Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Консультации    О необходимости постановки работника на учет в органах службы занятости для получения среднего заработка в связи с сокращением

О необходимости постановки работника на учет в органах службы занятости для получения среднего заработка в связи с сокращением

20.02.2017

О необходимости постановки работника на учет в органах службы занятости для получения среднего заработка в связи с сокращением

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №1 год - 2013

Подписчик «КП»
И.А. Крылова,
г. Воронеж

Обязан ли работник, работающий в организации, находящейся в районе Крайнего Севера или приравненной к нему местности, для получения среднего заработка за четвертый – шестой месяц становиться на учет в орган службы занятости и представлять какой-то документ работодателю?

Эксперт «КП»
Ю.Н. Строгович,
государственный
советник юстиции
3 класса

Одним из видов социально-трудовых гарантий, предоставляемых лицам, потерявшим работу в связи с сокращением численности или штата работников организации либо индивидуального предпринимателя (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ), является сохранение им средней заработной платы на период трудоустройства.

В соответствии с частями первой и второй статьи 178 Трудового кодекса РФ за уволенным работником сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а в исключительных случаях указанный заработок сохраняется за ним в течение третьего месяца по решению органа службы занятости при условии, что он в течение 2 недель со дня увольнения обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен.

Аналогичные, причем повышенные, гарантии предоставляются работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (статья 318 Трудового кодекса РФ).

Предоставление работникам повышенных гарантий определяется в первую очередь весьма ограниченными возможностями трудоустройства граждан в данных местностях, что влечет за собой, как правило, более длительное время для поиска работы. За работником, уволенным из организации, расположенной в указанной местности, по одному из перечисленных выше оснований, сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 3 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных же случаях средний месячный заработок сохраняется за ним в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Следует также отметить, что выплата сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств самого работодателя.

В силу статьи 8 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Как следует из части первой статьи 318 Трудового кодекса РФ, реализация уволенным работником права на получение среднего месячного заработка за второй или третий месяц зависит только лишь от того, сумел он устроиться на работу или нет. От него не требуется предоставления какихлибо документов из органа службы занятости. Подтверждением «безработного» состояния уволенного работника служит его трудовая книжка, без предъявления которой он не сможет получить данную выплату. В случае же, если работник в указанный период заключит трудовой договор, средний заработок должен быть выплачен ему пропорционально за все дни «нетрудоустройства», приходящиеся на второй (третий) месяц.

Иначе решается вопрос о выплатах сохраняемого за уволенным работником среднего месячного заработка в четвертый, пятый и шестой месяцы после увольнения.

Такие выплаты производятся только при наличии следующих условий:
1) работник не позднее месячного срока после увольнения обратился в орган службы занятости населения. В соответствии со статьей 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2010 № 847н. Согласно названному акту решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка,  зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими:
– паспорта или документа, его заменяющего;
– трудовой книжки или документа, ее заменяющего;
– документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;
– справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
– индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Подходящей в силу норм статьи 4 названного Закона считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места;
2) орган службы занятости населения не трудоустроил работника и в связи с этим принял соответствующее решение. То есть решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение четвертого (пятого, шестого) месяца со дня увольнения должно быть принято тогда, когда у органа службы занятости населения отсутствует возможность предложить уволенному работнику подходящую работу. При этом, основываясь на положениях пункта 3 статьи 3, пункта 3 статьи 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», если уволенный работник отказался от двух вариантов подходящей работы, орган службы занятости имеет право не принимать решение о сохранении среднего месячного заработка за указанный период времени.

Решение органа службы занятости населения составляется по форме, установленной соответствующим органом субъекта Российской Федерации.

Также по этой теме: