделе бюджетные учреждения дополнительно должны указывать:
-  суммы кассовых и плановых поступлений в разрезе поступлений, предусмотренных Планом финансово-хозяйственной деятельности;
-  суммы кассовых и плановых выплат в разрезе выплат, предусмотренных Планом финансово-хозяйственной деятельности.

В разделе 3 учреждением указываются все сведения об имуществе на начало и конец года, в том числе:
-  общую балансовую (остаточную) стоимость недвижимого, движимого имущества;
-  общую площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления либо сданного в аренду, переданного в безвозмездное  пользование.

Итак, анализ законодательства в отношении реформирования бюджетных учреждений показывает, что основная масса нормативных правовых документов была принята в период с середины 2010 по середину 2011 г. Хотя для всех государственных и муниципальных учреждений установлен переходный период до 1 июля 2012 г., тем не менее в течение прошедших полутора лет в большинстве учреждений уже проведены мероприятия по изменению их правового статуса, а значит, эти учреждения уже работают по новым правилам, в соответствии с новым законодательством.

Тем не менее до сих пор возникает много вопросов. Существует ли принципиальная разница между бюджетной сметой и Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения? Для каких целей нужно составление Плана финансово-хозяйственной деятельности и Отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества учреждения? Является ли необходимой такая большая детализация показателей финансово-хозяйственной деятельности учреждений? Действительно ли информация, представленная в Плане и Отчете и подлежащая в обязательном порядке размещению на официальном сайте в сети Интернет, будет востребована, т. е. будет ли оправдана огромная нагрузка бюджетных учреждений при формировании Плана и Отчета?

Очевидно, что План финансово-хозяйственной деятельности учреждения во многом аналогичен бюджетной смете. Это сходство дает возможность при составлении Плана финансово-хозяйственной деятельности и организации работы с ним учитывать имеющийся опыт работы с бюджетной сметой.

Тем не менее цели составления Плана бюджетного учреждения, его функции и задачи гораздо шире, чем цели, функции и задачи бюджетной сметы казенного учреждения. Бюджетная смета содержит лишь определенные и утвержденные направления расходования бюджетных средств казенным учреждением в соответствии с кодами операций сектора государственного управления. План финансово-хозяйственной деятельности охватывает всю финансово-экономическую деятельность бюджетного учреждения, в том числе включает в себя сведения об источниках доходов, поступающих в распоряжение учреждения, направлениях расходования средств. В отличие от бюджетной сметы в Плане отражаются операции не только с субсидиями, которые планируется получить из средств бюджета, но и со средствами от приносящей доходы деятельности, бюджетными инвестициями. Также в Плане содержится информация о том, какие виды деятельности осуществляет либо планирует осуществлять учреждение, как используется имущество учреждения.

Кроме того, План и Отчет являются действенными инструментами управления и учета за предоставленными бюджетным учреждениям субсидиями и бюджетными инвестициями.

Таким образом, основной целью формирования Плана и Отчета являются:
-  получение максимально полной, объективной, достоверной и показательной информации, характеризующей финансовое положение учреждения на очередной год;
-  анализ и оценка направлений и перспектив развития учреждения на плановый период, а при условии утверждения трехлетнего бюджета – на очередной финансовый год и плановый период.

Это необходимо гражданам для сравнения уровня качества услуг, предоставляемых учреждениями, а органам государственного управления – для оценки эффективности деятельности таких учреждений, в том числе в отношении распоряжения выделенными бюджетными средствами.

Главной задачей составления Плана и Отчета является снижение уровня неопределенности, связанной с принятием управленческих решений о деятельности и развитии учреждения в будущем. Составление Плана и Отчета является базой данных для выработки стратегии развития учреждения, а также действенным механизмом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений, в том числе в отношении выполнения государственного (муниципального) задания, состояния и размера кредиторской задолженности, совершения крупных сделок (1).

Иными словами, в ходе проведения бюджетной реформы акцент с контроля за использованием бюджетных средств, направленных на финансирование бюджетного учреждения, переносится на контроль за результатами его деятельности, что дает возможность выбора потребителям услуг, а бюджетные учреждения стимулирует оказывать услуги более высокого качества.


(1) Жигалов Д., Кавинец А. Оценка деятельности автономных (и бюджетных) учреждений – urbaneconomics.ru


Также по этой теме: