Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговые коммуникации    Имидж и его лингвистическая реконструкция(1)

Имидж и его лингвистическая реконструкция(1)

Имидж и его лингвистическая реконструкция(1)

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2009

Белоусов К.И.,
д. ф. н., профессор, Оренбургский государственный университет;
Зелянская Н.Л.,
к. ф. н., доцент, Оренбургский государственный университет

Статья посвящена лингвистической реконструкции имиджевого портрета Оренбургского государственного университета.

Создание имиджа личности или организации всегда связано с выработкой ряда поведенческих, речевых, информационных стратегий, призванных сформировать в общественном сознании определенный ожидаемый отклик. Вся совокупность усилий по конструированию имиджа в информационном пространстве социума предстает в качестве системы, каждый элемент которой вступает в отношения взаимодействия или взаимоотрицания с другими компонентами, что в конечном итоге приводит либо к гармонизации, либо к дестабилизации представления о личности или организации в обществе. В силу того, что центральным пространством, в котором осуществляется формирование имиджа, является пространство вербальной коммуникации (прежде всего в СМИ), наиболее продуктивной процедурой, помогающей адекватно оценить качество взаимоотношений между информационными компонентами имиджевой системы, становится лингвистическая реконструкция имиджа — методологическая программа, органичная для исследования вербального информационного пространства. В процессе лингвистической реконструкции имидж «опредмечивается» в виде имиджевого портрета — концептуальной структуры, репрезентирующей реальное функционирование имиджа в актуальном информационном пространстве.

В данной статье мы производим лингвистическую реконструкцию имиджа организации — Оренбургского государственного университета, — сформированного СМИ в 2007 г. ОГУ — крупнейший вуз Оренбуржья. В нем обучается более 40 тыс. студентов по 111 специальностям на 22 факультетах. Профессорско-преподавательский состав насчитывает более 2000 специалистов, в том числе 157 докторов наук и 693 кандидата наук. В 2007 г. общее количество научно-исследовательских работ, включенных в тематический план университета, составляло 284 темы, в том числе 166 финансируемых из различных источников, общим объемом 99,9 млн руб. ОГУ был включен в α-лигу второго Делового рейтинга высшего образования, представленного 03.07.2008 Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» на IV Конгрессе национального бизнеса.

Имиджевый портрет организации представляет собой совокупность мнений об этой организации, распространенных в обществе, систематизированный обзор рациональных и эмоциональных (иррациональных) откликов общественного со знания на ее представителей, деятельность, услуги, предоставляемые ею, продукцию, которую она выпускает.


1 Исследование выполнялось при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 2.1.3/3720).


Целью реконструкции имиджевого портрета организации является установление объективной обратной связи с обществом (целевой аудиторией, на которую ориентирована деятельность организации) путем анализа информационного поля, сформировавшегося вокруг этой организации за определенный период времени. Сам портрет в данном контексте становится отражением специфики движения информационных потоков от источников информации к аудитории и реакций аудитории на эту информацию.

Отдельно отметим, что имиджевый портрет не является отражением реальной деятельности организации (для подобного заключения необходимо проанализировать все достижения и неудачи организации, соотношение между планами и их реализацией и т. п.), имиджевый портрет есть информационный образ, полностью зависящий от источника информации (то есть от отбора фактов для освещения, способов подачи информации, степени подробности описания и т. п.). Имиджевый портрет состоит из тех черт, которые складываются в сознании внешнего наблюдателя, выстраивающего свое мнение об организации на основе самой распространенной и доступной информации.

Реконструкция имиджевого портрета включает анализ информации, появляющейся в СМИ, так как они являются основным источником информации, способным влиять на общественное мнение.

Для реконструкции имиджевого портрета Оренбургского государственного университета были проанализированы статьи, опубликованные в средствах массовой информации, выходящих в Оренбуржье в 2007 г.

В исследовании использовались материалы следующих изданий: «Труд», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Вечерний Оренбург», «Оренбуржье», «Оренбургская неделя», «Оренбургская сударыня», «Южный Урал»; всего 252 статьи. В них было выделено 493 контекста, в которых упоминались ОГУ и его представители.

Методом, позволяющим реконструировать имиджевый портрет, является разработанный нами метод графосемантического моделирования, успешно применяемый для решения самых разнообразных задач, в частности, проблем, затронутых в статьях [1; 2; 3].

Целью моделирования является воссоздание системы информационных фактов, оказавших влияние на формирование образа ГОУ ОГУ в рассматриваемый период. Систематизация определенных событий, действий, поступков, соотносимых с Оренбургским государственным университетом в прессе, призвана определить закономерности взаимодействия конкретных информационных фактов, исходя из логики организации информационного пространства, заданной СМИ. Выявление данных закономерностей способствует реконструкции информационных причин того, что формирование портрета обусловливается одними, а не другими чертами.

Метод графосемантического моделирования позволяет представить набор данных (выборку, целостность) в виде системы, в которой каждый из компонентов имеет иерархическую и топологическую определенность по отношению к другим компонентам и системе в целом. Эта структурная контекстуальность и позволяет интерпретировать каждый компонент системы.

Алгоритм проведения графосемантического моделирования включает пять шагов:

  1. проведение компонентного анализа выделенных контекстов [5];
  2. проведение полевого анализа (на основании выделенных на первом этапе компонентов) [6];
  3. обнаружение основных связей между полями в пределах всей выборки;
  4. графическая экспликация результатов анализа;
  5. интерпретация полученной модели.

Подробное описание всех шагов, необходимых для построения графосемантической модели, содержится в работе [4].

После проведения предварительных исследовательских процедур (шаги 1–3) строится модель (рис. 1), графически воссоздающая закономерности организации информационного пространства, сложившегося вокруг Оренбургского государственного университета в период с января по декабрь 2007 г. Представим здесь наиболее важные выводы, которые можно получить в результате интерпретации графосемантической модели.

Примечание. Строчными буквами обозначены доминантные по частоте встречаемости информационные поля; полужирным шрифтом — поля, частота встречаемости которых превышает средний показатель на σ; обычным шрифтом — остальные поля. Пунктирными линиями передаются связи, сила которых превышает средний показатель на σ; обычными линиями — среднее + 2σ; полужирными линиями — среднее + 3σ; жирными линиями — среднее + 4σ.

Графосемантическая модель и ее интерпретация

Как видно из модели, субъектами, представляющими Оренбургский госуниверситет в информационном пространстве, являются Подразделения ОГУ, Студенты, Администрация ОГУ и Преподаватели ОГУ. Но влияние выражаемых данными полями информационных тенденций на общественное мнение имеет неодинаковую силу.

Наибольший информационный вес присущ полю Подразделения ОГУ (самые высокие показатели частотности и количества сильных связей), что вполне логично, так как все сообщаемое о вузе, прежде всего, соотносится с каким-либо подразделением — факультетом, кафедрой и т. п., и университет предстает как академическое пространство с разветвленной системой подразделений.

Например, в контексте «Как и в прошлые годы, в Оренбургском государственном университете рейтинг популярности возглавил юридический факультет. Средний конкурс там был 5,5 человека на место. Значительное число абитуриентов выбрало профессии, связанные с финансами, — 4,2 человека на место. Растет в Оренбурге престиж журналистики: впервые этот факультет вошел в пятерку лидеров. За ним следуют факультеты филологии и экономики и управления» («Южный Урал», август 2007 г.) — несколько раз упоминаются подразделения вуза (юридический факультет, финансово-экономический факультет, факультет журналистики, факультет филологии и факультет экономики и управления), но в каждом случае актуализируется одно и то же поле Подразделения ОГУ.

Наиболее сильную связь (превышает средний показатель на 4σ1) Подразделения ОГУ имеют с другим активным информационным субъектом, формирующим образ университета, — Студентами (второе по частотности и количеству связей поле). Модель демонстрирует, что эти два информационных направления задают логику организации всех остальных тенденций, актуализировавшихся относительно Оренбургского госуниверситета. Именно вокруг них распределяются знаки конкретной деятельности вуза по степени информационно воссозданной значимости.

Так, Подразделения ОГУ соотносятся с Культурными мероприятиями (связь среднее + 2σ — см. рис. 1) и через это активно вписываются в течение культурной жизни — корреляция с Культурой (среднее + 3σ), например: «Так называется международная фотовыставка, открывшаяся в межвузовской библиотеке Оренбургского государственного университета. В экспозиции представлены более 20 работ фотохудожников России, Японии и Германии» («Его величество — Момент», «Оренбургская неделя» от 31 января 2007 г.).


1 Знаком σ в работе обозначено значение среднеквадратического отклонения от среднего показателя частоты встречаемости или силы связи между полями. Сумма среднего показателя и среднеквадратического отклонения (среднее + σ, 2σ, 3σ, 4σ) задает порог статистической значимости для показателей частоты встречаемости или силы связи, то есть показатель частоты встречаемости или силы связи между полями тем более значим, чем более он отличается от среднего значения.


Кроме того, Подразделения ОГУ становятся участниками или базой Образовательных семинаров (например: «Занятия по… лазерной биофизике — в институте нанотехнологий ОГУ…» («Через поиск — к космическим высотам», «Южный Урал», август 2007 г.)) и сотрудничества с Предприятиями области, главным образом, с целью трудоустройства выпускников (например: «Нескольких выпускников факультета экономики и управления на днях пригласило на работу ОАО «Завод бурового оборудования». Дипломные работы они защищали под руководством ведущих сотрудников этого предприятия» («Вузы трудоустройство гарантируют?», «Южный
Урал» от 27 июня 2007 г.)). Однако связи с полями Образовательные семинары и Предприятия области слабы (среднее + σ) для того, чтобы в достаточной степени привлечь внимание общества; эти направления деятельности вуза на общем информационном фоне не являются настолько яркими, чтобы стать отличительной чертой портрета ОГУ.

Информационная активность поля Студенты позволяет вписать Подразделения ОГУ в деятельностный контекст Соревнований и Побед и достижений. Студенты очень тесно (среднее + 4σ) соотносятся с полем Соревнования и имеют двойную связь с информационным полем Победы и достижения — непосредственную (среднее + σ) и опосредованную, через Соревнования (среднее + 4σ). Несомненно, благодаря этим факторам и Подразделения ОГУ получили достаточно тесные информационные связи с указанными полями (среднее + σ), например: «Команда ОГУ получила право защищать честь университета на чемпионате Европы среди вузов по настольному теннису, который состоится в Чехии в июне» («С «серебром» — на чемпионат», «Южный Урал» от 3 мая 2007 г.).

Собственные сильные связи поле Подразделения ОГУ образует с остальными информационными субъектами университета — с Администрацией ОГУ и Преподавателями ОГУ (среднее + 3σ). Данные связи логичны, так как представители администрации вуза осуществляют руководство, а преподаватели — учебный процесс.

Но сами поля Администрация ОГУ и Преподаватели ОГУ вписаны в небольшое количество информационных контекстов. У поля Администрация ОГУ это сочетается с высокой частотностью (четвертое по частотности), что свидетельствует о важности поля, но отсутствии у него  информационной мобильности — информационные контексты, которые привлекаются в прессе для изображения представителей администрации вуза, не отличаются разнообразием. Прежде всего, руководство Оренбургского государственного университета предстает как репрезентант, представительное лицо вуза (самая тесная связь с Подразделениями ОГУ). Причем практически со всеми остальными деятельностными и аксиологическими контекстами Администрация ОГУ соотносится опосредованно — через связь с Подразделениями ОГУ; например, ср. контекст, объединяющий Администрацию ОГУ с Культурными мероприятиями: «Кстати, этот снимок очень понравился ректору ОГУ Владимиру Ковалевскому, который пригласил на выставку гостей из Германии, Дании, Франции, Испании, приехавших на день рождения вуза» («Поговорим на языке фотографии», «Южный Урал» от 31 января 2007 г.).

Непосредственно информационные тенденции Администрации ОГУ связаны с Международным сотрудничеством и с Администрацией области (среднее + σ) — это те сферы, в которых руководство ОГУ проявляет себя открыто для СМИ и общества: «Оренбургская делегация побывала в США. В ее составе были ректор госуниверситета Владимир Ковалевский и заместитель министра экономического развитияи торговли области Игорь Еремин. На встрече обсуждались перспективы сотрудничества с общественным колледжем Солт-Лейк-Сити штата Юта» («Южный Урал» от 8 мая 2007 г.). Остальные сферы деятельности, составившие информационный образ ОГУ, как демонстрируется СМИ, развиваются вне влияния и интереса руководства университета.

Еще одни информационный контекст имеет достаточно сильную (среднее + 2σ) связь и с Администрацией ОГУ, и с Подразделениями ОГУ — это негативная оценка. Здесь имеются в виду обсуждавшиеся в прессе конфликты с прежним руководством вуза, факты взяточничества, обязательные денежные взносы, требуемые со студентов на учебную литературу. К сожалению, данный негативный блок (объективно он должен присутствовать при обсуждении  информационного портрета любой организации) не уравновешивается Положительными оценками — это поле выделялось нами при анализе контекстов, но оно не вошло в число значимых ни по одному из выбранных параметров. Негативная оценка актуализируется и относительно Студентов (среднее + σ) — главным образом в освещенных прессой случаях нарушения ими правил и норм поведения.

Что касается информационного облика Преподавателей ОГУ, то, принимая во внимание еще и небольшую частотность этого поля, он невыразителен и стереотипен: преподаватели связаны со Студентами, Культурными мероприятиями (среднее + σ) и Подразделениями ОГУ, которые они представляют. Научная деятельность преподавателей ОГУ, достижения в этой сфере, международные связи, преподавательские разработки — ничто из перечисленного не нашло своего существенного освещения в СМИ и, соответственно, не оставило следа в имиджевом портрете и в общественном мнении.

Отметим еще один информационный контекст, актуализировавшийся относительно Оренбургского госуниверситета, — это явное или неявное обсуждение вопроса о масштабах, в которые он вписывается в рамках своей деятельности — региональные, российские, международные (связь между полями Подразделения ОГУ и Масштабы ОГУ равна среднее + 2σ), например: «Сайт ОГУ занял 14-е место среди 91 сайта российских вузов и 1573 место среди 4000 сайтов вузов мира в рейтинге «вузов в сети» («Сайт ОГУ — четырнадцатый», «Оренбургская сударыня», № 32). Модель открывает, что наиболее актуальным для Оренбургского государственного университета контекстом становится Оренбуржье (связь и с Подразделениями ОГУ, и с Масштабами ОГУ); ОГУ воспринимается общественным сознанием в соотношении с вузами Оренбуржья и считается в этих масштабах крупнейшим учреждением высшей школы.

Наибольшее количество востребованных деятельностных контекстов актуализировалось относительно поля Студенты. Мы уже отметили, что именно оно образует тесные связи и с Соревнованиями, и с Международным сотрудничеством, менее тесные — с Культурой. Исключительно с полем Студенты соотнесены представления о Перспективах — научных, творческих, коммуникативных. Студенче ство в Оренбургском государственном университете представлено ярко и многообразно. Сферы деятельности, в которые вовлечено студенчество, также имеют свою специфику информационной подачи в СМИ.

Кроме обозначенных смысловых полей в создании имиджа университета в СМИ особую роль играют сферы деятельности, в которых вуз и его субъекты (администрация, преподаватели, студенты и др.) себя реализуют.

Повторимся, что основными сферами деятельности (так, как они представлены в оренбургских СМИ) для ОГУ являются Соревнования, Культурные мероприятия и Международное сотрудничество. Таким образом, результаты контентанализа (анализа частоты встречаемости слов) подтверждаются результатами компонентного анализа (анализа смыслов, стоящих за каждым контекстом). Но, как уже отмечалось, преимуществом компонентного анализа контекстов является возможность учета совместной встречаемости смысловых полей в анализируемых контекстах, что позволяет детально рассматривать не только состав выделяемых смысловых полей, но и то смысловое окружение, посредством которого анализируемое поле презентируется в СМИ (и, соответственно, подается общественному сознанию).

Соревнования являются третьим по значимости полем в системе всех смысловых полей. В это поле включены компоненты, связанные с различными конкурсами («Мисс студентка-2007», конкурс «Студенческая осень», конкурс «Письмо президенту», конкурс «Студент-2006», конкурс бардовской песни, конкурс ледяных фигур, конкурс переводчиков, конкурсы КВН и др.) и спортивными состязаниями (открытый чемпионат Приволжского федерального округа по конному спорту, первенство города Оренбурга по конкуру (преодоление препятствий), Кубок России по плаванию, соревнования по пауэр-лифтингу, студенческий турнир по пейнтболу «Новая волна 2007–2008», а также многочисленные упоминания о соревнованиях с участием хоккейной сборной «Газпром-ОГУ» и др.). Основными участниками соревнований становятся либо студенты (самая сильная связь поле Соревнования имеет с полем Студенты), либо команды ОГУ (поле Коллективы ОГУ), в число которых входят спортивные коллективы («Газпром-ОГУ», конноспортивная секция, команда ОГУ по настольному теннису), творческие коллективы («Жемчужинка», ансамбль современного танца «Иные», вокальная группа «Экскурс», фотостудия) и команды КВН ОГУ («Центр», «Братья Гриль», «Дип Хаус», «Третий семестр»). В меньшей мере поле Соревнования связано с Подразделениями ОГУ (а через них косвенно с преподавателями).

Упоминание в одном контексте Соревнований и Подразделений 89 сk ОГУ обусловлено, в первую очередь, деятельностью кафедры дизайна архитектурно-строительного факультета, которая устраивает многочисленные выставки (об этом ниже) и участвует в городских конкурсах (например: «Кульминацией ледяного действа стал конкурс фигур, организованный по инициативе администрации областного центра, компании «Русский узор» и мастеров кафедры дизайна Оренбургского госуниверситета. Молодым скульпторам — студентам ОГУ и областного художественного училища — были даны четыре дня на разработку эскиза и создание ледяной композиции перед зданием областной филармонии», «Южный Урал», 12 января 2007 г.). Кроме кафедры дизайна, участием в конкурсных программах университет обязан финансово-экономическому факультету, студентка которого (Дина Сулейманова) стала победительницей конкурса «Мисс студентка-2007». Показательно, что упоминание финансово-экономического факультета в прессе вне имени студентки-конкурсантки крайне незначительно и соотнесено только с проведением вступительных экзаменов в вуз. Таким образом, как уже говорилось, студенты ОГУ во многих случаях являются единственными активными участниками деятельности вуза, пропагандирующими его среди жителей Оренбуржья.

Поле Соревнования естественным образом соотнесено с полем Победы и достижения, видимо, являющимся значимым для вуза. Заметим, однако, что образ вуза-победителя, формирующийся в СМИ, в первую очередь связан с победами в области спорта, что для классического университета не является профильным направлением. Частотны также упоминания о победах в конкурсах красоты, в сфере танцевального искусства (коллектив «Жемчужинка»), а также в играх КВН. Как мы отмечали, упоминания о профессиональных конкурсах крайне редки (федеральные и региональные гранты, проекты, премии и др.), нечастотны также ссылки на олимпиады, профессиональные конкурсы среди студентов. И, что представляется особенно важным, преподаватели ОГУ полностью исключены из пространства соревновательной деятельности.

Важным аспектом соревнований является их статус. Спортивные соревнования чаще всего (благодаря хоккейной команде) соотносятся с пространством России: так, частотны контексты подобного типа: «Газпром-ОГУ» усилили два защитника и шесть нападающих, в том числе опытные Айдар Шигапов и Виталий Голубничий. Именно двое последних стали творцами недавней исторической победы над легендарными московскими «Крыльями Советов» — 6:4». («Московский комсомолец» от 28 ноября — 5 декабря 2007 г.). Творческие коллективы проявляют себя (и презентируют ОГУ) как в рамках Оренбуржья, так и в границах Российской Федерации. Контексты, в которых деятельность коллективов имела бы международный статус, не перешагнули порог статистической значимости. Оренбургский масштаб демонстрирует и деятельность КВН университета.

Пространство, в котором реализуется деятельность университета (как она отражена в СМИ), указывает, с одной стороны, на масштаб вуза, его статус и потенциал, а с другой, — обозначает те векторы деятельности вуза, которые намечает его руководство. В этой связи обращает на себя внимание следующее:

  1. вуз проявляет себя в общероссийском пространстве только со стороны спортивной деятельности. Образовательная и научная деятельность вуза практически не включена в образовательную и научную деятельность России. В СМИ крайне редки упоминания о контактах с другими российскими вузами. Сами же подобные контакты большей частью представлены  косвенно через представителей администрации вузов страны (почти всегда МГУ, реже Саратовский и Пермский университеты), которые посетили ОГУ («В свое время высоко оценил подготовку специалистов по философии проректор МГУ Владимир Миронов, этим летом хорошие отзывы о подготовке физиков, тех, кому предстоит стать первопроходцами в нанотехнологиях, дал проректор МГУ Александр Салецкий» («Оренбуржье» от 31 августа 2007 г.)). Подтверждают сказанное и связи поля Другие вузы (имеется в виду упоминание в одном контексте с ОГУ других высших учебных заведений). Другие вузы соотносятся только с полями Международное сотрудничество и Зарубежье, то есть представляют вузы Зарубежья, с которыми у ОГУ есть образовательные и научные контакты. В то же время поле Другие вузы не имеет связей с полями Россия и Оренбуржье, то есть слабо соотнесено с российскими вузами (даже местного уровня);
  2. взамен «российскому направлению» деятельность университета в СМИ рассматривается в призме «международного сотрудничества». Однако очевидно, что в СМИ это сотрудничество не рассматривается как равно-ценное для всех его участников: показательна в этом отношении следующая заметка «Сайт ОГУ занял 14 место среди 91 сайта российских вузов и 1573 место (выделено нами. — К.Б. и Н.З.) среди 4000 сайтов вузов мира в рейтинге «вузов в сети» («Оренбургская сударыня», № 32). Исключенность вуза из образовательной и научной деятельности России и переориентация на интеграцию в мировое пространство не повышает в тех же СМИ статуса ОГУ — в большинстве встретившихся контекстов деятельность университета рассматривается в масштабах Оренбуржья.

Международное сотрудничество, как отмечалось, является приоритетным направлением образовательной и научной деятельности вуза (на рисунке видно, что это поле имеет связи с полем Администрация ОГУ, то есть, с одной стороны, международное сотрудничество осуществляется через деятельность руководства вуза, а с другой, — для руководства университета эта деятельность является крайне значимой). Международное сотрудничество (совместно с полем Зарубежье) является статистически значимым контекстом для функционирования поля Наука. То есть научная деятельность университета мыслится СМИ только в связи с международными программами, с зарубежными учеными, реализующими совместно с ОГУ свои проекты. При этом становится особенно чувствительным с информационной точки зрения уже отмеченный факт, что научная деятельность преподавателей ОГУ очень слабо представлена в информационном пространстве Оренбуржья.

Международное сотрудничество имеет связи с полями Студенты и Перспективы. Для студентов сотрудничество университета с вузами Зарубежья может рассматриваться в качестве перспективы стажировки и отъезда за границу. В этой связи ОГУ в СМИ становится вполне реальным посредником (мостом) в поисках путей эмиграции и тем самым теряет самоценность. Поле Перспективы имеет связь и с полем Наука, но пока это поле, как уже отмечалось, лишено самостоятельности и крайне зависимо от того же Международного сотрудничества. Интересно, что Преподаватели ОГУ не связаны ни с полем Перспектива, ни с полем Международное сотрудничество. Это в очередной раз свидетельствует об отсутствии качеств самостоятельности, уникальности профессорско-преподавательского состава в информационном портрете ОГУ, создаваемом прессой.

Культурные мероприятия — третья важная сторона деятельности вуза. В это поле входят упоминания в СМИ фактов проведения многочисленных выставок в ОГУ: выставка «Мир глазами туриста»; выставка «Восток-Запад — грани понимания»; выставка манги (японские комиксы); выставка «Японская весна в Оренбурге»; выставка, посвященная художественным образам предметного мира; выставка флористики «Пробуждение»; выставка «Архитектура Оренбуржья»; международная фотовыставка «Его величество — момент»; выставка «Идея. Дизайн. Объект. Проект» и многие другие. Кроме выставок в поле включены и упоминания о проводимых в ОГУ (или с его участием) фестивалях: осенний фестиваль «Дни Японии», фестиваль японского кино, фестиваль «На Николаевской», фестиваль «Пражская весна», IV открытый фестиваль детского и юношеского творчества «Европа плюс Азия», Неделя романских языков и др. Культурные мероприятия — единственная сфера деятельности, в которой реализуют себя преподаватели ОГУ (во многих из перечисленных выше выставок они являются непосредственными участниками), чаще всего это преподаватели кафедры дизайна и кафедры рисунка, а также кафедры физвоспитания. Однако это поле также имеет тесную соотнесенность с полем Зарубежье, то есть выставки и фестивали большей частью проходят в рамках международного сотрудничества ОГУ.

Таким образом, мы можем выделить следующие черты имиджевого портрета Оренбургского государственного университета. Оренбургский госуниверситет предстает как масштабная организация со сложной разветвленной и многообразной структурой. Университет имеет большое влияние в Оренбургской области, считается крупнейшим вузом Оренбуржья. Отличительной чертой ОГУ является стремление к максимальному расширению контактов с зарубежными странами, международному сотрудничеству в культурной, научной и образовательной сферах. Самый актуальный деятельностный контекст, связываемый с Оренбургским госуниверситетом, — соревновательный контекст, что создает образ активного вуза, желающего бороться и побеждать. Кроме того, представители ОГУ проявляют себя в сфере культуры и искусства — и как участники культурной жизни, и как ее организаторы. В целом Оренбургский государственный университет презентируется общественному сознанию в качестве перспективного вуза, деятельность которого устремлена к будущим свершениям.

Однако черты имиджевого портрета ОГУ, реконструированного на материале информационной деятельности СМИ Оренбуржья, отличаются очень большой степенью информационной диспропорциональности. Так, акцентуация величины и масштабности университета сопровождается информационной пассивностью отдельных подразделений ОГУ, они предстают в информационном пространстве как безликие элементы большой структуры, не имеющие собственной, в том числе профессиональной, индивидуальности. Из всех представителей университета активно проявляют себя в информационном пространстве только студенты, во многих информационных случаях они являются единственными участниками деятельности вуза, пропагандирующими его среди жителей Оренбуржья. Информационная активность руководства ОГУ связана с международным сотрудничеством вуза и административной деятельностью, остальные сферы функционирования университета, как демонстрируется СМИ, развиваются вне влияния и интереса руководства ОГУ. Информация о деятельности профессорско-преподавательского состава ограничивается констатациями причастности их к ОГУ и участием в культурных мероприятиях, что формирует образ преподавателей, у которых отсутствует индивидуальность, научные достижения и т. д. При акцентуации широких международных контактов университета практически полностью отсутствуют сведения о наличии и развитии подобных контактов внутри страны. Образовательная и научная деятельность вуза практически не включена в образовательную и научную деятельность России. Работа преподавателей вуза по усовершенствованию образовательной деятельности, установление связей с будущими работодателями выпускников на общем информационном фоне предстают не достаточно ярко, чтобы стать отличительной чертой портрета ОГУ.

Научная деятельность университета отражается в СМИ только в связи с международными программами. Исследования, ведущиеся в самом вузе, освещены обобщенно и фрагментарно, что создает образ науки в ОГУ, зависящей от иностранных связей. В этой связи ОГУ в СМИ представляется в качестве посредника в поисках путей эмиграции, так как не заявляет о собственной самоценности. Широкий соревновательный контекст, актуализировавшийся вокруг ОГУ в СМИ, касается только спортивных соревнований, творческих фестивалей, КВН; научные и образовательные состязания не представлены в достаточной степени. Преподаватели ОГУ практически полностью исключены из информационного пространства соревновательной деятельности.

Мы подчеркиваем, что указанные диспропорции в имиджевом портрете ОГУ имеют информационный характер, и при соответствующей деятельности специальных отделов университета по связям с общественностью портрет сможет обрести гармоничные пропорции.

 

Литература
1. Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Концепт «водка» в современной России //Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. — № 2.
2. Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Имя для пельменей (мониторинг ассоциативно-смысловых ожиданий потребителя) // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — № 1.
3. Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Психосемиосфера политической России //Политический маркетинг. — 2007. — № 12.
4. Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Применение метода графосемантического моделирования в лингвомаркетологических исследованиях // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2005. — № 8.
5. Кузнецов А.М. От компонентного анализа к компонентному синтезу. — М.: Наука, 1986.
6. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. — М.: Наука, 1974.

 

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы