Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинг в непроизводственной сфере    Российский лотерейный рынок как источник дополнительного финансирования социальнокультурных потребностей общества

Российский лотерейный рынок как источник дополнительного финансирования социальнокультурных потребностей общества

Российский лотерейный рынок как источник дополнительного финансирования социальнокультурных потребностей общества

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2004

Бендиков М.А.,

Лотерейное дело сегодня - масштабная динамично развивающаяся отрасль мировой экономики, в полной мере освоившая современные телекоммуникационные, информационные и PR-технологии. Лотереи приносят их организаторам значительную прибыль: только по официальной статистике доход превышает 125 млрд долл., рост - до 5% в год. Высокий уровень рентабельности позволяет им производить стабильные отчисления в госбюджет, во всевозможные внебюджетные фонды и благотворительные организации на решение социальных и гуманитарных проблем, для сверхлимитного финансирования которых государства используют доходы от лотерей.

Управляя этими средствами, эффективные правительства ряда стран направляют их главным образом в развитие физкультуры и спорта, в образование и науку, на социальную защиту некоторых групп населения, в развитие культуры и сохранение культурно-исторического наследия, на воспитание молодежи, благотворительность, оказание иной гуманитарной помощи и т.д. Дополнительные ресурсы на эти цели не считаются лишними даже в экономически благополучных странах. Значительная их часть вкладывается в капитальные проекты, улучшающие социокультурную инфраструктуру, что позволяет причислить лотереи к специфическому и эффективному источнику прямых целевых инвестиций.

В противоположность этим тенденциям российская лотерейная практика, несмотря на ее заметно возрастающую активность, в последнее десятилетие демонстрировала ничтожность этого вклада, а государство по этой, видимо, причине пока не уделяет должного внимания лотерейному делу как дополнительному финансовому источнику социально значимых расходов.

Использование термина "дело" в контексте лотерей вполне оправдано, поскольку лотерейный бизнес, т.е. извлечение дохода из увлечения людей азартными играми, существует хотя и в традиционном понимании (бизнес как разновидность предпринимательской деятельности, направленной на максимизацию коммерческой выгоды допущенных к ней компаний), но, как правило, в гораздо более жестких условиях.

Эти условия устанавливаются государством исходя из представлений о том, кому должна принадлежать и на что направляться львиная доля получаемого таким образом и, по сути, только перераспределяемого дохода, добровольно создаваемого населением:
- это может быть бизнес при жестком условии сверхнизкой доли полученного дохода, причитающейся компаниям (например, минимально необходимым для поддержания и развития дела процентом выручки, все остальное должно поступать в доход на заведомо определенные цели государства);
- бизнес социально ориентированных некоммерческих организаций, все доходы которого идут на достижение целей их деятельности и на развитие самого лотерейного дела;
- государственная монополия на все виды лотерей с последующим распределением доходов по перечисленным выше приоритетам.

Анализ мирового лотерейного рынка показывает, что его многомиллиардный оборот представляет интерес для отечественной практики прежде всего с точки зрения приобретения нового опыта в организации, контроле и регулировании. Если же использовать зарубежный опыт более основательно, то представляется актуальным на его основании попытаться произвести оценку состояния и, главное, потенциальных возможностей российского лотерейного рынка исходя из среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и ее регионов с учетом тенденций развития мировой экономики и мирового лотерейного рынка.

Глобализация хозяйственных и культурных отношений гипотетически дает основания предположить, что в случае подобающей организации бизнеса тенденции развития российского лотерейного рынка будут близки к аналогичным тенденциям в странах, например, Евросоюза (ЕС) и ОЭСР <*>, к общемировой тенденции в целом. Следовательно, у российской экономики и регионов должны появиться и новые дополнительные финансовые возможности для решения проблем социального и гуманитарного характера, причем динамично растущие. Вопрос в том, какие для этого необходимы условия и предпосылки и как их создать.

<*> Организация экономического сотрудничества и развития. Включает 30 государств-членов из числа экономически развитых стран мира: Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию, Японию и др.

О зарубежной практике организации лотерейного бизнеса

Анализ мирового лотерейного рынка позволяет выделить некоторые его характерные черты и условия функционирования:

1. Практически во всех странах с сильной государственной властью лотерейное дело поставлено под ее контроль, предусматривающий четко регламентированные правила организации, нормы ответственности, порядок проведения лотерей.

2. В ряде стран учреждены специальные государственные органы контроля и регулирования лотерейной деятельности типа Комиссии по проведению национальной лотереи в Великобритании, аналогичных органов в Австралии, Испании, большинстве штатов США.

3. Более того, в ряде стран лотерейное дело является важным приоритетом и почти или полной прерогативой государства, поскольку доход от него формирует значительную часть доходов госбюджета и денежного обращения. Частный лотерейный бизнес там ограничивается. Это свойственно, в первую очередь, небольшим странам, таким как Чехия, Израиль. Но и в более крупных странах лотерейный бизнес может быть исключительным правом государства, как это принято, например, в Италии и Испании.

Указанная мера вызвана тем обстоятельством, что основной целью лотерей являются не столько личные коммерческие интересы их организаторов (в Великобритании, например, государство ограничило долю выручки некоторых компаний, организующих лотереи, до 1%), сколько привлечение средств только на государственные социально значимые программы. Считается, что ориентация на общественные и государственные нужды не должна предполагать острую конкуренцию в этом специфическом виде бизнеса. Максимальная доходность и прозрачность обеспечивается вовлеченностью в него строго ограниченного круга лиц и организаций с альтруистической и филантропической мотивацией своей деятельности.

4. Поскольку во многих странах лотерейная деятельность является источником финансирования некоторых статей расходов государства, она прямо отнесена к компетенции министерства финансов (Австрия, Италия, Франция, Германия). В Германии она к тому же осуществляется совместно с министерством внутренних дел [2].

5. Все лотерейные компании (и частные, и государственные) обязаны публиковать финансовые отчеты о своей деятельности с указанием отчислений в государственные фонды и использования полученной прибыли.

6. Лотерейная деятельность может носить трансграничный характер, т.е. в ареал распространения национальной лотереи одной страны могут входить и территории других стран. У лотерей США, например, это Канада, Мексика, Пуэрто-Рико и др. Вместе с тем совершенно очевидно, что без соответствующей регламентации деятельности иностранных компаний государство и российский лотерейный бизнес в целом могут упустить значительную часть своих доходов. Это подтверждается примером Великобритании, где существуют достаточно жесткие правовые нормы для лотерейной деятельности <*>.

<*> Так, при организации английской национальной лотереи в компании Camelot американская фирма G-tech имела 22,5% акций. При том, что прибыль Camelot ограничена государством в 1% от выручки, суммы, причитающиеся G-tech и экспортируемые из страны, оказались столь велики, что в правительстве Великобритании был поставлен вопрос о полной национализации лотерей, а британский консорциум Camelot развил американский опыт и учредил дочернюю компанию Camelot international service - для проведения зарубежных лотерей.

7. Доходы от лотерей выполняют, как правило, двойственную задачу: во-первых, они напрямую позволяют реализовать многие социальные, гуманитарные, культурные, спортивные проекты и, во-вторых, косвенно обеспечивают поддержание социальной стабильности общества в такой чувствительной области, как удержание государством налогов на более низком уровне.

8. Масштаб и объемы лотерейного рынка зависят не только и не столько от уровня доходов населения (в странах с низким уровнем доходов могут быть непропорционально высокие траты населения по этой статье личных расходов), но и от особенностей его национального менталитета.

Некоторое представление о состоянии и динамике развития лотерейных рынков ряда стран дают национальная статистика и публикации в СМИ.

Наибольший по объему лотерейный рынок функционирует в США. В ареал лотерей этой страны вошли и некоторые ее соседи. Вклад мексиканцев невелик - всего порядка 5 долл. с человека, но при численности населения страны 97,5 млн человек в 2002 г. образовался доход в сумме 506,5 млн долл. Каждый пуэрториканец в среднем потратил по 70 долл., что принесло доход в 267,4 млн долл. Чистая прибыль составила 93,8 млн долл. О состоянии и динамике лотерейного бизнеса США и Канады в 2002 фин. году свидетельствуют следующие данные [1]:
- США (в статистику вошли только 39 штатов): объем продаж - 42 153,43 млн долл., объем прибыли - 13 655,05 млн долл., объем продаж на душу населения - 170 долл., рост объема продаж по отношению к предыдущему году - 9,1%;
- Канада: объем продаж - 8294,00 млн канад. долл., объем продаж на душу населения - 261,89 канад. долл., рост объема продаж по отношению к предыдущему году - 9,26%.

Региональный разрез этой деятельности характеризуется ее резкой дифференциацией даже в границах одной страны: среднедушевые объемы продаж лотерей в примерно равных по численности штатах США Rhode Island (1,05 млн чел.) и Montana (0,9 млн чел.) по данным американской статистики различаются в 30 раз - соответственно 1115 и 37 долл. на одного человека.

Из финансовой отчетности лотерей в некоторых других странах приводятся следующие данные годового оборота лотерейного бизнеса [3].

В Германии он составляет около 6 млрд долл. в год, в Японии - порядка 8 млрд долл., в Испании и Италии - по 6,5 млрд долл.

Объем продаж лотереи Великобритании за 1997/98 финансовый год - 9,3 млрд долл., а доходы правительства и благотворительных организаций от ее проведения тогда составили 4,1 млрд долл. Эти достижения в организации и проведении Национальной лотереи Великобритании признаны наиболее эффективными. В соотношении к своим доходам они принесли правительству и благотворительным организациям больше финансовых средств, чем любая другая лотерея в мире. Это намного больше, чем, например, в Японии, занимающей второе место по этому показателю (2,3 млрд долл.), и в Италии, где государственная лотерея обеспечила 2 млрд долл. доходов в бюджет.

В Италии за счет системы тотализаторов "Totocalcio" практически финансируется Олимпийский комитет страны, имея ежегодный доход около 700 млрд лир. Из полученных средств 40% идет на выплату денежных призов, а более 25% - в доход государства. В целом по стране около 15% выручки от продажи лотерей всех видов идет на социальные нужды и около трети - в доходы бюджета.

В Финляндии государственные лотереи объединены в единую сеть. Национальная лотерея Финляндии "Veikkaus" имеет среднегодовой оборот от лотерей более 3,7 млрд финских марок (около 630 млн долл.). Из этой суммы на оплату выигрышей идет около 40%. За вычетом всех прочих организационных расходов, общая прибыль компании составляет около 40%, из которых почти 90% идет на финансирование физической культуры и спорта.

Самый крупный выигрыш в мире зарегистрирован в 2000 г. в Испании - 1,26 млрд долл. <*> Неудивительно, что обладатели крупных выигрышей привлекают общественное внимание к лотереям, становясь на время едва ли не национальными героями.

<*> Для сравнения: максимальный выигрыш за всю историю России состоялся в 2001 г. в Уфе при игре "ТВ Бинго-шоу" - 1 млн долл.

Лотерейное дело в современной России

В России имеется свой положительный опыт организации лотерей. Он относится главным образом к советскому периоду. Тогда государство сделало лотерейное дело сверхприбыльным. В начале 90-х гг. ситуация резко изменилась. Государство передало лотерейный бизнес частным компаниям, не создав надлежащей системы законодательного регулирования и контроля над ними. Участие государства в лотерейной деятельности свелось главным образом к выдаче разрешений и регистрации правил проведения лотерей.

В результате резкого снижения как жизненного уровня, так и доверия населения к лотереям государство лишилось значительных доходов, направляемых на финансирование социально значимых программ, поскольку лотерейная деятельность - одна из действенных мер господдержки социальной сферы в качестве механизма и источника привлечения внебюджетных средств.

Если до 1986 г. Российская Федерация занимала 14-17-е места в мире по объемам продаж лотерей и обладала разветвленной сетью их реализации (система "Спортлото"; для многих спортивных ведомств лотереи были основным источником пополнения их бюджета), то сейчас она не входит даже в число 50 стран, упоминаемых в рейтингах и отчетах международных лотерейных ассоциаций [3].

Лотерейным бизнесом в России сейчас занимается множество компаний, наиболее известными из которых являются: концерн "Милан", начавший впервые проводить на коммерческой основе лотереи "Русское лото"; компания ЗАО "Интерлот"; оператор денежножилищной лотереи "Золотой ключ". Различные всероссийские лотереи проводят Госкомспорт и Олимпийский комитет (например, "Лотто-Миллион"), а также МЧС России - учредитель широко известной телевизионной денежновещевой лотереи "Бинго-шоу", оператором которой выступает фирма "Медиа Лот". Лотереи проводят и общественные организации - Российский фонд культуры и др.

Деятельность компаний, включая, по сути, государственную компанию "Российские лотереи", остается крайне "непрозрачной", нет никакой доступной официальной информации о финансовых результатах их работы. Сложившаяся сегодня в России неопределенность политики в сфере регулирования лотерейной деятельности, затягивание во времени принятия законодательных актов, четко прописывающих правила организации и проведения лотерей, налогообложения и распределения доходов от лотерейного бизнеса, наряду с отсутствием действенной системы контроля лотерейного бизнеса, фактически уводит этот вид деятельности в "теневой сектор".

Наиболее часто повторяющаяся экспертная оценка текущего состояния легального лотерейного рынка - 2-3 долл. на среднестатистического россиянина или 300-450 млн долл. в год. По другим экспертным оценкам положение гораздо хуже: лотерейный рынок за последние годы "сжался" примерно с 300 млн долл. до 100-150 млн из-за непродуманных действий правительства и законодательной власти [4]. Есть следующие данные о поступлениях в бюджет от проведения лотерей: в 2001 г. они составили лишь 1017 млн руб. (или порядка 32 млн долл.), пиком наибольшего спада лотерейного бизнеса оказался 1999 г., когда поступления в бюджет составили лишь 260 млн руб. (около 10 млн долл.).

Весь этот разброс оценок и данных - следствие того, что с начала 90-х гг. отсутствует действенная система контроля и учета лотерейного бизнеса. Достоверных данных о фактическом состоянии лотерейного рынка нет. Учет и статистика затруднены, поскольку в стандартных формах налоговой и бюджетной отчетности такие данные специально не выделяются, "скрыты" в общей сумме поступлений налогов на доходы, лицензионных сборов и др. [3]. Доходы бюджета от лотерей столь незначительны, что даже не выделяются отдельной строкой.

Организаторы лотерей с самого начала выступали за отмену мер контроля, указывая на то, что они не обязаны выступать в роли фискалов. Пострадало не только государство, но и различные благотворительные фонды и организации, значительная часть доходов которых во всем мире формируется из этого источника.

Столь же велик разброс как самих экспертных оценок потенциальных возможностей лотерейного рынка в России, так и методов их исчисления. По одним из них объем игрового рынка следует рассчитывать, соотнося общие расходы населения с доходами казино и лотерей [4]. В среднем в разных странах этот показатель равняется одному проценту.

Колебания в ту или иную сторону зависят от темперамента жителей (в Англии он составляет только 0,4-0,5%), от криминализированности среды (в странах Юго-Восточной Азии, где люди азартны, коэффициент составляет только 1,8%, поскольку там много нелегальных лотерей) и от политики государства (в Австралии усилиями правительства граждане оставляют в игровых системах до 5% своего дохода). Средний американец тратит на лотерею от двух до четырех процентов месячного дохода. В мировой практике рынок лотерей не бывает меньше рынка казино. В России оборот казино составляет не менее полумиллиарда долларов, а с учетом сетей игровых автоматов достигает миллиарда. Следовательно, и лотерейный рынок должен быть не меньшим. Сейчас эта пропорция не наблюдается.

Другие эксперты исходят из известных данных о среднедушевых расходах на лотерейные игры в разных странах. Так, например, в Сингапуре такой расход составляет 423 долл., а в близкой к России Румынии - 30-50 долл. Делается вывод, что если догнать ее по этому показателю, оборот российского рынка составит порядка 5 млрд долл. [5].

Третьи считают, что если государству удастся создать законодательное поле, при котором лотереи смогут легально работать, то в скором времени объем нашего лотерейного рынка, по их оценке, сможет отдаленно приблизиться к мировым пропорциям и составить 1,5 млрд долл. [6].

По утверждениям четвертых, потенциальная емкость российского лотерейного рынка оценивается примерно в 22-27 млрд руб. в год (примерно 760-930 млн долл.), а фактически регистрируемая составляет примерно 10 млрд руб. в год (около 340 млн долл.). Это на порядок меньше, чем в западных странах. При взвешенной организации дела, исходящей из государственных интересов, доходы от проведения лотерей могли бы стать значимым источником поступлений в бюджет, достигая 2-3 млрд руб. в год, с перспективой роста до 10-15 млрд руб. [3].

Таким образом, если государству удастся создать полноценную правовую базу, выводящую из "тени" лотерейный бизнес, то объем лотерейного рынка в России может, по приведенным оценкам, в ближайшей перспективе достигнуть от 1 до 5 млрд долл. Следует отметить, что используемый методический подход получения оценок - сопоставление с другими странами и жесткая топология сложившихся там пропорций на российский рынок - аргументирован только неочевидной тождественностью тенденций развития зарубежных и российского лотерейных рынков. Также при выведении оценок неочевиден учет тенденций развития российской экономики и реальных доходов населения в ближайшей перспективе. Возникает необходимость в ином, более адекватном подходе.

Методический подход к анализу лотерейного рынка

Для оценки состояния и потенциальных возможностей российского лотерейного рынка существует ряд концептуальных подходов: статистический, аналоговый, модельный и т.д. Наиболее продуктивно в рассматриваемом случае представляется воспользоваться синтезом перечисленных подходов. Так, можно исходить из анализа состояния мирового и отечественного лотерейных рынков, тенденций их развития, оценки позиции российской экономики в ряду экономик других стран, где лотерейное дело поставлено на высокий уровень.

Выявленные таким образом пропорции и функциональные зависимости, и их последующее отображение на российский сегмент рынка позволяют получить с той или иной степенью адекватности и достоверности решение поставленной задачи. Такой подход предполагает высокую степень схожести (аналогии) тенденций и условий развития лотерейного дела в России и в этих странах.

Далее, для большей надежности с точки зрения адекватности результатов, представляется взять в качестве одного из определяющих условий решения задачи прогноз темпов роста экономики на среднесрочную перспективу и исследовать корреляцию между оборотом лотерейного рынка и статистикой базовых социально-экономических показателей, характеризующих динамику благосостояния населения.

Тогда для исследования российского лотерейного рынка следует предварительно проанализировать динамику основных социально-экономических показателей развития России: ВВП, реальных денежных доходов населения, прожиточного минимума, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению, уровня безработицы и т.д. Особое внимание следует уделить величине превышения среднедушевых доходов над прожиточным минимумом.

Распределение реальных денежных доходов и других показателей, учитывая существенную финансовую дифференциацию российских регионов, следует проанализировать не только в целом по стране, но и в региональном аспекте - по федеральным округам (ФО). Корреляции потенциальных доходов от лотерей в ФО предположительно должны просматриваться в нескольких вариантах: а) пропорционально численности населения; б) пропорционально обороту розничной торговли; в) пропорционально среднедушевым денежным доходам (расходам) населения; г) пропорционально валовому региональному продукту (ВРП).

Состояние и тенденции изменения доходов населения

В предположении, что важнейшим условием развития лотерейного бизнеса в России, согласно сформулированному подходу, является положительная динамика экономики, стабильный и устойчивый рост доходов населения, следует рассмотреть, какие для этого открываются перспективы и возможности.

Анализ российской экономики показывает, что темпы роста ВВП напрямую связаны с механизмом роста - экспорто-сырьевой ориентацией структуры хозяйства. Закончился период "посткризисного" восстановительного роста, импульс которому был дан девальвацией рубля и повышением нефтяных цен. Экономика вошла в новую фазу развития - медленного "рыночного" роста, требующую мобилизации новых источников роста.

Устойчиво и значительными темпами растет в последние годы среднемесячная заработная плата. Настораживающим фактором, способным переломить эту положительную тенденцию, является опережающий рост потребительских цен по сравнению с ростом ВВП и реальных денежных доходов населения, а также значительная инфляция (12-14% в год).

Начиная с 2000 г. численность бедного населения, и его удельный вес в общей численности населения страны имеют понижающую тенденцию. Вместе с тем, эти показатели все еще выше значений, предшествующих финансовому кризису (дефолту) в августе 1998 г.

Величины превышения среднедушевых доходов над прожиточным минимумом составляли в 1998-2002 гг. соответственно 54, 30, 38, 54, 63 долл. и имеют тенденцию к росту. Тем не менее, очевидно, что 80% населения страны не располагает достаточными средствами для выбора своих предпочтений. Этот фактор, как ни парадоксально, способен играть определенную роль в лотерейном бизнесе: по данным американских СМИ, небогатые жители некоторых штатов тратят на лотереи в несколько раз больше, чем преуспевающие.

Величина превышения - это те денежные средства в среднедушевом исчислении, на которые могут претендовать в том числе и организаторы лотерей. Общая структура их распределения представлена в таблице 4, а дифференцированная структура доходов и расходов населения - по группам доходов, по регионам (федеральным округам) и их динамике - в таблицах 5 и 6.

Данные таблицы 4 свидетельствуют, во-первых, об увеличении покупательной способности населения в абсолютном исчислении (в руб.); во-вторых, о незначительном, но неуклонном уменьшении доли затрат на приобретение товаров, услуг, оплату обязательных платежей; в-третьих, о росте удельного веса свободных средств, направляемых на накопление сбережений.

Коэффициент фондов (или коэффициент дифференциации доходов) - соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами; характеризует степень социального расслоения.
Коэффициент Джини (или индекс концентрации доходов) - характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Численные значения коэффициента Джини свидетельствуют о том, что финансовые возможности большей части населения в последние годы остаются на неизменно низком уровне, даже несмотря на их более-менее динамичный рост. Причина в том, что сама база этого роста мала.

У малообеспеченных граждан совокупные расходы на отдых и развлечения, на образование и здравоохранение не достигают и 3% от совокупных расходов семьи, т.е. они финансируются в минимальном объеме и только в том случае, когда становятся неотложными.

В стране образовалось два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка со своими ценами и набором потребительских благ. Появилась ничем не оправданная социальная и материальная пропасть между богатыми и бедными людьми (первые не заработали трудом своего богатства, вторые - абсолютное большинство - не заслужили своей бедности), что, безусловно, приводит к негативным экономическим и социальным последствиям.

Очевидно, что возможность расширения лотерейного рынка напрямую связана с перераспределением расходной части семейных бюджетов основной части населения. Это, в свою очередь, невозможно без формирования внятной экономической политики, ориентированной, в том числе, и на решение такой важной социальной задачи, как обеспечение наименее социально защищенных слоев населения.

Распределение доходов населения по ФО и их соотношение с продажами лотерей

Примем во внимание следующие примерные оценки расходов на лотереи в расчете на одного человека в других странах: в США и Канаде - 170 долл., в Великобритании - 136, в Норвегии - 123,4, в Финляндии - 96,5, в Сингапуре - 42,3, в Румынии - 30. В России - 2. Если соотнести эти расходы с величинами валового внутреннего продукта соответствующих стран, приходящегося на душу населения, то обращает на себя внимание крайне низкий уровень этого соотношения в России (0,08%) на фоне других стран (не менее 0,33%, а в Румынии даже 1,48%). В Украине в 2001 г. доход от лотерей составил 261 млн гривен, то есть каждый среднестатистический житель израсходовал на них 5,3 гривны (~ 1 долл.) <*>.

Что составило 0,13% от среднедушевого ВВП и более чем в 1,5 раза больше аналогичного показателя для жителей России. Получается, что каждый житель Украины, чей среднедушевой ВВП в 2,5 раза меньше российского показателя, тратит на лотереи в полтора раза больше жителя России.

<*> В бюджет поступило 30 млн гривен. При этом власть отмечала многочисленные нарушения в лотерейной сфере, среди которых неправильное оформление лицензий и просроченные лицензии на осуществление лотерейной деятельности, неуплата налога на прибыль с выигрыша, и требует законодательного установления полного государственного контроля над лотерейной деятельностью, полного прекращения проведения негосударственных лотерей.

Такое соотношение свидетельствует как о низкой степени развития лотерейного дела в России, так и о его "теневом" существовании. Из этого положения логичным представляется вывод о многократном (как минимум 4-кратном) возможном увеличении масштаба лотерейного бизнеса только за счет наведения должного (прежде всего законодательного) порядка в лотерейной сфере, способного повысить ее прозрачность, прибыльность для государства и доверие населения к ней.

Следующий момент, на который следует обратить внимание, исходя из опыта и состояния лотерейного дела в других странах, - это сопоставление динамики среднедушевых расходов на лотереи и среднедушевых доходов. Так, например, в Канаде в 1999-2002 гг. объем продаж лотерей возрос с 7,36 до 8,294 млрд канадских долларов, то есть темп роста составил 112,7%, в то время как доля ВВП на душу населения и соответствующие доходы росли в 5 раз меньшим темпом - только на 102,5%. В США в 2001-2002 гг. темпы составили 109,1% и 103,0% соответственно. В России темпы роста среднедушевых доходов населения в последние 5 лет превышают темпы роста ВВП. Следовательно и здесь можно утверждать о диспропорционально заниженном потенциале российского лотерейного рынка.

Чтобы получить более детальную картину, рассмотрим гипотетически возможное (поскольку каких-либо официальных статистических данных нет) распределение объемов лотерейных продаж по регионам России, взяв за основу ее федеральные округа, спроецировав на них состояние лотерейного рынка России в целом, чтобы затем иметь возможность оценить их потенциальные возможности и резервы увеличения доходов за счет организации лотерей.

В качестве отправной базы возьмем экспертные оценки российского лотерейного рынка, приведенные выше, и рейтинговые соотношения федеральных округов, их удельный вес в структуре федеральной экономики, показатели среднедушевых доходов и расходов по округам, оборот их розничной торговли.

Наиболее часто приводимая экспертная оценка российского лотерейного рынка составляет 300-450 млн долл. США в год (из расчета 2-3 долл. на человека). Рассмотрим распределение лотерейного рынка по федеральным округам в двух вариантах: первый вариант - для нижней границы оценки (т.е. для 300 млн долл.), второй вариант - для верхней границы (т.е. для 450 млн долл.).

Указанные доходы от лотерей распределим по ФО следующим образом:
1) пропорционально численности населения;
2) пропорционально обороту розничной торговли;
3) пропорционально среднедушевым денежным доходам (расходам) населения;
4) пропорционально валовому региональному продукту (ВРП).


Анализ данных таблиц для обоих вариантов показывает, что для таких регионов страны, как Санкт-Петербург, Северо-Западный, Сибирский, Дальневосточный ФО, наблюдается высокая степень индифферентности к выбору управляющего параметра распределения.

Для других регионов выбранный показатель распределения имеет определяющее значение (особенно для Москвы, где доходы населения и соответствующий оборот торговли сверхпропорциональны по сравнению с другими показателями). В Уральском ФО вряд ли будет оправдан подход к оценке рынка с точки зрения величины регионального продукта: по его доле в общем объеме ВВП страны этот округ занимает 3 место, а по доле численности населения и розничному товарообороту - 6 место, к тому же в этом промышленном регионе товарооборот непропорционально сжат - доля населения 8,7%, а товарооборота - 7,6% от общефедеральных значений.

Аналогичный вывод можно сделать и в отношении Южного ФО, где преобладает фактор численности населения, но низки уровни доходов и розничной торговли.

Очевиден и вектор спада деловой активности - он направлен из центра в сторону периферийных регионов. Но именно в них и находится потенциал роста. Он может быть многократно усилен эффективной государственной политикой в сфере регулирования лотерейного бизнеса. Как уже отмечалось, одним из высших приоритетов должен стать существенный рост доходов основной массы населения. Но не только это представляется главным. Обращает на себя внимание информационный вакуум вокруг проведения лотерей (информации недостает даже несмотря на известный телевизионный пиар).

Речь должна идти о том, куда и на что именно направлена та часть доходов от лотерей, что поступает в бюджеты всех уровней и организаций, и какая эта часть. Трудно найти хоть какую-то публичную информацию о том, какова эффективность тех социальных, культурных и иных проектов, ради осуществления которых организуются и проводятся лотереи. Жесткий контроль над финансовой и информационной прозрачностью лотерейного дела послужил бы основанием для доверия и даже определенной благосклонности к нему широких слоев населения, прежде всего тех, что сочувствуют целям вполне конкретных проектов.

Полная и впечатляющая информация об этом могла бы способствовать росту объемов лотерей, эффективности лотерейного дела в целом. С точки же зрения критерия "стоимость организации - эффективность" положительным образом на результативность лотерей могла бы повлиять концентрация ресурсов на ограниченном числе лотерей, сокращение числа компаний-организаторов, особенно региональных и малоизвестных.

Также по этой теме: