Аналитическая составляющая учетно-налоговой системы макроуровня



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2011


Малкина Е. Л.,
к. э.н., доцент кафедры
«Бухгалтерский учет и налогообложение»
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Экономико-административный анализ в рамках информационной учетно-налоговой макросистемы представляет собой анализ, проводимый органами законодательной, исполнительной,  судебной и финансовой власти (Министерством финансов РФ и его федеральными службами, Министерством экономического развития РФ и его федеральными службами, ЦБ РФ, Федеральным собранием РФ, в частности Советом Федерации и Государственной Думой, Счетной палатой РФ и т. д.).

Экономико-административный анализ на макроуровне в рамках учетно-налоговой системы представляет собой комплексный анализ финансовых и экономических закономерностей на основе исследования показателей и условий макроэкономической среды.

Предметом экономико-административного анализа являются хозяйственные процессы, протекаемые на макроуровне; социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности органов государственного управления, эффективность деятельности которых отражается в системе показателей плана, экономико-административного учета и отчетности.

Таким образом выражается взаимосвязь экономикоадминистративного анализа, учета и отчетности внутри информационной учетно-налоговой макросистемы.


(1) Статья подготовлена в рамках выполнения ФЦП «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. (госконтракт № 16.740.11.0098).


Задачи экономико-административного анализа представлены на рис. 1.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Минфину РФ подотчетны следующие ведомства: Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная служба страхового надзора (ФССН), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), Федеральное казначейство. Рассмотрим аналитическую деятельность данных органов исполнительной власти.

В структуре центрального аппарата ФНС России существует Аналитическое управление, выполняющее аналитические функции в рамках информационной учетно-налоговой макросистемы. Управление осуществляет следующие основные задачи по методологическому обеспечению и организации работ ФНС России (рис. 2).

Управления, занимающиеся экономико-административным анализом в Федеральной службе страхового надзора, представлены на рис. 3. Управления, занимающиеся экономико-административным анализом в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, представлены на рис. 4.

Организационная структура Федерального казначейства, ведущая экономико-административный анализ, представлена на рис. 5.

Министерству экономического развития РФ подотчетны службы государственной статистики, государственной регистрации, кадастра и картографии, агентства по государственным резервам и управлению государственным имуществом. Рассмотрим ведение экономико-административного анализа в данных службах.

Структура Центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики, занимающаяся экономико-административным анализом, представлена на рис. 6.

Направления экономико-административного анализа управлений Федерального агентства по государственным резервам представлены на рис. 7.

Управления, занимающиеся экономико-административным анализом в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, представлены на рис. 8.

Ведение экономико-административного анализа управлениями Федерального агентства по государственным резервам представлены на рис. 9.

Ведение экономико-административного анализа представительными органами власти  представлено на рис. 10.

Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения деятельности   Счетной палаты осуществляет оценку бюджетного процесса на различных стадиях с использованием инструментов макроэкономического анализа; анализ проблем системы планирования деятельности Счетной палаты, использования результатов научных исследований в практической деятельности Счетной палаты и деятельности Экспертно-консультативного совета при председателе палаты и т. д. Главной задачей аналитических управ

 

Главной задачей аналитических управлений Совета Федерации и Государственной Думы РФ является подготовка для Президента РФ, руководителя Администрации Президента РФ, Совета Безопасности РФ материалов, содержащих анализ стратегических вопросов развития социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации и ее субъектах.

Для реализации указанной задачи Управления проводят изучение, анализ и прогнозирование: социально-экономического и политического развития РФ, социально-экономической и политической обстановки в субъектах РФ; межнациональных отношений, ситуаций в зонах межнациональных конфликтов и т. д. [3].

Итак, аналитическая деятельность руководителей и специалистов органов государственной власти имеет ряд особенностей по сравнению с другими сферами управления. В государственных органах анализ сориентирован на создание наиболее благоприятных условий для страны в целом. Поэтому главная задача аналитической деятельности работников органов государственной власти в рамках учетно-налоговой макросистемы состоит в том, чтобы искать и находить дополнительные источники для удовлетворения растущих потребностей государства, а также следить за тем, чтобы имеющиеся ресурсы использовались с наибольшей отдачей.

Так как достигнуть заметных результатов без существенных финансовых и материальных затрат практически невозможно, органы государственной власти призваны проводить долгосрочную политику, рассчитанную на повышение экономической и финансовой эффективности учетно-налоговой микросистемы предприятий реального сектора и фирм, занятых в сфере услуг.

Особенность аналитической деятельности в государственных органах состоит в том, что она исследует объект как целостную структуру, состоящую из многих взаимодействующих друг с другом частей и подразделений. Все они объединены в общую систему прямыми и обратными связями, по которым постоянно проходят информационные и регулирующие сигналы. В  зависимости от характера и результатов воздействия одних элементов системы на другие их группируют на причины и следствия. При подходе к объекту как к конкретной целостности в его структуре выделяются отдельные подсистемы, а также взаимосвязи между ними. Задача экономико-административного анализа состоит в том, чтобы раскрыть структуру управляемого объекта, выделить его основные части и взаимосвязи с учетом того, что они находятся в постоянном движении и изменении.

Литература
1. Формирование учетно-аналитической системы затрат на промышленных предприятиях : учеб. пособие /Л. В. Попова, И. А. Маслова, В. А. Константинов, М. М. Коростелкин. – М. : Дело и Сервис, 2007.
2. Малкина Е. Л. Теоретические основы отечественных бухгалтерских информационных потоков // Управленческий учет. – 2011. – № 3.
3. Попова Л. В. Информационные потоки учетно-налоговой системы // Экономические и гуманитарные науки. – № 9. – 2010. – С. 98–105.

15.09.2015

Также по этой теме: