Кадры предприятия №4,  2002

 

СОДЕРЖАНИЕ

КОММЕНТАРИИ

Трудовой кодекс РФ: изменение трудового договора
А.М. Ильина

Обновление правового регулирования трудовых отношений - как следствие введения в действие Трудового кодекса РФ - не обошло стороной и нормы об изменении трудового договора. Эта часть положений ТК РФ, несомненно, заслуживает пристального внимания, поскольку грамотное применение предусмотренных ими правил об изменении трудового договора может сыграть важную роль, как в совершенствовании производственной деятельности любой организации, так и в рациональном использовании ее кадрового потенциала.

С точки зрения структуры Трудового кодекса РФ нормы об изменении трудового договора сосредоточены в главе 12 Кодекса, носящей соответствующее название. Нельзя не отметить, что данная глава включает ряд положений (статьи 72-74), которые, будучи по существу аналогичны содержавшимся ранее в статьях 25-27 КЗоТ РФ, на первый взгляд не должны вызвать серьезных изменений в сложившейся правоприменительной практике.

Но так ли это, а если нет, то насколько существенно новое регулирование может отразиться на сложившейся практике решения вопросов, связанных с изменением трудового договора?

На этот вопрос обстоятельно отвечает автор комментария юрист А.М. Ильина.

Прочитав эту статью, нужно сразу же заглянуть в рубрику "Бумаги" - там размещены заполненные формы приказов о переводах.

СИТУАЦИЯ

Заказываем тренинги и выбираем тренеров
О. Перминова, Е. Чутчева, Ю.В. Тихонов

"Ситуация" - это рубрика, в которой один вопрос рассматривается с разных точек зрения - менеджер по персоналу советует, психолог предупреждает, юрист консультирует.

Ситуация "КП" № 4- заказ тренингов и выбор тренеров.

Тренинги постепенно перестают быть модным времяпрепровождением ... и становятся неотъемлемой частью кадровой политики любой развивающейся компании. Обучению персонала сегодня уделяется столько же внимания, сколько работе с инвесторами. Растущий спрос на "тренировки" обуславливает и предложение на них. Как правило, руководство компании ожидает от тренингов высокой отдачи и желает немедленно видеть повышение уровня подготовленности своего персонала, и, как следствие, - увеличение уровня продаж, качества обслуживания клиентов и т.д. Но иногда результаты тренингов не так очевидны. Случается, что организации, заказывающие тренинги, получают несколько другие результаты, чем ожидали. В чем причина?

Возможно, была выбрана не та тренинговая компания или не тот тренер, а может и вовсе был заказан не тот тренинг, который требовался для решения проблемы.

Психолог О. Перминова, поработав не с одним тренером, дает менеджерам по персоналу и другим ответственным за обучение работникам, ряд ориентиров и подсказок, которые помогут правильно заказать бизнес-тренинг и выбрать тренера. Также она поясняет, что собой представляет тренинг, какие у него особенности, а также подробно описывает каждый этап сотрудничества с коллективными и индивидуальными тренерами, и что самое важное, дает советы по оценке эффективности тренинга.

Е. Чутчева дополняет и уточняет некоторые позиции, но уже с точки зрения менеджера по управлению персоналом. Отыскать свою "звездочку" в мире тренинговых компаний и частнопрактикующих тренеров достаточно сложно, но можно - заверяет она. Главное настроиться самому, и не забыть настроить руководство фирмы на долгую и кропотливую работу, а еще, как следует подготовить персонал, что ему придется учиться.

Ю.В. Тихонов, как и подобает юристу, анализирует законодательство и делится своим опытом работы с тренинговыми компаниями и тренерами. Он особо обращает внимание на такие вопросы, как наличие лицензии и оформление договоров, а также напоминает, что, допуская к коммерческой информации, следует позаботиться о том, чтобы она не стала гласной и открытой для всех, в т.ч. для конкурентов.


ЭКСПЕРТИЗА

Рассмотрение трудовых споров с позиции Конституционного Суда РФ
М.М. Покровская, Ю.Н. Строгович

В № 1 и 2 "КП" была начата публикация статьи "КЗоТ Российской Федерации на весах конституционного правосудия", в которой освещались некоторые решения Конституционного Суда РФ, принятые им в разное время по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод (граждан) нормами КЗоТ РФ.

Казалось бы КЗоТ РФ канул в небытие, а, следовательно, что о нем говорить? Но говорить есть о чем. Ведь многие его нормы воспроизведены в Трудовом кодексе РФ. А не противоречат ли они Конституции РФ? Сомнения в конституционности новых норм уже возникли. На страницах журналов и газет, на конференциях и семинарах уже высказывается желание узнать точку зрения Конституционного Суда РФ.

Не ждите и читайте статью М.М. Покровской - советника Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ и Ю.Н. Строговича - главного консультанта того же Управления Конституционного Суда РФ, которые подробно введут Вас в курс того, как отреагировал Суд на жалобы о нарушении конституционных прав и свобод нормами о рассмотрении трудовых споров. Поверьте - Вы снимите очень много вопросов.

Договоры о труде в потребительском обществе
Г.С. Скачкова

В настоящем номере публикуется продолжение большой статьи, посвященной регламентации трудовых отношений в потребительских обществах (союзах потребительских обществ). Этой проблемой практически никто не занимался - основной упор в правовых комментариях всегда делался на хозяйственные общества - АО, ООО, ОДО и изредка на товарищества. А проблем ведь много, и потребительских обществ по сведениям Госкомстата России становится больше. Г.С. Скачкова - и.о. зав. сектором трудового права и социального обеспечения Института государства и права РАН - посвятила этому вопросу немало времени. Все тонкости заключения договоров о труде с членами органа управления потребительским обществом рассматриваются во второй части статьи.

СОВЕТЫ

HR-менеджер на новом месте: начинаем с кадровой документации
О. Клочкова

Именно с проверки и анализа кадровой документации автор статьи советует начинать свою работу HR-менеджеру на новом месте. Сначала нужно проверить наличие личных дел как таковых и их комплектность, а затем - уделить особое внимание содержащимся в них материалам. Это нужно не для шпионажа за тем или иным работником, а для предварительного знакомства с персоналом, которым менеджеру с сегодняшнего дня нужно управлять. Кроме того, необходимо установить, есть ли "пробелы" в документационном массиве и попытаться составить план по их заполнению.

В статье также перечисляется целый ряд негативных последствий, которыми чревата концентрация на глобальных кадровых вопросах и легкомысленное отношение к "бумажной работе". На основании этого даются советы о том, как грамотно и оперативно разобраться с кадровой документацией, как построить свой план вхождения в должность на новом предприятии.

О чем может рассказать почерк работника
А.И. Шипилов

Все люди разные - у них разные мировоззрение, реакция на действительность, отпечатки пальцев и ... почерки.

Соблазн по почерку узнать всю внутреннюю природу человека велик. Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности.

А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним.

Наконец, если внимательно проанализировать свой стиль письма и конструктивно оценить свой психический склад, это наверняка поможет Вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Тайны графологии в статье раскрываются только Вам. Что может рассказать о человеке:
- наклон почерка;
- нажим письма;
- величина, высота и ширина букв, их округлость;
- расположение строк;
- расстояние между словами и строками;
- поля;
- точки над "Ё", штрихи, петли и т.д.

Оказывается многое. Главное не забыть вовремя получить документ в рукописном виде и не пожалеть времени на работу над ним.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Новый подход к формированию должностных инструкций
Р.Д. Гутгарц

Регламентация работы каждого сотрудника организации является чрезвычайно важной и, в определенной степени, основополагающей задачей. От качества ее решения во многом зависит и качество реализации других, смежных задач. В конечном итоге это должно привести к оптимизации выполняемых работ и, как следствие - к оптимизации профессионально-квалификационной структуры персонала.

Во всем этом процессе важнейшим документом, регулирующим взаимоотношения между работником и работодателем, является должностная инструкция.

Используемые в настоящее время должностные инструкции нельзя назвать идеальными. Это подтверждается анализом наиболее распространенных сегодня вариантов. В чем их недостатки, можно ли их исправить и как это сделать рассказывается в этой статье.

ОПЫТ

Система отбора персональных менеджеров как способ получения конкурентных преимуществ на региональном рынке банковских услуг
Н.Б. Куршакова

Для региональных банков одним из наиболее актуальных вопросов является отбор персональных менеджеров в отдел по работе с клиентами, выполняющий функции продвижения банковских продуктов и услуг новым, приоритетным клиентам.

Обусловлено это тем, что в условиях конкурентной борьбы на региональном банковском рынке укрепление и расширение клиентской базы становится одной из основных задач и для ее решения необходимы действительно профессионалы.

Цель статьи - познакомить читателей с системой отбора персональных менеджеров, внедрение которой предоставляет банку дополнительные возможности для расширения и качественного улучшения клиентской базы.

КОНСАЛТ

Может ли кадровик влиять на продажи?
Надя Крылов

А правда, может ли? Оказывается - да. Более того, в компании, продающей товар, работу или услугу кадровик должен быть не просто администратором, а стратегом.

С каждым годом меняются технологии продаж. Только за последнее десятилетие акцент сместился от простой передачи продукта на лояльность клиента. "Лояльность" - дама капризная и работать с ней нужно не жалея сил. Вот только кому? Конечно же, продавцам. А кто их подбирает, расставляет и обучает? Правильно: кадровик. А может ли он выполнять свои задачи не понимая, что такое продажи в принципе, почему фирме важны старые клиенты, какой тип продавца нужен для того или иного вида продаж, какие цели ставить перед ними (дойти до президента компании-клиента или установить контакты с ее снабженцем)?

Надя Крылов рассказывает, какими она видит действия компетентного кадровика. А еще обращает внимание, что кадровику очень важно следить за развитием бизнеса в целом и понимать необходимость изменений в подходах к подбору и подготовке персонала, обусловливаемых изменениями в экономике.

БУМАГИ

Заполненные формы приказов о переводе работника (работников) являются как бы документальным подтверждением, сказанного в статье "Трудовой кодекс РФ: изменение трудового договора". Но не только. Это еще и практическое пособие по заполнению унифицированных форм по учету труда.

СПРАВКИ

Энциклопедия должностей и профессий
Д.Л. Щур, Л.В. Труханович

Энциклопедия снова вводит Вас в мир профессий и должностей. Абсолютно тривиальное для полиграфических и издательских организаций слово "верстка", а отсюда и "верстальщик" не так обычно, как кажется на первый взгляд. В статье рассказывается, что собой представляет профессия "верстальщик", какие работы ей свойственны, какие требования предъявляются к работникам, есть ли у них особые правовые и социальные гарантии, а также какова на сегодняшний день зарплата работникам компьютера и принтера.

ПОЧТА

Она приносит в редакцию все новые и новые вопросы, связанные с Трудовым кодексом РФ. В № 4 нашим читателям из Липецка, Воронежа, Москвы, Московской области отвечает юрист Н.И. Тимофеев.

Возможно, у Вас уже возникали аналогичные вопросы, связанные с оформлением приема на работу в филиал, обязательностью письменной формы трудового договора, способом указания обязанностей работников в индивидуальном договоре, оплатой приостановки работы на период до выплаты заработной платы, установлением трудовых отношений с региональными представителями и другие. На них уже есть ответы - подробные, грамотные и всесторонние.

МУДРОСТИ

Апрельский номер, как правило, всегда посвящается розыгрышам, смешным историям и шуткам. "КП" решил не путать День смеха с Хелловином и не стал пугать кадровиков принятием немыслимых законов. Вместо этого, приводится подборка русских пословиц и поговорок, связанных с работой, которыми всегда можно разрядить конфликтную ситуацию, в корректной и шутливой форме обратить внимание работников на какие-то недостатки, дать испробованные веками полезные советы и просто проявить эрудицию и чувство юмора в сложных кадровых вопросах. Какие народные мудрости могут стать "оружием" в устах кадровика для борьбы с нерадивыми работниками, и какими им с таким же успехом противостоят работники - в последней статье номера.

 

С уважением,
Главный редактор
Л.В Труханович

 



Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста