Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Инвестиции и предпринимательство    Оценки привлекательности активов в период глобального экономического кризиса

Оценки привлекательности активов в период глобального экономического кризиса

28.07.2015

Оценки привлекательности активов в период глобального экономического кризиса

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2009

Автурханов Э.М.,
к. э. н., доцент РЭА
им. Г.В. Плеханова

Развивающийся глобальный финансово-экономический кризис выявил многие проблемы мировой экономики. Примечательно, что ранее многие рассуждали о том, что действующие финансовые рынки, заключаемые сделки с ценными бумагами, осуществляемые многими игроками операции на мировых рынках капитала, являются какой-то обособленной финансовой областью. Считалось, что эти процессы незначительно связаны с мировым хозяйством из-за чрезвычайно большого объема так называемых квазиденег, в несколько раз превышающего реальные деньги. К примеру, в Соединенных Штатах Америки объем квазиденег составляет 10,1 трлн долл. США, тогда как объем обычных денег равен 1374 трлн долл. США [1]. Говорили, что надуется «мыльный пузырь», затем лопнет, все равно это фиктивный капитал, который все более оторван от реальных активов.

В настоящее время с каждым новым днем реалии ускоряющейся глобализации открывают нам глаза. Мы видим, как вслед за сообщениями мировых финансовых новостей изменяются размеры наших капиталов. Явствующая ситуация демонстрирует максимальную связь мира финансов с миром экономики. Где бы мы не находились, кризис априори показывает нам, насколько близки эти сферы.

Кризис ставит вопросы корректировки принимаемых инвестиционных решений. В сложившихся условиях становится необходимым определиться с оптимальным вариантом вложений. Главное здесь не просто вовремя купить понравившийся актив, важнее всего осуществить правильные инвестиции.

А для этого инвестору необходимо владеть системой оценки объекта инвестирования, адекватной сегодняшней кризисной ситуации. В ходе кризиса многие традиционные способы оценки не работают. Здесь нужно выработать верные критерии.

Давайте определимся вначале с объектами инвестирования. Какие секторы и объекты для вложений в этот период наиболее привлекательны? В период глобального экономического кризиса, характеризующегося в целом по миру сокращением покупательской способности, люди все меньше тратят деньги на так называемые товары среднего потребительского спроса: крупногабаритную технику, компьютеры, машины, электронику, предметы роскоши и т. д. Насущными в этот момент становятся, а по большому счету и остаются товары первой необходимости, в первую очередь продовольственные продукты, непосредственно обеспечивающие жизнеспособность человека.

В то же время будет оставаться спрос на продукцию энергетических компаний. Несмотря на общемировое падение цен на нефть, это топливо, как, впрочем, и газ, остается основным ресурсом развития индустриального сектора мировой экономики, напрямую связанным с производством.

Учитывая вышесказанное, выделим следующие наиболее устойчивые инвестиционные объекты, потенциально имеющие возможность поддерживать ликвидность за счет адекватного платежеспособного спроса со стороны населения стран мира:
- компании, производящие продовольственную продукцию и товары первой необходимости;
- компании, торгующие продовольственными товарами и товарами первой необходимости;
- энергетические компании, значительно обесценившиеся, с привлекательными активами.

Значительный риск для инвестиций представляют компании с низкой долей материальных активов и высокой долей нематериальных, во много раз превышающей реальные активы компании. Этот риск особенно отчетливо обнаруживается в период кризиса. Подобные компании по прошествии стремительного роста рыночной капитализации во время кризиса значительно обесцениваются.

К примеру, компания Google, специализирующаяся на программном обеспечении и компьютерных услугах, по ежеквартальному рейтинговому списку 500 крупнейших компаний за III квартал 2008 г. согласно показателю рыночной капитализации спустилась с 39 на 64 место [2].

В то же время крупнейшие в секторе «Производители нефти и газа» по показателю рыночной капитализации компании мира Exxon Mobil и PetroChina остались на прежних позициях [2].

Компания Nestle, производитель продовольствия, поднялась с 22 на 16 место, а General Electric, крупнейшая индустриальная многопрофильная компания в мире, поднялась с 6 на 3 место, и т. д.

Следует отметить, что в период кризиса привлекательными могут быть компании различного профиля деятельности, особенно если они стабильно развиваются и их активы необоснованно обесцениваются ввиду общей ситуации на рынке.

Теперь давайте посмотрим на оценочную часть. В период кризиса складывается ситуация, когда некоторые критерии оценки становятся малоэффективными. Это мешает лучше разглядеть наиболее конкурентоспособные компании.

Наименее работающие методы. В кризисный период к таким методам относятся критерии технического инвестиционного анализа. Различные графики, диаграммы, линии тренда, технические индексы ослабляются в своей способности прогнозной оценки ситуации. Это происходит в основном из-за продолжительных в данный период разнонаправленных движений. Зачастую трудно обозначаются линии тренда, нередко рынок торгуется в коридоре, наличествуют существенные колебания.

Наиболее работающие методы. К наиболее работающим в это время относятся способы  фундаментального анализа. «Фундаменталисты» в это время на «коне». Приходящие на рынок стратегические инвесторы используют в основном именно критерии инвестиционной оценки фундаментального анализа, наиболее приближенного к экономической составляющей компании.

Нами ниже предлагаются критерии оценки объектов инвестирования в кризисный период.

1. Инвестиционные ресурсы компании. В какие виды ценных бумаг вложены ее финансовые средства? Есть ли там рисковые ценные бумаги, то есть ценные бумаги молодых инновационных организаций с низкой финансовой стабильностью? Проверяем, какова концепция составления инвестиционного портфеля. Смотрим структуру обеспечения. Есть ли там ценные бумаги компаний развитых стран? Оцениваем масштаб распределения портфеля. Насколько он диверсифицирован? Сколько иностранных ценных бумаг из США и других наиболее кризисно-воздействующих стран и регионов? Есть ли залоговое обеспечение в форме сильно обесценивающихся ценных бумаг? Если такого рода обеспечение существует и оно значительное, то это сигнал к тому, что потребуется урегулирование финансовых вопросов с кредиторами.

2. Маркетинговая политика компании. Зададимся вопросом, какова товарная структура экспорта компании? В кризисный период наличие широкой производственной и торговой товарной структуры становится особенно актуальным.

Ранее высокие цены на нефть и соответственно рост нормы прибыли диктовали общую переориентацию производства и торговли в данный сектор мировой экономики. Сейчас цель – сохранение финансово-экономической стабильности – означает необходимость экспорта разнообразной структуры товарной продукции. В условиях смены потребительских предпочтений это позволяет компенсировать потери в одном секторе за счет роста в другом.

3. Денежные средства и финансовые ресурсы компании. Нужно посмотреть соответствие объемов дебиторской и кредиторской задолженности. Хорошо, когда существующий объем краткосрочной дебиторской задолженности меньше долгосрочной кредиторской задолженности. В части оценки устойчивости к кризисным явлениям рациональным является присутствие высокой доли собственных ресурсов по отношению к общему капиталу компании.

4. Финансово-производственная состоятельность компании. Проверяем устойчивость структуры организации. Насколько она универсальна? Есть ли финансовые резервы? Достаточная ли скорость обновления основных средств? Оцениваем оборотные средства. Какой их объем? Ликвидность? Рассматриваем научно-производственную деятельность. Какие направления производства развиваются?

Адекватны ли они современным вызовам конкурентоспособности? Какие приоритеты у компании? На что она нацелилась, на долгосрочное развитие или ее собственные перспективы краткосрочны? Это можно проверить, сравнив долю собственных средств компании с долей инвестиций. Если компания успешно и постоянно инвестирует – это благоприятный признак.

5. География размещения инвестиций. В какие страны, какие отрасли размещаются инвестиции? Какова средняя окупаемость вложений? Какие инвестиции: краткосрочные, долгосрочные; чему отдается приоритет? Если инвестиции направляются под государственные гарантии, тогда этот фактор становится положительным в свете поддержания финансовой устойчивости предприятия. Оценивая устойчивость функционирования, проверяем возможность восполнения потерь из других ресурсов.

6. Участие государства. Благоприятным фактором в период кризиса служит положение, когда компания связана с государством. Существенная доля государственного участия в компании позволяет ей более уверенно функционировать. При наступлении неблагоприятной ситуации с финансами у компании есть весомая надежда на дополнительное финансирование, так как государство потенциально не будет работать себе же во вред. Скорее всего, оно постарается помочь организации, осуществляющей деятельность с государственным участием.

В случае, когда крупная компания является системообразующей структурой наподобие крупных нефтяных и газовых компаний (ТНК, Газпром), банковских организаций (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк), инфраструктурных компаний, монополистов («Российские железные дороги») и т. д., степень уверенности в поддержке государства еще более возрастает.

7. Связь компании с другими транснациональными корпорациями. Когда компания внутренне связана с крупнейшими транснациональными корпорациями, является ее отделением, филиалом, дочерней структурой, это дает ей определенные выгоды перед фирмой национального масштаба. На помощь приходит внутренняя финансовая политика. Такая компания может использовать так называемый механизм внутренних трансфертных цен. Он позволяет за счет низких покупных цен на промежуточную продукцию для собственной компании снижать себестоимость конечной продукции, а значит, реализовывать товары по более конкурентоспособным ценам. При необходимости сокращения объема налоговых вычетов компании могут использовать способ реализации промежуточной продукции собственному же подразделению по внутренним высоким ценам.

В обоих случаях изложенные предпосылки содействуют повышению ликвидности компании: в первом случае за счет создания возможности оптимизации платежеспособного спроса, во втором – через репатриацию прибыли в финансовый центр компании.

8. Структура человеческого потенциала компании. Этот вопрос становится на сегодня одним из ключевых критериев конкурентоспособности компании. Во-первых, важны миграционные составляющие рабочего, офисного и обслуживающего персонала компании. Наличие значительной доли рабочих из других регионов там, где это экономически целесообразно, более выгодно, так как приезжие готовы работать по более низким ставкам оплаты труда. Выгодно это также ввиду меньших финансовых проблем с профсоюзами, требующими увеличения затрат на персонал. Вкупе сокращаются общие затраты на себестоимость продукции, а значит, повышается конкурентоспособность компании.

9. Конкурентная среда. Данный параметр очень важен в результатах финансово-экономической деятельности компании. Представляет интерес, является ли компания монополистом на рынке? Ответ «да» означает наилучший параметр. Однако инвестиционная доступность подобных активов весьма ограничена. Борьба в таких случаях жесткая, а ставки крайне высокие. Оцениваем, какова доля компании на рынке? Высокая доля на рынке это уже плюс. Насколько устойчивыми являются потребительские предпочтения к продукции и услугам компании? Высокая устойчивость является положительным фактором. Каковы конкурентные возможности товаров-заменителей, так называемых субститутов? Насколько приспособлены производственно-сбытовые мощности компании к эластичности спроса? Очень хорошо, когда этот показатель высокий.

10. Информационная прозрачность. Аспект транспарентности становится для потенциального инвестора в кризисный период особенно актуальным. Не секрет, что многие компании как крупные, так и средние, в целях повышения инвестиционной привлекательности зачастую искажают финансово-экономические показатели компании. Многие создают необоснованно сложную систему доступности показателей финансово-экономической деятельности предприятия.

Часты случаи корректировки финансовых показателей компаний, нередко в худшую сторону, вслед за ранее объявленными многообещающими данными.

Поступая так, компании, скорее всего, стремятся скрыть негативные внутренние процессы и по возможности представить ее дела в лучшем цвете. В кризисное время эти шаги не только продолжаются, но и усиливаются. Плохо здесь то, что компания может до последней возможности искажать реальное положение дел, а отрицателные моменты в деятельности компании обнаружатся уже после осуществленных инвестиций. Таким образом, максимальная финансовая прозрачность компании вкупе с хорошей деловой репутацией свидетельствует в положительную сторону.

11. Инвестиционная открытость. Целесообразно в обозначенном аспекте оценить степень информативности предприятия. Высокая степень информативности свидетельствует об адекватной связи компании с рынком. Наиболее простой первичный способ – зайти на официальный сайт компании. Посмотреть, есть ли там пункт, адресованный инвесторам. Тут очень важно наличие достаточного начального объема информации о финансовой и экономической деятельности организации. Компания должна располагать ясными перспективами развития, и не только с тактической точки зрения, но и, прежде всего, в стратегическом плане.

12. Профессиональный уровень работающего персонала. Экономика в полном смысле этого слова существует там, где есть люди, без них она просто вымрет. Очень важно оценить профессиональный уровень работающего персонала в компании, особенно профессиональную компетентность управляющего звена. Какие бы технологические успехи не были в организации, какие бы позиции она не занимала, продвигать компанию на рынки, развивать производственные и сбытовые мощности, повышать ее конкурентоспособность можно по большому счету лишь при наличии высокопрофессиональных служащих. Ситуация, имеющая место в некоторых компаниях, когда руководитель управления или отдела компании абсолютно не компетентен в  профессиональных вопросах подведомственного подразделения, является нездоровой. Во-первых, подчиненные в таких компаниях из-за отсутствия знаний и соответствующего опыта у  руководителей не имеют возможности проконсультироваться по рабочим вопросам у руководителя, вынуждены совершенствоваться самостоятельно. Соответственно в них плохо налажена система кураторства как широко применяемая современными конкурентоспособными компаниями система повышения профессионального уровня персонала. Во-вторых, часто такие руководители и начальники, не будучи компетентными, слабо владеют информацией о текущем положении в компании. Отсюда в таких организациях руководители сталкиваются с серьезными проблемами в решении текущих задач. В-третьих, следует посмотреть, есть ли в организации рациональная преемственность кадров. В условиях кризиса пренебрежение данным фактором только усугубляет положение.

Наглядная иллюстрация сказанному – это нынешний затяжной кризис в научной и образовательной среде, когда нарушена связь в преемственности научных кадров. По последним данным, средний возраст научных работников достиг 55 лет, о чем угрожающе свидетельствуют сами научные и образовательные учреждения, в том числе Российская академия наук. Во многом этому способствует ситуация, когда многие работники образования в почтенном возрасте сами препятствуют продвижению молодых, талантливых личностей, оправдывая это собственным опытом долгосрочного развития.

Сегодня мы являемся свидетелями ускорения процессов информационного и образовательного насыщения членов общества, и стремящиеся повысить свой интеллектуальный уровень могут это сделать намного быстрее, чем ранее было возможно.

Проанализировать профессиональный уровень работающего и управленческого персонала очень легко, взяв личные дела.

13. Система оценки труда. В настоящий период глобального экономического кризиса, впрочем, как и в другие кризисные времена, конкуренция между компаниями на рынке усиливается. Общее снижение цен на товары требует решения вопросов оптимизации затрат предприятия. Проверяем, насколько обо снованно оценивается труд работающих в организации. Здесь полезно проанализировать оплату управленческого персонала, менеджеров как среднего, так и высшего звена. Смотрим, действует ли в компании распространенная практика, когда разнообразные графики, громоздкие отчеты, псевдоаналитические справки о проделанной работе и т. д. служат оправданием для завышенных ставок оплаты труда управленческого персонала компании. Если ранее на растущем рынке в условиях роста доходности компаний актуальность этого момента сглаживалась, то сейчас положение диктует необходимость более пристального внимания к данному вопросу. Ситуация, когда громоздкий управленческий, а значит в реальности непроизводственный персонал компании, пожирает большую долю прибыли компании, неблагоприятна. И наоборот, оптимальное отношение численности и денежного поощрения управленцев организации к текущей хозяйственной необходимости служит положительным фактором. Следует также проанализировать, насколько адекватно оценивается работа непосредственно производственного персонала. Оптимальная система его оплаты служит существенным побудительным мотивом, а значит, потенциально персонал компании будет работать с высокой степенью вовлеченности.

14. Корпоративная история. Существенным моментом в инвестиционной привлекательности компании является присутствие у нее корпоративной истории, чтобы была возможность использовать построение трендов для прединвестиционной оценки. Важно также, чтобы компания обладала белой корпоративной историей, без каких-либо прошлых финансовых махинаций, проблем с инвесторами, неблагополучных отношений с надзорными государственными органами и т. д.

Литература
1. CIA. The World Factbook. – Washington, 2009.
2. Financial Times Global 500. September 2008.
3. Автурханов Э.М. Портфельное инвестирование предпринимательства в мировой экономике. – М., 2007.

Также по этой теме: