Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Государственное управление    Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса

Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса

09.10.2014

Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2009

Кузнецов И.А.,
старший преподаватель РГСУ

Государство может различными методами воздействовать на финансирование инновационно-инвестиционного процесса (ИИП) в весьма широком диапазоне – от минимального воздействия до принятия государством на себя решающей роли в обеспечении финансирования этого процесса. Характер воздействия зависит от социально-экономической системы страны и используемой ею модели экономического (хозяйственного) механизма.

Я сторонник интегрированной (смешанной) системы хозяйствования, сочетающей самоактивность рынка с целенаправленным регулирующим воздействием государства на развитие экономики. В ней рыночно-капиталистические и планово-распределительные методы должны представлять собой единый, взаимосвязанный комплекс, формируемый вокруг национально-государственных интересов страны с учётом её экономического потенциала, геополитического положения, культурноисторических традиций и социальной психологии. Иначе говоря, интегрированная система хозяйствования исторически привязана к нации. Например, современные модели хозяйствования в США, Германии, Японии, Франции, называемые капиталистическими, по своей сущности являются смешанными (интегрированными). Интегрированную систему хозяйствования применительно к неповторимым национальным особенностям построил Китай.

КНР продолжает её успешное формирование и развитие. Очевидно, что принципы воздействия государства на финансирование инновационно-инвестиционного процесса осмыслены и значимы только применительно к определённой социально-экономической системе и хозяйственному механизму конкретной страны.

Я разработал принципы государственной поддержки финансирования инновационно-инвестиционного процесса применительно к народному хозяйству России в русле становления интегрированной экономики, сочетающей наиболее эффективные формы, методы и механизмы рынка с целенаправленным воздействием государства на национальную экономику и её отрасли, с активным применением стратегического планирования, программирования, регулирования всех основных экономических параметров, включая цены и стандарты продукции, бюджетного финансирования инноваций и инвестиций в производственной сфере. Речь идёт о государственной поддержке финансирования инновационно-инвестиционного процесса(1) (ГПФИИП). Эта поддержка включает создание государством благоприятных условий, правовых и экономических, для инновационно-инвестиционного процесса, а также государственное его регулирование и активное участие самого государства в финансировании. Ниже излагаются разработанные мной принципы с комментариями к ним.

Принцип 1 – научность: государственная поддержка финансирования инновационно-инвестиционного процесса на научной основе при обеспечении научной обоснованности инновационно-инвестиционных проектов.

Обоснование принципа 1. Речь идёт о действительной научной обеспеченности инновационно-инвестиционного процесса и его финансирования, а также государственной поддержки этого финансирования, а не об имитации научного сопровождения проектов, которая получила весьма широкое распространение в хозяйственной практике по ряду причин:
1) во-первых, для многих руководителей и финансистов, задействованных в управлении и финансировании инновационно-инвестиционного процесса, главным является не эффективное исполнение возложенных на них соответствующих профессиональных функций, а преследование личных корыстных целей;
2) во-вторых, экономя на оплате работ учёных, руководители получают недостаточно качественные научно-практические разработки;
3) в-третьих, по различным мотивам (в числе которых престиж, мода, взятки) руководители заказывают научное обеспечение инновационно-инвестиционных проектов у иностранных фирм, оплачивая их услуги в размерах, на порядок больших, чем это принято в отношении отечественных специалистов (при получаемом таком же или худшем уровне научного обеспечения инновационно-инвестиционных проектов). Принцип научности в применении к ГПФИИП необходимо применять на двух уровнях:
- уровень 1 – научная обоснованность, в том числе технико-технологическая, технико-экономическая, социально-экономическая, финансовая, отбора инновационно-инвестиционного проекта и в случае его принятия, и его исполнения;
- уровень 2 – научная обоснованность самого финансирования инновационно-инвестиционного процесса в масштабе территориальной экономики и той или иной инновационно-инвестиционной программы.

Принцип 2 – благоприятствование: создание государством благоприятных экономических условий для финансирования и выполнения инновационно-инвестиционного процесса.

Обоснование принципа 2. Инновационно-инвестиционный процесс в национальной экономике складывается из всего множества инноваций и инвестиций, осуществляемых в стране, при этом финансируется из различных источников – частных, государственных, смешанных. Государству необходимо создавать благоприятные экономические условия для генерирования инноваций, доведения их до стадии воплощения, для чего следует создавать благоприятный режим их финансирования. Речь идёт о формировании любого инновационно-инвестиционно-финансового пространства, в котором могло бы осуществляться на предельно благоприятных условиях (это не означает бесконтрольности) финансирование полезных для общества инновационно-инвестиционных проетов, с учётом участия в этом финансировании как субъектов хозяйствования всех форм  собственности, так и самого государства в лице федерального центра и региональных органов власти.

(1) Термин автора. – Ред.

Государство должно стремиться к тому, чтобы инновационно-инвестиционно-финансовое пространство было как можно лучше структурировано. Причём это структурирование объективно носит динамичный характер, что обусловливает динамичность оптимизации этого особого пространства.

Принцип 3 – нормативность: формирование государством необходимого нормативно-правового пространства для инновационно-инвестиционного процесса и его финансирования.

Обоснование принципа 3. Очевидно, что финансирование и исполнение инновационно-инвестиционного процесса должны осуществляться в рамках законного нормативно-правового пространства, которое является частью общего нормативно-правового пространства экономической деятельности.

Общие подходы к нормативно-правовому регулированию хозяйственной деятельности имеют полную силу и в отношении инновационно-инвестиционного процесса и его финансирования. Однако данный процесс совместно с его финансовым обеспечением имеет существенные особенности, которые необходимо учитывать при его нормативно-правовом регулировании со стороны государства. В частности, особенности правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, в которые воплощаются инновации, требуют особых нормативных правовых актов.

Принцип 4 – безопасность: воздействие государства на инновационно-инвестиционный процесс и его финансирование с позиции обеспечения безопасности страны, и прежде всего населения.

Обоснование принципа 4. Инновационно-инвестиционный процесс оказывает решающее воздействие на формирование человеческого, научно-технического, экономического потенциала страны, уровень и масштабы развития народного хозяйства, благосостояние народонаселения, межотраслевые пропорции национальной экономики, характер и конкретные формы её подключённости к системе международного разделения труда; все эти процессы имеют, помимо прочего, измерение экономической, политической, военной безопасности.

Принцип 5 – глобальность: содействие государства интернационализации инновационно-инвестиционного процесса и его финансирование по ряду проектов с учётом национально-государственных интересов и обеспечения безопасности.

Обоснование принципа 5. Глобальные трансформационные процессы воздействуют на инновационно-инвестиционные процессы в национальной экономике и в хорошую и в плохую стороны в зависимости от обстоятельств.

Осуществление инновационно-инвестиционного процесса на базе сотрудничества предприятий и организаций нескольких стран позволяет, с одной стороны, достигать значительно более высоких научно-технических параметров реализуемых проектов, а с другой – существенно повышать их экономическую и финансовую эффективность.

Однако это реализуемо лишь в условиях взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. В сложившихся условиях России необходимо уравновешивать своё активное участие в интернационализации инновационно-инвестиционного процесса и его финансирования.

Принцип 6 – экологичность: отбор для финансирования инновационно-инвестиционных процессов, соответствующих объективным требованиям охраны окружающей природной среды.

Обоснование принципа 6. Экологичность инновационно-инвестиционного процесса относится к его натуральной стороне, а его финансирование принадлежит к его вторичной, производной стороне, призванной обеспечить должное протекание данного процесса в натуре. При этом, поскольку в инновационно-инвестиционном процессе всё большее значение, а в перспективе и главное, определяющее, приобретает его экологическая составляющая, финансирование данного процесса призвано обеспечить его системную экологизацию. Разворот финансирования ИИП для обеспечения экологизации системного порядка может быть обеспечен только на государственной основе.

В условиях экологического кризиса планетарного масштаба государство обязано, во-первых, обеспечить осуществление инновационно-инвестиционных проектов, нацеленных на  осуществление действенных природоохранных, природовосстановительных и природо-профилактических мероприятий, а во-вторых, добиться придания каждому инновационно-инвестиционному проекту особого «экологического» измерения.

Решение этих обеих задач требует обильного финансирования, которое должно быть честно разделено между государством и частными инвесторами, в обязанность которым, в случае финансирования ими того или иного инновационно-инвестиционного проекта, следует вменить на государственном уровне финансирование также и экологической составляющей проекта, которая в обязательном порядке должна быть утверждена государством.

Принцип 7 – общественная польза: финансирование государством тех необходимых или полезных для общества инновационно-инвестиционных проектов, на которые заведомо не выделят средств частные инвесторы.

Обоснование принципа 7. Рыночная модель финансирования в принципе не в состоянии  обеспечить предоставление финансовых ресурсов для осуществления многих не только целесообразных, но и жизненно необходимых обществу инновационно-инвестиционных проектов. Причина в том, что частный инвестор, вкладывая денежные средства в тот или иной инновационно-инвестиционный проект, рассчитывает не только быстро окупить вложенные средства, но и получить при этом приемлемую для него прибыль. Если эти условия не обеспечены, то частный инвестор не станет финансировать проект. Множество жизненно необходимых и общественно полезных инновационно-инвестиционных проектов не соответствует этим условиям:
- проекты, которые окупятся и принесут значительную прибыль в отдалённом будущем;
- рискованные проекты, требующие значительных затрат, но не гарантирующие вообще полезной отдачи от них, но при том что запуск ряда таких проектов приведёт к успеху хотя бы одного из них и эффект от этого успешного проекта во много раз превзойдёт суммарные затраты на осуществление всех проектов;
- проекты, которые в денежном отношении не окупятся никогда, но при этом они жизненно необходимы обществу для решения социальных задач, осуществления природоохранных мероприятий, обеспечения обороноспособности страны.

Все такие проекты должны быть профинансированы в полной мере, и осуществить их финансирование призвано государство.

Принцип 8 – масштабность: государственное финансирование ключевых инновационно-инвестиционных проектов, масштабы которых неподъёмны для частных инвесторов.

Обоснование принципа 8. Существуют столь масштабные инновационно-инвестиционные проекты, как например реставрация Большого Кремлёвского дворца, Олимпиада в Сочи или саммит на острове Русском, которые в силу размаха не могут быть профинансированы частными инвесторами, но требуют государственного или межгосударственного финансирования. Другое дело, что последнее может быть либо полным, либо частичным – случай государственно-частного партнёрства. Примерами таких проектов могут быть космические и ядерные программы, проекты создания крупных инфраструктурных объектов. Ряд подобных проектов предлагается известным американским экономистом, сторонником физической экономики и непримиримым борцом
со спекулятивно-посреднической экономикой Линдоном Ларушем.

Принцип 9 – приоритетность: соблюдение иерархии приоритетов в финансировании инновационно-инвестиционного процесса, определяемых на основе стратегии социально-экономического развития страны.

Обоснование принципа 9. Сколь бы ни были велики или малы реальные финансовые ресурсы страны, способные быть задействованными в инновационно-инвестиционном процессе, осуществляемом в производственной сфере (денежные средства, обеспеченные необходимыми для инвестирования ресурсами в натуре), они всегда ограничены. Поэтому государству и другим инвесторам приходится отбирать из желательных (приемлемых) самые нужные или самые пафосные инновационно-инвестиционные проекты. Государство исходя из общенациональных приоритетов должно так отрегулировать основные экономические параметры на макроуровне, включая цены, налоги, таможенный режим, финансовые льготы, банковский процент, чтобы частные инвесторы действовали в русле общегосударственных приоритетов, которые я предлагаю определять по двум критериям:
- критерий 1 – необходимость или целесообразность осуществления инновационно-инвестиционных проектов с позиции удовлетворения на базе реализованных проектов  потребностей общества и государства в товарах и услугах, ранжируемых по степени своей приоритетности;
- критерий 2 способность осуществлённых инновационно-инвестиционных проектов увеличивать инновационно-инвестиционный потенциал страны, что расширяет её возможности осуществления ИИП.

Каждый из сформулированных выше критериев обусловливает приоритетность совершенно различных проектов: первый критерий – исходя из целей социально-экономического развития общества; второй критерий – на основе увеличения объёма и повышения качества средств, используемых для достижения этих целей. Если критерий 1 связан с потреблением, то 2 – с накоплением. На каждый период развития экономики страны необходимо находить лучшее соотношение между финансированием тех инновационно-инвестиционных проектов, которые осуществляются по критерию потребления, и тех, которые реализуются по критерию накопления. Такая оптимизация должна базироваться на социально-экономической стратегии развития общества, разбитой на ряд этапов (рис. 1).

Принцип 10 – госрегулирование: регулирующее воздействие государства на частное  финансирование инновационно-инвестиционного процесса.

Обоснование принципа 10. Частные инвесторы, отбирая для финансирования инновационно-инвестиционные процессы, руководствуются своими интересами. Если отбор инновационно-инвестиционных проектов предоставить стихии частных интересов, не регулируемой государством, то пропорции общественного воспроизводства, формируемые под воздействием множества реализуемых инновационно-инвестиционных проектов, окажутся весьма далеки от идеальных, а качество жизни людей ухудшится.

Принцип 11 – государственно-частное партнёрство: активное задействование института государственно-частного партнёрства в финансировании инновационно-инвестиционного процесса.

Обоснование принципа 11. Интегрированной (смешанной) системе хозяйствования органически присущ институт государственно-частного партнёрства, который позволяет соединить в единое целое с получением значительного синергетического эффекта преимущества государства и частной инициативы при нейтрализации их недостатков.

Правда, существует опасность соединения недостатков государственного воздействия

на экономику с недостатками частного хозяйствования, что порождает коррупцию и убивает экономику. Чтобы государственно-частное партнёрство носило здоровый характер, необходимо оздоровление аппарата государственной власти, непримиримая борьба с коррупцией. Оздоровлённый институт государственно-частного партнёрства следует распространить и на финансирование инновационно-инвестиционного процесса. Государственно-частное партнёрство в финансировании инновационно-инвестиционного процесса позволяет соединить преимущества государства (сосредоточение ресурсов на важных для общества проектах с частной инициативой в отборе, финансировании и реализации инновационно-инвестиционных проектов).

Принцип 12 – эффективность: финансирование инновационно-инвестиционного процесса с учётом технико-экономической, социально-экономической и финансовой эффективности.

Обоснование принципа 12. Инновационно-инвестиционные проекты следует финансировать с учётом их прогнозируемой эффективности, которая может быть измерена уже после ввода в действие объектов, являющихся конечным результатом этих проектов.

При этом следует различать технико-экономическую, социально-экономическую и финансовую эффективность. Разработанные нами принципы представлены в табл. 1.

Выводы
Разработаны в виде единого взаимосвязанного комплекса принципы государственной поддержки и финансирования инновационно-инвестиционного процесса применительно к интегрированной системе хозяйства и с учётом особенностей России. ГПФИИП означает, что государство не только активно регулирует финансирование ИИП в национальной экономике, но и само финансирует самые важные для страны и её регионов инновационно-инвестиционных проекты. Предложены, определены и обоснованы следующие принципы ГПФИИП: научность, благоприятствование, нормативность, безопасность, глобальность, экологичность, общественная польза, масштабность, приоритетность, госрегулирование, государственно-частное партнёрство, эффективность.

Литература
1. Данилов А.И. Общественное воспроизводство: комбинационный экономический эффект. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.
2. Ларионов И.К. Экономическая теория, путь в XXI век. – М.: Наука, 2007.
3. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. – М.: РНЦ ИСПИ РАН, 2003.
4. Игошин Н.В. Инвестиции. – М.: Юнити, 2006.
5. Формирование национальной финансовой стратегии России/Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2004.

Также по этой теме: