Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Контроллинг, экономический анализ    Анализ эффективности государственных дотационных программ как источника финансирования сельского хозяйства

Анализ эффективности государственных дотационных программ как источника финансирования сельского хозяйства

03.03.2015

Анализ эффективности государственных дотационных программ как источника финансирования сельского хозяйства

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №5 год - 2011

Маслова И.А.,
д. э. н., профессор кафедры
«Бухгалтерский учет и налогообложение»
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Одним из результатов изучения практики выделения дотаций и компенсаций является вывод о том, что нет какой-либо логической связи между размером выделяемых средств и финансовым состоянием предприятия, а также прочими параметрами, такими как размеры хозяйства, организационно-правовая форма, основные экономические показатели в динамическом изучении.

При анализе сформированных рейтингов финансового состояния предприятий в течение  изучаемых периодов было выявлено наличие постоянно повторяющихся однотипных явлений,  представленных на рис. 1. Эти особенности в практике выделения бюджетных средств подтверждают недостаточное внимание государственных органов управления к инструментам финансового анализа. Это приводит не просто к трансформации стиля управления или является признаком предпочтения анализа каким-либо прочим индикаторам: сложившаяся система сформировала практику ежегодного выделения средств экономическим агентам, не способным на их эффективное использование.

 

Материал выполнен в ходе научно-исследовательской работы в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы по направлению «Экономические науки» по проблеме «Учетно-аналитическое обеспечение социальной и отраслевой бюджетной поддержки на основе стоимостных потоков.

 

Государственная поддержка и ее составляющие могут быть отнесены к объектам изучения экономического анализа и подвержены обработке всеми имеющимися способами и приемами, присущими этой науке.

Уровни проведения анализа государственной поддержки можно определить по схеме,  представленной на рис. 2.

Из рис. 2 видно, что с перемещением от уровней низшего порядка к более высшим количество внешних пользователей анализа государственной поддержки уменьшается, а количество внутренних пользователей увеличивается [1].

На основе установленной последовательности в развитии хозяйствующих субъектов определено, что существует зависимость между рейтингом предприятия в прошлом периоде и эффективностью деятельности, в том числе эффективностью использования средств поддержки в следующем периоде.

Отсюда формируется гипотеза о возможности планирования эффективности использования государственных программ поддержки предприятий на основе рейтинга финансового состояния получателей средств в предшествующем периоде. В соответствии с экономическим содержанием рейтингового балла достоверность прогноза может иметь высокую степень точности в связи с остроением рейтинга на основе различных характеристик положения предприятия.

Указанные характеристики являются базой процесса воспроизводства, развития предприятия в следующем периоде. Среди них – имущественное положение, структура капитала, эффективность управления, прочие индикаторы. Необходимо определить методику расчета взаимно согласованных показателя рейтинга изучаемых предприятий, с одной стороны, и эффективности государственной помощи – с другой.

Для анализа складывающихся зависимостей между результатами программ поддержки предприятий и их рейтинговой оценкой в прошлом периоде предлагается набор сопоставлений в течение ряда лет, коэффициенты, представленные на рис. 3.

Предел в 60–80% для второго показателя определен на основе наблюдения за изменением финансового состояния предприятий, а также из учета размера выделяемых ресурсов для устойчивых хозяйств, доля которых составляет не более 20–25%, что является одной из причин отсутствия положительного эффекта от мероприятий по поддержке товаропроизводителей. В случае если основная доля средств (60–80%) распределена между стабильными предприятиями, можно предположить, что рациональным будет именно предел в 60–80% в зависимости от осуществляемой государственной политики.

Таким образом, формируется вывод о том, что большая концентрация средств в группе наиболее устойчивых предприятий приводит к большему экономическому эффекту. В противовес этому утверждению существует мнение, что нельзя поддерживать только сильнейших, что необходимо сохранение и стимулирование всех без исключения хозяйств. Данная позиция приводит ежегодно к потерям огромного капитала в результате его выделения различным предприятиям. Кроме того, это сопровождается наличием неофициальных условий предоставления ресурсов, для преодоления чего и предложено использовать методы финансового анализа как источник формирования правового условия оказания поддержки предприятий [2].

Варианты распределения денежных средств представим на рис. 4.

Группу по случайной системе распределения ресурсов составляет тот же набор из четырех вариантов, представленных в рациональной и иррациональной системах. Разница в том, что выборка случайна, без какой-либо логической системы. Подобное распределение очень похоже на то, как в реальной российской экономике происходит выделение ресурсов в рамках  государственных программ по поддержке товаропроизводителей.

Анализ системы распределения дотаций и компенсаций расходов подтверждает отсутствие обоснования рациональности размеров дотирования того или иного субъекта экономики.

Анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, кроме результатов по конкретным изучаемым параметрам, подтвердил высокую чувствительность отрасли к только еще намечающимся тенденциям изменения объективных экономических условий. Ограничение роста позитивных изменений в период экономического кризиса российской экономики обозначилось в сельском хозяйстве ранее прочих отраслей. Изначально было очевидно, что рост показателей сельскохозяйственного производства обусловлен эффектом вытеснения импортной продукции отечественными аналогами, который имеет предел. Но по мере адаптации к условиям, сложившимся в период кризиса, и снижения доходов потребителей происходит перераспределение спроса на товары, в том числе продукции сельского хозяйства.

В связи с этим в сложившихся экономических условиях необходима оперативная корректировка проводимой государственной политики для осуществления системной поддержки и улучшения полученных результатов. Одним из механизмов государственного регулирования отрасли является бюджетная поддержка производителей через дотации, компенсации, льготное кредитование, налоговые послабления и прочие программы. Как отмечено, при анализе финансового состояния результатов от вложенных средств на протяжении последних лет не наблюдалось. Возможны частные случаи эффекта, но в масштабах экономики отрасли результат отрицательный [1].

Эффективное использование средств государственной поддержки важно не только для экономических агентов в рамках осуществления своей хозяйственной деятельности и осуществления мер по стабилизации производства и наращивания финансовых результатов на основе выделенных бюджетных средств. Бюджетные дотации и компенсации, налоговые послабления, товарные кредиты и прочие виды госпомощи являются ничем иным, как факторами, вызывающими увеличение денежной массы в экономике, что имеет свое логическое завершение в виде инфляции и прочих дестабилизирующих процессов, усиливающихся посредством эффекта мультипликатора. Большая часть выделяемых отрасли ресурсов имеет характер дешевых, а чаще вообще безвозмездных, то есть предоставленных в рамках целевых государственных программ поддержки товаропроизводителей, денег.

Таким образом, в случае когда происходит выделение средств, иными словами наращивание денежной массы в условиях инфляции, эффективность использования бюджетной помощи приобретает в первую очередь макроэкономическое значение.

Объективные негативные последствия увеличения денежной массы должны компенсироваться повышением деловой активности, расширением объемов производства, ростом дохода как предприятий, так и населения, увеличением занятости, что и является наиболее важными целями проводимых государственных программ поддержки товаропроизводителей.

Ограниченные возможности бюджета приводят к жесткой конкуренции между предприятиями в процессе получения средств. Сложилась практика лоббирования выделения средств в рамках государственной поддержки по принципу личной заинтересованности участников программы. Происходит дробление дотаций на мелкие суммы, на основе которых невозможно проведение каких-либо стабилизирующих мероприятий на производстве. Создаются негативные прецеденты нездоровой конкуренции между хозяйствующими субъектами как в процессе получения дотаций или кредитов, так и в последующей рыночной конкуренции при реализации продукции.

На протяжении всего периода реформ осуществлялось формирование и укрепление двойного стандарта государственной политики по регулированию экономических процессов. С одной стороны, декларировалась минимизация участия государственных органов в системе рыночного механизма, с другой – посредством поддержки ряда предприятий, выбранных по параметрам, известным только группе чиновников, государство ставило в неравные конкурентные условия участников рынка. В результате определены как субъективные причины неэффективности государственной политики поддержки предприятий, так и объективные экономические преграды в процессе укрепления финансового состояния отрасли. Среди субъективных причин (как наиболее важных) можно отметить злоупотребления как государственных органов власти, так и руководителей предприятий, получивших бюджетные средства. Неудачи и просчеты в реализации программы государственной помощи обосновываются дефицитом ресурсов, скудностью выделенных средств, низким профессиональным уровнем руководителей, общими неблагоприятными тенденциями в экономике [2].

Наиболее важными проблемами, требующими первоочередного решения государством, для сельскохозяйственных товаропроизводителей являются льготное кредитование, оплата энергоносителей, лизинг. Отдельно сформулирован вопрос о поддержке наиболее сильных производителей на основе кредитов, участия в инновационных мероприятиях и пр.

Таким образом, существующая система распределения дотаций, компенсаций и кредитов, предоставления налоговых льгот и прочих видов помощи предприятиям является неэффективной, не способствующей выводу отрасли из кризиса, бесполезно увеличивающей денежную массу в экономике и негативно влияющей на прочие макроэкономические параметры. В связи с этим необходима разработка принципиально нового подхода в определении  приоритетов в проведении государственных программ поддержки товаропроизводителей, обеспечивающего законодательно закрепленную строгую обусловленность выделения бюджетных ресурсов.

Литература
1. Минаков М.А. Экономика сельского хозяйства : учеб. пособие / М.А. Минаков, Л.А. Саботова, Н.И. Куликов. – М. : Колос, 2002.
2. Боговиз А. Система государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства : основные направления развития // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2006. – № 7.

Также по этой теме: