Нормирование расходования денежного эквивалента добавленной стоимости в рамках государственной поддержки на примере сельскохозяйственной отрасли



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №10 год - 2011


Васильева М.В.,
д. э. н., профессор кафедры
«Бухгалтерский учет и налогообложение»,
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

В настоящей статье выявлены основные направления государственной поддержки на примере сельского хозяйства, проведен анализ данных мероприятий. Предложены меры и методы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли и выявлен их минимальный норматив.

Нормирование является эффективным способом решения экономических и управленческих задач на микро- и макроуровне. Нормирование ставит своей целью расчет по выбранной методике определенных норм затрат (труда, времени, материалов, денежных средств). Государственная поддержка в настоящее время испытывает обоснованную необходимость в нормировании и планировании расходов. Особенно актуальна поддержка сельскохозяйственной отрасли.

 

(1) Статья подготовлена в рамках выполнения государственного контракта № П430 от 12 мая 2010 г. «Учетно-аналитическое обеспечение социальной и отраслевой бюджетной поддержки на основе стоимостных потоков».

 

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого  развития сельских территорий в настоящее время осуществляется по следующим основным направлениям, представленным на рис. 1.

Анализ мероприятий государственной поддержки сельского хозяйства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.1 позволил сделать следующие выводы и предложения, представленные в табл. 1.

(1) Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.

 

В большей части перечисленные в табл. 1 бюджетные субсидии сельскохозяйственным производителям предоставляются без учета их сезонной и пиковой потребности в средствах.

На основе анализа государственной поддержки можно выделить предлагаемые меры и методы в отрасли сельского хозяйства:
1. Организовать систему предоставления дотаций на компенсацию кредиторской задолженности АПК. При рассмотрении кредиторской задолженности конкретных сельскохозяйственных товаропроизводителей списать пени и штрафы, а также задолженность перед бюджетами всех уровней.
2. Создать фонд по выдаче компенсаций сельскохозяйственным производителям расходов,  связанных с содержанием детских садов, водопроводов, объектов газоснабжения, теплосетей, других инженерных сооружений.
3. Организовать систему предоставления субсидий на увеличение рентабельности реализации сельскохозяйственной продукции до нормативов.

Основную нагрузку по предоставлению субсидий возложить на федеральный бюджет. Данное предложение аргументировано тем, что высокий риск в сельскохозяйственном производстве для привлечения частных инвестиций должен быть уравновешен высокой доходностью. Принять законодательные акты по вопросам субсидирования объемов и норм финансирования в пределах предлагаемых объемов с учетом инфляции и роста сельскохозяйственного производства. Рынок сельскохозяйственной продукции необходимо освободить от квотирования и экспортной поддержки. Необходимо создать информационную систему баланса производства и реализации, обеспечить доступ к ней производителей.

4. В качестве базы распределения субсидий по линии государственной поддержки должны выступать показатели реализации сельскохозяйственной продукции кроме социальных программ. В нормативы субсидирования должны быть включены средства на приобретение или на изготовление основных средств. Особое значение для дальнейшего развития сельского хозяйства имеет восстановление его технической оснащенности и энерговооруженности, решение проблемы восстановления плодородия почвы и устранение последствий ее деградации, создание благоприятных условий для внедрения научно-технического прогресса и передовых технологий.
5. Снизить до минимума региональные административные барьеры, препятствующие развитию конкуренции внутри отрасли и сбыту сельскохозяйственной продукции.
6. Организовать систему ограничения импорта на уровне противодействия дефициту сельскохозяйственной продукции.

Данные предложения основаны на рыночной концепции субсидирования, предполагающей экономическую заинтересованность сельскохозяйственных производителей и не нарушающей рыночного равновесия.

При расчете нормативов и размеров государственной поддержки необходимо ориентироваться на показатели реализации сельскохозяйственных производителей.

Нормативы государственной поддержки сельскохозяйственного производства должны  обеспечивать достаточность средств для получения приемлемого уровня доходности  среднестатистического предприятия сельского хозяйства и позволять компенсировать потенциально недополученные доходы из-за негативных отклонений параметров аграрного рынка от спрогнозированного тренда развития.

При определении размера государственной поддержки необходимо учитывать ограничение, установленное ВТО, – 9,5 млрд долл. Распределять этот объем средств по регионам можно пропорционально объему реализованной сельскохозяйственной продукции. Таким образом, будет сбалансирована «желтая корзина», а меры «зеленой корзины» объемом предоставляемых бюджетных средств не ограничены.

Показатели реализации сельскохозяйственных производителей формируются под влиянием товарной и межотраслевой конкуренции.

Товарная конкуренция ведется за влияние и место на рынке, межотраслевая – за наиболее прибыльные сферы вложения капиталов. При этом объектом товарной конкуренции является цена производства, а объектом межотраслевой конкуренции – средняя норма прибыли в целом по экономике.

Сельское хозяйство в силу своих специфических особенностей характеризуется сравнительно низкой эффективностью капиталовложений, длительным производственным циклом, неликвидностью инвестиций, более высокими рисками, чем другие отрасли.

Сезонность производства приводит к неравномерной реализации продукции в течение года. Значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко) требует ее скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок. Иммобильность ресурсов в сельском хозяйстве исключает его из межотраслевой конкуренции за более доходное вложение капитала.

Большая часть сельскохозяйственной продукции неконкурентоспособна из-за морального старения и физического износа основных средств, недостатка материальных и финансовых ресурсов, наличия значительных барьеров для вхождения на рынок.

Для определения нормативного показателя поддержки необходимо на основе выявленной тенденции зависимости объема реализации от колебаний рентабельности следует определить среднее значение рентабельности для устойчивого развития сельского хозяйства.

Для оценки влияния уровня рентабельности на объем реализации необходимо рассматривать соответствующие показатели в динамике. Динамика объема производства и реализации выражается индексами физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах. (1) В качестве показателя рентабельности учитывают уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий из бюджетов.

Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий из бюджетов является расчетным показателем, который определяется на основе следующих данных:
– прибыль до налогообложения сельскохозяйственных организаций, включая субсидии из бюджетов;
– бюджетные субсидии, относимые на результаты хозяйственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций;
– уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций без субсидий из бюджетов.

Расчет уровня рентабельности производится в следующей последовательности:
1) определяется прибыль до налогообложения без учета субсидий из бюджетов;
2) рассчитывается выручка от реализации продукции без учета субсидий из бюджетов (отношение прибыли до налогообложения без учета субсидий к рентабельности без учета субсидий) и с учетом субсидий из бюджета;
3) определяется рентабельность по всей деятельности сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий из бюджетов.

В целях выявления минимального норматива государственной поддержки для устойчивого развития сельского хозяйства необходимо определить максимальный и средний уровень рентабельности при различных значениях индекса физического объема производства валовой продукции.

Для этого установим ряд следующих условий:
1. Индекс физического объема производства валовой продукции меньше 100%.
2. Индекс физического объема производства валовой продукции от 100 до 105%.
3. Индекс физического объема производства валовой продукции от 105 до 110%.
4. Индекс физического объема производства валовой продукции более 110%.

 

(1) Данные Федеральной службы государственной статистики. Электронный адрес: gks.ru

 

При максимальном значении рентабельности 10,92% среднее значение индекса физического объема производства валовой продукции составляет 97,26%, однако его значения недостаточно для устойчивого развития сельского хозяйства (табл. 2).

На основе полученных результатов по установленным условиям определяют коэффициент корреляции. Коэффициент корреляции показывает влияние уровня рентабельности на индекс физического объема производства валовой продукции.

При оценке влияния рентабельности на объем производства и реализации факторным признаком x будет уровень рентабельности с учетом субсидий, а результативным признаком y – объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции – среднее арифметическое индексов физического объема производства валовой продукции. Результаты расчета приведены в табл. 6.

Коэффициент корреляции составляет 0,99 при максимальных значениях рентабельности и 0,98 при средних значениях рентабельности, что по шкале Чеддока свидетельствует о весьма существенной зависимости индексов физического объема производства валовой продукции от уровня рентабельности, сложившегося в предшествующие годы (табл. 7).

На основе сравнения полученных данных можно сделать вывод, что наиболее оптимальными значениями индекса физического объема производства валовой продукции для устойчивого развития сельского хозяйства являются значения от 105 до 110%.

Увеличение показателя рентабельности до 21% путем прямого субсидирования является  необходимым условием стабильного минимально необходимого роста производства  сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, минимальный норматив государственной поддержки сельского хозяйства для современного состояния экономической конъюнктуры должен составлять эквивалент суммы, необходимой для стабилизации средней рентабельности производителей на уровне 21% при необходимости гарантированного обеспечения индекса производства продукции на уровне 105%.

При расчете норматива также необходимо учесть влияние инфляции, выраженной в индексе цен на сельскохозяйственную продукцию, и ежегодного прироста продукции на уровне 5%. Распределение средств на уровне регионов должно осуществляться пропорционально объемам реализации сельскохозяйственной продукции.

Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446).
2. gks.ru (сайт Федеральной службы государственной статистики).
3. Маслова И.А. Порядок формирования денежного эквивалента добавленной стоимости в аграрной сфере // Управленческий учет. – 2010. – № 9. – С. 27–35.
4. Маслова И.А. Раскрытие теоретических основ оптимальной структуры учетно-аналитического обеспечения социальной и отраслевой бюджетной поддержки / И.А. Маслова, Т.О. Павлова // Управленческий учет. – 2010. – № 11. – С. 42–52.
5. Маслова И.А. Анализ эффективности государственных дотационных программ как источника финансирования сельского хозяйства // Управленческий учет. – 2011. – № 5. – С. 29–35.

11.07.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста