Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Управленческий учет — теоретические аспекты и практическая реализация    Формирование стратегии инвестиционного развития пищевой промышленности в Орловской области

Формирование стратегии инвестиционного развития пищевой промышленности в Орловской области

06.09.2016

Формирование стратегии инвестиционного развития пищевой промышленности в Орловской области

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №8 год - 2011

Небелова Е. В.,
аспирант кафедры
 «Государственное управление и финансы»
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Разработка стратегии развития субъекта Федерации связана с выбором ключевой специализации его развития относительно других регионов, обеспечивающей мультипликативный эффект и межрегиональную кооперацию. В данной статье проведен анализ инвестиционной привлекательности Орловской области и представлена концептуальная модель выбора направлений его развития в регионе исходя из имеющегося потенциала и востребованной как на внутреннем, так и внешнем рынке конкурентоспособной продукции.

Процессы глобализации в мировом хозяйстве сопровождаются регионализацией – хозяйственным сближением стран на региональной основе. Необходимость кооперации как  материальнофинансовых, так и производственных ресурсов территориально сопряженных регионов позволяет укрепить позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал крупного экономического пространства, выступать единой силой против общих конкурентов на мировом рынке.

Важнейшей формой межрегионального сотрудничества является взаимодействие предприятий и организаций разных регионов страны. Экономическая интеграция товаропроизводителей и предприятий сферы услуг в существенной степени зависит от масштаба страны и господствующей в ней экономической модели, от сегментирования потребительского рынка, от способностей транспортной и иной инфраструктуры обеспечивать эти процессы.

Она, как правило, благотворно отражается не только на экономических показателях отдельных предприятий, но и на экономике регионов их расположения, а также на народном хозяйстве всей страны и обществе в целом.

В современной России для усиления межрегиональных интеграционных процессов необходимо объединение все видов ресурсов. Однако в сложившихся условиях субъекты Федерации не готовы вкладывать финансовые и материальные активы в реализацию совместных межрегиональных проектов.

В связи с этим представляется интересным проведение анализа инвестиционной  привлекательности Орловской области как региона с относительно большим инвестиционным потенциалом. Это позволяет не только выявить противоречия и тенденции сложившихся способов осуществления инвестиционного процесса, но и предложить пути их решения с помощью информационных институтов и механизмов.

Инвестиционная политика в Орловской области строится в нескольких направлениях, главными из которых являются формирование благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего привлекательность региона для инвесторов всех категорий, и выработка приоритетов и стратегических зон инвестиционной деятельности.

На период до 2020 г. Орловская область позиционируется как регион, обладающий следующими конкурентными преимуществами:
1. Благодаря выгодному географическому расположению Орловская область является одним из крупных транспортных узлов России, что способствует развитию экономической интеграции и кооперации. Через Орловскую область и непосредственно через областной центр – г. Орел – проходят важнейшие транспортные железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения. По территории области проходят 1 нефтяной и 3 газовых международных трубопровода.
2. Орловская область по площади сельскохозяйственных угодий, приходящихся на 1 жителя, занимает одно из ведущих мест в группе регионов Европейской части России. Это обстоятельство одновременно с благоприятными погодно-климатическими условиями предопределяет общую аграрнопромышленную направленность развития народного хозяйства области. Орловская область традиционно является крупным поставщиком различных видов сельхозпродукции и продовольствия.
3. Устойчивостью характеризуется экологическая ситуация в Орловской области. Уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, остается значительно ниже, чем в большинстве регионов ЦФО. Это связано с отсутствием в регионе индустриальных гигантов и крупных разработок полезных ископаемых. На территории области сохраняется многообразие животного и растительного мира.
4. Преимущественно универсальная производственная база промышленных предприятий, прежде всего в машиностроении, предоставляет возможности менее затратного освоения новых видов продукции и структурной перестройки в целом [1].

В условиях построения инновационной экономики необходимо формировать стратегическую цель развития промышленности региона, направленную на повышение уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни, которые могут быть достигнуты при наличии эффективной, сбалансированной и инновационной экономики региона, благоприятных условий для ведения бизнеса и жизни, способствующих повышению капитализации территории.

Задачами органов управления региона для достижения поставленной цели являются:
– формирование имиджа региона на основе исторических, культурных, социально-экономических ценностей;
– развитие конкурентных преимуществ региона на основе эффективного использования географического, кадрового, инфраструктурного, производственного, интеллектуального, инновационного потенциалов;
– построение каналов взаимодействия между властью и бизнесом при реализации инвестиционной политики на основе следующих принципов: стабильность, предсказуемость, устойчивость, эффективность, справедливость, безопасность.

Важнейшим условием повышения инвестиционного потенциала территории выступает наличие инфраструктурно обустроенных площадок под строительство и комплексное развитие  промышленных зон, узлов или размещения отдельных объектов инвестирования. Для этого необходимо, чтобы областные администрации проработали перечень действующих и перспективных инвестиционных площадок для организации на них высокотехнологичного и конкурентоспособного бизнеса [2].

В долгосрочной перспективе необходимо рассматривать региональную экономику в качестве конвейера видов деятельности, формирование которых обеспечено наличием трех «горизонтов роста».

На первом горизонте отражаются текущие виды деятельности региональных предприятий – направления бизнеса, создающие прибыль сегодня.

В основном это предприятия машиностроения и торговли.

На втором горизонте располагаются перспективные направления бизнеса, которые могут дать прибыль уже в ближайшем будущем, – это предприятия приборостроения и электроники, которые могут предложить востребованные рынком конкурентоспособные продукты, способствующие повышению производительности труда и снижению издержек.

Предпосылки выбора приборостроения как приоритетного направления развития региона:
1. Микроэлектроника и информационные технологии были и остаются основной движущей силой в производстве инновационной продукции.
2. Государственная политика в развитии наукоемких технологий способствует активному развитию приборостроения.
3. Постоянная оптимизация процесса производства требует новых идей и способов измерения и измерительных технологий: бесконтактные измерительные технологии, такие как ультразвуковые и микроволновые; приборы для измерения вязкости; приборы для измерения коррозии; модульные измерительные системы и т. д.
4. Повышение требований общества к ответственности предприятий за состояние окружающей среды и, как следствие, разработка технологий очистки воды и воздуха на основе наноструктурированных материалов для различных отраслей.
5. Использование в производстве более современного оборудования формирует потребность в подготовке специалистов со знанием электроники [3].

На третьем горизонте находится сфера зарождающегося бизнеса. Для подготовки глобальных игроков необходимо оценить фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки, которые относятся к шестому технологическому укладу, и создавать необходимую научноисследовательскую, производственную инфраструктуру для вывода данной продукции на рынок. При этом необходимо также формировать спрос на продукцию шестого технологического уклада на внутреннем рынке (инновационную продукцию). Для Орловской области это  формирование инновационного кластера пищевой промышленности.

К числу объективных причин успешности развития данного направления следует отнести наличие большого потенциала: существует ряд научных и промышленных организаций, вузов, которые обладают необходимым заделом и базой для масштабирования технологий, исследования свойств этих пищевых продуктов и их внедрения в практику. Лидирующее положение здесь занимают предприятия хлебопекарной и молочной отраслей промышленности.

Агропромышленный комплекс представляет приоритетное направление развития экономики Орловской области. Почти в каждом районе Орловской области есть организации, в основном представители малого бизнеса, которые специализируются на производстве зерновых культур, сахарной свеклы, картофеля, овощей открытого грунта, подсолнечника, рапса, конопли. Также имеются предприятия по переработке молока, картофеля, зерна. Наряду с высокоразвитым растениеводством в настоящее время на территории Орловской области активно формируется высокопродуктивный животноводческий кластер. Это мясное скотоводство и производство молока. Имеется хороший потенциал для развития птицеводства.

Целью разработки стратегии инвестиционного развития пищевой промышленности в Орловской области является повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности, сельского хозяйства, а также реализация новых инвестиционных проектов.

Имеющиеся преимущества:
– платежеспособный рынок сбыта продукции;
– выгодное экономико-географическое положение;
– благоприятные климатические и экологические условия;
– наличие развитой инфраструктуры;
– отсутствие дефицита и низкие тарифы на энергоносители;
– близость рынков сырья и рынков сбыта, удобная транспортировка в соседние регионы и страны;
– стабильная политическая обстановка;
– оказание масштабной разносторонней государственной поддержки  сельхозтоваропроизводителей;
– проведение последовательной финансовой политики областными законодательными и исполнительными органами власти в отношении пищевой промышленности, сельского хозяйства;
– субсидирование затрат молодых специалистов на приобретение жилья в сельской местности.

Оказание государственной поддержки предприятий пищевой промышленности, сельского хозяйства в Орловской области может осуществляться в следующих формах:
1. Установление льготного порядка налогообложения в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет.
2. Предоставление бюджетных кредитов за счет областного бюджета.
3. Предоставление инвестиционных налоговых кредитов.
4. Предоставление субвенций и субсидий за счет средств областного бюджета.
5. Предоставление инвестиций, осуществляемых за счет средств областного бюджета и (или) имущества, являющегося собственностью Орловской области.
6. Организационное содействие при процедуре предоставления земельных участков и других объектов недвижимости, находящихся в собственности области.
7. Предоставление государственных гарантий Орловской области.
8. Создание целевых фондов.
9. Государственная поддержка технического оснащения и перевооружения предприятий агропромышленного комплекса.
10. Создание условий для кадрового обеспечения предприятий пищевой промышленности, сельского хозяйства.
11. Предоставление рекламных, информационных и консалтинговых услуг предприятиям пищевой промышленности, сельского хозяйства. Орловская область относится к зонам, которые пострадали в результате аварии на Чернобыльской АЭС, что привело к снижению иммунитета людей, а также увеличению количества заболеваний щитовидной железы, росту количества онкологических заболеваний. Сегодня медицинские работники высказывают озабоченность, призывая пройти обследование прежде всего людям, которые проживали в момент аварии в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях.

Развитие пищевого кластера по производству экологически чистой продукции даст толчок для создания оздоровительных центров по лечению щитовидной железы. Разработка и производство медицинского оборудования для этих центров возможно на предприятии ЗАО «Научприбор», на котором разрабатываются и производится в настоящий момент рентгенодиагностическое контрольно-аналитическое и лабораторное оборудование.

Среди освоенной заводом продукции – масс-спектрометры (химические, изотопные, электронные), спектрометры для рентгенофлуоресцентного анализа, оборудование для высокоэффективной жидкостной и препаративной хроматографии, аппараты детоксикации крови («искусственная печень»), рентгенодиагностическое медицинское оборудование, системы рентгеновского досмотрового контроля для режимных объектов и др.

В тоже время развитие сельского хозяйства, переработка сельскохозяйственной продукции, производство экологически чистых продуктов для лечения щитовидной железы, создание оздоровительных центров по ее лечению на базе санаториев Орловской области, оснащение этих центров собственным медицинским оборудованием создаст условия для развития туристическорекреационного кластера.

Для участия в интеграционном процессе важно иметь ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития. Создание инновационно ориентированного пищевого кластера в Орловской области – стратегическая задача, реализация которой является необходимой не только для Орловской области, но и для соседних областей – Липецкой, Брянской, Тульской, Калужской и Курской, что, несомненно, будет способствовать более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества.

Литература
1. adm.orel.ru/invest/index.php?raz=ves (сайт «Инвестиционное представление Орловской области»).
2. Уварова А. Я., Небелова Е. В., Стрелкова О. В. Формирование инвестиционной привлекательности промышленности региона // Конкурентный потенциал региона : оценка и эффективность использования : сб. статей Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2010 г., г. Абакан / отв. ред. Н. Ф. Кузнецова. – Абакан : Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный ун-т им. Н. Ф. Катанова», 2010. – 242 с.
3. Уварова А. Я. Проблемы и перспективы совершенствования управления и законодательства в области внешнеэкономической деятельности //Актуальные проблемы совершенствования законотворческой деятельности в условиях модернизации экономики, проведения активной социальной политики и реформирования политической системы общества : материалы научнопрактической конференции 3 декабря 2010 г. / науч. ред. А. А. Лабейкин, д-р пед. наук, проф. – Орел : Изд-во ред. журн. «Образование и общество», 2010. – 475 с.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы