Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Теория менеджмента    Служить делу или деньгам?

Служить делу или деньгам?

Служить делу или деньгам?

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2007

Хохлова Т.П.

канд. экон. наук, профессор,
зав. кафедрой менеджмента
и мировой экономики
Краснодарского филиала
ГОУ ВПО «Российский
государственный торгово-
экономический университет»

Состоявшийся 5–7 марта в Москве XI Всемирный Русский Народный Собор на тему «Богатство и бедность в российском обществе» высветил большое число проблем, непосредственно связанных с моральными, социально-нравственными, культурно-этическими аспектами деловых отношений, социальной ответственностью и этикой в бизнесе.

Эти вопросы давно с тревогой обсуждаются в широких кругах специалистов, ученых и общественных деятелей. Они остаются острыми и трудноразрешимыми не только для российской экономики, но и для многих высокоразвитых стран. Понятия «социальная ответственность», «этичная экономика» затрагивают сегодня широкий спектр проблем, рассматривать, а главное – решать которые следует на системной, конструктивной основе.

Что есть богатство и что есть бедность?

В настоящее время в России, по официальным данным, децильное соотношение среднедушевых доходов (разница между 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан) превышает 15 раз. При этом доля доходов, получаемых самыми бедными, в пять раз меньше, чем их доля в численности населения России. А доля доходов, принадлежащих самым богатым, в 17 раз выше их доли в составе населения. Поляризация общества приводит к деформации его социальной структуры – формированию «пирамидальной» двухъярусной модели (меньшинство «богатых» при большинстве «бедных»), присущей слаборазвитым и отсталым странам. Для развитых стран характерна «ромбовидная» социальная структура, в которую, кроме богатых и бедных меньшинств, входит развитый средний класс большинства (например, в США к этой категории относится почти 75% населения).

По мнению академика Львова, в России сложилась «стратификация общества – уникальное явление конца XX – начала XXI в., которого еще не знала новейшая история». С одной стороны, «богатая» Россия, которая стремительно приближается по уровню душевого дохода к странам Западной Европы. С другой стороны – «бедная» Россия, уровень дохода которой едва превышает 1500 долларов в год. На долю первой приходится около 15% населения, но примерно 67–72% всех сбережений в стране, 92% доходов от принадлежавшего государству имущества, 98% средств, использованных для покупки иностранной валюты.

Существующее разделение общества, регионов и граждан разрушает единство России, усиливает межрегиональные и межнациональные противоречия, приводит к оттоку высококвалифицированных кадров за рубеж, ухудшает образовательный и профессиональный потенциал общества.

Экономические и социальные диспропорции неизбежно сопровождаются потерей гражданских позиций, искажением социально-этических, морально-нравственных ориентиров, утратой социальноответственных поведенческих установок хозяйствующих субъектов.

Отношение к богатству и бедности заложено в корнях российской духовной культуры. Православное вероучение не считает богатство грехом, но предостерегает от любви к богатству и вещам, напоминая, что жизнь человека не зависит от «изобилия его имения» (Лк, 12, 15). В экономическом развитии России на протяжении длительного исторического периода существенную роль играли русское духовенство и монастыри: они были не только крупными землевладельцами, но и вели торговлю, ссужали деньгами, налаживали хозяйственные связи, регулировали экономические отношения. Издавна на Руси крестьяне, даже крепостные, активно занимались торговлей и коммерцией.

Христианское учение не осуждает ни коммерцию, ни стремление к получению прибыли, так как не усматривает зла в самой природе вещей. Оно учит, что зло заключается не в вещах и явлениях как таковых, а в извращенном отношении к ним. Слова Христа «Трудно надеющемуся на богатство войти в Царство Божие» (Мк, 10, 23 – 24) наставляют, что богатство отягощает духовную свободу личности, создает иллюзорные ориентиры и ценности. Если стремление к обогащению становится главной целью деятельности, закрывает подлинный смысл жизни, тогда человек теряет свободу духа и становится рабом вещей. Гуманистические ценности призывают состоятельных людей заботиться о нуждающихся, оказывать пожертвования, делиться своим богатством. Святые Вселенской Церкви считали вором того, кто не отдает часть имущества нуждающимся.

В истории РПЦ есть множество примеров подлинно христианского отношения к богатству и предпринимательству. Например, когда в конце XI в. вследствие политических осложнений в Киев прекратился ввоз галицкой соли, и барышники неимоверно подняли цену на этот товар, на выручку бедным людям явился Печерский монастырь, который открыл для дешевой продажи свои соляные запасы и сбивал рыночные цены. В Московском государстве начала XVI в. только церкви соглашались давать ссуды под 10% против общепринятых «невыносимо больших», по словам иноземного наблюдателя, 20%, тем самым противостоя хищническому ростовщичеству. Знаменитый подвижник, оптинский старец Амвросий, по свидетельствам современников, сам любил устроить какое-либо дело и научал этому других, с горячностью давал коммерческие советы и благословлял – если видел, что дело в руках честного человека и служит благой цели. Он поощрял смекалистых, деятельных людей, следующих принципу «сам не плошай», и давал благословение, а с ним и веру в удачу самым смелым предприятиям.

Таким образом, вековые ценности и традиции русской цивилизации никогда не отвергали ни богатство, ни бизнес вообще, но смягчали их нравственно, привносили в них идеалы служения обществу, честности, порядочности, гуманизма – те моральные и этические принципы, в которых так нуждается современная бизнес-среда.

По мере углубления рыночных отношений усиливается проблема подлинной связи интересов бизнеса с интересами потребителей, рынка и общества в целом. Сегодня, как и в далекие времена, важен духовный настрой состоятельного человека, готовность оказать бескорыстную помощь, сохранить подлинную свободу и независимость от «золотого тельца».

В сердцевине проблемы предпринимательской этики и социальной ответственности бизнеса лежат личные принципы и ценности участников рыночных взаимоотношений как их общие убеждения относительно добра и зла, вечного и приходящего, допустимого и запретного. Это затрагивает широкий спектр вариантов поведения людей, которые, как правило, определяются общепринятыми нормами, традициями, культурой, моралью и законами общества. Осуществляя предпринимательскую деятельность, каждый субъект рыночных отношений решает для себя вопрос – служить делу или деньгам – по-разному, сообразно собственным установкам и потребностям.

Как известно, изначальное стремление людей к какой-либо деятельности, в том числе и к предпринимательству, базируется на глубинной внутренней мотивации, которая, действуя подобно туго скрученной пружине, побуждает к деятельности, определяет выбор действий и поступков личности. К сожалению, при этом далеко не всем субъектам представляется необходимым соизмерять личные устремления с экономическими и социальными целями общества, рынка, отдельных категорий потребителей.

Проведенное мной исследование мотивационных установок участников малого и среднего бизнеса Кубани позволило выделить три группы. Первая группа – положительно мотивированные деловые люди, прирожденные бизнесмены. Именно они способны поддержать и развить культуру предпринимательства, основанную на принципах этики и социальной ответственности. Однако их численность не превышает 20%.

Вторая группа – предприниматели «поневоле», ставшие таковыми от бытовых трудностей и использующие бизнес для решения личных проблем и достижения, главным образом, материального благополучия. Несмотря на многочисленность (почти 70%), это, как правило, мелкие рыбки, не стремящиеся реализоваться в решении социальных задач.

Третья группа – выходцы из «серого» сектора экономики, мотивы которых сопряжены с личным обогащением любой ценой. Таким образом, в современной предпринимательской среде значительное влияние оказывают мотивы «Бог – доллар, доллар – отец, доллар – дух святой» (В. Маяковский. Мое открытие Америки). Экономические и социальные деформации подстегивают инфляцию человеческих ценностей, рушат нравственные устои общества.

Выявление мотивов предпринимательской деятельности – предмет исследований многих зарубежных специалистов, поскольку и там эта проблема актуальна. Как показали исследования, проведенные недавно в США, начинающие бизнесмены, как правило, стремятся прежде всего к трем положениям: деньгам, власти, вещам, усматривая смысл жизни в обладании ими. Столь однобокая устремленность не способствует решению общественных проблем, поэтому практически во всех развитых странах проводится корректировка рыночных взаимодействий: внимание уделяется несению социальной ответственности и соблюдению этичного поведения со стороны бизнес-сообществ.

Широко известна и не требует особых комментариев высокая созидательная мотивация японцев. Согласно обследованию большой группы респондентов – от простых рабочих до топ-менеджеров – 25% опрошенных на вопрос о том, пойдут ли они на подрыв личной жизни во имя служения фирме, ответили «да», 44% ответили «возможно, да» и только 28% не согласились с этим. Выдающийся японский менеджер, президент электронного гиганта «Сони корпорейшн» А. Морита так объясняет это: «Людям нужны деньги, но они хотят получать удовольствие от своей работы и гордиться ею». Можно добавить, что удовлетворение этих потребностей, достижение высокого положения, социального статуса и престижа обеспечивают весьма высокий уровень материального благосостояния.

Человек не рождается с готовой мотивацией (тем более к труду), она активно формируется под влиянием основных социальных и экономических факторов: культуры, традиций, системы ценностей, общественной ситуации, уровня жизни. «Великие» в бизнесе никогда не ставили перед собой цель достичь роскоши. Анализ истории предпринимательства и судеб выдающихся менеджеров убеждает, что к достижению вожделенных благ людей приводит нечто иное. Тяга к изобретательству, фанатичная увлеченность и преданность своему делу сделали Г. Форда основоположником автомобилестроительной промышленности. На пост президента крупнейшей автомобилестроительной компании Л. Якокку привели крайняя неудовлетворенность своим социальным положением, здоровое честолюбие, острое желание чужестранца заявить о себе, добиться признания и уважения.

Ведущим фактором успешного предпринимательства, как считал Г. Форд, является «принцип служения делу». Он указывал, что доминирование лишь финансовых интересов губительно для предпринимательской идеи, так как активность направляется к текущей прибыли, а перспективные возможности приносятся в жертву сиюминутной выгоде. На фоне этом сомнения в продуктивности ценностных ориентаций вызывают рекомендации по развитию личной мотивации М. Смолла («думать о деньгах постоянно – во время еды, прогулок и даже ночью, когда спите»).

Конечно, деньги, прибыль и богатство являются мощным фактором бизнеса, но сам мотив личного обогащения в развитых капиталистических обществах существенно трансформирован. Деньги выступают как средство, позволяющее организовать самостоятельное дело, достичь независимости и добиться желаемого собственными силами. Не потому ли многие богатые люди, нажившие свое состояние нелегким трудом, ведут скромный, даже аскетичный образ жизни и напряженно работают?

От мотивационных установок хозяйствующих субъектов зависит конечный показатель эффективности предпринимательской деятельности, включающий в себя не только получение прибыли, но и достижение от этого пользы всем согражданам. К сожалению, по оценкам экономистов, в современном российском бизнесе на шкале социальной ответственности эффективное положение занимают не более 15% от вовлеченных в него, а остальные субъекты позиционируются нейтрально или, в худшем случае, устремлены к личной наживе и обогащению любой ценой.

Проведенные опросы студентов показали, что среди молодежи превалируют потребительские настроения. Анализ доминирующих тенденций показал, что будущие предприниматели стремятся в первую очередь к удовольствиям, деньгам, вещам и прочим материальным благам. Почти все они оценивают будущую профессиональную деятельность как средство достижения личных целей, в значительной степени связанных с удовлетворением материальных потребностей. При этом осознание ответственности за результаты трудовой деятельности, социальные установки весьма ограниченны. Поэтому представляется целесообразным включение в учебные программы специальных дисциплин, направленных на стимулирование социальной мотивации, рыночного мировоззрения, формирование профессиональной этики и социальной ответственности будущих специалистов.

Достижение этой цели обусловливает необходимость активного использования инновационных образовательных технологий, в частности, вовлечение в учебный процесс представителей бизнес-кругов, успешных предпринимателей, заинтересованных работодателей. Основная задача этого – развитие продуктивной социальной ориентации молодежи, повышение восприимчивости к общественным проблемам, формирование гражданских позиций и представлений об участии делового мира в решении проблем общества.

Методологической основой этой деятельности должен быть системный подход, развивающий масштабное, «панорамное» видение современных бизнес-процессов в их разнообразных связях с многослойной внешней средой. Постулатом выступает «железный закон ответственности» К. Дэвиса, который гласит: тот, кто устремлен к наживе, руководствуется сиюминутными интересами и не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, в долговременной перспективе эту власть потеряет. Именно ориентация на перспективу имеет ключевое значение, поскольку внимание к этическим проблемам возрастает с ростом уровня экономического благосостояния общества. Таким образом, одно из основных условий создания «этичной экономики» видится в формировании нового типа экономического мышления, в центре которого – ярко выраженная потребность в достижении социально полезной цели. Деньги нужны для реализации всех идей и намерений, они выступают как показатель успеха в достижении поставленной цели, являются мерой оценки каждого со стороны всех. Деньги и дело – это два привода, которые, дополняя друг друга, продвигают общество по пути цивилизации и прогресса.

Умножая свою собственность, настоящий бизнесмен и его дело умножают национальное богатство страны, а это единственный способ реально улучшить экономическое положение общества. Для бизнесмена дело – любое, избранное им в качестве своего личного призвания и приносящее ему деньги, – это смысл его существования и нравственный долг, которому он служит самоотверженно и бескорыстно, а деньги – достойная награда за исполненное предназначение.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы