Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Теория менеджмента    К вопросу об оптимальной долговой политике

К вопросу об оптимальной долговой политике

К вопросу об оптимальной долговой политике

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2007

Чернышева Т.Ю.

ст. преподаватель,
Юргинский технологический институт – филиал
Томского политехнического университета

Вопросы управления государственным долгом стали одной из наиболее обсуждаемых тем среди политиков и экономистов. Федеральное законодательство относит вопросы обслуживания и погашения долга субъекта РФ и муниципальных образований к вопросам, финансируемым за счет средств их же бюджетов.

Прогнозирование и планирование как основные элементы управления долгом

Всякое управленческое решение основывается на прогнозах и планах.
Логические формулы процессов выработки информации о будущем можно записать следующим образом [1]:
1) прогнозирование – вероятно будет;
2) предсказание – будет;
3) планирование – должно быть.
В условиях переходной экономики математические методы прогнозирования справедливо занимают гораздо более скромное место, чем в сформировавшейся экономике. В этой ситуации математические методы могут применяться при прогнозировании структуры и объема долга:
1) краткосрочном прогнозировании, когда вероятность структурных изменений достаточно низка;
2) при условии, что исходные статистические данные соответствуют требованиям, предъявляемым используемым математическим методом;
3) с верификацией результата другим методом.
Планирование – сводящий процесс, поскольку оно уменьшает расхождение между вероятным и желаемым (оптимальным) будущим. Для оптимизационного планирования характерны следующие задачи [2]:
– минимизация ресурса (привлечения инвестиций), необходимого для достижения намеченного уровня эффективности;
– максимизация эффективности, которой можно достичь с имеющимся запасом ресурса;
– максимизация отношения эффективности к затратам.
Все планы имеют три общих компонента – начальное состояние, цель (или конечное состояние) и средства, связывающие эти два состояния. Цель процесса планирования – соединить компоненты за наименьшую цену, чтобы достигнуть наибольшей эффективности.

График долговых платежей

Одной из основных целей управления структурой долга является управление графиком долговых платежей, с тем чтобы, с одной стороны, в нем отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а с другой – основные выплаты по долгам приходились на период ожидаемого роста экономики [3]. Ключевым моментом в данной модели является непрерывность управления, в частности для того, чтобы политику заимствований можно было корректировать в зависимости от текущего состояния экономики и наиболее достоверных краткосрочных прогнозов. План финансовых потоков инвестиционной программы, представляющий непрерывные распределения, формируется из нескольких взаимосвязанных потоков денежных средств: подневного плана привлечения и возврата заимствований; плана финансирования объектов инвестиционной программы; плана привлечения средств на покрытие кассовых разрывов; плана временного отвлечения на покрытие кассовых разрывов средств, привлеченных в целом для финансирования инвестиционной программы. В идеальном случае план финансовых потоков должен представлять собой график с шагом в один день.
Цель формирования плана финансовых потоков – обеспечить реальное разделение текущего и капитального бюджетов на основе принципа единства кассы (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ).
Оптимальная политика региональных или городских администраций в области привлечения заемных средств должна строиться на основе следующих принципов и допущений [4]:
– Региональные (городские) власти должны иметь формализованную стратегию (концепцию) своего развития на средне- (3–5 лет) и долгосрочную (5–10 лет) перспективу. При этом должна быть подтверждена выполнимость разработанной стратегии (концепции) и, в частности, ее обеспеченность ресурсами, в том числе инвестиционными. Как правило, это достигается на основе использования современных методов компьютерного моделирования.
– Инвестиционная стратегия должна быть органично увязана со стратегией (концепцией) развития региона или города, а точнее, обслуживать ее. При ее формировании необходимо учитывать угрозы (риски) и варианты их нейтрализации (хеджирования). Предпочтение целесообразно отдавать не прямому заимствованию, а созданию условий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности региона (города) и стимулирующих привлечение частного капитала в инфраструктурные проекты, что является одним из основных путей высвобождения бюджетных средств для последующего их направления на необходимые социальные инвестиционные потребности.
– Займы должны представлять собой целостное звено финансово-инвестиционной системы региона или города. Другими словами, региональные и городские власти должны иметь подсистему управления, координирующую процесс привлечения и эффективного использования заемных средств. Важнейшей функцией этой подсистемы является оптимизация портфеля заемных средств (поддержание оптимального баланса между кратко-, средне- и долгосрочными заемными инструментами), поддержание его ликвидности и обеспечение требуемой ритмичности погашения заемных обязательств.
– Разрабатывается комплексный среднесрочный финансовый план как важнейшая составная часть бюджетного процесса. Долг, инвестиционные планы и обязательства должны выступать в качестве составных частей среднесрочного финансового плана, где также должны быть отражены расчетные доходы, расходы, стоимость обслуживания долга и инвестиционные расходы, рассчитываемые на основании допущений. Каждая из перечисленных выше статей может быть изменена по отдельности или в комбинации с другими, что позволит проводить анализ их чувствительности в условиях различных сценариев. Итоги такого анализа станут основанием для определения объема долга, который можно привлечь в данный период, и, следовательно, объема инвестиций.
– Расходы, связанные с привлечением и обслуживанием заемных ресурсов, обязательно должны соотноситься с реальным экономическим эффектом, полученным по итогам реализации проектов, финансируемых за счет заемных средств (в качестве критерия можно использовать эффект финансового рычага).
– Привлечение заемных ресурсов должно осуществляться для финансирования экономически значимых региональных и общегородских инвестиционных программ и проектов, реализация которых приведет в кратко- или среднесрочной перспективе либо к значительному снижению базовых бюджетных расходов, либо создаст предпосылки для усиления конкурентных позиций местных производителей, появления новых рабочих мест, что в итоге будет способствовать увеличению доходной части бюджета.
– Должна быть сформирована сбалансированная и прозрачная система управления инвестиционными программами, позволяющая погашать заемные средства и обеспечивать расчетный уровень возврата на капитал за счет cash flow проектов. Для этого необходимо проводить компьютерный учет финансовых потоков каждого проекта. Должна быть отлажена система финансового планирования, позволяющая идентифицировать все имеющиеся обязательства: заемщика, проценты, основные суммы, сроки платежа (а также возможные изменения в случае изменения факторов – инфляции, процентных ставок, курсов валют), а также обеспечивать наличие ресурсов, необходимых для достижения требуемого уровня платежей. Такое планирование должно быть систематическим и обоснованным, а не эпизодическим и интуитивным.
– Отбор инвестиционных проектов должен проводиться на основе объективной оценки их соответствия определенным критериям. Исполнительным органам власти необходимо делегировать все необходимые полномочия, связанные с процессом оценки и отбора инвестиционных проектов в рамках принятой политики, а сама политика, определяющая набор критериев и методы оценки, должна быть одобрена законодателями. Целесообразно, чтобы крупные проекты и поручительства согласовывались с региональными или городскими законодательными собраниями. Критерии отнесения проектов к категории крупных должны быть дифференцированы по регионам и городам.
Таким образом, сформулирован идеал. Следование вышеперечисленным принципам позволит сформировать сбалансированную инвестиционно-заемную систему, ориентированную на обслуживание процессов расширенного воспроизводства региональных и местных экономик.

Осуществление контроля эффективности проведенных операций

Большинство принципов и методов оптимизации управления долгом основываются на прогнозах и теоретических рассуждениях. Реальное развитие экономической ситуации может несколько отличаться от прогнозного. При значительном числе переменных параметров долгового портфеля задача управления является многокритериальной, что требует непрерывного анализа уже совершенных операций. Для оценки эффективности управления используется целая система долговых показателей, позволяющая, кроме обеспечения контроля проводимых операций, осуществлять непрерывный мониторинг фактических параметров долга и совершенствовать алгоритм принятия решений. В настоящее время к основным долговым показателям относят объем основного долга, объем дисконтных и купонных обязательств, расходы на обслуживание и на погашение основного долга.
Использование приведенных показателей позволяет определять влияние каждой из проводимых операций на структуру долга и на график будущих платежей. Анализ данных показателей позволяет также определять уровень расходов или экономии, получаемой за счет проведения операций на вторичном рынке [4].
Основной целью планирования погашения и обслуживания уже имеющихся обязательств является оценка возможности их исполнения за счет доходов бюджета в планируемом интервале времени. Исходной информацией для расчетов являются [5]:
– объем и условия привлечения имеющихся обязательств;
– долговая емкость бюджета.
В большинстве случаев политика управления долгами оказывается более гибкой по сравнению с выбором между налогами или инфляцией, так как воздействие структуры долга на процессы в реальном секторе ограничено. Основным фактором влияния на госдолг в нормальных условиях является уровень доходности государственных бумаг, служащий ориентиром для всех финансовых операций.
Заемные инструменты выбираются на основе трех критериев:
– величина рисков;
– сроки погашения;
– стоимость заимствований.
В каждый момент власти получают средства за счет сбора налогов, сеньоража и выпуска новых долгов и расходуют их на покрытие государственных расходов, погашение долгов с истекшим сроком обращения и досрочный выкуп остальных обязательств [7].

Заключение

В условиях современной ситуации в российской экономике прогнозирование и планирование структуры и объема долга возможно только как краткосрочное, когда вероятность структурных изменений низка. Оптимальная долговая политика обязательно включает составление графика долговых платежей и его соблюдение. Оптимальная долговая политика определяется так, чтобы сначала попытаться профинансировать госрасходы исключительно за счет заимствований, вплоть до достижения стоимости долга в расчетных периодах своего значения. И только после этого власти будут дополнительно использовать налоги и сеньораж для финансирования госрасходов.
Основная задача управления государственным долгом – определение инвестиционного потенциала, включая потенциал, который может финансироваться за счет заимствований. Должны разрабатываться меры по повышению управляемости долга, снижению расходов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000.
3. Волкова Н. и др. Принципы и методы управления долгом Санкт-Петербурга // Рынок ценных бумаг. № 11. 2003. С.73–80.
4. Серпилин А. Принципы построения оптимальной инвестиционно-заемной системы городов и регионов // Рынок ценных бумаг. 2004. № 20. С. 60–69.
5. Батанов Э. Использование заимствований для финансирования инфраструктурных проектов (на примере Санкт-Петербурга) // Рынок ценных бумаг. № 14(269) 2004. С. 74–75.
6. Материалы сайта www.minfin.ru/fvr/metod/vymetod.doc (Временные методические рекомендации по управлению государственным и муниципальным долгом для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), 10.04.2005.
7. Вавилов А.Л., Ковалишин Е.А. Доверие инвесторов и оптимальное управление государственным долгом// Экономика и математические методы. 2002. Т. 38. №1.

Также по этой теме: