Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Кадры предприятия №1,  2004

Кадры предприятия №1,  2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

КОММЕНТАРИИ

А.И. Михайлова, С.Н. Михайлов, юристы
Перестановка кадров в организации: переводы и перемещения работников

Значительная часть работы практически любой кадровой службы, так или иначе оказывается связанной с решением вопросов, возникающих при оформления различных передвижений и перегруппировок работников внутри организации (ее структурных подразделений), осуществляемых работодателем в пределах своей установленной законодательством компетенции по расстановке кадров в целях наиболее эффективного использования их профессионального потенциала.

При этом, пожалуй, решающее значение с точки зрения оценки правомерности проведения указанных мероприятий, а также возможных последующих действий как работодателя, так и работников имеет грамотный выбор процедуры, в рамках которой производятся те или иные перестановки персонала.

Из статьи читатели узнают, что собой представляют процедуры перевода и перемещения, какие виды переводов предусмотрены законодательством, каковы правила осуществления переводов и как оформлять эти перестановки персонала.

Можно ли признать коллективный договор ничтожным?
А.В. Соловьев, менеджер по социально-трудовым отношениям, к.п.н.

Практика правоприменения норм трудового законодательства настолько динамична, что перед менеджерами, осуществляющими управление персоналом, постоянно возникают объективные вопросы по такому методу регулирования трудовых отношений как договорное. Казалось бы, регулирование трудовых отношений посредством коллективного договора не может преподнести нам вопрос, который бы поставил менеджеров в тупик. Однако на практике это оказалось не так.

В статье А.В. Соловьев ищет ответы на вопросы:

  • Что такое "ничтожность" договора?
  • Что означает "условия договора не могут применяться"?
  • Что должны сделать стороны социального партнерства, если в коллективном договоре имеются "пороки"?
  • Можно ли признать коллективный договор ничтожным?

СОВЕТЫ

От юриста

Увольнение по всем статьям: ликвидация и прекращение деятельности (пункт 1 статьи 81 ТК РФ)
Ю.Н. Строгович, М.М. Покровская, юристы

Первым (разумеется, по порядку, а не по значимости) основанием расторжения трудового договора по инициативе работодателя, является закрепленный пунктом 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ случай ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом.

Традиционно данное основание увольнения работника с работы относится к числу оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя. Однако не все так просто.

Материалы этой публикации помогут читателям разобраться со следующими вопросами:

  • Какова юридическая природа основания увольнения, предусмотренного пунктом 1 статьи 81 ТК РФ?
  • Каковы предпосылки увольнения?
  • По каким правилам должна осуществляться процедура увольнения?
  • Какие гарантии предоставляются уволенным работникам?
  • Как правильно оформить увольнение в связи с ликвидацией?
  • В связи с чем чаще всего возникают споры при увольнении по пункту 1 статьи 81 ТК РФ?

От директора по персоналу

Как делегировать функции линейным менеджерам?
Н. Папонова, директор по управлению человеческими ресурсами Группы компаний "Алеко"

Компании используют процесс конкурсного отбора, как возможность выбрать сотрудника по тем критериям, которые необходимы для максимального удовлетворения своих целей и потребностей в персонале. Каким образом можно сократить временные и человеческие затраты в данном процессе? Можно ли менеджеру по персоналу делегировать часть функций, связанных с подбором работников, линейным менеджерам? В каких документах решаются вопросы передачи функций линейным менеджерам?

Ответы на эти вопросы, а также рекомендации по разработке должностной инструкции, целевой программе, плана введения в должность приводятся в статье Н. Папоновой.

От экономистов

Управленческий персонал: оценка потенциала
Л.А. Горшкова, к.э.н., доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Основным элементом системы управления, предопределяющим в конечном счете эффективность функционирования организации, является управленческий персонал. В узком смысле в это понятие включаются руководители, в широком - помимо них - специалисты и технические исполнители.

Несмотря на значимость управленческого персонала технология его оценки не получила широкого распространения на предприятиях не только России, но и развитых стран мира. Даже в том случае, когда организация имеет четко установленные и сбалансированные стратегические показатели деятельности, в их число только у 30% компаний включены характеристики персонала. Только у 32% фирм оценка работников соотносится с целями, сформулированными руководством в отношении сотрудников.

Этот подход основывается на предположении, что требуемые человеческие ресурсы имеются в неограниченном количестве, а наличные работники способны перестраиваться на любой режим работы и любые виды действий. В действительности такие условия отсутствуют. Компании будут всегда нуждаться в профессионалах и управленцах. Для того, чтобы их потенциал максимально использовался компанией, его необходимо определить.

В статье Л.А. Горшковой рассказывается:

  • об ошибках аналитиков и консультантов;
  • о сущности потенциала персонала;
  • о методах оценки потенциала;
  • о правилах определения результативности.

Отражение в бизнес-плане вопросов, связанных с трудовыми отношениями
Б.Г. Мазманова, проф. Академии труда и социальных отношений, д.э.н.

По сравнению с первыми годами становления рыночной экономики, в настоящее время многие проблемы, связанные с разработкой бизнес-планов, разрешились, в том числе и решилась проблема их структуры. Но, как показывает анализ ситуации, четче и острее обозначились проблемы, связанные с проработкой отдельных их разделов, особенно раздела, касающегося сферы труда, работников предприятия - его названия, целевой ориентации, структуры, содержания и некоторых других вопросов, возникающих в связи с необходимостью решения задачи "достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений"(статья 1 Трудового кодекса РФ).

С одной стороны, это обусловлено тем, что за годы рыночных преобразований у нас, к сожалению, уже успела сложиться "традиция" довольно поверхностной, слабой проработки в бизнес-плане вопросов данного раздела, как и в реальной жизни - занижения, недооценки значения достойного уровня заработной платы в социально-экономическом развитии страны. С другой стороны, это связано с системой взглядов и подходов к работникам предприятия и их работе со стороны зарубежных практиков, ученых и консультантов в этой области и с их изменениями - в связи с вступлением в эпоху быстрых и масштабных перемен - и своеобразным их влиянием на отношение к человеку труда на отечественных предприятиях.

Являясь одним из элементов управления бизнес-проектами, бизнес-план разрабатывается менеджерами, а "менеджеры, и, прежде всего, руководители высшего звена управления, должны постоянно иметь в виду, что предприятие живет на рынке и зависит целиком от него, что существует только благодаря работе своих сотрудников.

Из первой части статьи Б.Г. Мазмановой читатели "КП" узнают, какие проблемы возникают при разработке бизнес-плана, какое влияние оказывают внешние и внутренние факторы на определение целей предприятия, что лежит в основе концепции управления человеческими ресурсами, каковы основные характеристики системы управления человеческими ресурсами.

Вторая часть статьи будет опубликована в № 2 "КП".

От тренера

Тело в бизнесе (или нестандартные перспективы корпоративного обучения)
Н. Петрова, тренер-консультант

Сегодня многие компании задумываются о системном обучении персонала компании. При этом ни для кого не является секретом, что сам образовательный процесс в организации включает и формальные семинары, курсы, учебные центры, и неформальную систему наставничества, которая представляет собой скорее привычку, когда более опытные учат новичков на рабочем месте, в процессе работы. Однако кроме семинаров, тренингов и курсов, помогающих сотрудникам лучше "думать головой", с запада к нам постепенно приходят идеи об обучении персонала компаний эмоциональной компетентности и владению собственным телом. Ибо человек живет в теле и от него неотделим, и как бы ни был прекрасен его ум, нелады с телесной оболочкой могут сильно повредить его общению с окружающим миром, а компании это может стоить денег.

Поэтому, пожалуй, пришло время рассказать менеджерам по персоналу о направлении, которое уже начало распространяться на западе, но еще не вполне дошло до России - об обучении сотрудников, а особенно - топ-менеджмента телесно-ориентированным практикам, которые открывают высшему менеджменту доступ к ресурсам их интуиции и эмоциональной жизни.

В своей статье бизнес-тренер Н. Петрова рассказывает о сущности телесно-ориентированных практик, о сигналах тела в языке движений, о физическом совершенствовании в программе корпоративного обучения.

ПРАКТИКА

Можно ли навести порядок со служебными командировками?
Л.В. Труханович, Д.Л. Щур, юристы

С этого номера в "КП" вводится новый раздел "Практика", в котором будут публиковаться рекомендации по разработке локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.

Тема этого номера - Положение о служебных командировках в организации.

Разбираться с тем, есть ли противоречия в советских актах, определяющих правила направления работников в командировки, в чем они заключаются и как регулировать эти "противоречивые" положения - кадровикам и бухгалтерам недосуг. Но с очередной командировкой работника и малейшими отклонениями от привычной модели начинаются споры, в которые вовлекаются сотрудники отдела кадров, бухгалтерии, кассы, работники и их непосредственные руководители, - в общем, все те, кто имеет отношение к направлению, оформлению и учету командировок, а также к расчетам командировочных расходов.

Все эти сложности можно устранить, разработав и внедрив в компании локальный нормативный акт, устанавливающий правила направления работников компании в служебные командировки. Наименование документа может быть любым, например - "Положение о служебных командировках работников организации". Можно назвать его инструкцией или регламентом - не в этом суть. Главная его задача - установить порядок направления работников в служебные командировки и детально определить действия каждого структурного подразделения, задействованного в этом процессе.

В статье анализируется содержание этого локального нормативного акта, а в разделе "Бумаги" приводится примерный образец Положения (!), который можно, после незначительной доработки с учетом специфики бизнеса уже завтра внедрить в компании.

БУМАГИ

В разделе приводятся формы и образцы следующих документов:

  • 2 варианта уведомления об увольнении в связи с ликвидацией организации (документальные приложения к статье Ю.Н. Строговича и М.М. Покровской "Увольнение по всем статьям: ликвидация и прекращение деятельности");
  • 2 варианта приказа об увольнении по пункту 1 статьи 81 ТК РФ (документальные приложения к статье Ю.Н. Строговича и М.М. Покровской "Увольнение по всем статьям: ликвидация и прекращение деятельности");
  • Положение о служебных командировках работников организации (документальное приложение к статье (Д.Л. Щура и Л.В. Труханович "Можно ли навести порядок со служебными командировками?");
  • должностная инструкция директора салона красоты;
  • производственная инструкция парикмахера.

ПОЧТА

М.М. Покровская, советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ, к.ю.н. отвечала на вопросы читателей:

  • о разделении отпуска на части;
  • о работе в выходной день и сверхурочной работе;
  • об изменении существенных условий труда.

Ю.Н. Строгович, главный консультант Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ решал с читателями "КП" вопросы:

  • оплаты труда при переводе;
  • уведомления работников о сокращении численности;
  • оплаты работнику проезда личным транспортом к месту отпуска;
  • задержки трудовой книжки.

Б.В. Альбрехт, заместитель начальника Управления комплектования ведомственных архивов и делопроизводства Федеральной архивной службы России консультировал читателей "КП" по вопросам:

  • заполнения личных карточек;
  • отсутствия личных карточек;
  • передачи документов в архив.

МИР

Споры, конфликты и альтернативные методы их разрешения в США
В.А. Сердюк, менеджер по персоналу

Одна из важнейших целей трансформирования российского государства состоит в построении демократического общества, способного разрешать конфликты в своей среде, не прибегая к грубой силе государства, используя для этого и третейское разбирательство, и примирительные процедуры.

Хорошо известно, что мирное решение любых споров и конфликтов проходит намного быстрее, чем в суде, с меньшими финансовыми издержками и, что немаловажно, позволяет сторонам сохранить доверительные отношения и продолжить деловое сотрудничество. Это заставляет рассказать отечественным предпринимателям об опыте эффективного использования альтернативных способов решения споров и конфликтов в международной практике.

В своей статье В. Сердюк рассказывает об истории образования института посредничества в развитых странах мира, о правовой регламентации деятельности посредников в неавторизованном применении закона, об эффективности адвоката в посредническом процессе.

СПРАВКИ

Ваш производственный календарь на 2004 год
Е.А. Саркисянц, государственный советник Российской Федерации 2 класса, консультант по оплате труда

Согласно части второй статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата выплачивается работнику, выполнившему нормы труда (трудовые обязанности) и отработавшему за этот период норму рабочего времени. В основном норма рабочего времени используется для исчисления часовой тарифной ставки для каких-либо расчетов заработной платы. Так, например, при суммированном учете рабочего времени используется часовая тарифная ставка для расчета среднего заработка. Следовательно, вопрос о норме рабочего времени и ее определении является важным для работодателей, и, в частности, для отделов труда и кадровых служб.

Как составить производственный календарь в организации, а также сам производственный календарь для разных режимов рабочего времени приводится в статье Е.А. Саркисянц.

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Из этого номера "КП" читатели узнают о том, что:

  • уволенным и обиженным первым лицам компаний велено идти в районный суд;
  • коммерческую тайну опять не выдали;
  • иностранцев поделили между субъектами Российской Федерации и зачислили в резерв;
  • состоялось увеличение трудовой пенсии северян;
  • определен порядок распределения путевок в I квартале 2004 года;
  • издательство "Финпресс" выпустило книгу "Увольнение по всем статьям";
  • Правительство РФ еще не приступало к разработке новой инструкции о служебных командировках и пока не планирует.


Подписаться на издание: Кадры предприятия



Ранее просмотренные страницы