Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Управленческий учет — теоретические аспекты и практическая реализация    Развитие функционального аспекта управления в результате исследования интегрированной модели инновационного процесса

Развитие функционального аспекта управления в результате исследования интегрированной модели инновационного процесса

17.02.2015

Развитие функционального аспекта управления в результате исследования интегрированной модели инновационного процесса

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №5 год - 2011

Кулакова Т.А.,
старший преподаватель кафедры
«Информатика и информационные
технологии в менеджменте»,
Орловская региональная академия
государственной службы


В период переходной экономики, связанный с проведением рыночных реформ, для управления промышленными предприятиями рекомендуется использовать различные модели управления инновационным развитием с использованием подхода исследования операций. Характерными для этого периода являются, с одной стороны, оценка деятельности промышленного предприятия с точки зрения получаемой прибыли (валовой, балансовой, чистой и т. д.) или динамики роста курсовой стоимости акций предприятия; с другой – появление таких атрибутов переходной экономики, как высокий темп инфляции, дефицит материальных, финансовых, сырьевых и других видов ресурсов, несовершенство законодательства, неразвитость банковского сектора экономики и т. д. Вследствие этого возрастает роль учета неопределенности и рисков при анализе той или иной экономической ситуации.

Неопределенность часто интерпретируется как возможность неудачи (неуспеха) предсказания поведения некоторой системы на базе предполагаемых законов ее функционирования и доступной информации о начальном состоянии.

Таким образом, неопределенность ситуации – это прежде всего информационная  неопределенность, то есть отсутствие или неполнота информации о возможных состояниях системы, внешней среде, значениях входных параметров и т. д. Вследствие этого в рассматриваемой модели предлагается один из подходов анализа неопределенности, связанный с исследованием устойчивости модели. Такой анализ чаще всего связан с оценкой изменения выходных параметров модели при локальном изменении входных данных в заданном диапазоне или по заданному закону.

Интегрированная модель (четвертое поколение) инновационного процесса, появившаяся в практике компаний во второй половине 1980-х гг., обозначила переход от рассмотрения инновации как преимущественно последовательного процесса к пониманию инновации как параллельного процесса, включающего одновременно элементы исследований и разработок, разработки прототипа, производства и т. д. (рис. 1).

По мнению Ротуэлла, интегрированная модель четвертого поколения соответствует лучшей современной мировой практике. На рис. 2 изображен процесс разработки нового продукта в компании Nissan (пример интегрированного инновационного процесса). Однако следует отметить, что этот пример модели четвертого поколения сфокусирован на основных внутренних характеристиках процесса, его параллельной и интегрированной сущности.

На практике вокруг находится сеть взаимодействий, представленная в третьем поколении процесса.

Важнейшими особенностями четвертой модели стали интеграция НИОКР с производством (например, соединенные системы автоматизированного проектирования и гибкие производственные системы), более тесное сотрудничество с поставщиками и передовыми покупателями, горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов), а также создание межфункциональных рабочих групп, объединяющих технологов, конструкторов, маркетологов, экономистов и др.

Как отмечает Ф. Котлер, разработка нового товара наиболее эффективна в тех случаях, когда с самого начала имеет место тесное сотрудничество между отделом исследований и разработок, техническим, производственным, маркетинговым и финансовым подразделениями компании. Заложенная в продукт идея должна быть проанализирована с точки зрения маркетинга, а все этапы разработки – координироваться специальной межфункциональной группой.

Исследования показывают, что успех новых товаров японских компаний во многом определяется широким использованием работы межфункциональных групп. Кроме того, японские компании еще на ранних стадиях обращаются к потребителю и выясняют их взгляды на новый товар. Как пишет Фумио Кодама (F. Kodama) [1], предприятия анализируют перспективный спрос, а затем на последних стадиях инновационного процесса на основе сделанного прогноза участвуют в формировании рыночного спроса (рис. 2).

Хрестоматийным примером блестящего видения будущих потребностей выступает разработка плеера Sony Walkman, когда глава компании Sony Акио Морита вопреки всем скептическим прогнозам (предсказывавшим, что товар не будет пользоваться спросом) продолжил реализацию этого проекта, и компания добилась успеха.

Признание рынка потребителей в качестве значимого источника инновационных идей привело к повышению их роли в инновационном процессе.

На дисперсных рынках потребительских товаров производители осуществляют постоянный мониторинг потребительских предпочтений, стремятся к структурированию рыночных сегментов, организуют взаимодействие с потребительскими ассоциациями, стимулируют создание клубов потребителей.

Все эти шаги направлены на выявление неявных пожеланий, которые затем переводятся с помощью разработок на язык новых продуктов и услуг.

В случае специализации фирмы на рынках товаров инвестиционного спроса, сложного оборудования недостаточно простого учета, реакции на потребительские запросы. В этом случае фирмы-потребители должны вовлекаться в инновационный процесс на постоянной и систематической основе, вплоть до включения их представителей в проектные группы разработчиков фирмы – создателя нововведений. Причем их активное участие характерно для всех стадий, включая формирование концепции нового изделия. Такие подходы характерны для компаний самолетостроения, другого транспортного или энергетического оборудования. При этом необходимо ориентироваться на ведущие компании-потребители. К их числу принадлежат те, кто стремится и способен чаще обновлять свое оборудование, кто выдвигает наиболее жесткие пожелания относительно спецификаций будущих изделий, кто готов частично разделить риск путем предоставления и собственных ресурсов при разработке новой продукции. Сотрудничество фирм-производителей и фирм-потребителей не заканчивается после поставки новой продукции, но продолжается в ходе ее эксплуатации для выявления рациональных путей ее модификации и модернизации. В ряде секторов фирмы-потребители вообще играют доминирующую роль в создании инноваций. В наиболее концентрированном виде данная тенденция характерна для медицинского оборудовании, научного приборостроения, специализированного программного обеспечения.

В 1990-х гг. успешные нововведения потребовали также плотного взаимодействия с фирмами-поставщиками материалов, узлов и компонентов.

Концентрация ресурсов фирмы вокруг ключевых компетенций предполагает аутсорсинг (outsourcing), то есть выведение из организационной структуры тех подразделений, продукция и услуги которых могут быть получены от специализированных компаний. Однако это не означает «разорванность» инновационного процесса. Скорее наоборот, это означает предоставление фирмам-поставщикам большей самостоятельности и свободы в инновационных решениях, ужесточение конкуренции между ними. Вместе с тем фирмы, осуществляющие производство конечной продукции, стремятся как можно раньше привлечь поставщиков к разработке собственных нововведений. Это осуществляется как с помощью тендеров на перспективные компоненты, так и созданием условий для участия субподрядчиков в выработке идеи и формировании концепции нововведения, а также предоставлением им результатов НИОКР и ресурсов для проведения технологических или организационных изменений.

Важным свойством интегрированной нелинейной модели является наличие разветвленной системы обратных связей как между соседними звеньями основного пути создания нововведения, так и между удаленными друг от друга. Практически отсутствуют разрывы между стадиями инновационного цикла в отличие от более ранней сопряженной модели. А фактически многие из них осуществляются параллельно.

Следующим характерным признаком данной модели нововведенческого процесса является предрасположенность к кооперации как внутри фирмы, так и во внешней среде. Внутренняя кооперация между последовательными стадиями основного потока нововведений обеспечивается относительной немногочисленностью этих линейных звеньев, их ориентацией на решение общей задачи, связанной с максимизацией показателей рыночно-сбытовой деятельности. Параллельность научных исследований, а не их непосредственная включенность в основной поток создания новшества подразумевает существование в этой сфере мотивационных механизмов и целей, альтернативных чисто коммерческим показателям.

Интегрированная модель позволяет осуществить переброску идей. Это означает, что идея, родившаяся в сфере производства и не реализуемая силами этого звена, тем не менее имеет определенные шансы на выживание за счет создания организационных условий по ее научному и рыночно-сбытовому тестированию.

В модели достаточно наглядно интерпретируется нововведение с точки зрения многовариантности методов и источников последовательного снижения неопределенности и трансформации ее в оценку риска. Ее важное отличие состоит в том, что конкретные события жизненного цикла нововведений связаны не только с формальной организационной структурой, но главным образом с ориентацией на конечный экономический результат.

Недостатком модели является то, что интегрированная модель нововведения демонстрирует непредсказуемость и неупорядоченность процесса, поскольку нововведение подразумевает осуществление изменений различного типа практически во всех звеньях корпорации.

Основные функции управления инновационной деятельностью – обучение работе в межфункциональных командах, организация оценки инноваций, интеграция участников инновационного процесса, организация эффективных коммуникаций и информационного обеспечения, посредничество в организации сотрудничества фирм-производителей и фирм-потребителей в процессе поставки новой продукции и в ходе ее эксплуатации для выявления рациональных путей ее модификации и модернизации, посредничество во взаимодействии с фирмами-поставщиками материалов, узлов и компонентов.

Литература
1. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. – М. : РДЛ, 2001.
2. Баранчеев В.П. Управление инновациями : учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – М. : Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

Также по этой теме: