Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Теория менеджмента    Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности организаций

Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности организаций

12.11.2015

Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности организаций

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2010

Абдразаков Р.И.,
к. э. н., доцент кафедры
экономики ГОУ ВПО
«Тюменский государственный
архитектурно-строительный
университет»

Необходимым условием успешного функционирования любой организации на современном этапе развития отечественной экономики является их конкурентоспособность. Связано это прежде всего со значительным обострением борьбы между субъектами хозяйствования за сегменты рынка. В сложившейся ситуации проблема оценки конкурентоспособности становится приоритетной задачей в управлении организацией. Рассмотрение процедур оценки с позиции теории многокритериальной оптимизации позволяет по-новому взглянуть на вопрос оценки конкурентоспособности организаций.

Проблема многокритериального выбора является одной из ключевых экономических проблем. Сущность ее в том, что при сравнительном выборе принимаемых решений приходится учитывать не один критерий, а некоторую совокупность критериев (показателей). Применение нескольких критериев для определения наиболее предпочтительных решений существенно повышает адекватность и правильность оценки анализируемых объектов (систем, проектов). Характерные ситуации, связанные с наличием противоречивых критериев, возникают при использовании экономических категорий, в том числе и «конкурентоспособности».

В общем случае при расчёте конкурентоспособности интегральным подходом по m анализируемым организациям (периодам, вариантам, решениям, проектам) и системе (кластеру, набору, кортежу) частных критериев L формируется оценочная матрица:

 – номера критериев;
 – номера организаций-конкурентов;
 – значение l-го критерия по j-й организации (периоду, варианту, решению, проекту);
  – подмножество критериев оценки конкурентоспособности, которые соответственно максимизируются и минимизируются:  

Основные аспекты определения объективной оценки конкурентоспособности организаций данным подходом обусловлены концептуальными проблемами теории
- многокритериальных (компромиссных) решений:
- выбором схемы нормализации (стандартизации);
- учетом важности (значимости) критериев;
- выбором схемы компромисса(1).

Нормализация критериев обусловлена тем, что набор частных критериев  как правило, обладает свойствами разноразмерности, разномасштабности, противоречивости.

Процедура нормализации осуществляется приведением значений всех критериев  либо к единой размерности (очевидно, что в подавляющем большинстве случаев такое решение не применимо, поскольку обычно используется широкая номенклатура разнородных критериев), либо к безразмерным величинам

В последнем случае для каждого критерия определяется его экстремальное значение  и выбирается схема определения нормализованных значений:

Существует достаточно большое количество процедур перехода к безразмерным величинам  наиболее распространенными являются:

 

(1) В общем случае выделяются четыре проблемы указанной теории, кроме перечисленных существует проблема выбора области компромисса (переговорное множество В. Парето), не являющаяся при этом концептуальной.

 

 – подмножество схем нормализации, значения которых соответственно максимизируются и минимизируются:

Проблема учёта важности частных критериев стоит на том, что критерии обладают разной относительной важностью. Данная проблема решается, как правило, при помощи экспертных методов, поскольку математические модели установления важности одного показателя по отношению к другому показателю в большинстве случаев слабо обоснованы. При определении коэффициентов важности  необходимо учитывать условие нормировки

:

Основное назначение схем компромисса заключается в формализации перехода от  многокритериальной (векторной) задачи оптимальности к скалярной. При этом выбор схемы компромисса (свёртки критериев) является субъективной задачей, а значит, невозможно ни доказать, ни опровергнуть, что одна схема компромисса предпочтительнее другой. Основные методы определения компромиссных решений (метод главного критерия, лексикографический метод, метод последовательных уступок, теоретико-игровой подход, метод скаляризации) достаточно полно представлены в работе [1].

При решении проблем оценки конкурентоспособности организаций наиболее широкое распространение получил метод скаляризации, т. е. приведение векторной постановки  к скалярной задаче оптимизации вида:

Очевидно, что свёрток такого типа бесконечное множество и выбор какой-либо схемы осуществляется субъективно. К наиболее распространённым можно отнести следующие:

Если размерности критериев  одинаковы, то схемы компромисса не требуют нормализации и имеют вид:

При использовании такого подхода к оценке конкурентоспособности необходимо учитывать, что любая интегральная оценка может быть подвергнута сомнению в силу существования следующих проблем:
- недостоверность статистических и экспертных оценок критериев оценки конкурентоспособности;
- недостоверность информационной базы для определения критериев оценки конкурентоспособности;
- для критериев оценки свойственны разномасштабность, разноразмерность, разнонаправленность;
практически отсутствуют формализованные процедуры выбора ключевых критериев оценки конкурентоспособности организаций;
- оценки коэффициентов важности критериев оценки конкурентоспособности носят сугубо субъективный характер и в значительной степени зависят от группы экспертов;
- ярко выраженный субъективизм при выборе схем нормализации, методики определения коэффициентов важности, интегральной свёртки критериев оценки;
- изменение списка ключевых критериев способно резко изменить результат расчётов;
- изменение набора оцениваемых организаций также способно в значительной степени повлиять на результат расчёта;
- на итоговую оценку могут повлиять мнения аналитиков, заказчиков и других заинтересованных лиц.

Вместе с тем интегральная оценка позволяет:
- оценить конкурентоспособность организаций и выявить среди них лидеров и аутсайдеров рынка;
разработать на основе результатов оценки направления повышения конкурентоспособности отдельных организаций;
- проводить типологизацию и ранжирование организаций с позиции оценки их ресурсных и иных возможностей;
- выявлять диспропорциональности в развитии организаций анализируемого рынка;
- количественно и качественно идентифицировать конкурентоспособность организации с точки зрения наличия и оптимального соотношения образующих компонентов и взаимосвязей между ними;
- определить спектр мероприятий, способных повысить конкурентоспособность дорожно-строительных организаций на основе экономико-математического моделирования.

Литература
1. Васильев В.Д. Оптимизационный подход к выбору инвестиционных стратегий и проектов в строительстве объектов региона. – СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2004.

Также по этой теме: