Главная    Интернет-библиотека    Право    Уголовные дела    Оптимизация прокурорского надзора за выявлением и расследованием преступлений, связанных с финансированием терроризма

Оптимизация прокурорского надзора за выявлением и расследованием преступлений, связанных с финансированием терроризма

25.07.2014

Оптимизация прокурорского надзора за выявлением и расследованием преступлений, связанных с финансированием терроризма

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №2 год - 2012

Паненков А.А.,
с. н. с. отдела проблем прокурорского надзора и укрепления
законности в сфере федеральной безопасности,
межнациональных отношений и противодействия экстремизму
НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ,
почетный работник прокуратуры РФ

Оптимизация прокурорского надзора за выявлением и расследованием преступлений, связанных с финансированием терроризма Совершенствование российского законодательства по борьбе с терроризмом и его финансированием продолжается. Президентом Российской Федерации 7.12.2011 подписан закон, устанавливающий уголовную ответственность за незаконное создание юридического лица через подставных лиц. В соответствии с Федеральным законом Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьей 173-1 (ст. 173, п. 1), устанавливающей ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц (так называемую фирму-однодневку)(1).

Для улучшения борьбы с терроризмом и его финансированием следует вооружить сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России программой по выявлению преступлений, связанных с финансированием терроризма, которая заключается в следующем:
1. Обеспечение прокурором действенного надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Не реже одного раза в полугодие (при необходимости – чаще)


(1) Подписан закон, устанавливающий уголовную ответственность за незаконное создание юридического лица через подставных лиц. 7.12.2011 Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ст. 151 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 22.11.2011 и одобрен Советом Федерации 29.11.2011. Кроме того, Федеральным законом предусматривается введение уголовной ответственности за незаконные предоставление или приобретение документа, удостоверяющего личность, либо использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для образования юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом. Соответствующие изменения вносятся также в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с целью отнесения предварительного расследования по уголовным делам об указанных преступлениях к подследственности следователей органов внутренних дел. URL: http://kremlin.ru/news/13888 (Дата обращения: 08.12.2011).


прокурор обязан проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, розыск лиц, причастных к их организации и совершению, установление и розыск лидеров и активных членов организованных преступных формирований (ОПФ, в том числе: незаконных вооруженных формирований, международных террористических организаций, преступных сообществ, банд), выявление, предупреждение и пресечение готовящихся актов терроризма, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма, противодействие использованию информационно-телекомуникационной сети Интернет в террористических целях, уделяя особое внимание  результатам оперативно-розыскной деятельности, вопросам своевременности и полноты  оперативно-розыскных мероприятий, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения(1). В зависимости от криминальной ситуации в регионе проверки в уполномоченных органах исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности уполномоченными прокурорами могут проводиться чаще. Например, в прокуратуре Чеченской Республики они проводятся ежемесячно.

Уполномоченным прокурорам при реализации надзорных полномочий следует изучать дела оперативного учета на предмет полноты и законности принимаемых по ним мер, анализировать статистические данные о результатах оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление, пресечение, раскрытие и предупреждение преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма, а также проверять соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений. Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять исключительно при наличии жалоб граждан.

Уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок и устранения иных нарушений закона обязан получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона; требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам; опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов; по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; вносить пред


(1) Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».


ставления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»(1).

Уполномоченным и надзирающим прокурорам важно знать содержание Указа Президента РФ от 11.06.2011 № 787 «О внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203»(2).

2. Прокурор должен наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии терроризму и его финансированию. Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов, а также постоянно действующих координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации согласно Указу Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» № 1535 от 11 декабря 2010 года(3).

Прокуроры обязаны разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с терроризмом и его финансированием. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, постоянно действующих координационных совещаниях (ПДКС) по обеспечению правопорядка при главах субъектов Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму и его финансированию, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности  потенциальных объектов террористических посягательств. О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности и ее финансированию, и принятых мерах прокурорского реагирования незамедлительно информировать Генерального прокурора Российской Федерации.

3. В пенитенциарной системе России в 2010 г. отбывали наказание 824 лица(4), осужденные за преступления террористического характера(5). За 2000–2010 гг. (11 лет) было осуждено по преступлениям террористического характера (всего): 2727 лиц.


(1) Пункт 9 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
(2) «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 49, ст. 4775; 2006, № 8, ст. 892; 2007, № 53, ст. 6550; 2008, № 15, ст. 1525; № 18, ст. 2007; № 31, ст. 3702; № 37, ст. 4182; 2009, № 21, ст. 2547; № 24, ст. 2919; № 40, ст. 4684; 2010, № 50, ст. 6655; 2011, № 15, ст. 2083). Внести следующие изменения: а) в наименовании раздела слова «и оперативно-разыскной деятельности» заменить словами «оперативно-разыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму»; б) в пункте 92 слова «организованной преступностью» заменить словами «терроризмом, организованной преступностью»; в) дополнить пунктами 114–117 следующего содержания: «114. Сведения, раскрывающие силы, средства, источники, методы, планы, результаты деятельности по противодействию терроризму, а также данные о  финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; 115. Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими деятельность по противодействию терроризму; 116. Сведения, раскрывающие меры по государственному обеспечению антитеррористической защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, результаты оценки их уязвимости; 117. Сведения, раскрывающие результаты финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученные в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности».
(3) URL: http://kremlin.ru/acts/9794. (дата обращения: 24.10.2011).
(4) По данным ФСИН РФ, на 01.04.2010 в ИК отбывают наказание 824 лица, осужденные за преступления террористического характера: ст. 205 УК РФ – 322, ст. 205-1 УК РФ – 11, ст. 205-2 УК РФ – 7, ст. 206 УК РФ – 101, ст. 208 УК РФ – 372, ст. 277 УК РФ – 11.
(5) Согласно отчету 10 а Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации за 2000–2010 гг. (11 лет) было осуждено по преступлениям террористического характера (всего): 2727 лиц (по основной и дополнительной статье), из которых 399 – по ст. 205 УК РФ, 1765 – по ст. 208 УК РФ.


При проведении надзорных проверок прокурорам следует выяснять вопросы о том, направлялись ли оперативные задания для выяснения источников и каналов финансирования по месту отбывания наказания лиц, осужденных за преступления террористического характера. Оценивать эффективность проводимых мероприятий, в том числе ВКР (внутрикамерных разработок), в случае необходимости требовать проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).

Прокурорам следует помнить о том, что выявление новых эпизодов преступлений  террористического характера и фактов финансирования терроризма возможно только при условии систематического направления оперативными подразделениями заданий в Управления ФСИН, где отбывают наказание лица, осужденные за преступления террористического характера, в том числе на внутрикамерные разработки по конкретным эпизодам преступной деятельности.

4. Проводить ОРМ с лицами, осужденными за совершение преступлений террористического характера, освобожденными из мест лишения свободы в целях выявления источников и каналов финансирования терроризма(1).

5. Важна деятельность прокуратуры по организации экстрадиции в Россию лиц, совершивших преступления террористического характера, ибо эти лица осведомлены о некоторых источниках и каналах финансирования терроризма.

6. Важно международное сотрудничество по борьбе с терроризмом и его финансированием. В п. 261 Глобального обзора осуществления государствами-членами резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности (на 01.05.2011), в частности, указано о том, что «…Резолюция 1373 (2001) ООН также требует, чтобы государства предотвращали и пресекали финансирование террористических актов. Одним из методов этого является осуществление контроля за незаконным перемещением через границы наличности и оборотных платежных документов. Однако эффективное  обнаружение и предотвращение на границе часто не реализуется в силу недостаточного  применения показателей риска и критериев определения объектов; отсутствия обмена  информацией и сотрудничества между сотрудниками таможенных, правоохранительных и иммиграционных ведомств и групп финансовой разведки; и отсутствия специально выделенных людских и материальных ресурсов…»(2).


(1) Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Дата первой официальной публикации: 08.04.2011. Опубликовано: в РГ – Федеральный выпуск № 5451 от 08.04.2011. Вступает в силу 01.07.2011. Принят Государственной Думой 25.03.2011. Одобрен Советом Федерации 30.03.2011. Согласно ст. 2 «Задачи административного надзора»: административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Лица, осужденные за преступления террористического характера и отбывшие срок наказания, должны находиться под административным надзором.
(2) Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом от 17.08.2011 на имя Генерального секретаря Организация Объединенных Наций S/2011/463. Совет Безопасности. Distr.: General. 1 September 2011: «В соответствии с резолюцией 1963 (2010) Совета Безопасности Исполнительным директоратом  Контртеррористического комитета на основе информации, имевшейся в его распоряжении по состоянию на май 2011 г., представлен обновленный глобальный обзор осуществления резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности». Глобальный обзор осуществления государствами-членами резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Пункт 261. URL: http://translate.google.ru/translate?hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http://www.aspn.gov.me/ResourceManager/FileDownload.aspx%3FrId%3D86893%26rType%3D2. (дата обращения: 13.11.2011). «Имеются инструктивные материалы для оказания содействия в применении эффективных методов. Примечательными в этом отношении являются  подготовленный Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег документ о передовой практике в деле обнаружения и предотвращения незаконной трансграничной перевозки наличности и оборотных платежных документов и разработанные ВТАО (Всемирной таможенной организацией) руководящие принципы обеспечения исполнения положений о борьбе с  отмыванием денег и финансированием терроризма».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А. Успех выявления и расследования террористических преступлений (в том числе связанных с финансированием терроризма) во многом предопределяется эффективностью взаимодействия и координации действий прокуратуры, следователями следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации (СУ СК) и субъектов ОРД не только на стадии возбуждения уголовного дела, а также на стадии досудебного производства, рассмотрения уголовного дела в суде и вынесения приговора, в местах лишения свободы, вплоть до освобождения осужденного за преступление террористического характера из мест лишения свободы.

Это необходимо закрепить в совместных ведомственных приказах.

В период служебной командировки работников НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 16 по 29 мая 2011 г. было организовано и проведено анкетирование сотрудников правоохранительных органов и спецслужб Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Республики Дагестан по актуальным вопросам борьбы с финансированием терроризма (БФТ). Всего обработано 235 анкет на 30.06.20111.В ходе анкетирования по проблемам борьбы с финансированием терроризма сотрудников прокуратуры, МВД, Управления ФСБ, студентов в Республике Ингушетия 178 (75,7%)2 респондентов, в Чеченской Республике – 44 (18,7%)3, в Республике Дагестан – 13 (5,5%)4, всего 235 респондентов, были получены интересные результаты, свидетельствующие о том, что в целях оптимизации борьбы с терроризмом и его финансированием необходимо:
1. Внести изменения в федеральные законы «Об ОРД», УПК Российской Федерации в целях активизации борьбы с финансированием терроризма: перепроверенные данные, полученные в результате ОРД, должны стать одним из доказательств – 118 (53,6%) респондентов, признание результатов оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности относимыми и допустимыми доказательствами по делу – 113 (51,4%), иное мнение высказали 19 (8,6%) респондентов.

Наемники и эмиссары международных террористических организаций являются одним из каналов финансирования терроризма. В целях оптимизации БФТ следует упорядочить доступ к задержанным наемникам и эмиссарам международных террористических организаций (МТО), документам наемников-финансистов и другим сведениям оперативных подразделений правоохранительных органов и спецслужб по борьбе с финансированием терроризма (БФТ), уполномоченных прокуроров и следователей СУ СК, имеющих соответствующую форму допуска.

2. Респонденты пришли к выводу о том, что должны расследовать большинство уголовных дел, связанных с финансированием терроризма: следователи Следственной


(1) Обобщение анкет БФТ произвела младший научный сотрудник отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, юрист I класса В.И. Ефимова.
(2) Отдел ФСИН (Ингушетия респ.) –10 (4,3%), УФСКН по Ингушетии респ. – 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на –6 (2,6%), Джейрахская прокуратура – 2 (0,9), прокуратура г. Карабулак –5 (2,1%), аппарат прокуратуры (Ингушетия респ.) –22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на – 6 (2,6%), ОМОН МВД (Ингушетия респ.) – 12 (5,1%), ВОГ МВД РФ в респ. Ингушетия – 8 (3,4%), ФКПП «Кавказ» (Ингушетия респ.) – 14 (6,0%), УФСБ (Ингушетия респ.) – 42 (17,9%), пограничное управление УФСБ по Ингушетии респ. – 24 (10,2%), Совет безопасности (Ингушетия респ.) – 5 (2,1%), военный следственный отдел (Ингушетия респ.) – 5 (2,1%), военная прокуратура Ингушетии респ. – 6 (2,6%). (3) Аппарат прокуратуры (Чеченская респ.), гор. (рай) прокуроры – 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозный (Чеченская респ.) – 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Чеченская респ.) – 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Чеченская респ.) – 3 (1,3%). (4) Студенты (Респ. Дагестан) – 13 (5,5%).


службы ФСБ России – 117 (50,2%), совместные следственно-оперативные группы (СОГ) – 95 (40,8%), следователи Следственного Комитета РФ – 57 (24,5%) следователи Следственного комитета МВД России – 16 (6,9%), иное – 5 (2,1%).

3. Большинство экспертов пришли к выводу о том, что публикация «Борьба с финансированием терроризма. Криминологический аспект» (БФТ КА), содержащая обобщенные сведения по борьбе с терроризмом в России и за границей, имеющая 7 разделов, поможет им в их профессиональной деятельности(1). Да, поможет – ответили 108 (49,1%) респондентов, частично поможет – 75 (34,1%), нет, не интересно – 20 (9,1%), иное – 17 (7,7%).

4. О необходимости создания специальных подразделений внутри следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по расследованию только террористических преступлений и их финансирования с оформлением соответствующей формы допуска, с безусловным освобождением от расследования других уголовных дел в регионах с высокой террористической активностью: СКФО, ЮФО согласились 165 (71,7%), сказали «нет» – 61 (26,5%), иное – 4 (1,7%).

5. В прокуратуре Чеченской Республики в период контртеррористической операции ежегодно издавались десятки указаний, обзорных писем, обобщений по вопросам борьбы с терроризмом, расследования террористических преступлений, в том числе финансирования терроризма, а также по организации осмотра места происшествий, борьбы со «смертниками», антитеррористической укрепленности объектов, координации и взаимодействию с военной прокуратурой ОГВс (ВП ОГВс), военной комендатурой Чеченской Республики (ВК ЧР), УФСБ РФ по ЧР, поиску похищенных и без вести пропавших лиц. Была создана и реализуется Комплексная программа по борьбе с похищениями человека и розыску пропавших лиц. Этот опыт имеет непреходящий характер, ибо основан на расследовании конкретных, многоэпизодных уголовных дел террористического характера с реальными фигурантами. Электронная база этих указаний, обзоров, обобщений, информационных писем составляет не менее 50 листов. Большинство экспертов (156, или 72,2%, респондентов) пришли к выводу о том, что им необходима для изучения эта база данных прокуратуры Чеченской Республики(2)

Б. Каждый правоохранительный орган и субъекты ОРД региона (субъекта Российской Федерации) должны создавать и иметь свои схемы финансирования терроризма, основанные на полученных данных при расследовании уголовных дел, реализации оперативной информации, радиоперехватов, сообщений агентуры и т. д.

Важен обмен этой информацией между правоохранительными органами и спецслужбами России в режиме реального времени. Как правило, указанная информация концентрируется в управлениях ФСБ России по субъектам СКФО и Управлении регистрации архивных фондов (УРАФ) ФСБ России, НЦБ Интерпола МВД России, Антитеррористическом центре (АТЦ) СНГ.


(1) Содержание БФТ КА. 1. Некоммерческие организации и финансирование терроризма. 2. Проблемы совершенствования ответственности за финансирование терроризма. 3. Роль правоохранительных органов и спецслужб России в борьбе с финансированием терроризма в Северо-Кавказском регионе. 4. Проблемы предупреждения финансирования терроризма в Северо-Кавказском регионе. 5. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы противодействия финансированию терроризма. 6. Проблемы развития сотрудничества на международном уровне в борьбе с финансированием терроризма и роль целевой группы ООН по осуществлению контртеррористических операций (ЦГОКМ). 7. Денежные переводы из-за границы как один из внешних каналов финансирования терроризма и проблемы их перекрытия.
(2) На вопрос о том, необходима ли вам для изучения эта база данных прокуратуры Чеченской Республики, респонденты ответили: да – 156 (72,2%), нет – 43 (19,9%), иное – 17 (7,9%).


В. Предоставление следователям специальных следственных подразделений СУ СК Российской Федерации, расследующим преступления террористического характера (в том числе финансирования терроризма), необходимой оперативной базы данных по финансированию терроризма как из центрального аппарата ФСБ России (УРАФ), отделов регистрации архивных фондов Управлений ФСБ по субъектам Российской Федерации, Национального антитеррористического комитета (НАК), так и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества, Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ.

Г. Борьба с терроризмом и его финансированием носит транснациональный характер, выходит за пределы одного-двух государств (отсюда терминология: борьба с мировым терроризмом, борьба с международным финансированием терроризма и т. д.) и наиболее эффективна при надлежащем уровне координации и взаимодействия всех правоохранительных органов и спецслужб России (всех субъектов ОРД), в первую очередь для получения упреждающей информации в результате проведения разведывательных, контрразведывательных и оперативно-розыскных мероприятий (1).

Эффективность борьбы с терроризмом и его финансированием существенно возрастает в случае задействования потенциала стратегической и агентурной разведки Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (ГРУ ГШ ВС РФ) и Службы внешней разведки (СВР), что особенно четко проявилось в ходе проведения контртеррористической операции (КТО) на Северном Кавказе. Основным направлением деятельности Службы внешней разведки является своевременное выявление угроз национальной безопасности России (2).

Всем следователям и сотрудникам оперативных подразделений, причастным к расследованию и оперативному сопровождению по делам, связанным с преступлениями террористического характера и их финансированием, важно знать и понимать, что терроризм – это акты, методы и практика; в основе мотивации руководителей организованных преступных формирований (ОПФ), международных террористических организаций и финансовых спонсоров за границей лежат в первую очередь экономические интересы, борьба за власть, экономическое и политическое доминирование в регионах, где большие запасы полезных ископаемых (нефть, газ, золото, лес, руда, пресная вода и т. д.).

Поэтому изучение и знание причинного комплекса международной террористической деятельности, финансирования терроризма вооружает следователя и оперативного работника новым знанием, новыми тактическими приемами, позволяющими более рационально и целенаправленно производить сбор доказательств по конкретному уголовному делу террористического характера.

Научные исследования в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по решению проблем БФТ продолжаются.


(1) Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями от 18.07.1997, 21.07.1998, 05.01.1999, 30.12.1999, 20.03.2001, 10.01.2003, 30.06.2003, 29.06.2004, 22.08.2004, 02.12.2005, 24.07.2007, 29.04.2008, 22, 25, 26.12.2008, 28.12.2010).
(2) СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях: обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации. http://svr.gov.ru/. 03.12.2011.


Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы