Анализ учетных процедур по отражению товарных операций



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №4 год - 2011


Чайковский Д.В.,
к. э. н., доцент, докторант кафедры
«Бухгалтерский учет и налогообложение»
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Торговая деятельность предприятий характеризуется комплексом макро- и микропоказателей, отражающих движение товарной массы в экономическом и географическом пространстве,  различные стороны и проявления этого процесса. Эти показатели связаны между собой и образуют строгую иерархическую систему. В свою очередь, они в качестве составной части входят в систему показателей статистики коммерческой деятельности.

Основным процессом торговой деятельности предприятия по реализации нефтепродуктов является купля-продажа товаров (нефтепродуктов), то есть движение товаров в экономическом и географическом пространстве – от продавца к покупателю и встречный процесс – движение денежной массы от покупателя к продавцу. Торговая деятельность характеризуется показателем товарооборота. Его двойственный характер проявляется в том, что он одновременно отражает объем проданных (купленных) нефтепродуктов и, следовательно, масштаб торговой деятельности предприятия по реализации нефтепродуктов и размер денежной выручки торговли. В данном показателе сочетаются экономическая и финансовая характеристики торгового процесса [5].

Оптовый товарооборот предприятия по реализации нефтепродуктов включает реализацию топлива крупными партиями предприятиям розничной торговли для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления.

С одной стороны, товарооборот – синтетический показатель, суммирующий множество единичных актов купли-продажи, с другой – он сложное многоструктурное явление, включающее все элементы своего формирования, зафиксированные в цене товара. Товарооборот на предприятии по реализации нефтепродуктов формирует сумма реализованных цен топлива [2].

Основные цели анализа торговой деятельности оптового предприятия по реализации нефтепродуктов представлены на рис. 1.

Товарооборот выступает в роли макропоказателя, который может быть дифференцирован по ряду признаков, и образует несколько микропоказателей, отражающих отдельные стороны процесса движения товарной массы.

Товарооборот – важнейший показатель не только для торгующей организации, но и для национальной экономики. Во внутрифирменном значении этот показатель отражает спрос покупателей на реализуемые товары [3].

От товарооборота зависят все важнейшие финансово-экономические показатели торговли, включая валовой доход, уровень издержек обращения, размер и эффективность использования товарных ресурсов, фонд заработной платы, прибыль, рентабельность. Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объемов реализации, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж.

В народно-хозяйственном значении товарооборот характеризует обеспеченность населения товарами. Товарооборот продукции отечественного производства отражает уровень ее востребованности на рынках. Выручка от оборота промышленного производства обеспечивает дальнейшие вложения в развитие промышленности, поэтому рост продаж в наибольшей степени стимулирует развитие промышленности и определяет возможности ее дальнейшего развития [1].

По признаку покупателей и размера покупки товарооборот делится на оптовый и розничный.

По роли в товарном движении можно выделить товарооборот производителей (товарная масса, вовлеченная в сферу товарного обращения) и товарооборот торговых предприятий (торгово-посреднический товарооборот).

Розничным товарооборотом называют продажу товаров конечным потребителям (населению).

Оптовым товарооборотом называется продажа товара крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей перепродажи и массовым (коллективным) потребителям [3].

Порядок проведения анализа учетных процедур по отражению товарных операций на предприятии по реализации нефтепродуктов представлен на рис. 2.

Анализ товарооборота начинается с изучения его общего объема.

В каждом отдельном акте купли-продажи, а следовательно, и в общем объеме товарооборота можно выделить два компонента: количество проданных нефтепродуктов и цену. Поскольку в товарооборот входят различные виды нефтепродуктов, то объем товарооборота представляет собой агрегированную величину.

Следующим важным макропоказателем торговой деятельности являются товарные запасы. Если товарооборот характеризует движение нефтепродуктов, то товарные запасы отражают их статичное состояние.

Товарные запасы – это наличие товаров на данный момент времени, то есть нефтепродукты, которые еще не проданы, а ожидают момента продажи [4].

Основные задачи анализа товарных запасов представлены на рис. 3.

Анализ товарных запасов должен показать, как они в целом и по составу обеспечивают нормальное развитие товарооборота.

При анализе товарных операций на предприятии по реализации нефтепродуктов различают два показателя товарных запасов: абсолютный объем товарных запасов и относительный показатель уровня товарных запасов.

Последний рассчитывается в двух вариантах:
1) показатель запасоемкости, исчисляемый как процентное отношение запасов нефтепродуктов к товарообороту. Этот показатель призван устранить влияние фактора размерности торговой организации, чтобы обеспечить сравнимость уровня товарных запасов. При этом исходят из положения, что размер запасов находится в прямой зависимости от объема товарооборота, как условия обеспечения непрерывности процесса продажи товаров;

 

2) показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами, исчисляемый как отношение запасов нефтепродуктов на конец периода к однодневному товарообороту за период. Этот показатель характеризует число дней торговли, обеспеченных товарным запасом [2].

Значение показателей уровня запасов нефтепродуктов заключается в том, что они увязывают величину товарного запаса с объемом товарооборота. При прочих равных условиях чем больше продажа товаров, тем большим должен быть товарный запас, обеспечивающий непрерывность товарооборота. Показатель обеспеченности запасами является основным при анализе товарных операций, он свидетельствует, на сколько дней хватает данного товарного запаса при предшествующем размере товарооборота.

Структура товарных запасов – качественная характеристика, отражающая пропорциональность хранения в сфере товарного обращения отдельных видов нефтепродуктов [4].

Товарные запасы являются моментными величинами, они регистрируются на определенный момент времени. Поэтому для характеристики уровня запасов за определенный период времени рассчитываются средние товарные запасы. Средние товарные запасы за квартал и более длительный период можно исчислить как среднюю из среднемесячных запасов нефтепродуктов на складах [1].

В торговой деятельности предприятия по реализации нефтепродуктов происходит постоянный круговорот нефтепродуктов: товары поступают в торговлю, в течение некоторого времени они реализуются и замещаются вновь поступившими товарами. Этот процесс происходит на фоне сохранения определенного уровня переходящих (постоянно присутствующих в организации) товарных запасов, колеблющихся под воздействием ряда факторов.

Данный процесс называется товарооборачиваемостью [3].

Товарооборачиваемость – это один из важнейших показателей торговой деятельности, отражающий интенсивность работы торговой организации.

Увеличение оборачиваемости товаров способствует росту товарооборота, снижению издержек товарного обращения и издержкоемкости – издержек, приходящихся на единицу стоимости товара; увеличению прибыли и рентабельности. Товарооборачиваемость характеризуется двумя показателями.

Первый показатель называется скоростью товарооборота и отражает, сколько раз на определенный промежуток времени возобновляется товарный запас, то есть число его оборотов. Чем больше скорость обращения, тем выше оборачиваемость товаров и эффективность их использования. При прочих равных условиях чем длительнее период, тем больше общая сумма товарооборота. При этом величина товарных запасов практически не зависит от длительности периода. Рассчитывают этот показатель как отношение товарооборота за определенный период к средним товарным запасам.

Второй показатель называется временем товарного обращения или временем обращения товаров. Он показывает число дней, в течение которых товар находится в сфере товарного обращения и исчисляется как отношение среднего за период товарного запаса к однодневному товарообороту за этот же период. Время обращения отражает продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса до его реализации. Чем больше величина данного показателя, тем медленнее оборачиваются товары и ниже их эффективность в обороте. Скорость товарооборота и время товарного обращения – качественные показатели, не поддающиеся суммированию [2].

Не менее важным при анализе операций по реализации нефтепродуктов является показатель рентабельности товарных запасов, который отражает, сколько прибыли приходится на единицу стоимости товарных запасов. С ростом этого показателя повышается эффективность использования запасов по конечному результату – прибыли. Pост товарных запасов (затоваривание) приводит к снижению рентабельности. Увеличение прибыли обеспечивает повышение рентабельности [4].

Дисциплина поставок – необходимое требование эффективности коммерческих отношений.

Важное место при проведении анализа учетных процедур по отражению товарных операций на предприятии по реализации нефтепродуктов занимает оценка выполнения обязательств по договорам поставки нефтепродуктов. Для этой цели используется несколько относительных и абсолютных показателей отклонения, а также сравнения аналогичных по способам расчета динамических показателей [3]. Порядок проведения анализа учетных процедур по отражению товарных операций по реализации нефтепродуктов представлен на рис. 4.

Коэффициент выполнения договора характеризует отношение фактически поставленного количества нефтепродуктов к предусмотренному контрактом. Абсолютный размер отклонения определяется как разность между фактической поставкой и контрактом. Однако необходимо учитывать, что поставленные нефтепродукты предназначаются для последующей перепродажи по ценам, превышающим цену покупки. Следовательно, при недопоставке имеет место упущенная выгода. Ее определяют как разность между стоимостью фактически поставленных товаров по розничным ценам и стоимостью нефтепродуктов в оптовых ценах по условиям договора поставки [5].

Таким образом, характеристика торговой деятельности не будет полной без тщательной оценки ее масштаба и пропорциональности развития, изучения объема и структуры продаваемых нефтепродуктов, их динамики и распределения в экономическом и географическом пространстве.

Обеспечение непрерывности кругооборота товаров требует постоянного присутствия в торговле определенного количества товаров, то есть товарных запасов, которые оказывают ощутимое влияние на торговую деятельность и ее эффективность. Этим и обусловлена необходимость проведения анализа учетных процедур по отражению товарных операций [5].

Литература
1. Барнгольц С.В. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития : учеб. пособие. – М. : Финансы и статистика, 2007.
2. Вахрушина М.А. Управленческий анализ : учеб. пособие. – М. : Омега-Л, 2006.
3. Панков Д.А. Бухгалтерский учет и анализ : учеб. пособие. – М. : Новое издание, 2005.
4. Попова Л.В., Маслов Б.Г., Маслова И.А. Основные теоретические принципы учетно-аналитической системы // Финансовый менеджмент. – 2003. – № 5.
5. Елисеева И.В. Модели финансового учета товарных операций на предприятиях по реализации нефтепродуктов // Экономические и гуманитарные науки. – 2010. – № 8.

25.11.2014

Также по этой теме: