Значение социологии налогообложения для российской финансовой науки



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №5 год - 2011


Попова Л.В.,
д. э. н., профессор, ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Впервые о значении социологии в системе налогообложения задумались при знакомстве с книгой французского ученого Марка Леруа «Социология налога», изданной в России.

Социология налога – это наука, изучающая взаимосвязи между системой налогообложения и государственными, общественными, политическими структурами. Она изучает законность налоговой системы и ее воздействие на налогоплательщиков, рассматривает процесс становления и трансформации государственных институтов, касающихся сферы налогов и налогообложения.

Исследование социологии налога проводится в рамках различных аспектов налоговой политики, истории становления и развития системы налогообложения, функционирования налоговых
органов, вопросов снижения налогового бремени.

Однако, несмотря на широкий спектр изучаемых вопросов, во многих странах социология налога не выделена в отдельную дисциплину и ее изучение проводится лишь узким кругом ученых.

В социологии налога используются общепринятые подходы к изучению налоговой системы, в их числе экономический и правовой подходы.

В область исследования социологии налога входит социальный подход к различным аспектам налоговой политики, рассматривающий ее рациональность по отношению к налогоплательщикам, а также вопросы социальной справедливости в области налогов и налогообложения.

Целью изучения социологии налога являются выработка рационального и справедливого подхода к вопросам налогообложения, достижение социальной справедливости по отношению к налогоплательщику.

Предметом социологии налога выступает комплекс социальных феноменов, на которые оказывает влияние налогообложение.

Действие налогового права распространяется намного шире, чем национальное законодательство конкретного государства. Процесс сбора налогов выделяется из основной структуры социологического исследования, что оказывает влияние на анализ социальных, политических и
институциональных изменений, влекущих за собой проведение реформы налогообложения. При этом важно понимать, что функционирование налоговой системы обеспечивается принципом легитимности государственной власти и политики, под воздействием которых формируется размер налоговых отчислений.

С точки зрения социологии налоговые правонарушения следует относить к социологии отклонений, а административное регулирование процесса налогообложения – к социальной теории бюрократии. Все это обусловливает необходимость рассмотрения предмета социологии налога с позиции социально-политических аспектов.

Социологию налога зачастую рассматривают как часть более крупных отраслей науки – социологии государства, социологии государственной власти и др. При этом возникают проблемы, вызванные техническим несовершенством обработки информации, накопленный объем которой позволяет выделить социологию налога в качестве самостоятельной дисциплины.

Системность построения научного подхода в рамках социологии налога обеспечивается большим количеством накопленной информации [1]. Однако до сих пор не выработана доктрина, определяющая основной предмет налогообложения. Поэтому возникает необходимость применения институционального подхода к определению предмета налогообложения, удовлетворяющего требованиям юридической и экономической парадигм.

Социология налога рассматривает категорию «налог» с двух позиций – экономической и правовой. Необходимость такого подхода объясняется тем, что:
– с одной стороны, отношения между налогоплательщиками и налогом порождают юридические обязательства;
– с другой стороны, данные отношения порождают определенные социальные последствия.

В связи с этим социология налога выделяет три вида налога:
1) налог-контрибуцию;
2) налог-принуждение;
3) налог-подать.

Налог-контрибуция обеспечивает соблюдение законности государственного механизма финансирования, в то время как налог-принуждение и налогподать, с точки зрения социологии налога, рассматриваются как категории, раскрывающие тяжесть налогового бремени для налогоплательщиков.

Конкретная модель налоговой политики исключает интегрирование в нее юридических обязательств и экономических интересов сторон, поэтому необходимо рассматривать налог с позиций политико-административной стратегии урегулирования налогообложения [2]. При этом учитывается структура общественных институтов и выполняемые ими социальные функции.

Для построения данной модели требуется период тщательного изучения и систематизации различных видов информации:
1) официальные данные:
– статистики;
– административной документации;
2) юридические данные;
3) экономические данные;
4) исторические материалы;
5) эмпирические материалы.

Отношение налогоплательщиков к налогу является предметом исследования социальной психологии налогообложения (Дюберже, Льюис, Шмолдерс).

При этом не заостряется внимание на анализе проводимой государственной политики и теоретических разработок (Кэмбелл, Леруа) в области налогообложения.

В отличие от социальной психологии, где ученые выясняют лишь отношение налогоплательщиков к налогу, социология налога анализирует государственную политику и теоретические подходы к налогообложению независимо от негативного отношения к ним различных социальных групп.

Направления исследования можно сформировать путем проведения опросов общественного мнения по вопросам налогообложения. Однако данные опросы не носят универсального характера, не имеют строгого научного подхода, который так ценится в области теоретизации данных, в том числе и налоговых.

Одним из лучших путей проведения исследований в социологии налога признаются исследования исторического материала, к лучшим образцам которых можно отнести работы Ардана, Токвилля и Шумпетера.

Социология налога уделяет большое внимание исследованию логики налоговой рациональности участников налоговых правоотношений, которая определяет направления социологического моделирования налоговой политики. В связи с этим учеными проводится социологическое моделирование налоговой политики на основе систематизации различных налоговых ситуаций, а фискальное общество рассматривается как общество, моделируемое налогом [3].

Выбранные для исследования случаи изучают с исторической, географической, культурной, институциональной позиций, тем самым формируя социальный процесс налогообложения.

Становление и развитие государства сопровождается формированием налоговой политики. При этом важное значение для исследования налоговых феноменов имеют экономические, юридические и технические составляющие.

Однако их совокупность является недостаточной для анализа проблемы соотношения налогообложения и государственной власти. В связи с этим социологией налога разработан структурный социальный контекст исследования данной проблемы, который опирается на теорию и историю государственной власти, государственных финансов, методологию отдельных дисциплин, затрагивающих вопросы налогообложения.

Анализ факторов налоговой политики производится на основе многообразия исследования случаев из налоговой практики, определяющими среди которых являются два феномена:
1) феномен реформы;
2) феномен бюрократии.

Причины появления новшеств в налоговой политике исследуются социологией налога во взаимосвязи с теорией социальных преобразований.

В данном случае налоговые преобразования изучаются с позиций видов налогов, проводимых государством реформ в области налогообложения, а также в разрезе налогового федерализма.

Особое внимание в социологии налога уделяется изучению социальных функций подоходного налога. Так, в 1914–1917 гг. законами Келло во Франции был введен подоходный налог, который рассматривается социологией налога в разрезе целого ряда классических структурных составляющих, таких как:
1) деление политических сил на правое и левое движение;
2) экономические показатели;
3) правовые характеристики;
4) финансовый кризис.

Несмотря на свою значимость и широкую сферу воздействия, данные факторы не могут в полной мере определить сущность налоговой политики и роль подоходного налогообложения в экономике государства. Например, во Франции введение подоходного налога послужило причиной разногласий между левыми и правыми политическими силами. Правые консерваторы считали, что необходимо вводить подоходный налог по английской модели, левые расценивали подоходный налог как средство борьбы с социальной несправедливостью и поддержания незыблемости существующих экономических структур. Однако представители реформистского движения выступали против применения массивных расчетных таблиц, которые использовались для расчета налоговых вычетов.

В настоящее время можно выделить следующие направления дискуссионных вопросов между правыми и левыми партиями Франции по поводу налогообложения:
1) поощрение перемещения капитала на бирже;
2) система вознаграждения высших кадров на предприятиях;
3) перераспределение налогов;
4) методы снижения налогов.

Что касается последнего пункта, то в настоящее время партии Франции сошлись во мнении, что необходимо снижать подоходный налог. Парадоксально, что новые дискуссии по этому поводу лишь сближают взгляды представителей правых и левых партий.

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос, было ли обоснованным введение подоходного налога в начале ХХ в., когда структура экономики не оправдывала данного нововведения? С одной стороны, многие известные экономисты выступали против такого нововведения, подвергали реформу критике. С другой стороны, такие экономисты, как Трюши, Алликс, Жэз, приводили доводы в пользу введения подоходного налога, обосновывая свое мнение тем, что новые экономические условия изменяли роль государства и требовали реформы налогообложения.

Негативным аспектом системы налогообложения является то, что даже ее архаизм не всегда приводит к правовым преобразованиям в налоговой сфере. Поэтому налоговая политика во многом зависит от юридической составляющей налогообложения, так как налоговая система в первую очередь подчиняется финансовым требованиям государства. Поэтому налоговое право тщательно регламентирует всевозможные технические подробности процесса налогообложения, среди которых выделяются ставки подоходного налога.

При составлении проекта реформ в области налогообложения должны быть учтены два юридических принципа:
1) принцип справедливости налогообложения;
2) принцип строительства европейского сообщества.

Реализация принципа справедливости налогообложения затруднена тем, что различные налоговые ситуации требуют специфического подхода к их решению. Что касается второго принципа, то налоговая автономия государств позволяет не применять стандартизацию прямых налогов (в том числе и подоходного налога).

Реформирование системы налогообложения может происходить как реакция на определенные кризисные ситуации в обществе. Например, в 1798 г. в Великобритании был введен подоходный налог с целью финансирования войны с Францией. Однако при наступлении экономического спада в 1842 г. подоходный налог был отменен. Также с целью финансирования военных затрат были введены федеральные налоги в США и Франции. Из этого следует, что изменения в налоговой политике могут быть спровоцированы геополитической обстановкой, финансовым кризисом и т. д. При этом в зависимости от политических интересов группы лиц, принимающих решения, проводится выбор между изменением всей налоговой системы или лишь налоговой ставки.

Экономистом О’Коннором был проведен анализ причин кризиса «налогового государства» и сделан вывод о том, что чрезмерное вмешательство государства в экономику приводит к дефициту бюджета, при этом происходит повышение налогов, что не оправдано с юридической точки зрения.

Налоговый кризис не является синонимом нестабильности экономики государства, так как система налогообложения приспособлена под решение возникающих в период кризиса задач. Вместе с тем в период кризиса раскрываются наиболее острые проблемы, требующие первоочередного решения.

Необходимость в реформировании системы налогообложения предопределяется фискальными функциями налога. Что касается финансирования военных действий государства, то, помимо повышения налогов, существуют и другие варианты решения данной задачи: сокращение расходов, получение кредита, отмена налоговых льгот и др.

В истории существует немало примеров, показывающих, как различные кризисные ситуации влекли за собой проведение налоговых реформ, однако не всегда первопричиной этого являлись фискальные цели государства.
В военное время налогоплательщики более терпимо относятся к налоговым реформам, сопровождающимся повышением налогов. При этом политики должны стремиться к поддержанию экономического роста и сохранению своего электората.

Что касается подоходного налога, то он представляет собой элемент социальной политики, его часто упоминают при реформировании системы социального страхования. Консерваторы в Англии поддерживают реформу подоходного налога, в частности повышение его ставок. И во Франции политические силы пришли к выводу, что подоходный налог является рациональным способом реформирования системы налогообложения и решения проблем, существующих в обществе [4]. Также следует отметить, что подоходный налог формирует основные социальные ориентиры государства.

При повышении подоходного налога не нарушается логика солидарности и социальной защищенности. При этом проводится сравнение двух моделей подоходного налога – прусской и английской. Прусская модель направлена на поддержание режима социальной защищенности. Английская модель опирается на режим социальной солидарности.

В прошлом государство всеобщего благоденствия являлось символом налоговой политики в пользу бедных слоев общества. Однако в настоящее время поощряется государственная поддержка социальных групп, выражающих различные частные потребности, что подчиняется логике социальной интервенции (в экономическом плане) и поддерживает демократическую
модель общества (в политическом плане).

В настоящее время в мире социальная функция подоходного налога реализуется в рамках благоприятного режима налогообложения. Происходит интеграция фискальной социологии с социологией социального вмешательства. Благодаря этому социальная функция налога постепенно начинает превалировать над финансовой функцией [5].

В 80-х гг. ХХ в. в США, Великобритании, Франции из-за недовольства налогоплательщиков критике подверглась эффективность социальных расходов и подоходного налога. В связи с этим возникла необходимость снижения ставки подоходного налога, а также поиска новых решений для реализации его социальных функций.

Литература
1. Зрелов А.П. Межотраслевой подход как способ объяснения экономического парадокса налогообложения // Налоги и налогообложение. – 2006. – № 7.
2. Ушак Н.В. Теория и история налогообложения. – М. : Кнорус, 2009.
3. Тедеев А.А. Налоговое право / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – Ростов н/Д : Феникс, 2003.
4. Леруа М. Социология налога. – М. : Дело и Сервис, 2006.
5. Захарова А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Захарова, Е.А. Кирова, Д.Г. Черник. – М. : Юнити-Дана, 2007.

17.03.2015

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста