Главная    Интернет-библиотека    Право    Актуальное законодательство    Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (Часть 3-я)

Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (Часть 3-я)

29.11.2013

Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (Часть 3-я)

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №10 год - 2011

Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г.
№ 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (Часть 3-я)

Чашин А.Н.,
гл. редактор

Комментарий к ст. 6
«Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции»

1. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим основы финансового обеспечения системы судов общей юрисдикции, является Федеральный закон от 10.02.1999 № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»(1).
2. Часть 2 комментируемой статьи в качестве распорядителя финансовыми средствами, выделяемыми на обеспечение деятельности ВС РФ, называет аппарат этого суда.
3. Часть 3 комментируемой статьи в качестве распорядителя финансовыми средствами, выделяемыми на обеспечение деятельности респкрайоблсудов, райсудов, военных и специализированных судов, называет Судебный департамент при ВС РФ. Такое финансирование производится за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» (в ред. от 09.11.2009)(2) (далее – ФЗ
«О Судебном департаменте при ВС РФ»)).
4. Распорядителями финансовых средств, выделяемых на обеспечение деятельности мировых судей, являются Судебный департамент при ВС РФ и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

Комментарий к ст. 7
«Материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции»

1. В ч. 1 комментируемой статьи в качестве критерия размеров финансирования деятельности федеральных судов общей юрисдикции использованы две оценочные категории применительно к характеристике правосудия.


(1) СЗ РФ, 15.02.1999. № 7. Ст. 877.
(2) СЗ РФ, 12.01.1998. № 2. Ст. 223.


Эти критерии: полнота и независимость. Полнота правосудия предполагает возможность судами общей юрисдикции рассматривать все судебные дела без допущения волокиты и массовых нарушений норм материального и процессуального права. Независимость (в данном случае – финансовая) предполагает финансирование судов общей юрисдикции в таком объеме, который позволяет не прибегать к иным источникам финансирования.
2. Часть 2 комментируемой статьи материально-техническое обеспечение деятельности ВС РФ относит к компетенции его аппарата.
3. Часть 3 комментируемой статьи материально-техническое обеспечение деятельности всех прочих федеральных судов общей юрисдикции относит к компетенции Судебного департамента при ВС РФ.
4. Нормативным основанием материально-технического обеспечения деятельности мировых судей является региональное законодательство.

Глава 2. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комментарий к ст. 8
«Порядок формирования Верховного суда Российской Федерации»

Ст. 8 комментируемого закона закрепляет процедурные основы замещения судейских должностей в ВС РФ. Каждая такая должность подлежит замещению путем назначения кандидата верхней палатой отечественного парламента по представлению главы государства.

Комментарий к ст. 9
«Компетенция Верховного суда Российской Федерации»

1. ВС РФ осуществляет уголовное, гражданское и административное судопроизводство, а также надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает им разъяснения по вопросам судебной практики.
2. ВС РФ компетентен рассматривать судебные дела по любой из инстанций при условии соблюдения правил подсудности.
3. Часть 3 комментируемой статьи ограничивает право законодательной инициативы ВС РФ только кругом вопросов его ведения, вторя в этом ч. 1ст. 104 Конституции РФ.
4. Компетенция ВС РФ включает в себя:
– изучение и обобщение судебной практики;
– в целях обеспечения единства судебной практики дача нижестоящим судам разъяснений по вопросам применения российского законодательства;
– разрешение в пределах своей компетенции вопросов, связанных с международными договорами РФ;
– публикация своих судебных актов, а также решение вопросов обеспечения доступа к информации о своей деятельности в соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2010) (1). Порядок организации доступа к информации о деятельности ВС РФ утвержден Приказом Верховного суда РФ от 18.06.2010 (2).


(1) СЗ РФ, 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6217.
(2) [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».


Перечень полномочий ВС РФ является относительно открытым и может быть дополнен нормами федерального законодательства.

Комментарий к ст. 10 «Состав Верховного суда Российской Федерации»

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет структуру ВС РФ. В частности, ст. 10 упоминает следующие структурные элементы ВС РФ: Пленум, Президиум, Апелляционная коллегия, судебные коллегии по административным делам, по гражданским делам, по уголовным делам и Военная коллегия. Положение перечисленных элементов в структуре ВС РФ наглядно представлено на рис. 3.
2. Структура ВС РФ может быть изменена только путем внесения изменений в комментируемый закон.

Комментарий к ст. 11 «Органы судейского сообщества
в Верховном суде Российской Федерации»

Комментируемая статья закрепляет такие органы ВС РФ, как общее собрание судей и Совет судей. Положение перечисленных элементов в структуре ВС РФ наглядно представлено на рис. 3.

Комментарий к ст. 12 «Научно-консультативный совет
при Верховном суде Российской Федерации»

1. Комментируемая статья устанавливает основы деятельности Научно-консультативного совета в качестве совещательного органа при ВС РФ. Его положение относительно структуры ВС РФ наглядно представлено на рис. 3.
2. Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при ВС РФ определяются положением о нем, утвержденным Постановлением Пленума ВС РФ от 11.12.1968 № 45(1) (в ред. от 06.02.2007).

Комментарий к ст. 13
«Печатный орган Верховного суда Российской Федерации»

Комментируемая статья устанавливает основы деятельности печатного органа ВС РФ, которым является «Бюллетень Верховного суда Российской Федерации». Его положение относительно структуры ВС РФ наглядно представлено на рис. 3.

Комментарий к ст. 14 «Пленум Верховного суда Российской Федерации»

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет состав Пленума ВС РФ, в состав которого входят все судьи этого судебного органа.
2. Часть 2 комментируемой статьи делает заседания Пленума ВС РФ открытыми для судей других судов и прочих лиц, которые могут участвовать в них по приглашению Председателя ВС РФ.
3. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет основы взаимодействия пленумов ВС РФ и ВАС РФ в форме совместных заседаний. Проведение совместных заседаний необходимо для унификации судебной практики по применению норм материального права при разрешении гражданских и арбитражных дел.
4. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет полномочия Пленума ВС РФ, которые можно разделить на полномочия внешние (дает нижестоящим судам разъяснения по вопросам применения  законодательства, избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия и т. п.), внутренние (утверждает составы различных органов ВС РФ) и технические (избирает секретаря Пленума).


(1) Сборник постановлений Пленума Верховного суда РФ 1961–1993. – М., 1994 г.


Пленум ВС РФ не является судебной инстанцией и не отправляет правосудие. Перечень полномочий Пленума ВС РФ является относительно открытым и может быть дополнен нормами федерального законодательства.
5. Порядок работы Пленума ВС РФ определяется регламентом ВС РФ, утвержденным Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 22.12.2009 № 29(1) (далее – Регламент ВС РФ).

Комментарий к ст. 15
«Президиум Верховного суда Российской Федерации»

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет состав Президиума ВС РФ. Согласно абз. 1 п. 3.1 Регламента ВС РФ его Президиум состоит из 13 судей. В этот состав входят по должности Председатель ВС РФ и его заместители.
2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает сложную процедуру замещения мест в составе Президиума ВС РФ. В этой процедуре задействованы все ветви власти, что должно позволить избежать возможности формирования тенденциозного, политически ориентированного либо марионеточного состава этого важного структурного элемента высшего отечественного суда общей юрисдикции. Процедура замещения мест в Президиуме ВС РФ предусматривает: (1) представление Председателя ВС РФ с положительным заключением ВАК РФ (судебная власть); (2) дальнейшее представление Президента РФ (исполнительная власть); (3) утверждение верхней палатой отечественного парламента (законодательная власть).
3. Для проведения заседания Президиума ВС РФ достаточного кворума, предполагающего простое большинство его членов. Минимальная частота заседаний ежемесячно.
4. Для принятия постановлений Президиума ВС РФ достаточно простого большинства голосов его членов.

Комментарий к ст. 16
«Полномочия Президиума Верховного суда Российской Федерации»

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет полномочия Президиума ВС РФ, которые можно разделить на полномочия внешние (обращается в Конституционный суд РФ с запросами и т. п.), внутренние (разрешает вопросы организации работы судебных коллегий ВС РФ) и судебные (надзорное производство и т. п.). Перечень полномочий Пленума ВС РФ является относительно открытым и может быть дополнен нормами федерального законодательства.
2. Президиум ВС РФ вправе самостоятельно определять порядок рассмотрения на своих заседаниях любых вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел. Вопросы, связанные с рассмотрением судебных дел, регламентируются соответствующими разделами УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ.

Комментарий к ст. 17
«Апелляционная коллегия Верховного суда Российской Федерации»

1. Апелляционная коллегия ВС РФ создана взамен упраздненной кассационной коллегии этого судебного органа. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет структуру Апелляционной коллегии ВС РФ, которая включает председателя коллегии и членов коллегии – судей ВС РФ. Процедура формирования коллегии аналогична процедуре формирования президиума ВС РФ (см. комментарий к ч. 2 ст. 15).
2. Апелляционная коллегия ВС РФ – это структурное подразделение ВС РФ, являющееся апелляционной инстанцией для судебных дел, рассмотренных самим ВС РФ (его судебными коллегиями) по первой инстанции. Кроме собственно апелляционных функций, эта коллегия полномочна рассматривать в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (что является общим правилом для всех судебных инстанций), а также осуществлять иные полномочия, если они закреплены федеральным законодательством.
3. Председатель Апелляционной коллегии ВС РФ наделен организационными, представительскими и иными полномочиями.


(1) [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».


Комментарий к ст. 18
«Судебные коллегии Верховного суда Российской Федерации»

1. В структуру ВС РФ входят четыре судебных коллегии. Три из них сформированы по отраслевому критерию и предназначены для организации уголовного, гражданского и административного судопроизводства. Четвертая коллегия предназначена для всех видов судопроизводства по делам, подсудным военным судам.

 

В формировании составов судебных коллегий должностные лица исполнительной и законодательной ветвей власти не участвуют, что объясняется низшим положением этих элементов в структуре подразделений ВС РФ относительно Апелляционной коллегии и Президиума.

2. Из текста ч. 2 комментируемой статьи следует, что судья ВС РФ одновременно может входить в состав только одной из четырех судебных коллегий. Однако член одной судебной коллегии по распоряжению Председателя ВС РФ может привлекаться к участию в работе другой судебной коллегии.

Комментарий к ст. 19
«Судебные составы судебных коллегий Верховного суда Российской Федерации»

1. Судебные составы – это несколько судей, на определенный срок специальным распоряжением председателя суда объединенные для совместного рассмотрения судебных дел. В один судебный состав могут входить судьи только одной судебной коллегии.

Термин «судебный состав» не следует путать со схожим по звучанию термином «состав суда». Состав суда – это процессуальное понятие, содержащееся в каждом из процессуальных законов применительно к различным видам судопроизводства.

Состав суда – это количество и иерархический уровень судей, уполномоченных на рассмотрение судебных дел конкретной категории. Например, гражданское дело в апелляционной инстанции, кроме районного (городского, межрайонного) суда, подлежит рассмотрению в коллегиальном составе. Здесь речь идет о составе суда. А судебный состав – это конкретные судьи (имеющие фамилию, имя и отчество) суда общей юрисдикции, объединенные для рассмотрения этой категории дел на трехлетний срок.

2. В связи с тем, что деление судебных коллегий на составы носит исключительно организационно-технический характер, формирование судебных составов опосредуется упрощенной процедурой, в которой участвует единолично Председатель ВС РФ.

3. Судебные составы возглавляются их председателями, назначаемыми на должность в том же порядке, в котором формируется весь судебный состав. Срок замещения должности председателя судебного состава составляет три года. Ограничений на количество последовательных замещений этой должности одним судьей не установлено.

Комментарий к ст. 20
«Компетенция судебных коллегий Верховного суда Российской Федерации»

Судебные коллегии ВС РФ:
– рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности ч. 1 ст. 27 ГПК РФ и ч. 4 ст. 31 УПК РФ. Административные дела ВС РФ по первой инстанции не рассматривает;
– рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
– вправе обратиться с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
– обобщают судебную практику.
Перечень полномочий судебных коллегий ВС РФ является относительно открытым и может быть дополнен нормами федерального законодательства.

Комментарий к ст. 21
«Председатель Верховного суда Российской Федерации»

1. Процедура замещения должности Председателя ВС РФ аналогична процедуре формирования президиума ВС РФ (см. комментарий к ч. 2 ст. 15). Срок полномочий – 6 лет.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ограничения на количество возможных последовательных замещений высшей должности ВС РФ одним лицом. Эта должность не может быть замещена более двух раз подряд.
3. Председатель ВС РФ осуществляет следующие группы полномочий: судебные, организационные (например, созывает Пленум ВС РФ), нормотворческие (утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей судов общей юрисдикции, а также их супругов и несовершеннолетних детей в соответствии с законом РФ о статусе судей в РФ), представительские (например, взаимодействует с Правительством РФ при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции). Перечень полномочий Председателя ВС РФ является открытым.

Комментарий к ст. 22
«Заместители Председателя Верховного суда Российской Федерации»

1. Организационная структура ВС РФ включает должности первого заместителя и заместителей председателя. Процедура замещения должности заместителя Председателя ВС РФ (в т. ч. первого) аналогична процедуре формирования президиума ВС РФ (см. комментарий к ч. 2 ст. 15). Срок полномочий – 6 лет. В структуре ВС РФ пять заместителей Председателя, в т. ч. один – первый заместитель.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ограничения на количество возможных последовательных замещений должности заместителя Председателя (в т. ч. первого) ВС РФ одним лицом. Эта должность не может быть замещена более двух раз подряд.
3. Заместитель Председателя ВС РФ осуществляет следующие группы полномочий: судебные и организационные (например, организует работу по обобщению судебной практики). Перечень полномочий заместителя Председателя ВС РФ является открытым.
4. Заместитель Председателя ВС РФ исполняет обязанности высшего должностного лица этого судебного органа в случае его отсутствия.
5. Полномочия заместителя Председателя ВС РФ могут быть делегированы другому заместителю Председателя ВС РФ, а при отсутствии такой возможности – судье этого суда. Основания для делегирования полномочий заместителя Председателя ВС РФ – приостановление или прекращение полномочий этого должностного лица.

Комментарий к ст. 23 «Судьи Верховного Суда Российской Федерации»

Судьи ВС РФ осуществляют следующие группы полномочий: судебные и технические (например, обобщают судебную практику). Перечень полномочий судей ВС РФ является относительно открытым и может быть дополнен нормами Регламента ВС РФ (например, согласно п. 4.3 Регламента ВС РФ судьи этого суда вправе осуществлять выезды в нижестоящие суды общей юрисдикции).

Глава 3.
ВЕРХОВНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИК, КРАЕВЫЕ, ОБЛАСТНЫЕ СУДЫ,
СУДЫ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, СУД АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ,
СУДЫ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

Комментарий к ст. 24 «Порядок образования и состав верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа»

1. Респкрайоблсуды – это суды общей юрисдикции, являющиеся вышестоящим звеном судебной системы по отношению к райсудам и нижестоящим звеном по отношению к ВС РФ. Территориальная компетенция этих судов совпадает с административными границами соответствующих субъектов Федерации. Респкрайоблсуды относятся к федеральным судам и не являются судами субъектов Федерации. Таких судов должно функционировать ровно столько, сколько в РФ субъектов.
2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет структуру респкрайоблсудов. В частности, ст. 24 упоминает следующие структурные элементы: президиум и два вида судебных коллегий – по гражданским и по уголовным делам. Коллегия по административным делам в судах среднего звена не создается, поскольку рассмотрение административных дел по кассационной инстанции производится судьей единолично. Положение перечисленных элементов в структуре респкрайоблсудов наглядно
представлено на рис. 4.
3. Часть 3 комментируемой статьи содержит важную новеллу в нормативном регулировании отечественной судебной системы – возможность создавать вне границ административного центра субъекта Федерации структурные подразделения респкрайоблсудов. Развитие подобной практики приведет к большей реализации принципа обеспечения доступа к правосудию, поскольку далеко не каждый гражданин имеет возможность посетить административный центр субъекта Федерации, на территории которого он проживает, для того чтобы принять участие в заседании респкрайоблсуда.

Комментарий к ст. 25 «Компетенция верховного суда республики, краевого,
областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа»

1. Респкрайоблсуды компетентны рассматривать судебные дела во всех инстанциях (за исключением надзора по уголовным и гражданским делам).
2. Респкрайоблсуды компетентны обращаться в Конституционный суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Комментарий к ст. 26 «Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа»

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет состав президиума респкрайоблсуда. Положение этого элемента в структуре суда среднего звена наглядно представлено на рис. 4.
2. Формирование состава президиума суда среднего звена предполагает участие высших должностных лиц двух ветвей государственной власти: исполнительной (Президента РФ) и судебной (Председателя ВС РФ).
3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет полномочия президиума респкрайоблсуда, которые можно разделить на полномочия организационные (утверждает по представлению председателя суда судебные составы судебных коллегий и т. п.) и судебные (кассационное производство и т. п.).  Перечень полномочий президиума респкрайоблсуда является относительно открытым и может быть дополнен нормами федерального законодательства.

Комментарий к ст. 27
«Порядок работы президиума верховного суда республики, краевого, областного
суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа»

1. Минимальная частота проведения заседаний президиума респкрайоблсуда – два раза в месяц.
2. Для проведения заседания президиума респкрайоблсуда достаточно кворума, предполагающего простое большинство его членов.
3. Для принятия постановлений президиума респкрайоблсуда достаточно простого большинства голосов его членов.
4. Вопросы, касающиеся порядка работы президиума суда среднего звена, не урегулированные в ст. 27 комментируемого закона, регулируются на уровне локального нормотворчества.

Комментарий к ст. 28 «Судебные коллегии верховного суда республики,
краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа»

1. Структура судебной коллегии респкрайоблсуда традиционна и включает в себя судей этого суда, возглавляемых председателем коллегии. Составы судебных коллегий утверждаются президиумом суда.
2. Из текста ч. 2 комментируемой статьи следует, что судья респкрайоблсуда одновременно может входить в состав только одной из двух судебных коллегий. Однако член одной судебной коллегии по распоряжению председателя суда среднего звена может привлекаться к участию в работе другой судебной коллегии.
3. Судебные коллегии судов среднего звена рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к подсудности этих судов ст. 26 ГПК РФ и ч. 3 ст. 31 УПК РФ, а также выступают в качестве апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, суды этого звена компетентны рассматривать дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Комментарий к ст. 29 «Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа»

1. Процедура замещения должности председателя респкрайоблсуда аналогична процедуре формирования президиума этого суда (см. комментарий к ч. 2 ст. 26). Срок полномочий – 6 лет.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ограничения на количество возможных последовательных замещений высшей должности суда среднего звена одним лицом. Эта должность не может быть замещена более двух раз подряд.
3. Председатель респкрайоблсуда осуществляет следующие группы полномочий: судебные, организационные (например, распределяет обязанности между своими заместителями, судьями), нормотворческие (например, устанавливает правила внутреннего распорядка суда). Перечень полномочий председателя респкрайоблсуда является открытым.
4. Полномочия председателя респкрайоблсуда могут быть делегированы его заместителю, а при отсутствии такой возможности – судье этого суда. Основания для делегирования полномочий – приостановление или прекращение полномочий этого должностного лица.

Комментарий к ст. 30 «Заместители председателя верховного суда республики,
краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа»

1. Организационная структура респкрайоблсуда включает должности заместителей председателя. Процедура замещения должности заместителя председателя респкрайоблсуда аналогична процедуре формирования президиума этого суда (см. комментарий к ч. 2 ст. 26). Срок полномочий – 6 лет.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ограничения на количество возможных последовательных замещений должности заместителя председателя респкрайоблсуда одним лицом. Эта должность не может быть замещена более двух раз подряд.
3. Заместитель председателя респкрайоблсуда осуществляет следующие группы полномочий: судебные и организационные (например, осуществляет руководство работой аппарата суда). Кроме того, заместители председателя респкрайоблсуда замещают председателей судебных коллегий. Перечень полномочий заместителя председателя респкрайоблсуда является закрытым.
4. Заместитель председателя респкрайоблсуда исполняет обязанности высшего должностного лица этого судебного органа в случае его отсутствия.

Комментарий к ст. 31 «Председатели судебных коллегий верховного суда
республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа»

Председатели судебных коллегий респкрайоблсудов осуществляют следующие группы полномочий: судебные, организационные (например, осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий), контрольные (например, вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики). Перечень полномочий председателей судебных коллегий респкрайоблсудов является исчерпывающим.

Глава 4. РАЙОННЫЙ СУД
Комментарий к ст. 32 «Создание районного суда»

1. Районный суд (райсуд) – гражданский суд общей юрисдикции, территориальная подсудность которого распространяется полностью и только на территорию одного или нескольких смежных муниципальных образований одного субъекта РФ. При этом одно или несколько смежных муниципальных образований составляют судебный район. Райсуды в системе судов общей юрисдикции формируют субсреднее звено и являются нижестоящими судами относительно ВС РФ и респкрайоблсудов и вышестоящими – относительно мировых судей.
2. По словам заместителя Председателя Верховного суда РФ В.И. Нечаева, в развитие установления, закрепленного в ч. 2 комментируемой статьи и в связи с изменениями в законодательстве есть необходимость на базе нескольких судов организовывать один суд в судебном районе, который обладает юрисдикцией на территории нескольких административных районов со смежными границами (1).

Комментарий к ст. 33 «Состав районного суда»

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет структуру райсудов. В частности, ст. 33 упоминает следующие структурные элементы: председателя суда, его заместителей и судей. В связи с отсутствием в компетенции райсудов надзорных и кассационных полномочий, в его структуре коллегии не создаются. Положение перечисленных элементов в структуре райсудов наглядно представлено на рис. 5.
2. См. комментарий к ч. 3 ст. 24.

Комментарий к ст. 34 «Компетенция районного суда»

1. Райсуды компетентны рассматривать судебные дела только по первой либо апелляционной инстанции.
2. Райсуды компетентны рассматривать административные дела:
– по первой инстанции в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ;
– по апелляционной инстанции в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.
3. Райсуд вправе обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
4. Райсуд является второй (апелляционной) инстанцией по всем судебным делам, подсудным по первой инстанции мировым судьям.


(1) Бодрягина О. Новая эра процесса [Интервью с В.И. Нечаевым] // Юридическая газета. 2011. № 11. С. 3.


5. Райсуд рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, что является общим правилом для всех судов общей юрисдикции.

Комментарий к ст. 35
«Председатель, заместитель председателя районного суда»

1. Процедура замещения должности председателя райсуда аналогична процедуре формирования президиума респкрайоблсуда (см. комментарий к ч. 2 ст. 26). Срок полномочий – 6 лет.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ограничения на количество возможных последовательных замещений высшей должности суда субсреднего звена одним лицом. Эта должность не может быть замещена более двух раз подряд.
3. Председатель райсуда осуществляет следующие группы полномочий: судебные, организационные (например, организует работу суда), нормотворческие (например, устанавливает правила внутреннего распорядка суда). Перечень полномочий председателя райсуда является открытым.
4. Заместитель председателя райсуда осуществляет следующие группы полномочий: судебные и организационные (например, осуществляет полномочия по организации работы суда). Перечень полномочий заместителя председателя райсуда является закрытым.

Комментарий к ст. 36 «Замещение временно отсутствующего председателя
районного суда или судей этого суда»

1. Заместитель председателя райсуда исполняет обязанности высшего должностного лица этого судебного органа в случае его отсутствия. Если структура конкретного райсуда не предполагает должности заместителя председателя, то отсутствующего руководителя этого суда может замещать один из судей.
2. Полномочия председателя райсуда могут быть делегированы его заместителю, а при отсутствии такой возможности – судье этого суда. Основания для делегирования полномочий – приостановление или прекращение полномочий этого должностного лица.
3. Полномочия судьи райсуда могут быть делегированы судье ближайшего райсуда. Основания для делегирования полномочий – временное отсутствие судьи. Положения ч. 3 комментируемой статьи следует толковать ограничительно: полномочия отсутствующего судьи райсуда могут быть переданы судье не любого близлежащего райсуда, а близлежащего райсуда, являющегося нижестоящим судом к тому респкрайоблсуду, который является вышестоящим судом по отношению к райсуду, в котором отсутствует судья. Проще выражаясь, делегирование полномочий отсутствующего судьи допустимо только между судами субсреднего звена, организационно подчиненными одному суду среднего звена.

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Комментарий к ст. 37 «Органы, осуществляющие организационное обеспечение
деятельности судов общей юрисдикции»

1. В качестве специальной цели организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции называется полное и независимое осуществление правосудия. Понятием организационного обеспечения деятельности судов охватывается комплекс мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера. Часть 1 комментируемой статьи воспроизводит положения ч. 2 ст. 1 ФЗ «О Судебном департаменте при ВС РФ».
2. Часть 2 комментируемой статьи воспроизводит положения ч. 3 ст. 1 ФЗ «О Судебном департаменте при ВС РФ». Согласно ч. 3 ст. 32 ФКЗ «О военных судах РФ» аппаратом ВС РФ осуществляется обеспечение Военной коллегии ВС РФ.
3. Часть 3 комментируемой статьи воспроизводит положения ч. 1 ст. 1 ФЗ «О Судебном департаменте при ВС РФ». Согласно ч. 2 ст. 32 ФКЗ «О военных судах РФ» обеспечение военных судов средствами связи, служебными помещениями, а также хранение архивов осуществляются соответствующими органами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с оплатой  фактически произведенных ими расходов соответственно Судебным департаментом и ВС РФ.
4. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Федерации.

Комментарий к ст. 38 «Аппарат суда общей юрисдикции»

1. Аппарат суда – совокупность сотрудников суда, не являющихся судьями, основной функцией которых является организационное обеспечение деятельности судебного органа. В соответствии с ч. 2 ст. 32 ФКЗ «О судебной системе РФ» работникам аппарата суда присваиваются классные чины и другие специальные звания. Таким образом, штат любого суда общей юрисдикции включает в себя:
а) судей (в т. ч. занимающих руководящие должности, т. к. председатель суда);
б) аппарат суда (секретари судебных заседаний, секретари канцелярий, помощники судей, психологи, консультанты и т. д.). Судебные приставы, обеспечивающие порядок в здании суда, в его штат не входят.
2. Аппарат суда организационно подчинен председателю суда, но может возглавляться руководителем аппарата суда, который также подчинен председателю суда.
3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным бюджетным законодательством.
4. Распределение аппаратных должностей в пределах установленной на очередной финансовый год штатной численности находится в совместном ведении руководителя суда общей юрисдикции (кроме ВС РФ) и Судебного департамента при ВС РФ.
5. Распределение должностей аппарата ВС РФ в пределах установленной на очередной финансовый год штатной численности находится в ведении руководителя Президиума ВС РФ.
6. По общему правилу аппаратные должности федерального суда общей юрисдикции относятся к категории должностей государственной гражданской службы, хотя работники судебного аппарата вправе замещать иные должности.
7. Правовой статус работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, устанавливается Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (1) (в ред. от 28.12.2010 г.) (далее – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
8. Правовой статус работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, не замещающих должностей федеральной государственной гражданской службы, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (2) (в ред. от 29.12.2010 г.) (далее – ТК РФ) и иными федеральными законами и законами субъектов РФ, содержащими нормы трудового права.
9. В отличие от федеральных судов общей юрисдикции, все сотрудники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими. Поэтому работники, обеспечивающие деятельность судебного участка, не являющиеся государственными гражданскими служащими, относятся к техническому персоналу.

Комментарий к ст. 39 «Функции аппарата суда общей юрисдикции»

1. Аппарат суда общей юрисдикции выполняет следующие функции: делопроизводственные (например, принимает и выдает документы и т. п.), процессуальные (например, осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию и т. п.) и аналитические (участвует в обобщении данных судебной практики и т. п.).
2. Аппарат федерального суда общей юрисдикции (кроме ВС РФ) осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о нем. Такое положение утверждается Судебным департаментом при ВС РФ.
3. Аппарат мирового судьи осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о нем. Такое положение утверждается в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комментарий к ст. 40
«Символы государственной власти в судах общей юрисдикции»

1. Согласно абз. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010)(3) (далее – ФКЗ «О Государственном флаге РФ») Государственный флаг РФ должен быть установлен постоянно во всех рабочих кабинетах федеральных судей. В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010 г.)(4) (далее – ФКЗ «О Государственном гербе РФ») Государственный герб РФ в многоцветном варианте помещается на бланках ВС РФ, а одноцветный вариант без геральдического щита – на бланках федеральных судов. Кроме того, Государственный герб РФ помещается в рабочих кабинетах федеральных судей (ст. 5 ФКЗ «О Государственном гербе РФ»).


(1) СЗ РФ, 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
(2) СЗ РФ, 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
(3) СЗ РФ, 25.12.2000. № 52 (Часть I). Ст. 5020.
(4) СЗ РФ, 25.12.2000. № 52 (Часть I). Ст. 5021.


2. Описание судейской мантии дано в Постановлении Президиума Верховного Совета РФ от 22 марта 1993 г. № 4656–1 «Об утверждении описания и образца мантии судей Российской Федерации»(1) и в приказе Судебного департамента при ВС РФ от 25 января 1999 г. № 5 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи мантий судьям и Инструкции о порядке выдачи служебного обмундирования судьям и имеющим классные чины работникам судов общей юрисдикции».

Осуществление правосудия судьей без облачения в мантию является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности(2), однако служит достаточным основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения судейских полномочий судьи не само по себе, а только в совокупности с другими допущенными им нарушениями(3).
3. Согласно ст. 8 ФКЗ «О Государственном флаге РФ» при одновременном размещении Государственного флага РФ и флага субъекта РФ Государственный флаг РФ располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом.

При этом размер флага субъекта РФ не может превышать размер Государственного флага РФ, а высота подъема Государственного флага РФ не может быть меньше высоты подъема флага субъекта РФ. Согласно ст. 9 ФКЗ «О Государственном гербе РФ» при одновременном размещении Государственного герба РФ и герба (геральдического знака) субъекта РФ Государственный герб РФ располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом. При этом размер герба (геральдического знака) субъекта РФ не может превышать размер Государственного герба РФ, а Государственный герб РФ не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).
4. При отправлении правосудия мировой судья обязан иметь один из предусмотренных законом (в т. ч. своего субъекта Федерации) символ государственной судебной власти.

Комментарий к ст. 41
«Печать и правовой статус федерального суда общей юрисдикции»

1. Одним из характерных признаков федерального суда общей юрисдикции как отдельного органа, наделенного государственно-властными полномочиями, является наличие у него гербовой печати. Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба РФ регламентируется Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации»(4).
2. Юридическими лицами являются только суды высшего и среднего звеньев.
3. Суды субсреднего и низшего звена юридическими лицами не являются.

Комментарий к ст. 42
«Место постоянного пребывания судов общей юрисдикции»

Комментируемая статья определяет места постоянного пребывания гражданских судов общей юрисдикции (см. табл. 2).


(1) Ведомости СНД и ВС РФ, 08.04.1993. № 14. Ст. 516.
(2) См.: Определение Верховного Суда РФ от 23.06.2010 № 36-Г10–14.
(3) См.: Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2010 № КАС10–149.
(4) СЗ РФ, 08.01.1996. № 2. Ст. 123.


Также по этой теме: