Проблемы обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах России и прокурорский надзор



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №1 год - 2013


Паненков А.А.,
с. н. с. отдела проблем борьбы с организованной
преступностью, терроризмом и экстремизмом
НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ,
старший советник юстиции

По данным Национального контртеррористического центра (NCTC) США, в 2011 г. было совершено 10 283 террористических нападения, приведших к 43 990 жертвам из 70 стран. Число людей, погибших от рук террористов в 2011 г., составило 12 533, что на 12% меньше по сравнению с 13 193 смертями, о которых сообщалось в 2010 г., и почти на 29% меньше по сравнению с 22 720 смертями в 2007 г. Снижение числа погибших в результате терактов началось после 2005 г., и с тех пор оно носит устойчивый характер, указывается в докладе(1).

Следует отметить эффективность деятельности спецслужб и правоохранительных органов США по предотвращению терактов на транспортной инфраструктуре после 11 сентября 2001 г. «… В 2002-м планировалась атака лайнера на башню Свободы в ЛосАнджелесе. В 2006-м были арестованы исламисты, собиравшиеся взорвать тоннель Холланд под Гудзоном и один из нью-йоркских мостов, что повлекло бы за собой сотни жертв и транспортный коллапс. В 2011-м удалось предотвратить потенциальный мегатеракт в аэропорту Кеннеди – диверсанты собирались взорвать топливопровод, проходящий в значительной части под жилыми кварталами, и резервуары с горючим (учитывая, что дневной расход топлива в крупных аэропортах измеряется тысячами тонн, эффект мог быть действительно разрушительным).


(1) Келлерхалс М.Д. Сотрудник IIP. 1 августа 2012 г. Число террористических актов в мире снизилось в 2011 г. на 12%.iipdigital.usembassy.gov/st/russian/article/2012/08/20120801117213.html#axzz22O8B6vva 02.08.2012.


В том же году арестовали терро-риста, собиравшегося атаковать Капитолий с помощью начиненного взрывчаткой дистанционно управляемого самолета…»(1).

Одной из особенностей организованной террористической деятельности в мире является участие в ней, в том числе, граждан России. «Власти Испании объявили об аресте на территории страны трех боевиков «Аль-Каиды», подозреваемых в подготовке крупного теракта в одном из европейских государств. Сообщается, что двое из арестованных – граждане России, а как минимум один из них – уроженец Чечни. По одной из версий, при совершении терактов исламисты планировали использовать спортивный самолет или сверхлегкий летательный аппарат…»(2). Таким образом, транспорт продолжает оставаться объектом террористических устремлений и угроз террористов, планирующих организацию массовых жертв.

Ответ на извечный русский вопрос «Что делать?» можно частично найти в Глобальном обзоре осуществления государствами-членами резолюции 1624 (2005) Совета Безопасности, утвержденном Комитетом 30 декабря 2011 г., а именно:
1. «… Африканский исследовательский центр по вопросам терроризма сообщил Исполнительному директорату о нескольких африканских программах по дерадикализации и изменению взглядов лиц, причастных к террористической деятельности.

Некоторые из таких программ вполне можно рассматривать в качестве передовых в этой области… Центр отметил, что некоторые африканские государства используют для решения этой проблемы двуединый подход, предполагающий меры оперативного характера (на базе сбора разведывательных данных и наблюдения), с одной стороны, и работу с населением (на базе тесного взаимодействия местных властей с религиозными лидерами и представителями интеллигенции) – с другой. Центр признал, что для успеха этих мер необходимы значительные усилия, терпение и понимание…»(3).


(1) Пожидаев Е. Мегатеракты: США породили монстра. rosbalt.ru/main/2012/09/29/1040051.html. 05.10.2012.
(2) Тарасенко П. «Аль-Каида» опять нацелилась на Испанию. «Коммерсантъ-OnlineA, 02.08.2012 // 13:50. Боевики из Чечни и Турции готовили взрывы на юге Европы.  kommersant.ru/doc/1993585/print. 03.08.2012. «...Вместе с тем на условиях анонимности источники в полиции рассказывают, что задержанные — граждане России, а как минимум один из них уроженец Чечни. По некоторым данным, последний в свое время служил в российском спецназе, где был специалистом в области взрывчатых и отравляющих веществ… Сообщается также, что ранее арестованные прошли подготовку в террористических лагерях в Пакистане в 2004 году. Испания подверглась крупнейшей атаке «Аль-Каиды» на территории Европы. 11 марта в пригородных электропоездах прогремели четыре взрыва, в которых погиб 191 человек. Ранения получили еще 2050 испанцев и граждан других стран…».
(3) Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, от 6 января 2012 г. на имя Председателя Совета Безопасности. Глобальный обзор осуществления государствами-членами резолюции 1624 (2005) Совета Безопасности. В этой связи настоящим я с удовлетворением представляю на рассмотрение Совета глобальный обзор осуществления государствами-членами резолюции 1624 (2005) Совета Безопасности, утвержденный Комитетом 30 декабря 2011 г. Этот обзор был подготовлен Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета на основе информации, имевшейся в его распоряжении по состоянию на октябрь 2011 г. В обзоре представлена оценка осуществления резолюции 1624 (2005) в регионах и субрегионах и изложены выводы в отношении хода осуществления резолюции в основных тематических областях. Обзор содержит оценку изменения в рисках и угрозах и их воздействие на процесс осуществления государствами-членами резолюции 1624 (2005). В нем также выявлены слабые места в процессе осуществления и предложены новые практические пути выполнения резолюции. (Подпись) Хардип Сингх Пури Председатель Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом. Организация Объединенных Наций S/2012/16. Совет Безопасности. Distr.: General 9 January 2012. Russian Original: English 12-20368 (R) 310112 150212. *1220368*. Обзор был составлен с использованием информации, полученной из нескольких источников. Отчасти он основывается на докладах, представленных государствами-членами Контртеррористическому комитету во исполнение пункта 5 резолюции 1624 (2005), в котором все государства призывают сообщать о мерах, принимаемых ими в целях осуществления резолюции. По состоянию на 31 октября 2011 г. доклады о своей деятельности по осуществлению резолюции представили 113 государств. В обзоре также использована дополнительная информация, представленная 35 государствами в ответ на просьбу Председателя Комитета от 27 мая 2011 г., обращенную к государствам, ранее представившим доклады. Исполнительный директорат выражает признательность государствам, представившим такую информацию (п. 4). daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/203/68/PDF/N1220368.pdf?OpenElement. 07.07.2012. «Центр выразил обеспокоенность в отношении лиц, которые, уехав для учебы за рубеж, оказались под властью радикальных идей и возвратились на родину, чтобы проповедовать нетерпимость. Некоторые государства пытаются решить эту проблему путем диалога с потенциальными террористами с тем, чтобы убедить их отказаться от своих взглядов в рамках интеллектуального взаимодействия».


2. «… Азиатские государства предприняли многочисленные инициативы для укрепления безопасности своих границ, в том числе за счет введения более тщательной процедуры проверки пассажиров на воздушном и морском транспорте; внедрения систем идентификации биометрических данных и других элементов повышения степени надежности документов, удостоверяющих личность; а также осуществления программ по разработке интегрированных и автоматизированных систем регистрации и мониторинга иностранных граждан…»(1).

3. «По мнению многих государств, подстрекательство к совершению террористических актов по-прежнему представляет серьезную угрозу практически во всем мире, хотя и в разной степени. Стремительное развитие коммуникационных технологий, с одной стороны, осложнило задачу эффективного осуществления резолюции 1624 (2005), а с другой – открыло новые возможности. Проблема подстрекательства носит комплексный характер и требует дальнейшего изучения на правительственном и неправительственном уровнях… Несмотря на то что подобные подходы
могут применяться на относительно гибкой основе, они в любом случае должны соответствовать обязательствам государств по международному праву, в том числе обязательству соблюдать право на свободу убеждений»(2).

4. «Значительные ресурсы были инвестированы во всем мире в инициативы, направленные на расширение диалога и улучшение взаимопонимания между цивилизациями, а также на противодействие подстрекательству, мотивированному экстремизмом и нетерпимостью. Подобные инициативы должны приветствоваться, поскольку они, по всей видимости, помогли повысить осведомленность, прийти к общему пониманию и несколько снизить риск и угрозу подстрекательства»(3).

5. «Исходя из настоящего обзора, государствам-членам рекомендуется:
– продолжать разрабатывать инициативы в области запрещения и предотвращения подстрекательства, выявления наиболее эффективной практики и обмена информацией с учетом необходимости обеспечить соответствие всех мер с их международно-правовыми обязательствами, в том числе обязательствами в сфере прав человека;


(1) Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, от 6 января 2012 г. на имя Председателя Совета Безопасности. Глобальный обзор осуществления государствами-членами резолюции 1624 (2005) Совета Безопасности. daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/203/68/PDF/N1220368.pdf?OpenElement. 07.07.2012.
(2) Предстоит еще гораздо больше узнать о конкретной взаимосвязи между подстрекательством и совершением актов насилия, о том, как различаются онлайн- и оффлайн-последствия  подстрекательства, и о том, какие точки доступа наиболее эффективны с точки зрения  предотвращения подстрекательства. В соответствии с резолюцией государства продолжают принимать различные подходы к запрещению и предотвращению подстрекательства.
(3) Для решения проблемы подстрекательства к совершению террористических актов необходимо будет дальнейшее принятие мер в указанных сферах. В целом укрепление международного сотрудничества и обмена информацией и разработка всеобъемлющих и комплексных национальных мер реагирования могут служить одним из наиболее эффективных способов предотвращения подстрекательства и борьбы с ним. Государствам может потребоваться техническая помощь в подготовке законопроектов или в подготовке и повышении осведомленности по различным стратегиям. В связи с этим Комитету и Исполнительному директорату следует продолжать выполнять функции координаторов технической помощи.


– укреплять политику и программы в области расширения диалога и улучшения взаимопонимания между цивилизациями как одного из ключевых элементов эффективной стратегии борьбы с подстрекательством;
– рассмотреть возможность включения мер по осуществлению резолюции 1624 (2005) во всеобъемлющие и комплексные национальные стратегии борьбы с терроризмом, которые предусматривают соответствующие функции для местных общин, частного сектора, гражданского общества, средств массовой информации и других субъектов»(1).

В первой половине 2012 г. удельный вес преступлений террористической направленности в структуре преступности составлял всего 0,0311% (первая половина 2011 г. – 0,297%), но общественная опасность их оставалась очень велика. Количество зарегистрированных преступлений террористической направленности всего по России в январе–июне 2012 г. составило 363 преступления, снижение на 1,9% к АППГ (в первой половине 2011 г. выросло на 28,9%, первая половина 2010 г. – 287, первая половина 2011 г. – 370).

В январе–июне 2012 г. снизилось количество предварительно расследованных дел – 227 (–5,4%)(2) (в перой половине 2011 г. выросло количество предварительно расследованных дел – 240 (+21,2%), направленных в суд – 135 (+5,5%) (в первой половине 2011 г. направленных в суд – 128 (+4,9%), но в то же время возросло количество приостановленных уголовных дел – 135 (+5,5%). Поскольку причинные комплексы терроризма в СКФО полностью нейтрализовать не удалось, то 15 террористических актов было зарегистрировано в России в январе – июне 2012 г.: ЦФО – 0 (предварительно расследовано 1 преступление в Орловской области), СКФО – 3 (–62,5%)(3), ПФО – 1 (–66,7%)(4), СЗФО – 0, УФО – 0, СФО – 0, ДФО – 1 (–)(5). 3 июля 2012 г. в Махачкале прошло тридцать четвертое заседание Национального антитеррористического комитета под руководством директора ФСБ России Александра Бортникова, который, в частности, сказал следующее: «… Безусловно, наряду с прицельными силовыми операциями по нейтрализациипреступной деятельности бандгрупп и их главарей, приоритетным направлением в сфере противодействия терроризму остается целенаправленная профилактическая работа, ключевую роль в организации которой призваны играть антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации, а также аналогичные комиссии на муниципальном уровне». Решающим фактором в сфере профилактики угроз терроризма он назвал комплексную наступательную работу, направленную на устранение причин и условий, способствующих формированию пособнической базы террористов, пополнению бандподполья за счет рекрутирования молодежи, распространению идеологии терроризма… Он также отметил исключительное значение для многих регионов страны начавшегося внутриконфессионального диалога между приверженцами различных направлений в исламе, представителями мусульманского духовенства, уважаемыми в обще


(1) Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, от 6 января 2012 г. на имя Председателя Совета Безопасности. Глобальный обзор осуществления государствами-членами резолюции 1624 (2005) Совета Безопасности. daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/203/68/PDF/N1220368.pdf?OpenElement. 07.07.2012. VI. Выводы и рекомендации. пп. 118–120.
(2) Раздел 1. Сведения о преступлениях террористического характера и экстремистской направленности. Январь–июнь 2012. Ф.282 Кн.5, лист 3. ГИАЦ МВД России.
(3) СКФО – 3 (Ставропольский край (–50%), Республика Дагестан (–80%), Чеченская Республика (–0,0%).
(4) ПФО – 1 (Республика Татарстан).
(5) ДФО – 1: Приморский край.


стве людьми, старейшинами, религиозными авторитетами… Не менее важным приоритетом в профилактической работе остается обеспечение безопасности наиболее уязвимых в террористическом отношении объектов жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей(1).

Недофинансирование программ безопасности является одной из причин преступлений террористической направленности на транспорте. Поэтому задачами прокурорского надзора является осуществление надзора за исполнением бюджетного законодательства, предупреждение финансовых нарушений, нецелевого использования средств.

Для уяснения проблемы безопасности необходимо выяснить, что сделано, какие имеются проблемы, и наметить пути решения этих проблем. В период 2009–2011 гг. в Южном транспортном регионе зарегистрировано 35 фактов минирования и подрывов железнодорожной транспортной инфраструктуры. Почти все они совершены на территории Республики Дагестан. По всем фактам возбуждены уголовные дела. В 2011 г. удалось раскрыть 8 преступлений террористической направленности.

В зоне ответственности Управления транспорта (УТ) во всех аэропортах для ежесуточного контроля пассажиропотока сформировано 5 рубежей защиты, организован стопроцентный досмотр на входах в аэровокзальные комплексы. Дополнительные меры безопасности приняты на Махачкалинском участке СКЖД: решен вопрос о прохождении поездов по участку Махачкалинского отделения СКЖД в светлое время суток, перед началом движения организовано прохождение локомотива с балластом, обеспечено сопровождение всех пассажирских поездов.

УТ была проведена проверка международного аэропорта «Грозный», и там выявлен ряд недостатков. Так, не в полном объеме были выполнены положения приказов Министерства транспорта Российской федерации от 28 ноября 2005 г. (ред. от 31.01.2008) № 142, которым были утверждены федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», и от 25 июля 2007 г. (посл. ред. от 16.04.2012) № 104, утвердившего Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров. Управление потребовало: предусмотреть
наличие пункта (зоны) послеполетного досмотра, помещения (кабины) для проведения личного (индивидуального) досмотра, специальную зону, оснащенную локализаторами взрывных устройств, оборудовать помещения (пункты) досмотра тревожной сигнализацией, телефонной связью, в том числе прямой связью с дежурной частью ЛОП в а/п «Грозный», привести в соответствие с установленными требованиями помещения для оформления оружия, боеприпасов и спецсредств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета воздушного
судна, пересмотреть порядок допуска автотранспорта через КПП № 3 аэропорта «Грозный», находящегося под контролем сотрудников авиационной безопасности, в части недопущения эксплуатации автомобилей (не зарегистрированных в установленном порядке) в контролируемой зоне аэропорта.

На постоянной основе проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Условный нарушитель» с использованием имитатора взрывного устройства, комиссионных обследований объектов транспорта (в первом полугодии 2012 г. на железнодорожном транспорте проведено 80 обследований, на воздушном транспорте – 27, морском – 13), в ходе которых выявлены существенные недостатки в обеспечении транспортной безопасности, главным образом на объектах железнодорожного транспорта, внесены представления.


(1) Гамзатова В. 3 июля 2012 г. 15:46. 3 июля в Махачкале проходит тридцать четвертое заседание Национального антитеррористического комитета под руководством его председателя, директора ФСБ России Александра Бортникова. iadagestan.ru/news/2012/7/3/138765/. 04.07.2012.


Проводится проверка лиц из числа работников транспорта по имеющимся оперативным учетам, осуществлено 46 контрольных проносов имитаторов взрывного устройства на объекты транспорта, проводится ежечасный мониторинг пассажиропотока с целью выявления лиц, находящихся в федеральном, местном розыске, а также граждан, представляющих оперативный интерес, стоящих на сторожевом контроле ПТК «Розыск-Магистраль».

В рамках проведенной реформы в системе МВД России уменьшилась штатная численность сотрудников УТ МВД России по ЮФО на 12,5%, что негативно сказывается на выполнении организационно-профилактических мероприятий. Необходима установка на вокзалах не только металлоискателей, но и дополнительных средств объективного контроля: интроскопов, газоанализаторов, дозиметров и т. п.

В целях улучшения антитеррористической укрепленности объектов транспорта необходимо установить на территориях вокзальных комплексов, станций системы видеонаблюдения в виде поворотных цветных камер с большой разрешающей способностью с целью идентификации человека и транспорта по изображению, с глубиной записи не менее 1 месяца на основе программного обеспечения «Интеллект», с выводом изображения с видеокамер на мониторы дежурных частей соответствующих линейных подразделений, обеспечивающих охрану вокзальных комплексов.

Общей проблемой обеспечения безопасности на транспортной инфраструктуре является недофинансирование хозяйствующими субъектами необходимых мероприятий. Поэтому следует обратить внимание прокуроров на необходимость шире использовать полномочия прокуроров по обращению в суд с исками о понуждении ответчиков выделить необходимые денежные средства для повышения уровня безопасности.

Важно анализировать причины и условия, способствовавшие совершению террористических актов на транспорте, для выработки дополнительной системы борьбы с ними, проводить научно-практические семинары, «круглые столы», конференции, посвященные совершенствованию транспортной безопасности. Исследователи этой проблемы из НИИ Академии Генеральной прокуратуры России обоснованно подробно проанализировали причины и условия резонансного террористического акта 24 января 2011 г. в аэропорту Домодедово, повлекшего массовую гибель и ранения мирных граждан, и пришли к выводу о том, что одним из условий, безусловно, явилось то, что основная часть средств, выделенных на обеспечение антитеррористической защиты на транспорте, вообще не была освоена в 2011 г., по нецелевому назначению было использовано 230 млрд руб., а также несовершенство действующего законодательства. Правильно обращено внимание не только на необходимость обеспечения транспортной безопасности, но и на обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе в связи с гибелью платформы Кольская в декабре 2011 г., повлекшей гибель 53 лиц(1).


(1) В Ростове-на-Дону 17 мая 2012 г. состоялась научно-практическая конференция на тему «Проблемы обеспечения безопасности на транспорте и задачи прокурорского надзора», по результатам которой издан сборник выступлений, представляющий интерес для практических и научных работников. В указанном сборнике есть статья д. ю. н. Т.А. Дикановой «Некоторые актуальные вопросы надзора транспортных прокуроров за исполнением законодательства о безопасности на транспорте», НИИ Академии ГП РФ.


Правильно обращено внимание на самый низкий коэффициент преступности, например, в Республике Ингушетия (32,8 на 100 тыс. населения), высокую латентность и совершенно иную структуру преступности, отличную от общероссийской: незаконный оборот наркотиков, оружия, преступления экономической направленности. Обоснованно акцентировано внимание на низкой эффективности борьбы с высокоорганизованными формами преступности(1).

Таким образом, на территории России, по данным ГИАЦ МВД России, зарегистрировано 5 преступлений по ст. 205 УК РФ (–64,3%), предварительно расследовано 5 (–16,7%), направлено в суд с обвинительным заключением 5 (+150%)(2). На транспорте России зарегистрировано 10 (+400%) преступлений по ст. 205 УК РФ, предварительно расследовано 1, в суд уголовные дела не направлялись, впервые приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УК РФ – 4 преступления (темпы прироста к АППГ +100%)(3).

Всего по России, по данным ГИАЦ МВД России, зарегистрировано 15 преступлений по ст. 205 УК РФ (–6,3%), предварительно расследовано 6 (0,0%), направлены в суд с обвинительным заключением 5 (+150%), или 83,3% от числа расследованных, приостановлено впервые по п. 1 ч. 1 ст. 208 УК РФ – 4 преступления (темпы прироста к АППГ +100%)(4).

Таким образом, за январь–июнь 2012 г. на транспорте России было зарегистрировано в 2 раза больше преступлений по ст. 205 УК РФ, чем на территории России за АППГ, т. е. имеются основания говорить о том, что «началась рельсовая война» террористов или атака террористов на транспортную инфраструктуру.

Террористическая активность на транспорте в первой половине 2012 г. в СКФО объясняется следующим причинным комплексом:
1. Слабая антитеррористическая защищенность транспортной инфраструктуры в СКФО и ЮФО, особенно в Республике Дагестан.
2. Относительная доступность и привлекательность именно объектов транспорта для организаторов террористической деятельности, ибо значительные людские и материальные потери имеют место при реализации преступного замысла на совершение террористического акта участниками организованных преступных формирований (ОПФ) террористической направленности, структурно входящих в «Кавказский эмират» Д. Умарова.
3. Необходимость отчитаться перед зарубежными финансовыми спонсорами о борьбе за создание эфемерного «Всемирного исламского халифата».
4. Активизация деятельности спецслужб и правоохранительных органов России в СКФО, особенно в Республике Дагестан, по выявлению лидеров и активных участников ОПФ, предложению им сдаться, привлечению к переговорному процессу близких родственников и в случае ожесточенного вооруженного сопротивления – нейтрализация.


(1) В указанном сборнике также есть статья д. ю. н. В.В. Меркурьева, НИИ Академии ГП РФ.
(2) Ф. 494 КН. 22 за январь–июнь 2012 г. Террористический акт ст. 205 УК РФ. ГИАЦ МВД России. – Л. 81–83.
(3) Ф. 494 КН. 22 за январь–июнь 2012 г. Террористический акт ст. 205 УК РФ. ГИАЦ МВД России. – Л. 83.
(4) Ф. 494 КН. 22 за январь–июнь 2012 г. Террористический акт ст. 205 УК РФ. ГИАЦ МВД России. – Л. 83.


5. Значительное число подготовленных участников ОПФ, владеющих профессионально минно-взрывной подготовкой, полученной как за рубежом, так и в России.
6. Руководство террористической деятельностью в России, наряду с Д. Умаровым и другими преступными лидерами «Кавказского эмирата», лидеров международных террористических организаций и наемников, через которых именно и идет внешнее финансирование организованной террористической деятельности.
7. Посягательства на объекты транспортной инфраструктуры являются только частью преступного плана, реализуемого лидерами международных террористических организаций совместно с Д. Умаровым, главной целью которого является разрушение территориальной целостности России, создание «Всемирного исламского халифата», т. е. посягательство на федеральную безопасность Российской Федерации, ее федеративное устройство.

Таким образом, из 363 (первая половина 2011 г. из 370) зарегистрированных преступлений террористической направленности в первой половине 2012 г. совершены на территории России – 352 (первая половина 2011 г. – 364 (+30,9%), на транспорте России – 11 преступлений (в первой половине – 6 (–33,3%)(1). По мнению директора ФСБ России А.В. Бортникова, «…не менее важным приоритетом в профилактической работе остается обеспечение безопасности  наиболее уязвимых в террористическом отношении объектов жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей…»(2).

Опираясь на анализ статистики, американский исследователь Аарон Клозе и его швейцарский коллега Райан Вудард пришли к выводу, что вероятность повторения события, аналогичного 11 сентября 2001 г.(3), в ближайшие десять лет составляет до 50%(4).


(1) В 1 половине 2011 г. приостановлено 2 (–50%) дела на транспорте. В первой половине 2011 г. Удельный вес преступлений террористической направленности в структуре преступности составлял всего 0,297%, но общественная опасность их оставалась очень велика. Количество преступлений террористической направленности в январе–июне 2011 г. выросло на 28,9% (первая половина 2010 г. – 287, первая половина 2011 года – 370). В первой половине 2011 г. выросло количество предварительно расследованных дел – 240 (+21,2%), направленных в суд – 128 (+4,9%), но в то же время возросло количество приостановленных уголовных дел – 51 (+21,4%). Увеличение зарегистрированных преступлений террористической направленности в первом  полугодии 2011 г. было обусловлено проявлением террористической активности членов  организованных преступных формирований, высокой степенью организации и конспирации при подготовке террористических атак, дальнейшим финансированием организованной террористической деятельности из внешних и внутренних источников, с одной стороны, повышением требовательности со стороны Президента Российской Федерации к правоохранительным органам и спецслужбам в целях качественного улучшения борьбы с непримиримыми и активными участниками организованных преступных формирований, включая «террористов-смертников», а также повышением активности и ростом профессионализма сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, с другой стороны. Таким образом, из 370 зарегистрированных преступлений террористической направленности в первой половине 2011 г. совершены на территории России – 364 (+30,9%), на транспорте России – 6 (–33,3%) преступлений.
(2) Гамзатова В. 3 июля 2012 г. 15:46. 3 июля в Махачкале проходит тридцать четвертое  заседание Национального антитеррористического комитета под руководством его председателя, директора ФСБ России Александра Бортникова. riadagestan.ru/news/2012/7/3/138765/. 04.07.2012.
(3) Мегатеракт 11 сентября 2001 г. был, безусловно, самой эффективной террористической атакой в истории человечества: число погибших составило 2977 человек, прямой ущерб – 55 млрд долл. Еще в 123 млрд долл. оцениваются экономические последствия теракта. А астрономически выросшие расходы на безопасность увеличили общие финансовые потери американцев в разы. rosbalt.ru/main/2012/09/29/1040051.html. 05.10.2012.
(4) Пожидаев Е. Мегатеракты: США породили монстра. rosbalt.ru/main/2012/09/29/1040051.html. 05.10.2012.


В целях предупреждения совершения террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры стали более широко использоваться «системы дистанционного контроля эмоций пассажиров». Эту весьма необычную технологию по борьбе с террористами и потенциальными преступниками испытывают в столичном метро. На одной из станций в центре Москвы установили видеосистему, которая способна вычислить в потоке пассажиров людей, ведущих себя беспокойно или настроенных агрессивно. Служба безопасности столичной подземки хотя и считает систему полезной, однако предлагает создателям ее доработать с учетом большого пассажиропотока. Высокотехнологичная система уже полгода тестируется на станции «Охотный Ряд»(1).

Профилактика террористических угроз на транспорте находится в центре внимания российских спецслужб. 9 октября 2012 г. в Москве было проведено тридцать шестое заседание Национального антитеррористического комитета под руководством председателя НАК, директора ФСБ России генерала армии А.В. Бортникова. Председатель НАК довел до участников заседания информацию
об итогах состоявшегося 3–4 октября XI Совещания руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств – партнеров ФСБ России. Участники Совещания, представляющие 65 стран и 4 международные организации, дали всестороннюю оценку состояния обстановки в области противодействия международному терроризму и определили приоритетные направления многостороннего сотрудничества на ближайшую перспективу.

Председатель Комитета подчеркнул, что вопросы безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры стоят на особом контроле у руководства страны и Национального антитеррористического комитета. Участники заседания обсудили вопрос «О ходе реализации мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» в части, касающейся принятия мер по укреплению антитеррористической защищенности объектов воздушного транспорта. В ходе рассмотрения данной проблемы
подчеркнуто, что федеральными органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, органами безопасности и силами правопорядка реализуется комплекс организационных, правовых, инженерно-технических и оперативных мер, направленных на защиту населения от террористических угроз. Состояние антитеррористической защищенности объектов воздушного транспорта изучалось и оценивалось антитеррористическими комиссиями в 68 субъектах Российской Федерации(2).

Угрозы совершения террористических актов на транспортной инфраструктуре в России остаются.


(1) Террористов в метро вычислят умные камеры. Известия 09.10.2012 00:01:00. В столичной подземке начали устанавливать системы дистанционного контроля эмоций пассажиров. nak.fsb.ru/nac/media/review/antiterror/detail.htm! id%3D10289984%40cmsArticle%26m%3Dv.html. 09.10.12.
(2) Информационное сообщение. 9 октября 2012 г., Москва. nak.fsb.ru/">http://nak.fsb.ru/. 09.10.2012. «С начала текущего года проведены 23 антитеррористических учения, которые позволили определить степень готовности сил и средств, привлекаемых оперативными штабами к локализации угроз террористического характера на объектах воздушного транспорта. Материалы о выявленных нарушениях требований транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, полученные в ходе проверок более чем 60 аэропортов и аэродромов, направлены в органы прокуратуры и суды для принятия мер по их устранению. В ходе рассмотрения второго вопроса участники заседания выработали способы совершенствования деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти и местного самоуправления Нижегородской области в сфере противодействия терроризму».


Транспортная инфраструктура и объекты транспорта России, и особенно в СКФО, относятся именно к наиболее уязвимым и привлекательным для террористов объектам посягательств, поэтому своевременная предупредительная деятельность, координация и взаимодействие всех подразделений правоохранительных органов на транспорте и служб безопасности, совершенствование законодательства, улучшение оперативно-розыскной деятельности, международная координация и взаимодействие между спецслужбами будут способствовать минимизации людских и материальных потерь.

02.09.2016

Также по этой теме: