Главная    Интернет-библиотека    Финансы    МСФО    Российская и международная практика формирования бюджета в России как источника финансирования

Российская и международная практика формирования бюджета в России как источника финансирования

09.08.2016

Российская и международная практика формирования бюджета в России как источника финансирования

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №7 год - 2011

Маслова И. А.,
д. э. н, профессор,

Во всех странах мира в результате производственной деятельности различных хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, которые в дальнейшем проходят стадии распределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

В статье рассмотрены исторические аспекты формирования бюджета в России как источника финансирования.

Бюджет представляет собой центральное звено финансовой системы, в любом государстве он включает: налоги, займы, расходы и т. п. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения общественных потребностей в денежном фонде [4].

Бюджет не был свойствен государству на всех стадиях его развития. Однако во всех европейских странах, в том числе и в России, существовала система доходов и расходов, основанная на юридических нормах.

Бюджет (budget) – в переводе с английского языка означало «мешок». Так, когда палата общин в Англии XVI–XVII вв. утверждала субсидию королей, то перед окончанием заседания канцлер казначейства открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. С конца XVII в. бюджетом стали называть документ, который содержал утверждаемый парламентом план доходов и расходов [2].

Государственный бюджет представляет собой сложное явление: он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Данная многосторонность бюджета обусловливалась трудностью исследования государственного бюджетного устройства.

Подчеркивая плановый признак бюджета, исследователи определяли его как финансовый или хозяйственный план государства. Заслуга немецкого финансиста Шанца заключается в том, что он первый отметил плановую природу бюджета. В своей конструкции Шанц не только показал значение баланса (бюджета), но и дал картину самого бюджетного процесса. Тождественность бюджета и хозяйственного плана встречается и у российских ученых – И. Х. Озерова, М. Д. Загряцкова и др. [5].

От односторонних определений бюджета финансовая наука переходит к определениям, отражающим многофункциональность бюджета. По мнению М. И. Боголепова, «в области государственного хозяйства под бюджетом понимают, прежде всего, совокупность доходов и расходов в течение определенного периода времени; во-вторых, выраженный в цифрах план ведения государственного хозяйства, установленный на предстоящий бюджетный период, и закон, на основании которого собираются доходы и производятся расходы».

Бюджетный кодекс дает следующее определение: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ) [1].

Так, из вышеизложенных определений можно сделать вывод о том, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. В каждой стране структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики. Рассмотрим модели бюджетных систем развитых стран (рис. 1).

Представленный обзор бюджетных систем стран с федеративным государственным устройством показывает, что бюджет каждого уровня является самостоятельным фондом финансовых ресурсов, мобилизующим и распределяющим собственные финансовые ресурсы. При этом бюджеты различного уровня связаны между собой системой межбюджетных отношений, построенной согласно федеральному законодательству. Органы власти муниципалитетов несут обязательства по финансированию расходных статей исключительно местного значения, в доходы этих бюджетов обычно зачисляются налоги на имущество и местные лицензионные и регистрационные сборы [3].

Распределение денежных средств из бюджета страны, национального дохода осуществляется с помощью бюджетного финансирования, которое позволяет координировать экономическую и социальную жизнь государства, способствуя техническому прогрессу, усилению экономического потенциала страны.

Бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права (рис. 2).

Так, рассматривая структуру бюджетов развитых стран и России, следует отметить, что в бюджетной системе РФ существуют определенные разногласия, главное из которых то, что, являясь федеративным государством, Россия сохраняет принцип централизации как бюджетной системы, так и всей финансовой системы в целом. До настоящего времени роль и значение центральных органов власти несовместимы с принципом федерализма.

Литература
1. Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями на 2010 год).
2. Петров В. А. Бюджет. – М. : ЮНИТИ, 2005.
3. Финансы : учебник / A. M. Бабич, Л. Н. Павлова. – М. : ИД ФБК- ПРЕСС, 2000.
4. Финансы : учеб. пособие / А. М. Ковалева, Н. П. Баранникова, В. Д. Богачева и др.; под ред. проф. А. М. Ковалевой. – М. : Финансы и статистика, 2000.
5. Эриашвили Н. Д. Финансовое право. – М. : ЮНИТИ, 2000.

Также по этой теме: