Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Стратегический менеджмент    Управление процессами коммерциализации и оценки стоимости интеллектуального капитала наукоёмких предприятий

Управление процессами коммерциализации и оценки стоимости интеллектуального капитала наукоёмких предприятий

27.03.2014

Управление процессами коммерциализации и оценки стоимости интеллектуального капитала наукоёмких предприятий

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2009

Лукичёва Л.И.,
д. э. н., профессор
Московского института электронной техники
(технического университета);

Егорычев Д.Н.,
к. э. н., доцент,
руководитель отдела маркетинга и планирования
ООО «НПО «Текон-Автоматика»,
dne_unique@rambler.ru;

Салихов М.Р.,
к. э. н., заведующий сектором
экономических исследований
Института энергетики и финансов,
Marcel.salikhov@gmail.com;

Егорычева Е.В.,
к. э. н., доцент
Московского института электронной техники
(технического университета),
egor-kate@rambler.ru

Наиболее сложными и актуальными на практике являются проблемы управления коммерческим использованием интеллектуального капитала (ИК), так как от степени успешного разрешения этих проблем зависит возможность достижения конечных положительных результатов инновационной и инвестиционной деятельности наукоёмких предприятий.

Необходимо отметить, что рассмотрение вопросов коммерциализации неосязаемых активов в большинстве случаев сводится исследователями к проблемам коммерциализации интеллектуальной собственности (ИС). При этом под коммерциализацией ИС понимается процесс вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот либо использование в собственной хозяйственной деятельности [9].

Коммерциализация интеллектуального капитала, по мнению авторов, представляет собой процесс получения дохода путём внутреннего и внешнего использования интеллектуальных активов (ИА) предприятия. Внутреннее использование ИА предполагает участие интеллектуальных активов во внутренних бизнес-процессах предприятия. Поэтому доход в этом случае является косвенным и возникает в результате повышения эффективности осуществляемых бизнес-процессов.

Внешнее использование интеллектуальных активов во многом созвучно с вовлечением ИС в хозяйственный оборот, поэтому формами внешнего использования интеллектуальных активов могут выступать:
- вклад ИА в уставный капитал других предприятий;
- франчайзинг ИА;
- лизинг ИА;
- передача прав на ИА по лицензионным договорам;
-  продажа ИА.

Процесс вовлечения интеллектуальных активов в коммерческий и хозяйственный оборот предполагает оценку их рыночной стоимости. Ценообразование на сложные активы, к которым относятся и неосязаемые активы, носит гораздо более сложный характер, нежели ценообразование на прочие рыночные блага, и достаточно активно обсуждается учёными и специалистами-практиками. Наименее исследованной является сфера оценки стоимости интеллектуального капитала, частью которого являются объекты интеллектуальной собственности.

Такая оценка является необходимой в условиях, когда интеллектуальный капитал становится важнейшим фактором производства. Кроме того, оценка стоимости интеллектуального капитала является основой методологии управления коммерциализацией интеллектуального капитала, которая не сводится только лишь к коммерциализации исключительных прав, а охватывает все аспекты извлечения коммерческой выгоды от использования интеллектуальных активов [3].

В настоящее время разработано несколько десятков методов оценки рыночной стоимости интеллектуального капитала на уровне предприятия. Большое количество конкурирующих подходов к оценке ИК является следствием сложности и ограниченной возможности использования традиционных методов для оценки неосязаемых активов.

Специфический характер отдельных элементов ИК осложняет разработку единого универсального метода оценки. Разнообразие методических подходов отражает различные представления их авторов о сущности ИК, его основных структурных компонентах, а также о целях проведения оценки стоимости интеллектуального капитала.

Можно выделить следующие факторы получения доходов от ИК [7]:

 -  Неконкурентность (способность расширения) – фундаментальная особенность активов, основанных на знаниях. Она состоит в том, что их можно многократно использовать без уменьшения полезности. Такие активы характеризуются «возрастающим эффектом масштаба», когда ценность увеличивается по мере использования.

-  Сетевые эффекты. Активам, основанным на знаниях, присущи положительные сетевые эффекты. Выгоды на сетевых рынках возрастают с размерами сети. Таким образом, ценность сетевых элементов интеллектуального капитала может многократно возрастать.

Существуют и факторы снижения стоимости интеллектуального капитала:

-  Частичная исключаемость и внешние эффекты (экстерналии). Практически всем компонентам ИК присущи довольно расплывчатые права собственности. Если сетевые эффекты выступают положительной стороной ИК, то невозможность полностью исключить остальных экономических агентов от использования ИК снижает его ценность для собственника.

-  Риск, присущий ИК. Интеллектуальный капитал характеризуется значительными невозвратными потерями, что является причиной повышенного риска. Традиционные механизмы сокращения рисков в отношении ИК пока имеют ограниченное применение.

-  Неликвидность. Не существует достаточно ликвидных рынков компонентов ИК, которые бы обеспечивали заинтересованных лиц точной рыночной информацией о ценах. Такое положение связано с малыми предельными издержками на производство ИК, а также асимметричностью информации о них.

Стоимостная модель интеллектуального капитала как выражение интеллектуальных преимуществ компании имеет вид

Помимо этого, традиционного, метода оценки стоимости ИК существуют и другие.

Рассмотрим их сущность, достоинства и недостатки подробнее [1].

1. Рыночная и балансовая стоимость и коэффициент Тобина (Market-to-Book Ratioи Tobin`s Q).

Метод соотношения рыночной и балансовой стоимости предприятия (Market-to-Book ratio) популярен благодаря простоте и доступности. Основное допущение состоит в том, что ИК представляет разницу между величиной рыночной стоимости фирмы и её балансовой стоимостью, взятой из финансовых отчётов.

Обычно используется отношение двух величин для того, чтобы устранить внешние макроэкономические факторы (к примеру, уровень процентной ставки), которые, как ожидается, оказывают примерно одинаковое влияние на изменение рыночной стоимости (капитализации) компаний.

Q Тобина – аналогичный показатель, за исключением того, что в знаменателе используется не балансовая стоимость активов (первоначальная стоимость за вычетом начисленной амортизации), а восстановительная стоимость – стоимость активов фирмы на рынке при условии их замещения.

2. Аудит интеллектуального капитала (Technology Broker).

Модель аудита интеллектуального капитала, предложенная Брукингом [8], стала одной из первых моделей, которая предлагала денежное выражение стоимости ИК и его компонентов. Брукинг рассматривает интеллектуальный капитал как сочетание четырёх основных элементов – рыночных активов, интеллектуальной собственности, человеческих активов и инфраструктурных активов. Стоимость ИК оценивается на основе диагностики ответов на 20 вопросов, которые характеризуют эти четыре основных компонента ИК.

3. Навигатор Скандия (Scandia Navigator).

Этот метод предложен специалистами шведской страховой и финансовой группы Scandia. Согласно ему, ИК оценивается через анализ и агрегирование 164 индикаторов (из них 91 – для оценки ИК, а 73 – традиционные показатели), которые используются для оценки пяти основных компонентов: 1) финансов; 2) клиентов; 3) процессов; 4) обновления и развития; 5) персонала.

4. Модель EVA.

Модель Economic Value Added (EVA™) была представлена консалтинговой компанией Stern Stewart как «всесторонняя модель оценки эффективности деятельности компании», которая использует переменные бюджетирования капитальных расходов, финансового планирования, постановки целей, коммуникации с акционерами, механизма вознаграждения менеджеров и т. д.

EVA представляет собой разницу между чистым операционным доходом после уплаты налогов и стоимостью капитала как акционерного, так и долгового. В общем случае цель расчёта EVA состоит в том, чтобы получить прибыль, близкую к реальным денежным результатам, и сопоставить эту норму с капитальной базой, также выраженной в терминах денежного эквивалента.

5. Оценка на основе учёта дохода от ИК (Knowledge Capital Earnings).

Эта модель была предложена Барухом Левом в 1999 г. Стоимость ИК рассчитывается как доля нормированной прибыли, которая превышает ожидаемые доходы, связанные с балансовыми активами.

6. Монитор нематериальных активов (Intangible Asset Monitor).

Предложена К.Э. Свейби. Использование монитора Свейби предполагает установление индикаторов на основе стратегических целей фирмы для того, чтобы оценить четыре аспекта создания новой стоимости с помощью ИК. К этим аспектам относятся: рост, обновление, эффективность,  стабильность (сокращение риска).

7. Метод цепочки стоимости (Value Chain Scoreboard).

Этот метод был предложен Барухом Левом в 2001 г. [7] и представляет собой матрицу нефинансовых индикаторов, которые собираются в три категории согласно циклу развития ИА: открытие, внедрение и коммерциализация.

8. Коэффициент стоимости, добавленной ИК (Value Added Intellectual Coefficient).

Методология VAIC, разработанная А. Пулик в 1998 г. [10], представляет вычислительную базу для проведения широкого эмпирического исследования. С формальной точки зрения VAIC представляет собой сумму трех показателей: 1) CEE – эффективности занятого капитала; 2) HCE – эффективности человеческого капитала; 3) SCE – эффективности структурного капитала. Таким образом, VAIC оценивает не саму величину интеллектуального капитала, а эффективность его использования. Основное соотношение выглядит следующим образом: VAIC = CEEi + HCEi + SCEi.

9. Показатель цитируемости патентов (Citation-weighted Patents).

Американская компания Dow Chemical стала первой корпорацией, которая начала использовать показатели цитируемости патентов как некоторый срез величины ИК организации, а также использовать эти приближения в практической деятельности и предоставлять агрегированную информацию внешним пользователям. Согласно этому методу, ИК и его эффективность оценивается на основе влияния НИОКР на ряд индикаторов, таких как число патентов и отношение стоимости патентов к обороту компании.

10. Метод «The Value Explorer».

Этот метод был разработан нидерландским подразделением аудиторской компании KPMG в ходе проекта по изучению новых подходов к оценке интеллектуальных активов. Аналитики вычисляют и распределяют стоимость ИК между пятью видами активов: активами; навыками и неявными знаниями; коллективными ценностями и нормами; технологиями и явными знаниями; основными и управленческими процессами.

11. Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard).

Одна из наиболее известных систематических моделей использования нефинансовых показателей в стратегическом управлении. Деятельность компании оценивается с помощью индикаторов, которые характеризуют четыре основных направления: финансовое; клиентское; процессное; обучение. Индикаторы строятся на основе стратегических целей фирмы.

12. Модель реальных опционов.

Использование этой модели предполагает оценку элементов ИК как реальных опционов. Теория реальных опционов обеспечивает подход для оценки возможностей, которые проистекают из существования интеллектуального капитала организации. Реальным опционом является опцион, основанный на нефинансовых активах (в отличие от финансового опциона). Обычно используют подходы и переменные согласно модели Блэка–Шольца, на которой основана традиционная теория оценки финансовых опционов. В качестве входных данных модели используются нефинансовые данные. Каждый из перечисленных методов не лишён достоинств и недостатков. Сравнительный анализ моделей оценки стоимости интеллектуального капитала представлен в табл. 1.

Данные, получаемые в результате проведения оценки стоимости ИК, могут использоваться при решениях о коммерческом использовании интеллектуального капитала.

Исследование и анализ теоретико-методических подходов к оценке и коммерциализации ИК позволяет сделать вывод о необходимости разработки интегрированной методологии управления этими процессами. Указанная методология должна строиться на последовательном описании всех этапов коммерческого использования составляющих интеллектуального капитала. В общем виде, по нашему мнению, методология управления коммерциализацией ИК должна отражать совокупность этапов, представленных на рис. 2.

Рассмотрим выделенные этапы подробнее. Разработке стратегии коммерциализации  интеллектуального капитала в рамках общекорпоративной стратегии предшествует проведение анализа внутренней и внешней среды.

Изначально при разработке стратегии коммерциализации ИК выделяются два стратегических направления, связанных с внутренним и внешним использованием составляющих интеллектуального капитала.

Проведение маркетинговых и патентных исследований устанавливает спрос на конкретные интеллектуальные активы и предложения на разработки-аналоги, уровень цен, обычаи и условия рынка, а также оптимальное время внешнего использования ИК. Формирование планов коммерциализации, поиск партнёров, поставщиков и потребителей ИК обеспечивает реальные возможности для выхода на рынок с интеллектуальными продуктами либо обеспечения условий для воплощения интеллектуальных активов в наукоёмкой продукции.

Ключевую роль при управлении коммерциализацией интеллектуального капитала играет динамическая оценка коммерческого потенциала результатов интеллектуальной деятельности в процессе создания интеллектуального продукта. Такая оценка предполагает поэтапное сопоставление затрат на создание ИА с тем коммерческим потенциалом, который они в себе несут. По сути, проведение такого сопоставления на каждой стадии процесса создания интеллектуального продукта означает сравнение затраченных на разработку усилий и перспектив извлечения выгоды из этой разработки. В случае когда затраты значительно превышают коммерческие перспективы реализации разработки, её продолжение, скорее всего, нецелесообразно или требует корректировки [2; 5]. По результатам проведения мониторинга, оценки коммерческого потенциала, а также ситуационного анализа выбирается форма экономического оборота интеллектуального капитала.

Следующим важнейшим этапом является урегулирование отношений собственности с результатами интеллектуальной деятельности, ибо без чёткого разграничения правового пространства успешная коммерциализация интеллектуального капитала невозможна [6].

Как уже отмечалось выше, очень трудно верно оценить стоимость полученных результатов интеллектуальной деятельности и всего интеллектуального капитала. Оценка интеллектуального капитала и всех его составляющих является важным этапом, результаты выполнения которого предопределяют дальнейшие шаги по коммерциализации интеллектуального капитала [3].

При внутреннем использовании интеллектуальных активов они ставятся на баланс в соответствии с требованиями ПБУ 14/2007, утверждёнными приказом Минфина России № 153н от 27 декабря 2007 г.

Кроме того, предприятию необходимо осуществлять мониторинг пресечения недобросовестной конкуренции в процессе разработки и реализации наукоёмкой продукции.

При внутреннем использовании проблемной областью управления коммерциализацией ИК является определение доли прибыли, полученной за счёт использования ИА. Представляется, что налаживание на предприятии системы всестороннего учёта и идентификации интеллектуальных активов может в значительной степени облегчить разработку и реализацию соответствующих методик [4].

Оценка эффективности внутреннего использования интеллектуальных активов предполагает соотнесение тех затрат, которые компания понесла в процессе создания и использования интеллектуальных активов, и тех выгод, которые она получила в результате реализации наукоёмкой продукции. Эта задача также может быть решена с помощью интегрированных баз данных и разработки методологии управленческого учёта интеллектуальных активов.

По результатам оценки эффективности внутреннего использования интеллектуальных активов производится разработка рекомендаций и корректировка стратегии управления интеллектуальным капиталом с учётом влияния факторов внутренней и внешней среды.

При принятии решения о внешнем использовании интеллектуальных активов происходит выбор формы коммерциализации ИА и введение ИА в экономический оборот. Кроме того, на этом этапе необходимо осуществлять постоянный мониторинг и пресечение недобросовестной конкуренции.

После выполнения описанных выше этапов оценивают эффективность внешнего использования ИА. Разработка рекомендаций и корректировка стратегии управления интеллектуальным капиталом строится с учётом влияния факторов внутренней и внешней среды.

Таким образом, методология управления коммерциализацией интеллектуального капитала охватывает две крупные сферы коммерческого использования ИК – сферу внутреннего и внешнего использования, что обусловливает применение различных управленческих инструментов и методов для каждой из них.

В заключение заметим, что вопросы управления процессами коммерциализации и оценки стоимости ИК сложны, однако становление рыночной экономики и повышение требований к качеству и конкурентоспособности продукции обусловливает острую необходимость разработки соответствующих инструментов и методов управления ИК, а также внедрения их в практику современного менеджера.

Литература
1. Лукичёва Л.И. Управление интеллектуальным капиталом наукоёмких предприятий. – М.: Омега-Л, 2006.
2. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. – М.: Омега-Л, 2004.
3. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В. Проблемы и особенности инвестирования в интеллектуальный капитал наукоёмких предприятий // Сборник научных трудов Международной академии теории и практики организации производства. – 2008.
4. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В. Управление интеллектуальными активами (научно-практический аспект) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2004. – № 6.
5. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В. Оценка коммерческого потенциала  интеллектуальных активов наукоёмких предприятий // Оборонный комплекс – научно-техническому прогрессу России. – 2006. – № 3, 4.
6. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. – М.: Дело, 2003.
7. Лев Б. Нематериальные активы: управление, измерение, отчётность. – М.: Квинто-консалтинг, 2003.
8. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. – СПб.: Питер, 2001.
9. Коммерциализация интеллектуальной собственности: проблемы и решения / Сост. и общ. ред. Н.М. Фонштейн и В.Г. Зинова. – М.: ЗелО, 1996.
10. Pulic A. Measuring the performance of intellectual potential in knowledge economy. 1998.

Также по этой теме: