Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Управленческий учет — теоретические аспекты и практическая реализация    Реформирование системы управления производством предприятия

Реформирование системы управления производством предприятия

28.03.2017

Реформирование системы управления производством предприятия

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №9 год - 2011

Борщева А. В.,
аспирант,
Московская финансово-юридичекая академия

Производство является важнейшей областью деятельности любого предприятия. Поэтому система управления производством предприятия должна удовлетворять самым высоким требованиям.

Для повышения эффективности производственной деятельности разработана модель реформирования система управления производством предприятия, включающая несколько этапов. Важнейшим результатом использования данной модели является разработка функционально полной системы управления производством предприятия. Состав подпроцессов этой системы показывает целесообразность применения разработанной модели.

Производство процесс, метод или ряд действий, главным образом практического характера. Исходя из этого определения производственная деятельность есть неотъемлемый атрибут человеческой деятельности, которому свойственны организованность и продуктивность.

Система управления производством предприятия представляет собой совокупность подпроцессов, реализующих производственную деятельность. Однако существуют проблемы, которые мешают эффективно преобразовывать ресурсы в готовую продукции [3].

Для решения проблем необходимо реформировать систему управления (СУ) производством предприятия. На основе подходов, существующих в литературе [1, 2, 4], возникла необходимость создать модель реформирования СУП (рис. 1). Рассмотрим эту модель подробнее.

Формулирование концепции реформирования СУП предприятия. Концепция должна содержать цель, подходы, стратегию, приоритеты и критерии развития предприятия в процессе реформирования. Выполняться эта деятельность может как самостоятельно, так и с учетом проблем, сформулированных при диагностике предприятия. Для выполнения цели может быть построена система (дерево целей), которая определяется совокупностью множества компонентов.

Стратегия предприятия представляет собой совокупность основных направлений ее деятельности, а также способов их реализации в определенный промежуток времени. Значение стратегии трудно переоценить: она влияет на все стороны управленческой деятельности. В концепцию программы стратегического развития рекомендуется также включать вопросы стратегической устойчивости предприятия. Концепция должна содержать описание тех средств, которые будут использованы для реформирования предприятия.

Основные результаты реформирования – изменение количественных и качественных показателей деятельности предприятия и его подразделений.

Эти результаты могут быть нескольких видов: экономические, материальные, информационные, трудовые, социальные, психологические и др. Каждый вид может быть охарактеризован с помощью некоторой группы показателей, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные значения.

Диагностика состояния предприятия. Этот этап является весьма важным, его должны проводить высококвалифицированные специалисты этого предприятия или представители сторонних предприятий, специализирующиеся на консалтинговых услугах. При выполнении данной операции рассматриваются различные методики диагностики предприятия. Выбирается подходящая методика для данного предприятия, либо выбранная методика адаптируется для организации, либо на основе существующих методик создается новая.

Эта операция представляет собой определение и формулировку проблем, существующих на предприятии. Прежде чем сформулировать проблемы, необходимо их обозначить, осмыслить факты, касающиеся этих проблем.

При формулировании проблемы выполняется описание процесса обнаружения проблемы, установление проблемы как совокупности некоторых задач, предварительное представление проблемы, операционное определение нежелательных последствий проблемы.

Построение новой СУ производством предприятия. Проблему можно представить в виде совокупности составляющих элементов, называемых задачами. Здесь необходимо определить, какие причины способствовали возникновению проблемы; для этого необходимо глубинно исследовать проблему.

Как правило, причин возникновения проблемы несколько (также причина возникновения одной проблемы может входить в состав причин другой).

В данной операции, с использованием причины возникновения проблем, определяются подпроцессы, которые могут устранить эти причины и соответственно решить проблемы, существующие на предприятии.

При этом определяются возможные задачи, которые необходимо решать на предприятии. Для каждого из подпроцессов должен быть реализован определенный набор функций управления: нормирование, прогнозирование, планирование, организация, учет, контроль, анализ, регулирование, координация. Каждая задача характеризуется совокупностью некоторых параметров. Эти параметры объединены в две группы – по важности и сложности. Важность и сложность реализации задачи понимаются как полезность данной задачи в рамках всей организации и уровень средств обеспечения реализации задачи.

Целесообразность решения задачи – это интегральный параметр, полученный на основе параметров важности и сложности реализации задачи и определяющий необходимость и возможность ее решения в организации.

Оценки параметров задач получают экспертным путем. Трудоемкость реализации задач представляет собой временной норматив, в течение которого данная задача должна быть удовлетворительно решена и затем использована для решения последующих задач. Нормативная трудоемкость для каждой задачи определяется расчетным или экспертным путем в зависимости от сложности ее алгоритма, объема перерабатываемой информации и других факторов.

Каждая задача имеет исходную информацию, которая обрабатывается с помощью некоторого алгоритма, в результате чего появляется выходная информация. Сравнение входной и выходной информации позволяет найти взаимосвязи всех задач в рамках одного подпроцесса.

При построении графа, в случае отсутствия каких-либо задач связь продлевается до следующей функции менеджмента этого подпроцесса. Исследуется качество построенного графа: в нем не должно быть обрывов, лишних связей и других изъянов. По данному графу строится матрица связей задач, которая будет использоваться в других этапах этой модели.

Приоритеты реализации задач определяются на основе упорядоченного графа по информационным уровням с учетом оценок целесообразности решения задач. В результате определяются наиболее эффективные направления реализации задач, которые затем будут рассматриваться в качестве претендентов на включение в перечень обязательно решаемых задач в подразделениях предприятия. Актуальными являются те задачи, которые жизненно необходимо решать на предприятии для реализации ее стратегии, создания эффективной системы менеджмента и получения ощутимых коммерческих результатов.

Реформирование элементов существующей СУ производством предприятия. На основе построенной модели подпроцессов на этапе диагностики состояния структуры предприятия и новых подпроцессов, выявленных в ходе 2-го этапа, проводится реформирование СУ производством предприятия и предлагаются новые элементы этой системы к внедрению, которые должны обеспечить новый уровень реализации производственного процесса.

Требования к компетентности персонала представляет собой некоторую совокупность параметров (квалификационных требований) специалиста, на основании которых определяется необходимость в соответствующей должности или подразделения предприятия. Численность специалистов определяется в зависимости от нескольких факторов: величины предприятия, количества частоты решаемых задач, а также квалификации специалистов для решения каждой задачи. Задачи закрепляются за конкретными специалистами, которые их решают и несут ответственность за результаты их решения.

Специалист должен обладать соответствующим уровнем квалификации. Это могут быть работающие на предприятии специалисты или приглашенные специалисты.

Данная операция включает в себя: определение названия должности специалистов, перед которыми поставлены задачи; отдел, в котором имеется эта должность; ее уровень; выполняемые функции; ее обязанности и права; взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными.

Создание подразделений (отделов, групп) производится путем группирования близких в  информационном плане подпроцессов, что позволяет добиться более эффективного управления. Определение состава подразделений зависит от положенных в основу признаков разделения и отношений между элементами. При этом определяются подпроцессы, в рамках которых за решение задач несет ответственность каждое подразделение предприятия. Уточняется перечень задач, которые закрепляются за подразделением. Если в силу каких-либо причин в создании новых подразделений нет возможности (необходимости), то производится изменение функций имеющихся подразделений.

Новая СУ производством предприятия – это совокупность подразделений предприятия, между которыми установлены связи, призванные обеспечить реализацию всех процессов для достижения ее целей. Реформирование СУ производством предприятия производится при использовании новой модели подпроцессов. Для решения проблем предприятия разрабатывается функционально полная СУ управления производством, состоящая из нескольких взаимосвязанных подпроцессов. Системный граф подпроцессов СУ производством предприятия представлен на рис. 2.

Дадим краткую характеристику важнейших элементов СУ производством предприятия.

Портфель заказов связан преимущественно со структурой и качеством факторов рыночного спроса и отдельных подпроцессов, осуществляемых организацией. Портфель заказов позволяет принимать решение по заявкам, имеющим долгосрочную перспективу на предприятии, производящем продукты/услуги, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, имеющие различный темп роста и различную цену на рынке.

Производственная мощность – наибольший возможный годовой выпуск продукции/услуг в номенклатуре и ассортименте при полном использовании оборудования, площадей и других ресурсов с применением прогрессивной технологии и рациональных методов управления деятельностью. Рентабельность операций зависит от достижения баланса между спросом на товары и услуги и ресурсами, необходимыми для производства.

Производственные ресурсы необходимы для выпуска в полном объеме готовой продукции/услуг на уровне портфеля заказов. Если ресурсы поставляются в короткие сроки, появляется возможность организовать закупки так, чтобы к определенному моменту прибывало такое количество ресурсов, какое необходимо для обработки определенной партии и выполнения заказов.

Основная цель любого предприятия реализуется в результате выполнения операционной деятельности, которая представлена в виде производственной программы, определяющей перечень, количество, сроки и стоимость изготовления продукции/услуг.

Подготовка производства охватывает ряд этапов: от проведения НИОКР до внедрениея новой продукции/услуг или новых технологических процессов.

Запасом может быть любой ресурс, который используется для того, чтобы удовлетворить текущую или перспективную потребность производства.

Управление запасами – накопление сырья, материалов, полуфабрикатов для непрерывной поддержки операционной деятельности, что связано со своевременным выполнением заказов, защита от изменения цен и инфляции.

Незавершенные операции – продукция, находящаяся в процессе операционной деятельности, изготовление которой не закончено в пределах цехов или самостоятельных участков, а также продукция, которая находится в стадии проверки, испытания или оформления ее в качестве готовой. Она предназначена для обеспечения ритмичного хода производства.

Процесс загрузки оборудования – установление правил использования оборудования в конкретные моменты времени. Оборудование должно функционировать в течение всего рабочего времени, не считая времени ремонта, контроля или переналадок. Существуют показатели оценки загрузки: уровень фондоотдачи, съем продукции с единицы оборудования, межремонтный срок.

Готовая продукция служит базой для расчета с потребителями (благодаря чему появляются доход и прибыль, а также выявляется уровень затрат на операционную деятельность), для расчета показателя оборачиваемости оборотных средств и соотношения затрат и прибыли. Готовая продукция может находиться на складе, упаковываться, транспортироваться к потребителю, приниматься потребителем.

Производственные дефекты – отклонения от предусмотренного ГОСТами или техническими условиями качества продукции. Для вычисления рисков покупателя и производителя нужно знать фактический процент ожидаемых дефектов. Максимальный процент дефектов в отдельной партии, который готов принять покупатель, называется допустимым процентом брака в партии.

Необходимо уметь определять место, время и участников возникновения дефекта.

Основными элементами продажи продукции являются: подготовка рекламных материалов на продукцию/услуги организации; изучение продукции организации и имеющихся рекламных материалов; выбор сегмента рынка (регион, отрасль, виды организаций); подбор потенциальных потребителей (клиентов); установление контакта с потенциальным потребителем; ведение переговоров; заключение и выполнение договоров.

Технологические процессы оптовой и розничной торговли связаны с движением товара как потребительской стоимости от производителя к конечному потребителю. Оперативная технология торговли представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребления с наименьшими затратами труда и времени.

Осуществление технологических операций обеспечивает не только доведение продукции/услуг до потребителей, но и изучение спроса населения, формирование ассортимента, рекламу продукции. Технологические операции обеспечивают обработку товарных потоков, начиная с поступления продукции и заканчивая полной подготовкой ее к продаже.

Сегодня управленцы предприятий находятся в условиях стремительных и постоянных изменений, скорость которых неуклонно растет: новые методики, новая продукция, новые покупатели. В будущем успех предприятий будет зависеть от способности каждого управляющего адекватно принимать эти перемены и справляться с ними.

Если предприятие заинтересовано в эффективном управлении своим производством, то его руководителю и специалистам необходимо правильно анализировать рыночные возможности, отбирать целевые рынки, правильно разрабатывать комплекс маркетинга. В современной экономике все большее число руководителей предприятий в сфере предпринимательства осознают значение маркетинга как фактора, способствующего более успешному выступлению организации на целевом рынке.

Сам процесс управления продажами продукции подразделяется на несколько этапов, каждый из которых имеет важное значение для эффективного осуществления предприятием технологии продаж, направленной, главным образом, на удовлетворение потребительских запросов и получение прибыли торговой организацией. В связи с этим нельзя недооценивать значимость правильного выполнения каждого этапа, ответственность за которое ложится на плечи руководителя или менеджеров в зависимости от размера организации.

Взаимодействие подпроцессов СУ производством предприятия является достаточно тесным, и они находятся в непосредственном взаимодействии практически ежедневно, а иногда и ежечасно.

Модель реформирования СУ производством предприятия выполняет свою главную функцию – подбор функционально полного состава задач, которые охватывают весь процесс производства от ресурсов до продаж продукции.

Литература
1. Герасимов Б. Н. Организационный реинжиниринг : монография. – Самара : МИР, 2008. – 260 с.
2. Кравченко В. Ф., Кравченко Е. Ф., Забелин П. В. Организационный инжиниринг : учеб. пособие. – М. : ПРИОР, 1999. – 256 с.
3. Саломатин Н. А. Управление производством : учеб. пособие. – М. : ГУУ, 2001. – 150 с.
4. Hammer M. Reengineering work: don’t automate, obliterate. – Harvard Business Review July–August, 1990. – Р. 104–120.

Также по этой теме: