Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Консультации    О трудовом договоре с преподавателем по охране труда

О трудовом договоре с преподавателем по охране труда

28.12.2015

О трудовом договоре с преподавателем по охране труда

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №9 год - 2012

Подписчик «КП»
И.С. Смирнова,
г. Москва

Помогите, пожалуйста, правильно составить трудовой договор с преподавателем по охране труда. Минздравсоцразвития России обязал иметь в штате преподавателей по охране труда те учебные центры, которые занимаются обучением руководителей и специалистов предприятий по охране труда (раньше преподаватели читали лекции по гражданско-правовым договорам). Вот в чем проблемы: 1) мы приняли преподавателя по охране труда на 0,1 ставки с оплатой 344 рубля за 1 час работы, но бывают такие месяцы, когда ни одной группы на обучение по охране труда нет (не собрались, например), – обязаны ли мы гарантировать ему какую-нибудь выплату и исходя из чего? Указывать ли в трудовом договоре количество часов в месяц, которое гарантируем обеспечить? 2) как мы должны придерживаться нормы выплаты з/платы два раза в месяц, если преподаватель читает лекции только на последней неделе каждого месяца. Можем мы указать в трудовом договоре одну выплату и сослаться на внутренний трудовой распорядок или на Расписание занятий по охране труда?

ЭКСПЕРТ «КП»
Ю.Н. Строгович,
Государственный советник юстиции
3 класса

При разрешении поставленных вопросов будем исходить из следующего.

Во-первых, лицо, о котором идет речь, относится к числу работников общественной организации, замещает штатную должность преподавателя по охране труда, заключив трудовой договор о работе по совместительству. Таким образом, его трудовые права и корреспондирующие им трудовые обязанности работодателя закреплены Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами. При этом следует учитывать особенности правового регулирования трудовых отношений в данном случае, установленные, с одной стороны – для педагогических работников, а с другой – для совместителей.

Во-вторых, отметим, что правовое регулирование трудовых отношений педагогических работников далеко от совершенства. Например, отсутствие в законодательстве об образовании и подзаконных нормативных правовых актах четкого разграничения между отдельными категориями педагогических работников, таких как учитель, педагог, преподаватель, порождает неопределенность при правоприменении. К сожалению, можно привести не один подобный пример.

Вначале дадим ответ на второй вопрос.

Согласно статье 136 (часть шестая) Трудового кодекса РФ заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Исключение из данного общего правила для отдельных категорий работников может быть установлено только федеральным законом (часть седьмая той же статьи Кодекса). Однако ни для совместителей, ни для педагогических работников такого исключения законодателем не предусмотрено. Никакие же иные нормативные правовые акты (за исключением федерального закона), в том числе правила внутреннего трудового распорядка организации, не могут изменить установленные Трудовым кодексом РФ сроки выплаты заработной платы – не реже чем один раз в полмесяца.

С учетом сказанного выше о недостаточно четком и полном правовом регулировании попробуем ответить на первый вопрос.

Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций являются общественные организации, к числу которых относится и Кировская областная организация общества «Знание» России (пункты 1 и 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ).

Согласно статье 11-1 Закона РФ «Об образовании» негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

Как следует из статьи 12 Закона РФ «Об образовании» (подпункты 4 и 9 пункта 4 и пункт 9), общественные организации, основной уставной деятельностью которых является образовательная деятельность, могут рассматриваться как негосударственные образовательные учреждения дополнительного образования в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Другими положениями данного Закона предусмотрено, что: – к компетенции образовательного учреждения относятся, в частности, разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования (подпункты 6 и 10 пункта 2 статьи 32); – учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида (пункт 6 статьи 55).

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 и являющимся для негосударственных образовательных учреждений повышения квалификации примерным, предусмотрено, что (пункты 16, 29, 31, 32, 44, 46): – в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) предусматриваются должности преподавателей, замещаемые по трудовому договору; – преподаватели образовательного учреждения повышения квалификации пользуются правом на нормированный 6-часовой рабочий день, сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск; – учебная нагрузка для лиц преподавательского состава в образовательном учреждении повышения квалификации устанавливается в зависимости от их квалификации и занимаемой должности и не может превышать 800 часов за один учебный год; – нагрузка преподавателей планируется на период учебного года; – образовательное учреждение повышения квалификации выполняет научно-методическую работу в целях улучшения качества обучения, построения его на основе достижений отечественной и мировой педагогической практики.

Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия № 9/2012»

Также по этой теме: