Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Конкурентоспособность    Определение конкурентоспособности предприятия

Определение конкурентоспособности предприятия

Определение конкурентоспособности предприятия

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2009

Фасхиев Х.А.

д. т. н., профессор
Уфимского филиала ВЗФЭИ, г. Уфа

Приведен анализ известных определений категории «конкурентоспособность предприятия», проведена их классификация и выявлены недостатки. Предлагается новое определение данной категории, которое лишено выявленных недостатков.

С развитием конкуренции во всех областях жизнедеятельности человека во зрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятий.

Ежегодно в отечественной и в зарубежной печати публикуется большое количество научных работ в данной области. Многообразие публикаций, применение в них разного понятийного аппарата, методов исследования косвенно показывает слож ность категории «конкурентоспособность предприятия». При анализе публикаций в области конкурентоспособности предприятий выявляется, что каждый автор в зависимости от целей и задач исследования, изучаемых объектов, требований субъектов рыночных отношений дает свое определение конкурентоспособно сти предприятия. Так, в результате изучения лишь небольшого количества работ по данной тематике было обнаружено более 30 определений, некоторые из них приведены в табл. 1.

Таблица 1

Определения категории «конкурентоспособность предприятия»

Разнообразие методологических подходов к определению конкурентоспо собности предприятия не позволяет установить сущность этого понятия, состав его смыслообразующих элементов, которые необходимы для разработки методов оценки конкурентоспособности предприятия и принятия управленческих решений по моделированию ее уровня. Разное понимание одного и того же явления субъ ектами рынка при совместной их деятельности может препятствовать согласован ным действиям. В настоящее время отсутствуют общепринятые, удовлетворяющие всех субъектов рынка методов оценки конкурентоспособности не только предпри ятий, но и других объектов (товаров, услуг, отраслей, регионов, стран). Оценка конкурентоспособности – субъективный процесс, и что понимает под этой кате горией лицо, принимающее решение, какой при этом изберет метод оценки ее уровня, такой и может получить результат. При сегодняшней неразберихе в обла сти измерения конкурентоспособности разных объектов разными исследователя ми могут быть получены абсолютно противоположные результаты по одним и тем же объектам. Это объясняется тем, что конкуренция и все, что связано с ней, для хозяйствующих субъектов в России сравнительно новое малоизученное явление, поэтому проявляются следствия «болезни роста», что вполне объективно. В совет ское время конкуренция была подавлена планом, экономика была лишена одной из самых мощных созидательных сил природы. В России назрела острая необхо димость развития конкуренции, совершенствования методов оценки и управления конкурентоспособностью различных объектов. Трудно управлять тем объектом, сущность которого не выявлена, поэтому необходимо внести ясность в понятийный аппарат в данной области.

Цель данной статьи провести анализ известных определений конкурентоспо собности предприятия и сформулировать определение, учитывающее выявленные недостатки.

Сравнительный анализ известных определений понятия «конкурентоспособ ность предприятия» позволяет сделать следующие выводы:

1. Всю совокупность определений можно поделить на три группы (табл. 1):

  1. характеризующую внутреннюю и внешнюю деятельности фирмы, без упомина ния товара;
  2. базирующуюся только на товарной составляющей конкурентоспо собности;
  3. сочетающую товар и производственную деятельность субъекта.

Согласно Закону РФ «О конкуренции» данная категория характеризует состя зательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффек тивно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Клю чевые элементы конкурентоспособности на уровне предприятия – это «товар», «рынок». За редким исключением без оценки позиции товара на рынке нельзя вести речь о конкурентоспособности его производителя. Исключение составляют случаи, когда товары конкурирующих предприятий по цене и качеству абсолютно одинаковы, что встречается крайне редко. Например, электроэнергия, генерируемая разными компаниями, если цена на нее установлена для всех директивно на одном уровне. Тогда конкурентоспособность предприятия тождественна его конкурен тному потенциалу. В спорте по показанному результату определяют победителя, а за результатом стоит конкретный атлет с совокупностью индивидуальных пока зателей. На рынке также результат деятельности фирмы – это его товар, конкурен тоспособность которого оценивает рынок. Тандем «результат – его автор» должен рассматриваться совместно. За конкурентоспособным товаром на рынке может стоять «разваливающееся» предприятие, и наоборот. Однозначно можно сказать, если предприятие идет на спад, то в будущем у него вряд ли будут конкуренто способные товары. Это утверждение больше относится к производителям науко емкой, высокотехнологичной, технически сложной продукции. Конкурентоспо собность производителей простых дешевых товаров, не требующих больших усилий на разработку, может отождествляться с конкурентоспособностью его товаров, то есть их рыночной позицией.

Борьба на товарных рынках между производителями за потребителя непре рывный процесс, поэтому при оценке конкурентоспособности предприятий кон курентоспособность товара должна рассматриваться совместно с конкурентным потенциалом предприятия.

2. Лишь одно определение (№ 2) среди приведенных в табл. 1 содержит сло во «превосходство». Конкуренция – это состязание фирм на конкретных сегмен тах рынка за ограниченный объем платежеспособного спроса, следовательно, должны быть победители состязания. Конкурентоспособность сравнительная ка тегория, то есть должен применяться математический аппарат оценки и ранжиро вания сравниваемых объектов. Кто-то должен быть лучше, кто-то хуже, то есть победитель должен превосходить соперников.

3. Известные определения однозначно не устанавливают состав смыслооб разующих элементов термина «конкурентоспособность предприятия», что пре пятствует выработке метода измерения ее уровня. Известно, что нельзя измерить, тем нельзя управлять. Определение должно указать направление для разработки метода оценки конкурентоспособности предприятия. Оно должно сочетать сущ ностные и содержательные элементы экономической дисциплины – маркетинга и технической дисциплины – квалиметрии. Конкурентоспособность – явление динами чное, она должна оцениваться по состоянию на конкретный момент времени и независимо от конкурентов, то есть индивидуально. На эти обстоятельства в известных определениях не обращено достаточного внимания.

4. Приведенные определения не ориентированы на решение управленческих задач. Менеджеров прежде всего интересует проблема управления уровнем конку рентоспособности предприятия. Сравнивая результаты оценки конкурентов по одной и той же методике, можно их ранжировать по конкурентоспособности, проследить динамику уровня конкурентоспособности исследуемых объектов. Из мерение конкурентоспособности предприятий создает возможность моделировать ее уровень, выработать обоснованные управленческие решения. Уровень конку рентоспособности предприятия управляем и осуществляется целенаправленным воздействием на показатели как товара, так и самого предприятия.

5. Ни в одном известном определении не указывается, кто же оценивает кон курентоспособность предприятия. Однозначно, что для внешнего пользования она должна оцениваться субъектами внешней среды. Для управленческих целей фир ма сама должна оценить уровень своей конкурентоспособности, но по той же методике, по которой ее оценивают другие субъекты. В данном случае, как в спор те, победителя определяют судьи.

6. В известных определениях не указывается временной фактор конкуренто спо собности. Конкуренция на рынке – процесс непрерывный, поэтому «победитель» в конкурентной борьбе определяется на конкретный момент времени. На каждый момент времени может быть составлен ранг конкурентоспособности предприятий, и он динамичен.

7. Лишь в шести определениях (№ 7, 12, 17, 18, 23, 29) из 33 приведенных в табл. 1 подчеркивается, что конкурентоспособность предприятия устанавлива ется на определенном рынке. Предприятие, во-первых, не может одновременно присут ствовать на всех рынках, во-вторых, оно может быть конкурентоспособным на одних и неконкурентоспособным на других рынках, где присутствует. Даже на одном и том же рынке, на различных сегментах конкурентные позиции пред приятия могут существенно различаться. В определении должно быть указано, на каких рынках предприятие конкурентоспособно, а точнее, на каких сегментах рынка.

8. В известных определениях, если даже упоминается товар, не производится его конкретизация. Конкурентоспособность предприятия целесообразно оценить по отношению к конкретному товару. Не исключается, что у одного и того же производителя могут быть одни товары конкурентоспособны, а другие – нет, сле довательно, предприятие конкурентоспособно по одним товарам, неконкурентос пособно по другим. Для фирм, производящих широкую номенклатуру про дукции, правильнее было бы вести речь о конкурентоспособности по конкретному товару на выбранном сегменте рынка.

9. Известные определения чаще ориентированы на оценку конкурентоспособ ности предприятий на текущий момент, по фактическим данным, тогда как для управленческих целей важнее ориентация на будущее, учет потенциала роста.

10. Ни в одном известном определении не упоминается о том, что конкурен тоспособность должна быть достигнута без ущерба окружающим. Предприятие может повысить свою конкурентоспособность, например, путем уклонения от налогов, экономя средства на природоохранные мероприятия, снижая заработ ную плату работникам и т. д. Конкурентоспособность, достигнутая с ущербом внешней и внутренней среде, недолговечна, так как рано или поздно приходит «час расплаты».

Проведенный анализ литературных источников в исследуемой области поз воляет заключить, что общепринятого, удовлетворяющего всех участников рыно чных отношений и способствующего к разработке методов решения стоящих перед ними управленческих задач определения конкурентоспособности предприятий нет. Требуется такая формулировка термина «конкурентоспособность предприятия», которая имела бы управленческую направленность; устанавливала бы взаимосвязь этого понятия и его содержательных элементов с другими категориями предметной области; указала бы направление к разработке метода оценки уровня конкурен тоспособности предприятия; позволяла бы вести оценку независимо от временных рамок; открыла бы путь для дальнейших исследований в данном направлении и была бы лишена тех недостатков, которые приведены выше.

Конкурентоспособность предприятия ярко проявляется в следующих четырех признаках:

  1. потребители довольны товарами и готовы купить повторно продук цию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);
  2. общество, парт неры, государственные и социальные институты не имеют претензий к фирме;
  3. акционеры довольны положением дел на фирме, величиной дивидендов;
  4. работники довольны своим положением и гордятся своим участием в деятель ности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой фирме.

Для того чтобы стать конкурентоспособным, предприятию необходимо:

  • обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка;
  • повысить конкурентный потенциал предприятия до уровня лучших про изводителей отрасли. Этот показатель характеризует способность пред приятия в настоящем и в будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги. Высокий конкурентный потенциал – залог преуспевания организации в будущем.

Успех на рынке товаров сегодня не гарантирует предприятию успех в буду щем, так как конкурентоспособность – показатель динамичный, поэтому она должна изучаться к конкретному моменту времени с учетом изменений рыночной конъюнктуры.

С учетом вышеприведенных замечаний было сформулировано следующее определение: «конкурентоспособность предприятия – это оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурен тами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определя емое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары (услуги), превосходящие по критерию цена/качество аналоги».

Данное определение подчеркивает следующие аспекты конкурентоспособно сти предприятия:

  • конкурентоспособность для целей общественного суждения оценивают внешние субъекты;
  • оценка ведется на сегментах рынка, где присутствует предприятие;
  • конкурентоспособность – это превосходство над конкурентами, то есть сравнительная категория;
  • оценка ведется в конкретный момент времени, и могут использоваться фактические и прогнозные показатели;
  • конкурентоспособность интегрирует два комплексных показателя: конку рентоспособность товара и конкурентный потенциал предприятия в целом. Здесь под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в оп ределенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю [20];
  • у конкурентоспособного предприятия, во-первых, ныне выпускаемые товары должны быть конкурентоспособны, во-вторых, у него должен быть потенциал в будущем разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги;
  • устанавливает взаимосвязь элементов маркетинга и квалиметрии; указывает метод измерения конкурентоспособности предприятия путем интегрирования двух составляющих: конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала предприятия;
  • определение направлено на решение управленческих задач. Комплек сные показатели «конкурентоспособность товара» и «конкурентный потенциал предприятия» – категории измеряемые, следовательно, управляемые. Причем упомянутые категории могут измеряться индиви дуально. В этом случае оцениваются и сравниваются показатели одного и того же предприятия в разные периоды, выявляется направление развития предприятия, проблемные области;
  • конкурентоспособность достигается без ущерба окружающим; определение открывает путь для дальнейших исследований в данной об ласти.

Прежде всего, требуется разработка объективных методов оценки конкурен тоспособности товаров и конкурентного потенциала предприятий и интегрирова ния их в один оценочный показатель. Определенные наработки по этим направ лениям уже имеются. Так, конкурентоспособность товаров может быть измерена по декомпозиционно-агрегатному методу оценки конкурентоспособности товаров [19; 20], конкурентный потенциал предприятия – по методу профилей [21], а оп ределение конкуренто способности предприятия может осуществляться интегри рованием конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала с приме нением коэффициента предпочтений [22].

Таким образом, критический обзор понятия «конкурентоспособность пред приятия» позволил выявить недостатки известных определений и с учетом их сформулировать новое определение, которое расширяет горизонт дальнейших исследований в области управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов.

Литература

  1. Баринов В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в Рос сии и за рубежом. – 2000. – № 6.
  2. Блинов А.О., Захаров В.Я. Имидж организации как фактор ее конкуренто способности // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 4.
  3. Захаров А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы, оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. – 2004.– № 1–2.
  4. Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции // Машиностроитель. – 2003. – № 11.
  5. Куприянова Т. Управляемая конкурентоспособность: как ее добиться? // Консультант директора. – 2001.– № 22.
  6. Маракулин М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспо собности компании // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 4.
  7. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. – М.: Альфа-Пресс, 2004.
  8. Старовойтов М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием: [Электронная версия]. – Режим до ступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/2000-5/12.shtml.
  9. Фасхиев Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей // Методы менеджмента качества. – 2001.– № 3.
  10. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управ ление: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.
  11. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2004.
  12. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов ры н ка // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 2.
  13. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. – М.: Пресс-сервис, 1997.
  14. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность про мышленной продукции. – М.: Экономика, 1999.
  15. Рубин Ю.В., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. – М.: Знание, 1990.
  16. Светуньков С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в марке тинговых исследованиях. – СПб., 1997.
  17. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2001.
  18. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкуренто способности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 4.
  19. Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В. Методика оценки качества автомобилей // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 4.
  20. Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В., Сафарова М.А. Конкурентоспособность автомобилей и их агрегатов. – Набережные Челны: КамПИ, 2005.
  21. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предпри ятия? // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – № 4.
  22. Фасхиев Х.А., Сафарова М.А. Методика оценки конкурентоспособности поставщиков // Инженер. Технолог. Рабочий. – 2005. – № 3.
  23. Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. Управление конкурентоспособностью. – М.: Омега-Л, 2007.
  24. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия: Учеб. посо бие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008.
  25. Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность националь ной промышленности. 90-е годы ХХ века. – М.: Экономика, 2001.
  26. Дементьева А.В. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. – 2000. – № 3.
  27. Зайцев Н.Л. Экономика организации. – М.: Инфра-М, 2000.

Также по этой теме: