Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Стратегический менеджмент    Основные принципы  разработки и внедрения систем менеджмента, обеспечивающих энергоэффективности предприятий

Основные принципы  разработки и внедрения систем менеджмента, обеспечивающих энергоэффективности предприятий

14.11.2013

Основные принципы  разработки и внедрения систем менеджмента, обеспечивающих энергоэффективности предприятий

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2009

Гусева Т.В.,
д. т. н., профессор, эксперт
проекта Фонда стратегических
программ «Климатические
стратегии для российских
мегаполисов»,
tguseva-pr@yandex.ru;

Бегак М.В.,
к. т. н., старший научный
сотрудник, эксперт проекта ЕС
«Гармонизация экологических
стандартов II – Россия»;

Миронова С.В.,
эксперт проекта Фонда
стратегических программ
«Климатические стратегии
для российских мегаполисов»

В начале XXI в. растёт внимание к обеспечению энергоэффективности экономики. Задачи  сокращения потребления энергии обсуждаются как в странах – импортёрах энергоносителей, так и в странах, значительная часть поступлений в бюджет которых связана с экспортом нефти и природного газа. Последнее справедливо и для России. По данным исследований, проведённых в 2007 г. экспертами Всемирного банка совместно с Центром по эффективному использованию энергии, «…объём неэффективного использования энергии в России равен годовому потреблению первичной энергии во Франции» [1].

В июне 2008 г. был опубликован Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» [2]. В соответствии с [2] для снижения к 2020 г. энергоёмкости валового внутреннего продукта России не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г., обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов в стране должны быть приняты усилия по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт. Наряду с этим должен быть обеспечен переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Фактически впервые в неразрывной связи официально рассматриваются вопросы технического регулирования для повышения энергетической и экологической эффективности экономики. Несмотря на обилие технических терминов, основным механизмом решения поставленных задач являются современные системы менеджмента. В контексте развития систем менеджмента целесообразно рассмотреть те принципы и подходы, которые в последнее десятилетие легли в основу концепции технического регулирования в Российской Федерации.

В 1996 г. Европейским союзом была принята директива «О комплексном предотвращении и контроле загрязнения (окружающей среды)» (Directive 96/61/EC concerning integrated pollution prevention and control), которая стала одним из самых эффективных средств управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды стран ЕС.

В отличие от ряда других документов, направленных на защиту водного бассейна, воздуха, минимизацию отходов, Directive 96/61/EC исповедует комплексный подход к окружающей среде как к единому целому и описывает процедуру выдачи промышленным предприятиям комплексных разрешений для всех видов воздействий на окружающую среду.

Директива распространяется на все крупные предприятия, которые относятся к категории «оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду» и потребляющих большие количества энергии и сырья. Такие предприятия должны неукоснительно соблюдать требования Directive 96/61/EC (изложенные в самом общем виде). Соблюдение требований основано на том, что предприятия должны получить так называемые комплексные разрешения (на выбросы, сбросы, размещение отходов) и жёстко следовать требованиям, описанным в этих документах. Директива недавно была изменена (в части терминологии и ссылок на новое законодательство ЕС); новая версия выпущена в 2008 г. (Directive 2008/1/EC concerning integrated pollution prevention and control) [3].

Центральной позицией Directive 2008/1/EC является требование достижения предприятиями экологической результативности, соответствующей «наилучшим доступным технологиям» (Best Available Technique). Понятие наилучших доступных технологий определено в Directive 2008/1/EC как «наиболее эффективные новейшие разработки для различных видов деятельности, процессов и способов функционирования, которые свидетельствуют о практической целесообразности использования конкретных технологий в качестве базы для установления разрешений на выбросы/сбросы (загрязняющих веществ) в окружающую среду с целью предотвращения загрязнения или, когда предотвращение практически невозможно, минимизации выбросов/ сбросов в окружающую среду» [3]. При этом под технологией понимается как используемая технология, так и способ, с помощью которого объект спроектирован, построен, эксплуатируется и выводится из эксплуатации. Под доступной понимается технология, которая достигла уровня, позволяющего обеспечить её внедрение в соответствующем секторе промышленности с учётом экономической и технической обоснованности, принимая во внимание затраты и преимущества; при этом субъект хозяйственной деятельности, на котором предполагается внедрение такой технологии, должен иметь к ней доступ, вне зависимости от того, разработана ли обсуждаемая технология в том государстве – члене ЕС, в котором предполагается её использование. Наконец, под наилучшей понимается технология, основанная на достижении общего высокого уровня защиты окружающей среды.

Ясно, что речь идёт о технологии как совокупности методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы, сырья, материала, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции [4, с. 534]. При этом нельзя недооценивать роль систем менеджмента в отношении как разработки, так и внедрения и последующего использования и совершенствования производственных процессов. В то же время Directive 2008/1/EC предписывает требования только в отношении рационального использования ресурсов и сокращения негативного воздействия на окружающую среду, то есть определяет преимущественно «экологические» критерии выбора наилучших доступных технологий (НДТ).

Интересно, что в 1996 г. Международной организацией стандартизации в свет был выпущена первая версия стандарта ISO 14001:1996 Environmental Management Systems – Specification with Guidance for Use [5]. Как Directive 2008/1/EC, так и стандарт [5] стали результатом продолжительной работы экспертов, учитывавших национальный опыт (в том числе опыт государств – членов ЕС по развитию Схемы экологического менеджмента и аудита [6]). В это же время появились публикации, подчеркивающие роль систем экологического менеджмента (СЭМ) во внедрении НДТ и, с другой стороны, роль НДТ в достижении основной цели СЭМ – последовательном улучшении экологической результативности [7–10].

В отношении Европейской комиссии Directive 2008/1/EC также было выдвинуто требование об организации «обмена информацией между государствами – членами и отраслями промышленности, заинтересованными во внедрении наилучших доступных технологий, и связанном с этим обменом мониторинге и развитием в данной области» [1]. В связи с этим было принято решение учредить Европейское бюро по комплексному предотвращению и контролю загрязнения, под эгидой которого был организован Форум по обмену информации в области НДТ и специализированные отраслевые технические рабочие группы. Основным результатом деятельности Европейского бюро по комплексному предотвращению и контролю загрязнения стали рекомендательные Справочные документы по наилучшим доступным технологиям.

Отраслевые Справочные документы содержат описание производственных процессов (технологий, методов), начиная с добычи сырья и заканчивая отправкой готовой продукции, которые считаются НДТ для рассматриваемой категории промышленных объектов.

Типичный отраслевой Справочный документ состоит из следующих разделов: Обзор состояния и развития отрасли: общая информация относительно рассматриваемой отрасли промышленности и относительно промышленных процессов, используемых в этой отрасли. Даётся краткий обзор структуры и характера отрасли, ключевых проблем экологической безопасности и потребления невозобновляемых ресурсов, характерных для отрасли.

Обобщённые сведения (по отрасли) об удельных характеристиках ресурсопотребления и энергопотребления (ресурсонасыщенности и энергонасыщенности продукции) и удельных экологических характеристиках: данные относительно уровней потребления сырья и энергии на единицу выпускаемой продукции, а также об удельных выбросах, сбросах и объёмах образования отходов, отражающих ситуацию на объектах хозяйственной деятельности, эксплуатируемых в период написания Справочного документа.

Детальные сведения о технологических, технических решениях, особенностях эксплуатации оборудования: подробное описание методов и технологий ресурсоэффективного и энергоэффективного производства, предотвращения вредных воздействий на окружающую среду, методов и подходов к сокращению выбросов, сбросов и образования отходов, а также других методов и технологий, которые уместны при определении НДТ. Эта информация включает удельные значения потребления сырья, материалов и энергии, а также удельные значения выбросов, сбросов и образования отходов, рассматриваемые как достижимые при использовании рекомендуемых технологий.

Экономические сведения, сроки применения технологий и технических решений, информация о перспективных разработках:

а) важно ограничение в сроках применимости технологии; она может быть применима к модернизации на существующем сооружении или может быть внедрена только на новом заводе;
б) экономическая информация о затратах, экономии, капитальных и эксплуатационных затратах и других способах, которыми технология может оказать воздействие на экономические показатели процесса;
в) раздел, посвящённый новейшим технологиям; как предполагается, даёт некоторую информацию относительно новых событий в секторе и может использоваться как ориентир для будущей работы, направленной на рассмотрение любых Справочных документов.

В конце 1990-х гг. концепция НДТ получила достаточно широкое распространение в России, переведён этот термин на русский язык то как «лучшие существующие технологии», то как «современные природоохранные технологии», а то выражением «наилучшие доступные методы». Не вдаваясь в обсуждение сложностей перевода, подчеркнём, что наиболее важной, принципиальной позицией является позиция доступности, то есть реальной возможности внедрения наилучших решений при условии экономической целесообразности и приемлемости в условиях географического региона и предприятия.

В России внедрение наилучших доступных технологий тесно связано с переходом к техническому (вернее сказать, к технологическому) регулированию в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ [11]. Дискуссия, посвященная проблемам выполнения требований этого рамочного закона, началась ещё его вступления его в силу и не утихает по сей день. Количество выпущенных технических регламентов невелико. Разработчики сталкиваются с серьёзными проблемами, пытаясь в едином документе установить «…обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)» [11]. Тем не менее в России действует Программа разработки технических регламентов [12], включающая перечень приоритетных видов продукции, для которых разрабатывают технические регламенты, а также соответствующие национальные стандарты и своды правил.

В контексте природоохранительного законодательства технологическое регулирование понимается прежде всего как установление предприятиям условий природоохранных разрешений на основе технологических нормативов, подобных характеристикам технологических процессов и оборудования, приведённых в Справочных документах по НДТ. При этом в соответствии с ФЗ-184 [11] свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, который применяется на добровольной основе. Таким образом, типичный отраслевой Справочный документ по НДТ можно рассматривать, по сути, как прообраз соответствующего свода правил, в котором содержится описание методов предотвращения (технологических и управленческих решений) и сокращения (технических решений) негативного воздействия на окружающую среду для выбранной отрасли экономики [13].

Подготовленные Европейским бюро по комплексному предотвращению и контролю загрязнения Справочные документы создают лишь основу (с точки зрения структуры и характера требований и рекомендаций) и модель (с позиции организации информационного обмена и порядка подготовки этих документов) для разработки отечественных Справочных документов. В то же время российские практики (руководители предприятий и специалисты природоохранных органов, инициаторы намечаемой деятельности и инвесторы) могут использовать материал этих документов уже сейчас. Направления применения напрямую зависят от интересов пользователей, но в любом случае речь идёт о возможности сопоставления(1) предлагаемых в технико-экономическом обосновании намечаемой деятельности, отчёте об оценке воздействия на окружающую среду, проекте допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и прочих характеристик с наилучшими практическими достижениями в соответствующей области.


(1) Обращаем внимание, что оригинальное название Справочных документов – Best Reference Documents – означает ссылочные документы для сравнения с наилучшими технологиями.


Именно это обстоятельство и позволяет использовать Справочные документы по НДТ как источники информации для постановки целей и задач в рамках систем экологического менеджмента предприятий.

Кроме отраслевых Справочных документов существуют так называемые «горизонтальные», имеющие «сквозной» характер и применимые для многих отраслей экономики. По мнению специалистов, они также могут составить основу для разработки отечественных документов, относящихся к системе технического регулирования (национальных стандартов или сводов правил). Это «Экономические аспекты и вопросы воздействия на различные компоненты окружающей среды в контексте директивы «О комплексном предотвращении и контроле загрязнения (окружающей среды)» (июль 2006 г.) и «Наилучшие доступные технологии обеспечения энергоэффективности» (июнь 2008 г.). Последний документ подготовлен в соответствии с требованиями [1] и Климатической программы ЕС [14]. В России ведётся разработка проекта федерального закона «Об энергоэффективности», подготовлен и выпущен ряд постановлений администраций городов и областей, посвященных улучшению энергоэффективности экономики, внедрению программ энергосбережения. В этих условиях справочный материал универсального характера, применимый для многих отраслей экономики(1), представляет особый интерес для практиков.

В Справочном документе определены критерии и заданы уровни энергоэффективности, отвечающие требованиям, предъявляемым к наилучшим доступным технологиям. Эти значения получены при сравнительном анализе энергоэффективности промышленных предприятий стран – членов ЕС и содержат, таким образом, важную информацию для практиков в Российской Федерации.

Ключевые принципы обеспечения энергоэффективности сформулированы в Справочном документе следующим образом:

  • разработка и внедрение систем менеджмента, обеспечивающих высокую энергоэффективность;
  • выявление ключевых аспектов обеспечения энергоэффективности (посредством энергоаудита) и возможностей энергосбережения;
  • последовательное совершенствование энергоэффективности (поэтапное достижение лучших показателей);
  • системный подход к обеспечению энергоэффективности (учёт всех значимых аспектов и взаимосвязей между процессами и установками, функционирующими на предприятии);
  • определение показателей энергоэффективности, их оценка, пересмотр и совершенствование;
  • сравнительный анализ или бенчмаркинг (обмен информацией, сравнение с наилучшими достигнутыми результатами и обсуждение дальнейших возможностей);
  • проектирование энергоэффективных видов продукции, процессов, установок и предприятий;
  • усиление интеграции на уровне предприятия и между предприятиями;
  • профессиональный подход к разработке и внедрению методов совершенствования энергоэффективности, включая мониторинг и контроль.

(1) Директивы КПКЗ распространяются на крупные предприятия, оказывающие значимое негативное воздействие на окружающую среду; для государств – членов Европейского союза это металлургические, химические, текстильные предприятия, объекты теплоэлектроэнергетики, предприятия строительной отрасли, крупные животноводческие комплексы.


Таким образом, Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности [15] содержит обширный технический материал.

Много внимания составители уделили также соответствующим системам менеджмента. Формально название таких систем можно было бы перевести с английского языка как «система менеджмента энергоэффективности» (Energy Efficiency Management System), если за основу брать рекомендации Справочного документа [15]. При этом разработчики ссылаются на опыт государств – членов ЕС и на национальные стандарты, которые названы иначе, а именно, «системы менеджмента энергии» (Energy Management Systems) [16–18]. Специалисты часто также говорят о создании стандартов, направленных на обеспечение устойчивой энергоэффективности промышленных предприятий (Standards Framework for Sustainable Industrial Energy Efficiency) [19].

Представляется, что, отказавшись от буквального перевода и выбрав компромиссную позицию – «системы менеджмента, обеспечивающие энергоэффективность предприятий» (СМЭЭ), – мы сможем уберечь читателей и пользователей от технократического взгляда на эти системы. В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9000:2005 «Quality management systems – Fundamentals and vocabulary» система менеджмента – это система для установления политики и целей, а также достижения этих целей. При этом интегрированная система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента (система менеджмента качества, система финансового менеджмента, система экологического менеджмента) [20].

Основная позиция евростандартов, правил, законов и подзаконных актов состоит в том, что любая организация добивается лучшей результативности в области использования энергии, разрабатывая и внедряя системы менеджмента, отвечающие универсальным требованиям, и уже распространенным в ключевых областях (качество, охрана окружающей среды, промышленная безопасность и охрана труда). В контексте обеспечения энергоэффективности внедрение системы менеджмента предполагает полную подотчётность всех подразделений в части потребления всех видов энергии на предприятии. Системы менеджмента, направленные на обеспечение высокой энергоэффективности организации, как и все современные системы менеджмента, основаны на фундаментальном цикле Дёминга «планирование – внедрение – проверка – корректирующие действия» (рис. 1).

Возвращаясь к Справочным документам по НДТ и к стандартам ISO серии 14000, напомним, что лучших показателей экологической результативности добиваются компании, не только внедрившие наилучшие доступные технологии, но и обеспечившие устойчивое функционирование систем экологического менеджмента [21]. При этом в числе наиболее значимых показателей результативности непременно присутствует удельное потребление электрической и тепловой энергии, топлива и воды. Тем самым подтверждается, что показатели энергоэффективности предприятия уже используются организациями, внедрившими системы экологического менеджмента. Эти же показатели весьма значимы для систем менеджмента качества [22; 23]. Более того, современные подходы проектирования для окружающей среды [24; 25] и оценки жизненного цикла продукции [26; 25] требуют приоритетного внимания к обеспечению как ресурсоэффективности, так и энергоэффективности.

Система экологического менеджмента – часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и реализации своей экологической политики и управления своими экологическими аспектами. При этом система менеджмента рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления политики и целей, а также для достижения этих целей. Она включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы [21]. Очевидно, используя эти понятия, установленные Международной организацией стандартизации, можно дать определение и системе менеджмента энергоэффективности – часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и реализации своей политики в области энергоэффективности и управления аспектами энергопотребления. При этом уточнения в части того, чтo есть система менеджмента и какие она включает элементы, остаются в силе.

Развитие СМЭЭ предполагает разработку политики в этой области, которая должна отвечать миссии организации, а также не противоречить основным положениям политик в области качества, экологического менеджмента и менеджмента безопасности.

Если непременным требованием СЭМ является последовательное улучшение экологической результативности, то СМЭЭ должны обеспечивать последовательное сокращение потребления энергии и повышение энергоэффективности предприятий, а также поддержание этих параметров на высоком уровне при достижении показателей, установленных Справочными документами по НДТ [15]. Принцип последовательного улучшения, появившийся в международных стандартах систем менеджмента впервые именно в стандарте ISO 14001 версии 1996 г. [5], выступает непреложным требованием в СМЭЭ. Направленность принципа последовательного улучшения с точки зрения системы менеджмента очевидна и вполне отражает идею цикла Дёминга – периодический пересмотр системы менеджмента с точки зрения повышения её результативности. При этом последовательное улучшение энергоэффективности особенно важно для повышения конкурентоспособности предприятий. Реализация принципа фактически приводит к тому, что последовательно повышается результативность управления организацией. По мере достижения поставленных целей в области энергоэффективности руководство может намечать всё более прогрессивные новые цели. Подчёркиваем: предприятие самостоятельно определяет (в рамках своей политики) приоритеты в отношении развития системы менеджмента и постановки целей в области энергоэффективности, обеспечивая тем самым экономическую и техническую приемлемость решений при общем направлении на снижение энергопотребления.

Сформулируем подробнее основные требования к системам менеджмента, обеспечивающим энергоэффективность предприятий, взяв за основу положения стандартов Международной организации стандартизации в области систем менеджмента [21–23], а также положения Справочного документа по НДТ [15] и некоторых национальных стандартов [16–18].

Политика. В политике в области энергоэффективности фиксируются основные принципы деятельности и приоритеты руководства в этой сфере. Политика должна соответствовать характеру и масштабу деятельности предприятия, его продукции и услуг, а также особенностям энергопотребления (как для обеспечения деятельности, так и в процессе использования продукции)(1).

Политика предназначена для того, чтобы обеспечить принятие тактических решений руководством среднего и низшего звена, понимание и восприятие изменений персоналом. Это означает, что политика должна быть доступна работникам. Политику следует обсуждать с сотрудниками предприятия до её утверждения, а также пересматривать по мере изменения приоритетов. Если следовать международным требованиям в отношении систем менеджмента, то, как и политики в других областях, политика энергоэффективности должна быть оформлена в виде документа, утвержденного руководством организации. Бумага послужит одним из критериев при проведении аудита СМЭЭ.

Планирование. Несмотря на то, что ни Справочный документ по НДТ [15], ни национальные стандарты [16–18] не дают определения аспекта энергопотребления, все документы оперируют этим понятиям и нацеливают пользователей на идентификацию значимых аспектов(2), управление ими и тем самым повышение энергоэффективности. Используя принцип аналогии, позволим себе определить аспект энергопотребления как элемент деятельности или продукции или услуг организации, который связан с потреблением энергии. Соответственно, значимый аспект энергопотребления оказывает или может оказывать значительное воздействие на энергоэффективность организации, её продукции и услуг.

В процессе планирования должна быть собрана и систематизирована информация об энергопотреблении за прошлые времена, выявлены приоритетные аспекты, поставлены цели в области повышения энергоэффективности и задачи, решение которых направлено на достижение поставленных целей. Цели и задачи должны быть измеримы, если это практически целесообразно, и соответствовать политике в области энергоэффективности, включая обязательство соответствовать требованиям законодательства и другим требованиям, принятым организацией, и обязательство последовательного улучшения. При постановке целей и задач нужно учитывать значимые аспекты энергопотребления, технологические и технические возможности, финансовые, эксплуатационные требования, а также позиции заинтересованных сторон.

Организационная структура. СМЭЭ должна быть интегрирована в общую систему менеджмента предприятия. Система должна быть адекватна характеру организации, её размерам, корпоративной культуре и быть ориентирована на контроль приоритетных аспектов, определяющих энергопотребление. Для успешного внедрения системы необходимо основываться на опыте организации и методах управления, использовать существующие наработки.

Действующая СМЭЭ должна охватывать все виды деятельности и всех сотрудников организации, хотя степень вовлечения персонала может быть различной. В первую очередь речь идёт о тех сотрудниках, чья деятельность связана со значимым потреблением энергии. СМЭЭ охватывает разные уровни управления, обеспечивая решение различных задач. Высшее руководство определяет стратегию развития и отвечает за координацию деятельности функциональных направлений; техническое руководство и средний уровень руководства отвечают за тактическое управление и контроль аспектов энергопотребления, нижний уровень руководства и персонал – за учёт этих аспектов при регулярной деятельности. Мотивация всех сотрудников на обеспечение энергоэффективности и поддержание устойчивых коммуникаций являются обязательным условием развития СМЭЭ.


(1) Последнее замечание особо значимо для предприятий, выпускающих продукцию, потребляющую значительное количество энергии.
(2) На наш взгляд, и слово «аспект» в этом смысловом ряду имеет трудно означаемый смысл, воспринимаемый и понимаемый скорее интуитивно, исходя их контекста и дискурсивной практики. – Примеч. ред.


Программы энергоэффективности: разработка и внедрение. Программа (или программы) повышения энергоэффективности разрабатывают, оценивая наличие требуемых ресурсов, согласованность мероприятий (в том числе с планами в отношении производственной деятельности), необходимость и достаточность мероприятий для достижения поставленных целей. При этом следует принимать во внимание сделанные допущения, ограничения и значимые риски, а также планируемые и наиболее вероятные изменения в будущем с тем, чтобы на изменение ситуации можно было адекватно и своевременно реагировать при реализации планов (рис. 2).

Анализ адекватности мероприятий стоящим целям, доступности ресурсов, а также предположений и рисков позволит своевременно скорректировать программу и обеспечить её выполнение. Отличительной чертой программ энергоэффективности является так называемая «положительная дискриминация» при обосновании инвестиций, которая предполагает первоочередное выделение средств на выполнение проектов, обеспечивающих более эффективное использование энергии на предприятии, а также (в государствах – членах ЕС) повышение доли энергии возобновляемых источников в структуре энергопотребления. Маркетинг энергоэффективности предусматривает продвижение идеи рационального использования и сбережения энергии как в самой организации, так и в её внешней среде. Последнее особенно важно для предприятий, выпускающих энергопотребляющую продукцию или использующих значительные энергоресурсы для выпуска своей продукции.

Управление операциями. Управление операциями обеспечивается за счёт внедрения или совершенствования процедур осуществления деятельности (в форме процедур, спецификаций, инструкций, стандартов предприятия), учитывающих требования по контролю аспектов энергопотребления. На уровне управления операциями требования интеграции СМЭЭ в общую систему менеджмента предприятия проявляются наиболее ярко. Процедуры должны описывать необходимую последовательность действий и рабочие критерии успешного их выполнения, действия в случае их несоблюдения, возможно, связь с другими процедурами. Процедуры должны быть документированными. Соблюдение процедур обеспечивается информированием и обучением персонала.

Внедрение новых и существенный пересмотр действующих процедур следует поддерживать также за счет мотивации сотрудников.

В ирландском стандарте IS 393:2005 [16] приведены примеры аспектов энергопотребления, соответствующих задач СМЭЭ, показателей энергоэффективности, а также требований к управлению операциями и мониторингу (табл. 1).

Так же, как и политика в области энергоэффективности, цели, задачи, показатели, программы и процедуры выступают в качестве критериев аудита СМЭЭ.

Контролирующие и корректирующие действия. Организации необходимо обеспечить выявление несоответствий, их устранение, разработку и внедрение мер, которые бы обеспечивали предотвращение таких несоответствий в будущем. Несоответствия (отклонения от требуемых действий) могут быть случайными или систематическими. Они могут происходить по многим причинам, среди которых усталость, ошибки, недостаточная компетентность, неадекватное состояние оборудования или его обслуживание, отсутствие необходимых технических средств или материальных ресурсов, ошибки в разработке и координации положений СМЭЭ.

Для того чтобы на предприятии нормально функционировали процедуры выявления и корректировки несоответствий, чрезвычайно важно обеспечить мотивацию к улучшению деятельности, избежать поиска виновных, заменяя его поиском причин (среди которых намеренное несоблюдение установленных требований занимает одно из последних мест).

Выявленные и документированные несоответствия можно проанализировать, установить или предположить причины их появления, предложить и внедрить корректирующие и предупреждающие действия. Помимо этого, записи о несоответствиях позволят уточнить или найти, а затем и устранить истинную причину несоответствий в тех случаях, когда предложенные предупреждающие действия оказываются неэффективны. Анализ причин несоответствий позволяет выявить общие проблемы системы менеджмента, которые могут привести к возникновению новых несоответствий, и пересмотреть действия таким образом, чтобы обеспечить их предупреждение. Это позволит совершенствовать СМЭЭ, внося изменения в её положения.

Анализ системы со стороны руководства. Анализ функционирования и результативности СМЭЭ должен проводиться высшим руководством организации, поскольку именно высшие руководители определяют стратегию развития, политики в различных областях; они же осуществляют общее руководство функциональными направлениями деятельности организации, от правильной координации которых зависит эффективность и результативность управления, и в частности СМЭЭ.

Анализ со стороны руководства имеет смысл проводить раз в год, основываясь на результатах внутреннего аудита СМЭЭ. Наиболее эффективным методом проведения анализа со стороны руководства можно считать направление руководителям краткого изложения отчёта внутреннего аудита СМЭЭ, а затем представление его результатов, а также другой значимой информации на совещании высшего руководства. На совещании должны присутствовать не только руководители, принимающие решения, но и основные специалисты, обладающие дополнительной информацией, – энергетики, аудиторы, координаторы СМЭЭ в ключевых подразделениях.

В государствах – членах ЕС анализ системы со стороны руководства, как правило, завершается подготовкой документа, который можно назвать «декларацией энергоэффективности» [15]. В этом документе в заявительной форме описываются результаты повышения энергоэффективности, достигнутые предприятием, в сопоставлении с поставленными целями и задачами в этой области. В рамках декларации можно привести данные, демонстрирующие энергоэффективность организации в сравнении с показателями, характерными для однотипных предприятий региона, отрасли, а также с установленными требованиями (если таковые существуют).

В этой связи интересна инициатива Правительства Москвы, выпустившего постановление «О повышении энергетической и экологической эффективности отдельных отраслей городского хозяйства» [27]. В соответствии с ним в 1-м полугодии 2009 г. в Москве будет сформирован перечень количественных показателей энергоэффективности производства продукции, выполнения работ и оказания услуг по приоритетным направлениям городского хозяйства, а также определён порядок организации внутриведомственного мониторинга энергоэффективности. При участии российских и европейских экспертов подготовлен примерный перечень показателей, в основу которого заложены принципы оценки предприятий, используемые в Справочных документах по НДТ. Выполнение требований положения [27] позволит создать условия для подготовки деклараций  энергоэффективности и для проведения сравнительного анализа (бенчмаркинга) удельного энергопотребления московских предприятий.

Получит ли в России в ближайшее время развитие сертификация систем менеджмента, обеспечивающих энергоэффективность предприятий, сказать сложно. По всей вероятности, компании, работающие с зарубежными партнёрами, могут заинтересоваться формальным подтверждением функционирования СМЭЭ. Но задачи повышения энергетической эффективности стоят перед всеми российскими организациями.

Для многих из них полезным окажется русский перевод Справочного документа по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности, подготовленный при поддержке Фонда стратегических программ Великобритании (в рамках проектов «Климатические стратегии для российских мегаполисов» и «Энергоэффективность в России: обеспечение доступа к наилучшим доступным технологиям ЕС» [28; 29]), а также проекта Европейского союза «Гармонизация экологических стандартов (ГЭС) II – Россия» [30]. Документ будет подготовлен при участии ведущих российских специалистов, обсуждён с практиками и размещён в открытом доступе на сайтах международных проектов.

Как показал опыт чтения пробных лекций в Институте менеджмента и экономики, освоение нового компонента курса менеджмента, участие в практических занятиях, направленных на выявление резервов повышения энергоэффективности, способствует совершенствованию подготовки будущих менеджеров и усилению их внимания к вопросам рационального использования природных ресурсов.

Литература
1. Энергоэффективность в России: скрытый резерв. – Всемирный банк, 2008.
2. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2008. – 7 июня.
3. Directive 2008/1/EC of the European Parliament and of The Council of 15 January 2008 concerning integrated pollution prevention and control (Codified version) // Official Journal of the European Union. – № L 24/9.
4. Технология: Политехнический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
5. International Organization for Standardization. ISO 14001:1996 Environmental Management Systems – Specification with Guidance for Use. – Geneva: ISO, 1996.
6. Council Regulation (EEC) № 1836/93 of 29 June 1993 Allowing voluntary
participation by companies in the industrial sector in Community Eco-management and Audit Scheme // Official Journal of the European Communities. – 1993. – № L168.
7. Gelber M., O’Reily M. EPE in EMS: development and implementation // TC 207 Environmental Performance Evaluation Workshop. – Stockholm, 2000.
8. Marlowe I., Mansfield D. Toward a Sustainable Cement Industry. Substudy 10: Environment, Health & Safety Performance Improvement. – World Business Council for Sustainable Development, Dec. 2002.
9. Гусева Т.В., Макаров С.В., Печников А.В., Иванова Т.А., Михайлиди Д.Х. Экологический менеджмент промышленных предприятий как путь уменьшения реального вклада стационарных источников в загрязнение окружающей среды свинцом в Российской Федерации // Экологическая экспертиза. – 1998. – № 5.
10. Система экологического управления промышленными источниками воздействия на охраняемые природные комплексы // Химическая технология. – 2000. – № 11.
11. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
12. Программа разработки технических регламентов (с изм. от 8 ноября 2005 г., 1 февраля, 29 мая 2006 г., 28 декабря 2007 г.) в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. № 1930-р // Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. – Режим доступа:http://www.gost.ru/wps/portal/pages.Main.
13. Предложения по юридическому статусу российских BREF-документов: Промежуточный отчёт по проекту. – Материалы сайта www.ippc-russia.org (Гармонизация экологических стандартов II).
14. The European Climate Change Programme. EU Action against Climate Change / European Communities, 2009. – Режим доступа http://ec.europa.eu/environment/climat/pdf/eu_climate_change_progr.pdf.
15. Reference Document on Best Available Techniques for Energy Efficiency / European IPPC Bureau, 2008. – Режим доступа http://eippcb.jrc.ec.europa.eu/pages/FActivities.htm.
16. The National Standards Authority of Ireland (NSAI). IS 393:2005 Energy Management Systems – Technical Guideline. – Dublin, Ireland, 2005.
17. Danish Standards Association. DS 2403:2001, Energy Management – Specification. – Charlottenlund, Denmark, 2001.
18. Swedish Standards Institute. SS627750 Energy Management – Specification. – Stockholm, Sweden, 2003.
19. McKane Aimee, Wayne Perry, Li Aixian, Li Tienan, and Robert Williams. Creating a Standards Framework for Sustainable Industrial Energy Efficiency, Proceedings of EEMODS 05, Heidelberg, Germany LBNL-58501. 2005. – Режим доступа http://industrial-energy.lbl.gov/node/147.
20. International Organization for Standardization. ISO 9000:2005 Quality management systems – Fundamentals and vocabulary. – Geneva: ISO, 2005.
21. International Organization for Standardization. ISO 14001:2004. Environmental Management Systems – Specification with Guidance for Use. – Geneva: ISO, 2004.
22. International Organization for Standardization. ISO 9001:2000 Quality management systems – Requirements. – Geneva: ISO, 2000.
23. International Organization for Standardization. ISO 9004:2000 Quality management systems – Guidelines for performance improvements. – Geneva: ISO, 2000.
24. International Organization for Standardization. ISO/TR 14062:2002 Environmental management – Integrating environmental aspects into product design and development. – Geneva: ISO, 2002.
25. Системы экологического менеджмента: Практический курс / Под ред. Т.В. Гусевой. – М.: Форум, 2008.
26. International Organization for Standardization. ISO 14040:1997 Environmental management – Life cycle assessment – Principles and framework. – Geneva: ISO, 1997.
27. Постановление Правительства Москвы № 77 ПП от 10.02.2009 «О повышении энергетической и экологической эффективности отдельных отраслей городского хозяйства»: [Электронная версия]. – Режим доступа: www.mos.ru (официальный сайт Правительства Москвы).
28. http://www.russian-city-climate.ru (сайт «Климатические стратегии для российских мегаполисов»).
29. http://www.14000.ru (Информационный сайт по системам экологического менеджмента).
30. http://www.ippc-russia.org (сайт «Гармонизация экологических стандартов»).

 

Также по этой теме: