Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Финансовый менеджмент №6,  2004

Финансовый менеджмент №6,  2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

От редакции
Лисицына Е.В.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Анализ в антикризисном управлении
Никифорова Н.А.

К состоянию банкротства предприятие приходит не сразу. И когда банкротство уже наступило, анализ поможет только лишь внешнему (конкурсному) управляющему, а жизни предприятия - вряд ли. По статистике разных стран в 95% случаев процедура банкротства заканчивается полной ликвидацией предприятия.

Состоянию банкротства предшествует финансовый кризис предприятия, и длиться он может по-разному. Вот как раз на стадии кризиса предприятию может помочь экономический анализ. Практика показывает, что если систематически не проводить анализ финансового состояния, можно упустить время, и, в итоге, потерять все!

Планирование и анализ использования активов организации
Шубина Т.В., Богрецов А.Б.

Финансы коммерческих структур можно представить как систему денежных отношений по формированию, распределению и использованию ресурсов и поступлений с целью обеспечения воспроизводственного процесса на уровне конкретной организации. Вот почему в рамках финансового менеджмента на первый план выдвигается задача, связанная с созданием инструментария управления, позволяющего достаточно оперативно и точно оценивать эффективность использования прежде всего активов организации. Проблема становится все более актуальной при сложившейся в настоящее время основной схеме управления капиталом:

Из представленной схемы следует, что собственник капитала для оценки степени рациональности и эффективности управления своей собственностью нуждается в агрегированных и достаточно понятных по своему содержанию экономических показателях, связанных с величиной активов функционирующей организации. Желательно, что бы они могли быть использованы и как плановые задания для финансовых служб. Целью настоящей статьи является попытка разработать инструментарий управления активами хозяйствующего субъекта, отвечающего перечисленным выше требованиям.

Кредитная политика как инструмент управления дебиторской задолженностью
Агеева Е.И.

Каждый финансист, анализируя финансово-экономическое состояние своей компании, уделяет большое внимание состоянию дебиторской задолженности. С одной стороны, дебиторская задолженность, наравне с товарами и материалами, входит в состав оборотных активов компании, с другой стороны, если в структуре оборотного капитала (оборотных активов) дебиторская задолженность имеет большой удельный вес, то это приведет к уменьшению финансовой устойчивости компании и увеличивает возможные финансовые риски (например, риск невозврата дебиторской задолженности).

Однако рыночная ситуация заставляет многие компании все активнее предлагать своим покупателям различные формы товарных и коммерческих кредитов, то есть продажи с отсрочкой платежа. Следовательно, необходимо реально оценивать все преимущества и потери, учитывать позиции конкурентов и вырабатывать наиболее гибкую политику в этом вопросе. Задачей современного финансового работника становится выработка таких правил и стандартов работы с дебиторской задолженностью покупателей, которые позволяли бы одновременно активизировать процесс продаж, и в то же время обеспечивали бы экономическую стабильность компании. Все эти принципы, стандарты и механизмы целесообразно объединить в общий документ под названием "Кредитная политика".

Организация финансового менеджмента на малых предприятиях
Борисов А.Н.

Малые предприятия в своей работе сталкиваются с различными проблемами и угрозами, как-то: возможность быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных средств, высокая конкуренция.

При управлении финансами на малом предприятии может возникнуть ряд факторов, способных повлиять на принимаемые решения:

  • особенности структуры капитала;
  • специфичная иерархия рисков;
  • высокие кредитные проценты;
  • отсутствие гарантий;
  • попытки поглотить или получить влияние над предприятием.

Отсюда видно, что для успешной работы любого малого предприятия необходима постановка финансового менеджмента. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Взаимосвязь финансовых показателей
Вишневская О.В.

Общая численность показателей структуры имущества и его источников, ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, составляющая более трех десятков, создает информационную перегруженность анализа.

Требования, предъявляемые к выбору системы показателей, предусматривают охват всех основных сторон деятельности предприятия и необходимость исключения тесно коррелирующих показателей, которые в динамике ведут себя одинаково.

Выявление таких тесно коррелирующих показателей и замена их одним, лидирующим в группе, позволит повысить эффективность анализа, связанного с исследованием динамики показателей. Это особенно актуально для тех задач экспресс-анализа, которые идентифицируют направленность развития предприятия (рост, стабильность или сокращение в квартальном или годовом циклах управления) и выявляют моменты возможного непланируемого изменения развития с роста и стабильности на сокращение.

Определение точки безубыточности предприятия
Игнатов А.В.

Показатели постоянных и переменных затрат (в англоязычной литературе fixed cost и variable cost соответственно), используемые в управленческом анализе direct-costing, в настоящее время являются уже настолько привычными, что удивить ими кого-либо трудно. Но несмотря на это применению их на практике мешает то, что учетные регистры, принятые как в зарубежном, так и в отечественном бухгалтерском учете, не совсем удобны в плане группировки затрат предприятия на постоянные и переменные и не позволяют произвести данное деление с желаемой точностью. В результате этого повышенный интерес к этим показателям, имевший место в первой половине 90-х гг., постепенно сменился если не разочарованием, то заметным охлаждением, как это случается с надеждами, которые не оправдались. Однако думается, что идея постоянных и переменных затрат еще не исчерпала себя в финансовом анализе и что даже на этом крохотном пятачке еще возможны своеобразные "открытия".

ФИНАНСЫ ПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ

Интервью с ведущей рубрики Е.В. Семенковой

Проблемы первичного размещения акций для российских компаний
Семенкова Е.В., Савицкий В.В.

Более сорока российских компаний заявили о своем намерении стать публичными. Для этого необходимо первичное размещение акций (Initial Public Offering - IPO) - первая открытая продажа компанией своих акций. Финансисты с иронией расшифровывают аббревиатуру IPO как Immediate Profit Opportunities, или "возможности немедленного получения прибыли". Более циничные наблюдатели говорят, что она означает It's Probably Overpriced (цена на них, возможно, раздута).

В случае успеха IPO акционерам предоставляется возможность продать широкой публике все или часть своих акций по цене, более высокой, чем они заплатили в момент приобретения этих акций и до того момента, когда компания стала публичной. Но кроме того IPO - это и большая, долгосрочная PR-акция.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ БАНКОВСКИХ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Типология банковских инноваций
Викулов В.С.

Выбор любой стратегии, как и инновационной, всегда подразумевает построение индивидуального организационно-хозяйственного механизма, обеспечивающего ее осуществление. Его ориентация, особенности функционирования и структура построения во многом зависят от специфики инновационных процессов, определяемой типологией нововведений, преобладающих в процессе инновационной деятельности банка. Для того чтобы конкретизировать цели и результаты инновационной деятельности, а также систематизировать подход к множеству ее возможных проявлений необходима достаточно полная классификация нововведений.

Разработка такой классификации обеспечит более полноценное и целостное понимание предмета исследования и позволит выявить проблемные взаимосвязи и соотношения различных групп и типов банковских инноваций. Кроме того, введение структурированной типизации нововведений позволит определить не только выбор конкретной стратегии или способ построения экономического и организационно-управленческого механизма, но и облегчит определение положения, а также формы реализации и продвижения банковских продуктов.

Финансово-экономические взаимоотношения страховых организаций и банков
Кожевникова И.Н.

Активизация сотрудничества страховых компаний и банков является общемировой тенденцией. Расширяется и углубляется взаимодействие рассматриваемых финансовых институтов и в России. При этом обозначенные процессы в нашей стране происходят достаточно интенсивно, в то время как за рубежом исследуемые формы взаимоотношений страховых организаций и банков складывались десятилетиями. Однако, к сожалению, взаимоотношения банков и страховых организаций ещё не являются достаточно распространёнными, особенно в части страховых услуг для банков. Расширение свободной конкуренции, стабилизация экономики, постепенная либерализация финансового рынка предоставляют возможность для углубления начатых процессов.

Решение проблем управления текущими расчетами в условиях кризиса межбанковского рынка капиталов
Гвозденко А.Н., Филяшин В.М.

Огромную роль в деятельности кредитных организаций играет рынок межбанковских кредитов (МБК). Его основной функцией является организация механизмов привлечения и/или размещения краткосрочных ресурсов кредитными организациями.

Авторы рассматривают в статье такие понятия, как разрыв ликвидности и причины появления данной ситуации, анализируются этапы подготовки и шаги по участию региональных банков в системе МБК. Дается пример компьютерной программы, позволяющей заключать сделки на СРМК (система региональных межбанковских кредитов).

Управление ликвидностью в рамках финансового менеджмента банка
Шаталов А.Н.

Процесс управления ликвидностью, осуществляемый в рамках финансового менеджмента, является частью комплексного процесса, или системного подхода, поскольку затрагивает все аспекты деятельности Банка. Именно поэтому автор считает необходимым остановиться еще раз на определениях ликвидности и платежеспособности банка, рассмотреть учет риска ликвидности, проанализировать функции и задачи банковской ликвидности, факторы её риска, предложить способы по её управлению.

БУХУЧЕТ И АУДИТ

Содержание финансовой отчетности в системе МСФО и методические основы её составления
Поленова С.Н.

Совершенствование содержания финансовой отчетности, составляемой по данным бухгалтерского учета, является одной из важных задач финансового менеджмента в развитом обществе. Данные финансовой отчетности необходимы внешним и внутренним пользователям для принятия экономических решений в конкретной организации, а на макроэкономическом уровне - для определения тенденций развития, экономических взаимосвязей, политики ценообразования, направлений социальных преобразований в обществе и др. Одной из тенденций развития законодательного и методического обеспечения формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в России является использование международного опыта.

В настоящее время в стране претворяется Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 г. № 283, а также намечены меры по ее реализации в 2001-2005 гг.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Особенности импортного регулирования в России
Шпигель Б.И.

С переходом страны после развала СССР на принципиально новую модель хозяйствования, выразившимся в масштабной либерализации экономических процессов, роль внешнеэкономических связей в развитии народнохозяйственного комплекса России поднялась на иной, более качественный уровень. Фактическая ликвидация государственной монополии внешней торговли, резкий рост числа непосредственных участников внешнеэкономической деятельности привели к тому, что на фоне снижения доли присутствия на мировом рынке почти в 2 раза - менее, чем до 2% по сравнению с советским периодом - внешнеторговая квота России, рассчитываемая как соотношение годовых объемов внешнеторгового оборота и ВВП, возросла за годы реформ до 60%. За годы существования СССР эта величина не превышала 12 - 15%. При этом в настоящее время на внешнем рынке реализуется треть ВВП страны, импорт обеспечивает четверть внутренних потребностей национальных производителей и населения. Такая гипертрофированная активизация развития внешнеэкономических связей страны с учетом сохраняющейся до настоящего времени деградации национального хозяйства не может быть оценена однозначно.

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РОССИИ

Аналитика

По материалам компании "СТМ-Инвест"

Анализ состояния фондового рынка в России
Рожкова И.В., Юров С.Н.

Общая тенденция развития рынка, анализ положения РАО ЕЭС и курса акций, цены акций "Газпрома" и торговли ими, динамика и причины стабильного курса акций "Аэрофлота", "ГМК "Норильский Никель"" и основные показатели параметров сделок по акциям "ГМК "Норильский Никель"" с 18 по 30 ноября 2004 г.

Обзор составлен по материалам агентства "Росбизнесконсалтинг" (РБК), компании "СТМ Инвест", Центра экспертизы финансовых проектов.



Подписаться на издание: Финансовый менеджмент



Ранее просмотренные страницы