Влияние общественно-политических, социально-экономических событий, деятельности правоохранительных органов, спецслужб и Вооруженных Сил в 2012 г. на динамику снижения преступлений террористического характера в России



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №3 год - 2013


Паненков А.А.,
с. н. с. отдела проблем борьбы с организованной
преступностью, терроризмом и экстремизмом
НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ,
старший советник юстиции

Поздравляя сотрудников и ветеранов органов безопасности 20 декабря 2012 г., Президент России В.В. Путин отметил: «…В XXI веке сфера вашей ответственности значительно расширилась. Современные вызовы предъявляют повышенные требования к обеспечению национальной безопасности. Поэтому необходимо внедрять новые, отвечающие реалиям времени методы работы, мыслить стратегически, «на опережение», в том числе в борьбе с терроризмом, а также экстремизмом, использующим лозунги национализма и религиозной нетерпимости…»(1).

К числу значимых общественно-политических событий 2012 г. необходимо отнести первые в истории выборы Президента России, когда кандидат был избран на 6 лет 4 марта 2012 г., Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 г. (к 2020 г. надо создать и модернизировать 25 млн рабочих мест), принятие в середине декабря 2012 г. Государственной программы экономического развития Северного Кавказа до 2025 г. в размере 2,5 трлн руб.

12 декабря 2012 г. В.В. Путин огласил ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором отметил, что «впервые за всю новейшую историю нашей страны мы пять месяцев подряд фиксируем естественный прирост населения – рождаемость стала превышать смертность


(1) Поздравление сотрудникам и ветеранам органов безопасности с профессиональным  праздником. 20 декабря 2012 г. 10:00 [Электронный ресурс]. kremlin. ru/news/17171. 20.12.2012.


Для настоящего и для будущего России за первые 12 лет нового века сделано немало. Огромный по важности этап восстановления и укрепления страны пройден. Сейчас наша задача – создать богатую и благополучную Россию…

Мы с огромным вниманием и с огромным уважением относимся, и должны, и будем относиться к каждому этносу, к каждому народу Российской Федерации. В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила… Экономика России продемонстрировала способность расти высокими темпами. Мы сумели сохранить и укрепить потенциал развития, определить его новые горизонты…»(1).

Указанные события происходили на фоне празднования в России Года российской истории, ибо 2012 г. был годом юбилеев славных побед народов России, русского оружия в борьбе с внешним врагом за свою независимость, начиная от 1150-летия создания Русского государства, 200-летия со дня Бородинского сражения, 770-летия со дня Ледового побоища, 400-летия со дня освобождения Москвы (ополчениями Минина и Пожарского) до 70-летия со дня окончания битвы под Москвой в Великой  Отечественной войне, 70-летия со дня начала Сталинградской битвы и 90-летия со дня образования СССР.

Накануне юбилея Советского Союза (30.12.2012 СССР исполнилось бы 90 лет) социологи поинтересовались у россиян, как они относятся к этому событию. Как следует из данных ВЦИОМ, более половины наших сограждан сожалеют о распаде Союза в 1991 г. и не считают его неизбежным. «…СССР нес населявшим его народам экономическое, социальное и культурное развитие, а не эксплуатацию и угнетение. 56% россиян и сегодня сожалеют о распаде СССР. Неизбежным его считают только 35%», – отмечается в статье, размещенной на сайте ВЦИОМ. При этом количество тех, кто сожалеет о распаде Союза, за десять лет несколько сократилось: в настоящее время их 56%, а в 2002 г. сожаление в связи с распадом СССР выразили 65% опрошенных…»(2).

Президентом России 16 октября 2012 г. на совещании по борьбе с организованной преступностью и терроризмом была отмечена важность координации действий между различными ведомствами. «…Поэтому все контртеррористические операции должны быть детально проработаны, а действия сил и средств различных министерств и ведомств должны носить скоординированный… характер…»(3).

 

(1) Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 г., 13:30. Москва, Кремль. На церемонии, состоявшейся в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца,  присутствовали члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, руководители Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов,  губернаторский корпус, председатели законодательных собраний регионов, главы традиционных конфессий, общественные деятели, руководители крупнейших средств массовой информации [Электронный ресурс]. kremlin.ru/transcripts/17118. 31.12.2012.
(2) Россияне все еще сожалеют о распаде СССР. YTPO.ru. сегодня, 10:54 [Электронный ресурс].
news.rambler.ru/17020382/. 30.12.2012. ВЦИОМ отмечает, что к этому историческому событию негативно относятся люди старше 45 лет (70–83%), с низким уровнем образования (72%), не пользующиеся Интернетом (75%) и… жители столиц (64%). Число тех, кто не сожалеет о распаде Союза, за прошедшее десятилетие увеличилось (33% против 27% в 2002 г.). Среди тех, кому все равно или кто позитивно относится к произошедшему в 1991 г., 54% составляет молодежь, 37% – люди с высшим образованием и 43% – активные пользователи Интернета. По мнению россиян, распада Союза можно было избежать (так считают 55% опрошенных). За последнее десятилетие эта цифра также несколько уменьшилась (в 2000 г. в возможность сохранения СССР верили 64%). В качестве виновников распада Союза опрошенные назвали курс, проводимый тогдашним руководством в лице Горбачева, Шеварнадзе и Яковлева (45%). Такого мнения намного чаще придерживаются люди старшего поколения (65%), чем молодежь (24%).
(3) Владимир Путин провел совещание в режиме видеоконференции по вопросам противодействия терроризму и преступности. 16 октября 2012 г. Московская область, Ново-Огарёво [Электронный ресурс]. news.kremlin.ru/video/1306?page=1. 17.10.2012.


Как заявил Секретарь Совета безопасности России Н.П. Патрушев, «участники организованных преступных формирований (ОПФ) сменили тактику. По его мнению, ОПФ на Северном Кавказе перестали быть хорошо организованной структурой. Сейчас участники ОПФ действуют небольшими и разрозненными бандгруппами, которые зачастую сложнее выявить и нейтрализовать. Прежде всего они стремятся дестабилизировать общественно-политическую обстановку в Северо-Кавказском регионе и взять под контроль наиболее доходные сферы бизнеса. В настоящее время ситуация с уровнем террористических угроз в России напряженная, однако число терактов уменьшается. Ситуация здесь остается достаточно напряженной и требует серьезного внимания органов безопасности. Надо учитывать, что у нас в 2013 году – летняя Универсиада в Казани, а в 2014-м – зимние Олимпийские игры в Сочи. К этим масштабным спортивным играм силовики начали готовиться заблаговременно: действует оперативный штаб по обеспечению безопасности Олимпийских игр, активно работает Национальный антитеррористический комитет, в регионах России проводятся командно-штабные и тактико-специальные учения…»(1).

До настоящего времени остается проблемой перекрытие каналов финансирования терроризма. На встрече Совета руководителей спецслужб и органов безопасности стран СНГ 19 декабря 2012 г. Директор ФСБ России А.В. Бортников отметил: «…Транзитные пути переправки террористов и экстремистов для нас являются серьезным аргументом в плане выстраивания нашей совместной работы в части, касающейся обмена информацией, выявления конкретных планов и намерений, перекрытия каналов финансовой подпитки, поставки оружия в целях предотвращения возможных проявлений террористического характера…»(2).

В борьбе с международным терроризмом на Северном Кавказе большую роль сыграли Вооруженные Силы Российской Федерации. Армия получила бесценный опыт в борьбе с террористами в части «изменения в тактике ведения общевойскового боя против бандформирований»(3). Именно генералы, имеющие боевой опыт проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе (В. Герасимов, А. Бахин, В. Шаманов и др.), в настоящее время заняли руководящие посты в Министерстве обороны Российской Федерации. Указанные перестановки связаны в том числе с внешним фактором: сложной ситуацией в мире, событиями в Афганистане, Пакистане, Ливии, Сирии, Египте.

Эксперты International Crisis Group № 221 (Европа) считают, что «после распада СССР в России были совершены одни из самых жестоких террористических атак в мире. С 1996 г. в Москве было осуществлено по меньшей мере 26 крупных терактов. Их жертвами стали не менее 1561 человека, из которых 627 погибли и 934 были ранены». 24 января 2011 г. в международном зале прилета московского аэропорта «Домодедово» от взрыва террориста-смертника погибли 37 и были ранены 173 человека. Терроризм оказывает глубокое влияние на жизнь Северного Кавказа. Захват в 2004 г. школы в Беслане (Северная Осетия), в результате которого погиб 331 заложник, – самый чудовищный теракт, совершенный на российской земле. Террористические акты продолжаются. В сентябре 2010 г. в результате взрыва террориста-смертника на рынке во Владикавказе (Северная Осетия) погибли 19 и были ранены 233 человека. В 2011 г. в Грозном (столица Чечни) три террориста-смертника убили 7 и ранили 23 человека.


(1) Артёмова Евгения. Точка зрения. 18.12.12 15:56. Расстрел в дороге. Боевики в Дагестане ранили пятерых полицейских, которые ехали на вызов [Электронный ресурс]. interfax-russia.ru/South/view.asp?id=368952. 19.12.2012.
(2) В Москве прошла встреча Совета руководителей спецслужб и органов безопасности стран СНГ. 19 декабря 2012, Среда, 18:28 [Электронный ресурс]. 1tv.ru/news/social/222407. 20.12.2012.
(3) Трошев Г.Н. Чеченский излом. – М., 2009. – С. 109.


Двойной взрыв в столице Дагестана Махачкале в мае – самый кровавый на сегодняшний день теракт за 2012 г. – унес жизни 13 мирных жителей и ранил свыше 100 человек. 19 августа в Ингушетии террорист-смертник взорвал себя на похоронах полицейского, убитого накануне боевиками, в результате погибли 7 человек, ранены 15. Спустя 9 дней в Дагестане террористка-смертница убила одного из самых влиятельных в современной России суфийских шейхов – Саида Афанди аль-Чиркави Ацаева (Саида Афанди Чиркейского) и шестерых его последователей…»(1).

Причинный комплекс преступлений террористического характера на Северном Кавказе существенно не изменился: в него входят высокий уровень коррупции (по мнению экспертов, «…Это – строительство, материальные и нематериальные госзакупки. Оценка, согласно которой из 6 трлн руб., направляемых на госзакупки, 1 трлн уходит на разного рода откаты и взятки, довольно близка к истине…»)(2), насилия, клановости в северокавказских республиках; безработица (в СКФО более 600 тыс. чел., из которых более 300 тыс. – в Чеченской Республике); низкий уровень социально-экономического развития республик; высокая степень дотационности; высокий удельный вес в структуре преступности организованных преступлений экономической направленности, незаконного оборота оружия и наркотиков.

Эксперты из Европы отмечали, что «мотивы, по которым молодые люди «уходят в лес» (присоединяются к вооруженному подполью), различны. Для успешной вербовки вооруженному подполью необходимо апеллировать к уязвимому, неудовлетворенному жизнью населению. Существование вооруженного подполья на Северном Кавказе в первую очередь обусловлено насилием в правоохранительных органах, коррупцией, неэффективностью системы государственного управления и неразрешенными межнациональными и  внутриконфессиональными конфликтами. Как рассказал Кризисной группе полковник МВД Дагестана, молодежь уходит к боевикам из-за коррупции и ненависти к местным властям: «Здесь у людей обострено чувство справедливости. Отчаявшаяся молодежь начинает помогать боевикам, а вскоре и сама оказывается в горах». По наблюдениям секретаря Совета безопасности Республики Ингушетия, многие из боевиков в республике происходят из социально благополучной среды, имеют высшее образование, а их родители – учителя и врачи. Почти невозможно составить социальный портрет участника весьма разнородного вооруженного подполья.


(1) Северный Кавказ: Сложности интеграции (II), исламский фактор, вооруженное подполье и борьба с ним. Доклад International Crisis Group № 221 (Европа), 19 октября 2012 г. Перевод с английского языка [Электронный ресурс]. kavkaz-uzel.ru/articles/215377/#III. 17.11.2012.
(2) «Количество громких дел может увеличиться». Росбалт, 18/12/2012 16:40. Следует ли ожидать новых громких дел и какие меры необходимо принять для снижения уровня коррупции в России, корреспонденту «Росбалта» Владиславу Кузьмичёву рассказал заместитель председателя Счетной палаты РФ Валерий Горегляд. «Экспертные оценки и конкретные факты свидетельствуют об очень больших объемах злоупотреблений при использовании государственных ресурсов в России. Особенно высока их доля в части капитальных расходов бюджета. Это – строительство, материальные и нематериальные госзакупки. Оценка, согласно которой из 6 трлн рублей, направляемых на госзакупки, 1 трлн уходит на разного рода откаты и взятки, довольно близка к истине» [Электронный ресурс]. rosbalt.ru/business/2012/12/18/1073118.html. 19.12.2012.


Эксперты-правозащитники подчеркивают, что несоблюдение принципов верховенства права является ключевым фактором, подталкивающим молодежь к уходу в лес(1)… В общих чертах можно сказать, что большинство из тех, кто примкнул к подполью, считают нынешнюю систему нелегитимной, неэффективной, несправедливой и не способной к реформированию и верят, что государство, построенное на принципах шариата, будет более справедливым(2).

Специалисты отмечают, что «если в среднем по России (согласно отчетам вице-премьера О. Голодец) безработица составляет около 5,2%, то в СКФО она достигает 16–17% – по самым скромным подсчетам. Данные Росстата по безработице в СКФО (на осень 2012): Дагестан – 11,6%; Ингушетия – 47,3% (абсолютный антирекорд); Кабардино-Балкария – 6,4%; Карачаево-Черкесская Республика – 8,5%; Северная Осетия – 5,6%; Чеченская Республика – 33%; Ставропольский край – 5,3%…»(3).

Руководством России принимаются энергичные меры по нейтрализации причинного комплекса преступлений террористического характера на Северном Кавказе: улучшение социально-экономического положения населения, создание рабочих мест, ликвидация безработицы, пропаганда идей традиционного ислама и контрпропаганда идей ваххабизма, улучшение духовного воспитания молодежи, работа с родителями и их детьми, которые вступили в организованные преступные формирования террористического характера. Важно не только существенно улучшать социально-экономическое положение республик в Северо-Кавказском федеральном округе, но и воздействовать на потребностно-мотивационную сферу проживающих там граждан, изменение их ценностных ориентаций: прививать потребности жить по закону, добиваться успехов в жизни честным трудом, чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к людям другой национальности и вероисповедания.

Эксперты International Crisis Group № 221 (Европа) полагают, что «глубинные причины насилия кроются в межэтнических и внутриконфессиональных противоречиях, неэффективности государственных институтов и недостаточной интеграции региона (Северного Кавказа) в состав России. Для того чтобы усилия по разрешению конфликта увенчались успехом, Россия должна выработать и реализовать долгосрочную комплексную стратегию, включающую продуманную национальную политику, содействие внутриконфессиональному диалогу, укрепление государственных институтов и адаптацию бывших членов вооруженного подполья…»(4).


(1) Интервью Кризисной группы с полковником МВД, Махачкала (Дагестан); с секретарем Совета безопасности Ахметом Котиевым, Ингушетия, июль 2012 г; интервью аналитика Кризисной группы, проведенные в прежней должности, с северокавказскими правозащитниками в Дагестане, Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии в 2006–2011 гг. В малгобекском джамаате, например, лишь трое из как минимум двенадцати членов не имели высшего образования [Электронный ресурс]. URL: kavkaz-uzel.ru/articles/215377/#III. 17.11.2012.
(2) Северный Кавказ: Сложности интеграции (II), исламский фактор, вооруженное подполье и борьба с ним. Доклад International Crisis Group № 221 (Европа), 19 октября 2012 г. Пер. с англ. [Электронный ресурс]. kavkaz-uzel.ru/articles/215377/#III. 17.11.2012.
(3) Володин А. Испытание Северного Кавказа на экономическую состоятельность, или Днем стулья – вечером деньги [Электронный ресурс]. topwar.ru/22171-ispytanie-severnogo-kavkaza-na-ekonomicheskuyusostoyatelnostili-dnem-stulya-vecherom-dengi.html. 18.12.2012.
(4) Северный Кавказ: Сложности интеграции (II),исламский фактор, вооруженное подполье и борьба с ним. Доклад International Crisis Group №221 (Европа), 19 октября 2012 г. Пер. с англ. [Электронный ресурс]. kavkaz-uzel.ru/articles/215377/#III. 17.11.2012.


Необходимо продолжение системной работы правоохранительных органов и спецслужб России по нейтрализации лидеров и непримиримых участников организованных преступных формирований террористической направленности, оказывающих ожесточенное вооруженное сопротивление(1), их идеологов, включая эмиссаров международных террористических организаций и наемников, а также инфраструктуры по подготовке исполнителей террористических актов, в том числе террористов-смертников. Субъектам оперативно-розыскной деятельности (ОРД) следует активнее пресекать различных схемы по хищению бюджетных средств, направляемых в республики Северного Кавказа.

Количество зарегистрированных преступлений террористической направленности всего по России в январе–июне 2012 г. составило 363 преступления, снижение – на 1,9% к АППГ (в 1-й половине 2011 г. выросло на 28,9%, 1-я половина 2010 г. – 287, 1-я половина 2011 г. – 370).

Поскольку причинные комплексы терроризма в СКФО полностью нейтрализовать не удалось, то 15 террористических актов было зарегистрировано в России в январе–июне 2012 г. (10 из которых – на транспорте России): ЦФО – 0 (предварительно расследовано 1 преступление в Орловской области), СКФО – 3 (–62,5%)2, ПФО – 1 (–66,7%)3, СЗФО – 0, УФО – 0, СФО – 0, ДФО – 1(–)(4).

В 1-й половине 2012 г. было зарегистрировано 276 преступлений по ст. 208 УК РФ (–0,4%), в том числе 116 преступлений – выявленных сотрудниками ППЭ5, или 42,0% от числа зарегистрированных преступлений по ст. 208 УК РФ.

По ст. 208 УК РФ предварительно расследовано 185 преступлений (+5,1%), в том числе сотрудниками ОВД – 94, или 50,8% (от числа предварительно расследованных преступлений), выявлено 141 (снижение на 14,0%) лицо.

С преступлениями террористического характера системно связаны посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, ибо именно они ведут непримиримую борьбу с террористами и их пособниками. В 1-й половине 2012 г. зарегистрировано всего по России 204 преступления по ст. 317 УК РФ (снижение на 8,1%, предварительно расследовано 117 преступлений (–14,6%), направлено в суд 30 уголовных дел (+36,4%), что составляет 25,6% от числа расследованных. Ранжирование федеральных округов по ст. 317 УК РФ в 1-й половине 2012 г. выглядело так: СКФО – 183 (снижение на 8,0%), СФО – 3 (–25,0%), ЦФО – 3 (–40,0%), ПФО – 4 (–20,0%), ЮФО – 1 (–66,7%), УФО – 2 ( –0,0%), СЗФО – 4 (–), ДФО – 2 (–). Ранжирование субъектов в СКФО по ст. 317 УК РФ в 1-й половине 2012 г. выглядело следующим образом: Республика Дагестан – 100 (+2%), Кабардино-Балкарская Республика – 43 (–4,4%), Чеченская Республика – 13 (–61,8%), Республика Ингушетия – 21 (+50,0%), Карачаево-Черкесская  Республика – 1 (–50,0%), Ставропольский край – 3 (+50%), Республика Северная Осетия–Алания – 2 (–50%).


(1) Артёмова Евгения. Точка зрения. 18.12.12 15:56. Расстрел в дороге. Боевики в Дагестане ранили пятерых полицейских, которые ехали на вызов [Электронный ресурс]. interfax-russia.ru/South/view.asp?id=368952. 19.12.2012. По данным ГУ МВД России по СКФО: «Среди нейтрализованных одиозных бандитов такие, как И. Даудов («амир салих») – так называемый амир Дагестана, А. Занкишиев («убайда») – так называемый валий объединенного вилайята Кабарды, Балкарии и Карачая (КБК) имарата Кавказ), И. Оздоев («абу-дуджан») – так называемый кадий (шариатский судья) Ингушетии, Т. Хаяури («альбара») – один из лидеров так называемого джамаата халифат. За 11 месяцев 2012 г. было задержано 428 боевиков и их пособников, а к явке с повинной склонили 44 участников незаконных вооруженных формирований. При этом полицейские также ликвидировали 105 баз боевиков и 367 тайников с оружием и продуктами питания».
(2) СКФО–3 (Ставропольский край (–50%), Республика Дагестан (–80%), Чеченская Республика – (0,0%).
(3) ПФО–1 (Республика Татарстан).
(4) ДФО–1: Приморский край.
(5) ППЭ – подразделение по противодействию экстремизму.


Больше всего лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 317 УК РФ, было выявлено в СКФО, в Республике Дагестан – 190 (–18,8%). Ранжирование по выявленным лицам по ст. 317 УК РФ по субъектам в СКФО далее выглядело таким образом: Чеченская Республика – 11 (–71,8%), Кабардино-Балкарская Республика – 55 (+243,8%), Республика Ингушетия – 9 (–60,9%), Карачаево-Черкесская Республика – 6 (+500%), Республика Северная Осетия–Алания – 5 (+150%). За 11 месяцев 2012 г., по данным ГУ МВД России, в СКФО погибло 209 представителей органов правопорядка, ранения получили 387. Также пострадало 248 мирныхжителей региона и 71 погиб(1).

На 26 ноября 2012 г., по данным Главного управления МВД в СКФО, зарегистрировано 317 преступлений террористической направленности, в числе которых 197 обстрелов, 107 подрывов. В ходе 2,1 тыс. результативных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) было нейтрализовано 345 участников банд, в числе которых 46 лидеров. Задержано 370 участников организованных преступных формирований (ОПФ) террористической направленности и их пособников, в том числе четыре руководителя, к явке с повинной склонено 32 участника незаконных вооруженных формирований. По данным МВД, силовики ликвидировали 98 баз, 323 тайника со средствами террора и продуктами…»(2).

Справочно: в 2011 г., по данным ГИАЦ МВД России, было зарегистрировано 625 преступлений террористического характера.

Только за 9 месяцев 2012 г. прокуратурой в сфере противодействия терроризму было проведено 33 585 проверок (АППГ – 35 105)(3), выявлено 11 154 (АППГ – 114 010) нарушений, в том числе 1027 (757) незаконных правовых актов, принесено 1000 (742) протестов (из рассмотренных протестов только 5 (1) отклонено, 852 (621) удовлетворено), направлено в суд 13 480 (12 008) исков (заявлений), из рассмотренных судом исков (заявлений) удовлетворено и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора – 9595 (8282), внесено представлений – 25 109 (27 783), по представлению прокурора привлечено лиц к дисциплинарной ответственности – 17 894 (17 971), по постановлению прокурора органами административной юрисдикции привлечено лиц к административной ответственности –  7108 (7680), предостережено лиц о недопустимости нарушения закона – 2591 (2784), вынесено предупреждений – 8 (2), направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ – 19 (14), возбуждено уголовных дел по материалам, направленным прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, – 8 (6)(4).


(1) Артёмова Евгения. Точка зрения. 18.12.12 15:56. Расстрел в дороге. Боевики в Дагестане ранили пятерых полицейских, которые ехали на вызов. interfax-russia.ru/South/view.asp?id=368952. 19.12.2012.
(2) Савельева Маргарита. РИА Новости. Силовики ликвидировали на Кавказе 345 и задержали 370 боевиков в 2012 г. 13:28 26.11.2012. ria.ru/defense_safety/20121126/912258034-print.html. 29.11.2012.
(3) АППГ – аналогичный период прошлого года, термин ГИАЦ МВД России.
(4) Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное организационно-аналитическое управление. Управление правовой статистики. Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и о результатах расследования уголовных дел экстремистской и террористической направленности. Сводный отчет по Российской Федерации по форме ФБ за январь–сентябрь 2012 г.


По нашим оценкам, угроза терроризма в России еще остается. Одной из причин этого являются более чем скромные результаты противодействия финансированию организованной террористической деятельности. За 9 месяцев 2012 г. было предварительно расследовано всего 4 преступления, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, а за период 2007 г. – 9 месяцев 2012 г. – 24 уголовных дела, из которых 13 – сотрудниками ОВД(1) (табл. 1).

Не потеряли своей актуальности выводы об источниках финансирования терроризма, сделанные генерал-полковником Г.Н. Трошевым, который хорошо знал менталитет населения Северного Кавказа, ибо вырос там. Г.Н. Трошев трагически погиб в авиакатастрофе в 2008 г. в Перми. Именем Трошева назвали среднюю школу в Нальчике, в которой он учился с 1958 по 1965 г. Решение об увековечивании памяти Трошева было принято советом местного самоуправления после того, как с соответствующей инициативой выступила администрация школы № 11, в которой был открыт музей генерал-полковника. Также городские власти переименовали  Школьную улицу, расположенную рядом с учебным заведением, в улицу генерала Трошева.

Кроме того, было решено установить мемориальную доску на доме № 136 по улице Иванова, где жил Трошев. Улица Краснознамённая в Грозном в 2008 г. была переименована в улицу имени Геннадия Трошева(2).

Генерал-полковник Г.Н. Трошев в своей книге «Чеченский излом» привел выдержку из  выступления Салмана Радуева в середине 1997 г. при выпуске террористов одной из диверсионных школ. Актуальность фактов, приведенных Г.Н. Трошевым, не утрачена до настоящего времени, ибо он обладал всей полнотой разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной информацией. С. Радуев, в частности, сказал следующее: «… Русские (как властные, так и финансовые структуры) коррумпированы, многие находятся на содержании местных мафий. Необходимо занимать лидирующие роли в этих мафиозных структурах. В своей работе на местах опирайтесь на чеченские, цыганские, дагестанские, корейские общины. Через них вы будете получать все необходимые инструкции и деньги…»(3).


(1) ГИАЦ МВД РФ. Выборочные данные по форме 282. Раздел 2. Сведения о преступлениях, связанных с террористической деятельностью. Таблицу составила научный сотрудник отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры, юрист I класса В.И. Ефимова.
(2) Автобиография Трошева Геннадия Николаевича [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org/wiki/ Трошев Геннадий Николаевич. 18.12.2012.
(3) Трошев Г.Н. Чеченский излом. – М., 2009. – С. 186.


На оптимизацию борьбы с преступлениями террористического характера окажут влияние принятые Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»; утвержденные Правительством Российской Федерации 21 сентября 2012 г. Правила применения мер безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства(1), принятие 11 декабря 2012 г. Межведомственного комплексного плана дополнительных мероприятий по противодействию финансированию терроризма и экстремизма на 2013–2015 гг.,  разработанного и внесенного Росфинмониторингом, а также ряд международных документов по противодействию финансированию терроризма: «Годовой отчет Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма за 2011 год» (анализ типологий в сфере отмывания денег и финансирования терроризма с учетом особенностей Евразийского региона), «Отчет ФАТФ. Руководство ФАТФ по финансовым расследованиям: оперативные вопросы. Июнь 2012 года» (в п. 46 «Руководство ФАТФ по финансовым расследованиям…» эксперты выделяют 4 группы лиц, финансирующих терроризм).

Принятые социально-политические и экономические меры в 2012 г. должны привести к уменьшению террористической активности и количества зарегистрированных преступлений террористической направленности в России в 2013 г., снижению, по оценкам экспертов, мировых масштабов финансирования международной террористической деятельности, которые варьируются в размере от 5 млрд до 50 млрд долл. в год, и внешнего финансирования, поступающего на Северный Кавказ, в размере до 30 млн долл. США.

11 декабря 2012 г. на заседании Национального антитеррористического комитета Директор ФСБ России А.В. Бортников сообщил о том, что «в 66 субъектах Российской Федерации разработаны, обеспечены финансированием и реализуются целевые программы профилактики терроризма и экстремизма, в рамках выполнения Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте введены в эксплуатацию современные инженерно-технические средства и системы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожных вокзалах крупных городов России, в ряде морских портов и аэрокомплексов, осуществлено обследование состояния  антитеррористической защищенности свыше 9 тыс. объектов критической инфраструктуры и мест массового пребывания людей.


(1) Чужие среди своих. Начальник самой секретной службы МВД рассказал, как «услуги» полиции становятся бизнесом. 19.12.2012, 01:00. «Российская газета» – федеральный выпуск № 5965 (292) «Александр Макаров, начальник Службы собственной безопасности: система государственной защиты применяется достаточно широко. В этом году обеспечено мерами безопасности около 2 тыс. сотрудников полиции и членов их семей, что практически на треть больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом количество первоначальных сигналов о принятии мер государственной защиты выросло в полтора раза. По мнению наших экспертов, это связано с активизацией криминала, который, пользуясь процессами реорганизации системы обеспечения правопорядка, предпринял попытку передела сфер влияния. В отличие от событий 90-х былого беспредела удалось избежать. Прежде всего за счет эффективной работы механизма госзащиты сотрудников. С начала года в подразделения собственной безопасности поступило свыше 2036 обращений от сотрудников, что на 60,7% больше, чем в прошлом году. С начала года для обеспечения защиты жизни и здоровья сотрудников, сохранности их имущества меры безопасности применялись 4170 раз. Это и личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, замена документов, изменение места работы, службы или учебы, временное помещение в безопасное место. Результатом работы стало возбуждение 390 уголовных дел в отношении угрозоносителей. Никто из защищаемых сотрудников и близких не пострадал…» [Электронный ресурс]. rg.ru/2012/12/19/makarov.html. 20.12.2012.


Оперативными штабами проведено более 320 антитеррористических учений, в ходе которых отработаны на практике планы ситуационного реагирования на различные виды террористических угроз.

Наиболее активно международное сотрудничество в области противодействия терроризму осуществлялось с государствами – участниками СНГ и Шанхайской организацией сотрудничества, а также с международными и региональными антитеррористическими структурами Организации Объединенных Наций и Евросоюза.

В 2012 г. предотвращено 92 преступления террористической направленности (в 2011 г. – 94). В ходе проведения контртеррористических операций (КТО) пресечена деятельность ряда одиозных лидеров, причастных к организации террористических актов. Задержано свыше 600 участников ОПФ и их пособников. Это способствовало раскрытию таких резонансных преступлений, как террористические акты, совершенные смертниками в 2010 г. на двух станциях московского метрополитена, в 2011 г. – в аэропорту «Домодедово», в текущем году – на посту ДПС в Махачкале и в ходе похорон сотрудника полиции в Республике Ингушетия и др.

Президентом Российской Федерации перед Национальным антитеррористическим комитетом, спецслужбами и правоохранительными органами поставлена задача – сделать все необходимое, чтобы граждане России чувствовали себя защищенными, где бы они не находились. Постоянная работа с населением была и является залогом эффективности в борьбе с терроризмом…»(1).

Указанные изменения в причинном комплексе преступлений террористического характера повлияли на снижение уровня зарегистрированных преступлений террористического характера, количества совершенных резонансных террористических актов, повлекших массовую гибель личного состава и мирных граждан.

Но реальная террористическая угроза по-прежнему осталась.

Эксперты международного Института экономики и мира поместили Россию в 2011 г. на 9-е место из 158 в рейтинге «Глобальный индекс террористических угроз». По итогам 2010 г. Россия занимала 7-ю позицию. Главным источником нестабильности в стране названа ситуация на Северном Кавказе.

Данные подсчетов «Кавказского узла» показывают, что общее число жертв конфликта на Юге России в течение трех лет снижается… По данным за 11 месяцев 2012 г., жертвами конфликта на Северном Кавказе стали 1149 человек (убиты – 659, ранены – 490), по данным за тот же период прошлого года, – 1203 человека (в том числе 684 человека убиты и 519 получили ранения)(2).

Прогноз на 2013 г.

В 2013 г. будет значительна угроза совершения резонансных террористических актов как в Чеченской Республике, Республиках Дагестан и Ингушетия, других субъектах СКФО, так и в целом в России (особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных промышленных центрах), на объектах и инфраструктуре транспорта, оборонно-промышленного комплекса (ОПК), ибо полностью не ликвидирован причинный комплекс преступлений террористического характера, указанный выше, а также не выявлены и не перекрыты все внешние и внутренние источники и каналы финансирования организованной террористической деятельности в России.


(1) Информационное сообщение. 11 декабря 2012 г., Москва. 11 декабря 2012 г. в Москве под руководством Председателя НАК, Директора ФСБ России генерала армии А.В. Бортникова проведено совместное заседание Национального антитеррористического комитета (НАК) и Федерального оперативного штаба (ФОШ) [Электронный ресурс]. nak.fsb.ru/. 11.12.2012.
(2) Эксперты ставят РФ на 9-е место из 158 стран по уровню угрозы терактов, на Кавказе снижается число жертв конфликта [Электронный ресурс].kavkaz-uzel.ru/articles/217129/. 17.12.2012.


Научные учреждения также вносят свой вклад в дело научной организации борьбы с терроризмом и его финансированием. Следует отметить, что в 2011 г. авторским коллективом Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ВНИИ МВД России подготовлено и издано пособие в 2 частях «Раскрытие и расследование преступлений, связанных с террористической и экстремистской деятельностью»(1).

Проводятся научно-практические исследования по оптимизации борьбы с терроризмом и его финансированием. На трех этапах научного исследования по противодействию терроризму и его финансированию в 2010–2012 гг. большинство экспертов пришли к выводу о том, что латентность финансирования «большая» и «очень большая» (80,3–95,8% от 2070 ответивших экспертов из разных регионов России, включая Северный Кавказ).

Борьба с преступлениями террористического характера в России будет носить длительный характер, ибо очень много людей, и не только в Северо-Кавказском федеральном округе, но и в Приволжском федеральном округе, которые имеют стойкую мотивацию на участие и совершение этих преступлений в связи с гибелью близких родственников, социальной неустроенностью, отсутствием обустроенного места жительства, работы и достойной оплаты труда, являются приверженцами нетрадиционных направлений ислама, допускающих вооруженную борьбу с государством любыми способами, в том числе террористическими, за создание Всемирного исламского халифата, и нарушения федеративного (федерального) устройства России, т. е. посягают на национальную безопасность Российской Федерации как суверенного государства, его конституционную основу.

Предложения.
1. К сожалению, в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, даже нет отдела или кафедры, в названии которых был бы термин «терроризм». Разработка проблематики терроризма идет в рамках понятия «экстремизм», но это два разных социальных явления, регулируемые разными федеральными законами Российской Федерации: «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремизму». Нет четкого осмысления понятий «финансирование экстремизма» и «финансирование терроризма»: имеют ли они общие (или разные) внешние и внутренние источники и каналы финансирования.

Учитывая изложенное, целесообразно создание в структуре научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации самостоятельного центра по противодействию терроризму и его финансированию (ЦПТ и Ф), который будет заниматься разработкой научно-практических подходов организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия терроризму и его финансированию.

2. Активное внешнее и внутреннее финансирование терроризма, высокая степень его латентности, отсутствие необходимой судебно-следственной практики, низкий уровень подготовки следственного аппарата правоохранительных органов и спецслужб, недостаточный уровень координации и взаимодействия между правоохранительными органами и спецслужбами по борьбе с финансированием терроризма привели к тому, что борьба с финансированием терроризма (БФТ) остается по-прежнему актуальной проблемой для всех правоохранительных органов и спецслужб России.


(1) Коллектив авторов «Раскрытие и расследование преступлений, связанных с террористической и экстремистской деятельностью»: пособие в 2 частях. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ВНИИ МВД России. – М., 2011. ДСП.


Поэтому необходимы дальнейшие совместные научно-практические исследования в целях оптимизации борьбы с терроризмом и его финансированием с НИЦ ФСБ России, Главным управлением по противодействию экстремизму МВД России, ФСКН России, ФСИН России, пограничными управлениями ФСБ России в субъектах России, а также в рамках СНГ, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ООН и Евросоюза.

3. В структуре аппарата Национального антитеррористического комитета есть три управления и Информационный центр: Управление координации деятельности по профилактике терроризма, Управление координации деятельности по борьбе с терроризмом, Информационно-аналитическое управление и Информационный центр НАК.

Управление координации деятельности по профилактике терроризма занимается разработкой общегосударственных мер по профилактике терроризма, нормативно-правовой базы в области противодействия терроризму, защищенности населения и критически важных объектов, мер противодействия финансированию терроризма, ликвидации и минимизации последствий террористического акта, реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов, координации и контролю деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации(1).

В период активной фазы КТО в Чеченской Республике на заседаниях РОШ (Регионального оперативного штаба) по управлению контртеррористической операцией обязательно присутствовали прокурор Чеченской Республики и военный прокурор ОГВС (Объединенной группировки войск и сил). Такая практика себя оправдала.

Представляется целесообразным не введение в состав Национального антитеррористического комитета (НАК) и Федерального оперативного штаба (ФОШ) по должности одного из руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, но участие в заседаниях НАК и ФОШ на постоянной основе (по согласованию) представителей Управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры (ГВП).

Это будет способствовать оптимизации уровня координации и взаимодействия  правоохранительных органов и спецслужб России с надзорным органом.

4. Постоянная индивидуальная работа с конкретными лицами, имеющими мотивацию к участию в организованной террористической деятельности, как сотрудниками правоохранительных органов, так и представителями общественных организаций, лицами, пользующимися авторитетом в регионе проживания (старейшины), представителями традиционного ислама (имамы).

Улучшение в 2012 г. социально-экономических показателей на фоне приведенных знаменательных общественно-политических событий в России, безусловно, оказало влияние на снижение преступности, в том числе террористической направленности.


(1) Структура аппарата Национального антитеррористического комитета [Электронный ресурс]. URL: nak.fsb.ru/nac/institution/structure.htm. 18.12.2012.


Выводы.

Только при системной и активной деятельности правоохранительных органов и спецслужб России по нейтрализации лидеров, непримиримых и активных участников ОПФ на всей территории СКФО и других регионов России, эмиссаров международных террористических организаций и наемников, разрушении террористической инфраструктуры, ликвидации участников международной террористической организации «Кавказский эмират» Д. Умарова и других 18 террористических организаций, признанных таковыми Верховным Судом Российской Федерации, финансировании всех региональных программ по борьбе с терроризмом и активной помощи руководителей субъектов России в рамках постоянно действующих координационных совещаний (ПДКС), улучшении социально-экономического положения жителей дотационных республик СКФО, воздействии на потребностно-мотивационную сферу проживающих там граждан, изменении их ценностных ориентаций, активной контрпропаганде в СМИ и в Интернете идей ваххабизма и создания Всемирного арабского халифата, пропаганде на территории России ценностей традиционного ислама, повышении координации и взаимодействия между правоохранительными органами, спецслужбами и Вооруженными Силами Российской Федерации, постоянном расширении международного сотрудничества по борьбе с терроризмом и его финансированием возможно реальное предотвращение резонансных террористических актов в России, снижение уровня террористической опасности и террористических угроз до социально-приемлемого уровня.

Это – дело не одного года и не трех лет, на это потребуются годы напряженного труда как правоохранительных органов и спецслужб, так и гражданского общества России.

17.02.2017

Также по этой теме: