Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Контроль и аудит    Основная модель управленческой отчетности в формате МСА

Основная модель управленческой отчетности в формате МСА

03.12.2013

Основная модель управленческой отчетности в формате МСА

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №1 год - 2011

Чайковский Д.В.,
к. э. н., доцент, докторант кафедры «Бухгалтерский учет
и налогообложение» ОрелГТУ, тел. 8 (4862) 41-98-60,
konfer_2005@mail.ru

В статье автором определено значение Международных стандартов аудита, рассмотрены подходы к определению понятия «управленческая отчетность», а также сформулированы основные принципы, используемые в результате разработки форм управленческой отчетности.

Ключевые слова: управленческая отчетность, модель, Международные стандарты аудита, аудит, финансовая отчетность, инструменты внутреннего контроля, контроль, управленческие решения, система внутреннего контроля, аудиторская деятельность, отчетность.

Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально осуществляющим функцию управления деятельностью хозяйствующих субъектов предпринимательства. В настоящее время осуществляют свою деятельность новые контролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющие обеспечить необходимой информацией всю систему и уровни управления.

Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль – аудит.

В соответствии с историческими фактами первые упоминания об аудите появились в период развития древней цивилизации Ближнего Востока. Именно тогда начался бурный процесс формирования высокоорганизованных государств с не менее организованной хозяйственной деятельностью. С самого начала древние правительственные органы стремились к организации учета своих доходов и расходов. При этом важной составляющей доходной части того времени были сборы налогов. Однако, несмотря на стремление государственных чиновников к совершенствованию учетной системы, существовала необходимость в четких контрольных мероприятиях, направленных на подтверждение тех или иных учетных показателей. Именно в этот период возникла необходимость снижения ошибок и особенно пресечения обмана со стороны как некомпетентных, так и нечестных чиновников [1].

Аудит является одной из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай (около 700 г. до н. э.).

Развитие аудита было тесно связано с особенностями финансово-промышленной истории отдельных стран и определялось прежде всего характером развития рынка капитала.

Аудит был известен в Европе уже в Средневековье, однако как наука и вид экономической деятельности активно развивается с XIX в.

В Средние века по просьбе контрагентов купцов (как правило, других купцов или банковских институтов) аудиторы проверяли бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали их достоверность.

В XIX в. основными заказчиками аудита стали, помимо кредиторов, собственники компании, что связано с активным развитием акционерных и ограниченных компаний, в которых собственники не занимались текущим управлением и, соответственно, нуждались в периодической проверке нанятыми управляющими.

Аудит проводится аудиторами, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика – клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях – за счет бюджетных средств.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с возникновением различного рода обстоятельств:
– возможность поступления необъективной и недостаточно точной информации со стороны администрации в результате конфликта между ней и пользователями данной информации (например, собственниками или кредиторами);
– зависимость последствий принятых решений (они могут быть весьма значительными) от качества информации;
– необходимость специальных знаний, а также навыков и опыта для проверки важной информации;
– наиболее частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества;
– отсутствие у пользователей объективной и качественной информации.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

Таким образом, повысился интерес к методологии аудита и увеличилась потребность у специалистов в области аудита в освоении Международных стандартов аудиторской деятельности и положений о международной аудиторской практике.

Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Для качественного и успешного проведения аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

Правила (стандарты) аудита – это общие руководящие нормы и правила, которые помогают аудиторам выполнять их обязанности по проведению проверок и регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности [2].

Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой основной критерий качества аудиторских услуг, предоставляемых аудиторами всего мира. Международные стандарты аудита – это свод единых подходов, предназначенных для унификации аудиторской деятельности.

МСА – основополагающие методы аудита, призванные способствовать повышению качества аудиторской деятельности.

В свою очередь, значение стандартов состоит в следующем (рис. 1).

В исключительных случаях возможно аргументированное аудитором отступление от МСА. МСА применяются лишь в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.

В 1998 г. МСА использовали в качестве национальных стандартов 34 страны, еще в 35 странах они применялись без значительных изменений. Положения о международной аудиторской практике разрабатываются для предоставления практической помощи аудиторам в применении МСА и не имеют силы стандартов.

Международные стандарты аудита представляют собой документ, формирующий единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. МСА предназначены для аудита финансовой отчетности, а также сопутствующих услуг, которые проводятся в ходе аудита.

Вместе с тем правила аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу [3]. В них содержатся наиболее значимые, понятные и в то же время краткие обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и прочность в ходе аудиторской деятельности, подкреплены опытом работы огромного числа аудиторов в разных странах мира.

В свою очередь, аудит представляет собой процесс сбора и анализа финансовой (бухгалтерской) информации квалифицированными аудиторами о проверяемом субъекте с целью выразить мнение о ее достоверности, законности и обоснованности (рис. 2).

Для достижения цели аудита, в соответствии с требованиями МСА, профессиональных организаций, нормативных актов и условий договоренности, определяется объем аудита, то есть аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах.

Обязанность аудитора – обеспечить достаточный уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений. На возможность их обнаружения могут влиять ограничения, возникающие вследствие:
– использования тестирования, невозможности проведения сплошной проверки, зависимости суждения аудитора от характера, сроков, объема аудиторских процедур;
– несовершенства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта;
– особых обстоятельств, в том числе наличия связанных сторон [2].

Также необходимо обратить внимание на то, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретных действий, приемов, способов, процедур, применяемых в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и рациональность которых должна быть обоснована.

Таким образом, управленческая отчетность представляет собой основной комплекс взаимосвязанных данных и расчетных показателей, отражающих функционирование предприятия как субъекта хозяйственной деятельности и сгруппированных в целом по предприятию и в разрезе структурных подразделений.

Управленческая отчетность является инструментом текущего оперативного управления и позволяет повысить уровень управляемой деятельности предприятия.

Основная задача этого инструмента – предоставлять объективную информацию руководителям организаций для принятия оптимальных решений [1].

Международные стандарты аудита предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг. МСА содержат:
– основные принципы;
– необходимые процедуры;
– рекомендации по применению принципов и процедур.

Международные стандарты аудита включают:
– введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;
– разделы, излагающие суть стандарта;
– приложения (для некоторых стандартов).

Модель управленческой отчетности требует определения перечня информации, которая необходима для менеджеров различных структурных подразделений предприятия, а также частоты ее предоставления.

Принципы, в соответствии с которыми необходимо осуществлять разработку форм управленческой отчетности, представлены на рис. 3.

Состав, содержание и формы управленческой отчетности необходимо разрабатывать с учетом следующих принципов:
– релевантность;
– оперативность;
– адресность;
– достаточность;
– аналитичность;
– понятность;
– достоверность;
– сопоставимость.

Как показывает практика, управленческую отчетность можно разбить на три блока:
1) управленческая отчетность о финансовом положении, результатах деятельности и изменении финансового положения предприятия (бюджет доходов и расходов, схемы расходов подразделений, производственный план, бюджет движения денежных средств, платежный календарь, инвестиционный план);
2) управленческая отчетность по ключевым показателям деятельности;
3) управленческая отчетность об исполнении бюджетов предприятия (отчет о движении денежных средств, отчет о доходах и расходах, отчет о произведенных капитальных вложениях).

Управленческая отчетность составляется на основе МСФО и российских бухгалтерских стандартов. Главные отличия управленческой отчетности от бухгалтерской заключаются в степени детализации, способах группировки данных и в степени точности информации.

При разработке методики составления и обработки отчетности требуется взвешенный подход к определению сроков подачи управленческой отчетности, количества представляемых данных, их формата [3]. Следовательно, каждая организация разрабатывает управленческую отчетность, ориентируясь, прежде всего, на свои потребности в управленческой информации.

С одной стороны, не имея всей информации, руководство организации не сможет принимать взвешенных и правильных решений. С другой стороны, если информации слишком много, менеджеру труднее выделить самые важные данные, оказывающие наибольшее влияние на развитие предприятия в определенное время.

Литература
1. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М. : Дело и Сервис, 2003.
2. Николаева С.А. Доходы и расходы организации: практика, теория, перспективы. – М. : Аналитика-Пресс, 2000.
3. Богатая И.Н., Хахонов Н.Н. Аудит. – Ростов н/Д : Феникс, 2003.

Также по этой теме: