Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Конкурентоспособность    Повышение конкурентоспособности машиностроительных предприятий за счет достижения заданных конкурентообеспечивающих технико-экономических показателей

Повышение конкурентоспособности машиностроительных предприятий за счет достижения заданных конкурентообеспечивающих технико-экономических показателей

20.10.2014

Повышение конкурентоспособности машиностроительных предприятий за счет достижения заданных конкурентообеспечивающих технико-экономических показателей

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2011

Павлова Н.Н.

Самочкин В.Н.,
д. э. н., исполнительный директор ПО «Туламашзавод»

Любое машиностроительное предприятие поставлено перед необходимостью решения жизненно важной для него проблемы обеспечения конкурентоспособности. В современных условиях экономики предприятие, поставляющее свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товаров. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства, осуществлении инвестиций, обновлении выпускаемой продукции требуется проведение соответствующих маркетинговых исследований и на основе их результатов оценка конкурентоспособности предприятия. Нормативной базой при проведении маркетинговых исследований может стать система технико-экономических показателей (ТЭП) хозяйственной деятельности предприятия, к которой оно должно стремиться, чтобы обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности на рынке. Будем называть такую систему конкурентообеспечивающей.

Предлагается методический подход к оценке технико-экономических показателей работы предприятия, позволяющий на научной основе осуществлять управление его развитием и создать систему конкурентообеспечивающих показателей, которую можно использовать при проведении маркетинговых исследований рынка в целях повышения конкурентоспособности. На основе данного методического подхода нами разработана Методика оценки и анализа работы предприятий, входящих в объединение «Туламашзавод».

Для поддержания конкурентоспособности предприятия на требуемом уровне необходимо обеспечить его постоянное развитие. Поэтому определим характеристики, оценивающие степень его развития.

Экономическая теория и практика возможность устойчивого развития предприятия связывает с выполнением следующих условий:
1-е условие – вложенные средства должны приносить прибыль, соизмеримую с прибылью, полученной от вложения тех же средств в другие сферы экономики;
2-е условие – чистый доход предприятия (амортизация плюс чистая прибыль  должен приоритетно направляться на развитие производства в соответствии с теорией гибкости [1].

Для анализа степени соответствия предприятия определенному уровню его развития и принятия решений, способствующих повышению этого уровня, в экономической практике применяется следующая зависимость для выполнения 1-го условия:

 ,

где  – рентабельность собственных активов;

  • – рентабельность продаж;
  • – оборачиваемость активов;
  • – финансовый рычаг;
  • – реализация продукции за рассматриваемый период;
  • – активы;
  • – собственные активы.

Анализ данных для различных отраслей промышленности зарубежных и отечественных предприятий, оценивающих показатели, обеспечивающие выполнение 1-го условия, позволяет сделать вывод о том, что их средние значения для отраслей различны в силу того, какие собственные и заемные активы нужны для производства и проведения работ в каждой конкретной отрасли, но общий итог (рентабельность собственных активов) стремится к равенству, так как средства собственников должны стремиться приносить равную прибыль.

Переходим к анализу показателей, входящих в рентабельность собственных активов отвечающих за выполнение 1-го условия.

Анализ рентабельности продаж показывает прибыльность производства, то есть способность предприятия контролировать уровень затрат и эффективность ценовой политики. Рентабельность продаж рассчитывается по следующей формуле:

.

Рост показателя является свидетельством роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции или снижения затрат на производство при постоянных ценах.

Одним из основных показателей интенсивности процессов на предприятии является показатель  (оборачиваемость активов), характеризующий, насколько быстро средства, вложенные в ресурсы, превращаются в выручку. Оборачиваемость характеризует деловую активность предприятия и рассчитывается по следующей формуле:

.

Следует отметить, что при вычислении оборачиваемости (согласно Методике) необходимо обратить особое внимание на достоверность оценки активов поскольку их составная часть – основные средства – последний раз переоценивались по состоянию на 1 января 1998 г. В связи с этим предлагается основные средства, входящие в активы, оценивать по восстановительной стоимости.

Как показывает практика, жизненно важным показателем для предприятия является рентабельность активов (норма прибыли), включающая два уже рассмотренных показателя – и :

.

Данный показатель отражает «активность» работы всего имущества предприятия на рынке, которая определяется прибылью, получаемой на 1 руб. стоимости капитала (активов) организации.

Рентабельность активов показывает необходимый уровень прибыли на все активы, который можно получить как за счет роста рентабельности продаж, так и за счет роста оборачиваемости активов, а недостаток одного может перекрываться преимуществом другого. При низкой прибыльности продаж  необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов. Соответственно, верно и обратное: низкая деловая активность предприятия компенсируется только снижением затрат на производство продукции при постоянных ценах на нее, то есть повышением рентабельности продаж.

Предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности привлекает заемные средства. Перед предприятием стоит задача поиска оптимального соотношения собственных и заемных средств – финансового рычага, так как слишком большое привлечение последних уменьшает финансовую устойчивость, слишком малое не позволяет предприятию развиваться. Финансовый рычаг определяется по следующей формуле:

.

Показатель, характеризующий выполнение 1-го условия развития предприятия, приводит три ранее рассмотренных показателя (,,) к одному и определяется показателем рентабельности собственных активов  Рентабельность собственных активов характеризует величину прибыли, которую получает организация на единицу стоимости собственного капитала, и определяет стоимость компании на рынке.

С использованием статистических данных по всем составляющим  нами разработаны соответствующие нормативы. В них степень развития предприятий по , , , ,  делится на четыре уровня: 1-й – уровень развития; 2-й – устойчивое состояние; 3-й – удовлетворительное состояние; 4-й – неудовлетворительное состояние. Нормативы по всем показателям приведены в табл. 1.

Рассмотрим 2-е условие устойчивого развития предприятия – чистый доход должен приоритетно направляться на развитие производства. Выполнение 2-го условия обеспечивает высокое качество технологий и в конечном счете закладывает основы для изготовления качественных изделий и повышения конкурентоспособности.

Работы, связанные с развитием предприятия, включают следующие направления: НИОКР и освоение новых изделий; техперевооружение; реконструкцию производственных мощностей; внедрение автоматизированных рабочих мест конструктора, технолога, нормировщика, логиста, маркетолога, экономиста и т.п. Величину средств, направляемых на развитие предприятий, формируют два основных источника: чистая прибыль и начисленная амортизация ().

Таким образом, результат деятельности предприятия равен:

 

 

Часть результата деятельности предприятия идет на развитие предприятия. Она равна:

где  – норма прибыли на развитие, определяющая удельный вес прибыли на развитие  в общей величине чистой прибыли :

Данный норматив , с одной стороны, регламентирует наименьшую величину средств на развитие, а с другой – гарантирует достаточное направление прибыли на другие цели. Для конкретных предприятий она определяется из условия выполнения закономерности освоения новых изделий [1].

Величина амортизации, направляемой на развитие предприятия, формируется от норматива  определяющего долю амортизации на развитие  в общей величине начисленной амортизации:

Оценим возможность предприятия для развития, сравнив полученный доход на развитие в с нормативным показателем, который будем определять следующим образом. Примем за основу методологию оценки деятельности предприятия, где используется показатель, который вычисляется как разность между той частью результата хозяйственной деятельности предприятия  которая необходима для развития, и стоимостью той части активов, которая должна обновляться  (контролируемые активы). Он получил название «экономическая добавленная стоимость» и обозначается как . По определению

где  – нормативное значение.

В качестве результата хозяйственной деятельности рассматривается или чистая прибыль, или чистый доход, равный сумме чистой прибыли  и начисленной амортизации. Его мы и будем использовать для оценки .

где  – результат хозяйственной деятельности (чистый доход) за год, необходимый для развития.

В качестве стоимости активов  будем использовать восстановительную стоимость основных средств, подлежащих обновлению с учетом периода «списания». Поскольку показатель  должен быть больше нуля, то предельное значение годового чистого дохода предприятия, необходимого для развития, будет равно:

где  – текущая восстановительная стоимость оборудования – это балансовая стоимость оборудования на момент покупки в текущих ценах:

Где  – коэффициенты инфляции первого, второго и т. д. годов после покупки оборудования;

  • – коэффициент инфляции текущего года;
  • – период приведения  к году.
  •  

Очевидно, что чем новее оборудование у предприятия, тем легче выполнить норматив по данному показателю, тем выше производительность труда, а следовательно, меньше себестоимость и цена внутрикорпоративной продукции. Чем старее у предприятий оборудование, тем больше рассогласование между  и его истинной стоимостью и тем труднее выполнить норматив по принятому показателю.

Будем использовать принятый показатель как норматив возможности предприятия к развитию. В этом случае результат хозяйственной деятельности предприятия (чистый доход), необходимый для развития, равный  за год, должен быть больше или равен с. Если норматив больше нуля, предприятие имеет устойчивый уровень развития. Если норматив отрицательный, но близок к нулю, предприятие имеет удовлетворительный уровень развития. В случае отрицательного норматива, значительно меньшего нуля, будем иметь неустойчивый уровень развития.

При использовании для оценки уровней развития предприятий принятого показателя  необходимо для каждого из них ежегодно корректировать значение восстановительной стоимости основных средств на текущий момент в зависимости от инфляции, ввода и вывода основных средств за прошедший период.

Анализу темпов роста производительности труда и темпов роста средней заработной платы в машиностроении уделяется особое внимание, поскольку между ними существует функциональная связь, и они во многом определяют результаты хозяйственной деятельности предприятия. Здесь под производительностью труда  понимается отношение годового объема реализованной продукции  к численности работающих на предприятии.

Зависимость между средней заработной платой и производительностью труда устанавливается на основе анализа работы отечественных и зарубежных предприятий в современных условиях и определяется по следующей формуле:

где  – средняя заработная плата работника за месяц;
 – производительность труда работника в год;
* коэффициент соответствия между средней заработной платой и производительностью труда, показывает величину ЗП в 1 руб. ПТ.

В современных условиях  должен изменяться в пределах от 0,16 до 0,23. Если величина  для предприятия близка к 0,16, то возможно повышение средней заработной платы в заданных пределах.

Из всех приведенных формул можно несколькими способами определить нормативные значения объема реализации продукции  который необходимо иметь машиностроительному предприятию для успешного развития и повышения конкурентоспособности. Маркетинговые исследования рынка по всем выпускаемым предприятием изделиям должны подтвердить на рассматриваемый период суммарные объемы реализации товаров не менее расчетной величины:

где  – количество работников предприятия.

Минимальная чистая прибыль, необходимая для развития:

Рис. 1. Базовые показатели техперевооружения

позволяет перейти к минимально необходимому для развития объему реализации продукции:

при условии, что нормативное значение  будет подтверждено маркетинговыми исследованиями.

Реализация продукции  определенная с использованием нормативной производительности труда должна быть больше  Зная активы предприятия и можно определить, с каким оборотом  должно работать предприятие.

Выход предприятия на нормативные значения показателей по производительности труда, рентабельности продаж, обороту, чистой прибыли дает ему возможность получать требуемую для развития реализацию продукции, повышая тем самым конкурентоспособность. При этом все перечисленные показатели в значительной степени зависят от фондовооруженности предприятия  Нормативное значение фондовооруженности  машиностроительное предприятие может достичь за счет технического перевооружения производственных мощностей (рис. 1).

Как видно из рис. 1, основной базой техперевооружения является чистый доход на развитие, равный сумме, одно из слагаемых которой есть произведение чистой прибыли на норму прибыли на развитие  а второе – амортизация. Доведение фондовооруженности до заданного уровня гарантирует снижение риска обеспечения указанных выше нормативов.

Таким образом, применение предложенного подхода к принятию решений по повышению конкурентоспособности даст возможность предприятиям снизить предпринимательские риски, осуществлять целенаправленную политику в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке, а также иметь нормативную базу для выбора направлений повышения конкурентоспособности.

Используемые источники

1. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование. – М. : Дело, 2000.

Также по этой теме: