Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Государственный менеджмент    Управление комфортом проживания в городе

Управление комфортом проживания в городе

Управление комфортом проживания в городе

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2006

Иванов В.В.

д-р экон. наук, профессор кафедры маркетинга
и управления проектами МИЭТ (ТУ)

Коробова А.Н.,
канд. экон. наук, начальник отдела
информационно-технологического развития
префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы

По результатам проведенного в июне 2005 г. международной группой Mercer исследования <1> Москва оказалась на 170-м месте из 215 возможных по комфортности проживания городов, уступив даже Мехико и Каракасу. Анализ проходил по 39 позициям, в том числе оценивались доступность потребительских товаров, уровень развития образования, медицины, работа коммунальных служб, возможности для отдыха, уровень преступности. Практически деятельности муниципальных властей поставлена неудовлетворительная оценка. И возникают вопросы: как же системно управлять повышением комфортности проживания горожан и как встроить эту задачу в повседневную административную деятельность? В Зеленограде с этой целью используют технологии электронных коммуникаций.

<1> http://www.finansmag.ru/4/17582/17675/17676/print/

По проникновению высокоскоростных глобальных сетей Зеленоград лидирует не только в России, но и в мире. В настоящее время подключено (только через Интернет) более 16 500 из 72 000 квартир. Это 24 линии на 100 жителей. Первенствующая в мире по этому показателю Южная Корея обеспечивает проникновение быстрых сетей на уровне 25,5 линии<2>. Таким образом, префектура вполне может использовать увлеченность жителей средой Интернет для реализации идеи комфортного проживания в городе.

<2> http://www.webplanet.ru/news/internet/2005/10/21/faster.html
http://www.oecd.org/document/16/0,2340,en_2649_34225_35526608_1_1_1_1,00.html

Электронные технологии прочно вошли в практику повседневных процессов госуправления. Применяется «безбумажный», электронный документооборот, более 500 зеленоградцев ежедневно общаются с компьютером, чтобы узнать телефон, часы приема нужного чиновника, запросить копию распоряжения, получить архивную справку. За виртуальным фасадом официального городского портала скрываются мощные базы данных. Благодаря этому работа префектуры становится прозрачной. Весь путь прохождения обращения по иерархии исполнительной власти округа просматривается через сайт. Спокойствию заявителя служит интерактивный сервис — изменения статуса запроса, срок ответа, сам ответ направляются на адрес электронной почты пользователя. В дальнейшем по клику на домостроение в электронной карте города планируется сообщать информацию об участковых милиционере, сантехнике, электрике, враче-терапевте. Там же посетитель сможет выставить свою оценку их работы. 

Компьютерная сеть Зеленограда сегодня объединила в онлайн местные СМИ – радио, часть газет, телевидение. Внедряется технология, с помощью которой любой желающий может через Интернет не только прослушать, но и прислать свой вопрос в эфир или принять участие в опросе прямо во время передачи.

Как придать юридическую силу интернет-услугам? Как направить легитимный электронный запрос, полностью эквивалентный бумажно-письменному? Как оплатить услугу электронными деньгами? Как получить легитимный ответ, заверенный электронными подписями ответственных служащих? Одно из условий уже обеспечено — на сегодня около 120 чиновников Зеленограда являются обладателями уникального электронного ключа. Вскоре (видимо, до конца 2006 г.) граждане и бизнес также получат возможность удостоверять документы собственной цифровой подписью. Тогда проводить приватизацию, оформлять землеотводы, получать справки можно будет, не выходя из дома и кабинета. Конечно, исключения неизбежно останутся. Скажем, услуга бракосочетания все равно пока требует, чтобы подписывающиеся лица присутствовали при регистрации лично.

Что происходит в отраслевых сферах, обеспечивающих повседневный комфорт проживания? В сфере транспортного обслуживания внедрен спутниковый контроль за движением автобусов. Эта система отслеживает местоположение автобуса в любой точке не только Зеленограда, но и всего Московского региона с точностью до нескольких десятков метров. Сегодня диспетчер в режиме текущего времени видит отклонения от расписания, температуру в салоне машины, расход топлива и масла. После начала спутникового наблюдения за автобусами водители значительно лучше соблюдают расписание. Если раньше водитель взывал к помощи коллег, проезжающих мимо, то сейчас спутниковая связь позволяет диспетчеру за считанные секунды узнать о поломке, определить местонахождение машины и послать аварийную бригаду. В морозный период 2006 г. система помогла автокомбинату сохранить высокое качество обслуживания пассажиров.

Также через сайт округа пассажир, не выходя из дома, узнает, когда подойдут к выбранной остановке все автобусы, находящиеся в рейсе. Следующим шагом является установка информационных табло на автобусных остановках. Они покажут, сколько минут осталось мерзнуть в ожидании автобуса нужного маршрута. Готовится к он-лайн-размещению отчет с демонстрацией пробок на дорогах округа и на Ленинградском шоссе. Эти новинки также помогут, не выходя из дома или офиса, спланировать оптимальный маршрут проезда на личном и общественном транспорте.

Качество среды проживания во многом определяется состоянием дорог. Сегодня инспектор проверяет качество полотна дедовским методом: на глазок определяет, имеет дорога изъяны или нет. В 2006 г. зеленоградские проезды обследовали более точно с помощью технологии GPS. Все рытвины фиксируются на электронной карте. Чиновник через компьютер получает должную информацию о работе дорожных служб, может обоснованно предъявить ремонтникам претензии.

Применение GPS также позволит в ближайшее время оптимизировать вывоз бытовых отходов с помощью специальных датчиков, фиксирующих давление в шинах для определения загруженности мусоровозов.

Москва не испытывает недостатка в гипермаркетах, бутиках модной одежды, барах, фитнес-центрах. Тем не менее комфортность проживания снижается, если на покупку хлеба, молока, хозтоваров приходится тратить более двух часов (проблема вытеснения сетевыми гигантами булочных и других мелких магазинов). Чтобы оградить от этой беды зеленоградцев, округ оснащен сетью магазинов «шаговой доступности». В торговом зале такого магазина выставлен весьма скромный ассортимент повседневных товаров. Но через заказ на «тач-скрин»-терминалах в торговом зале, по сети или телефону доступен ассортимент товаров в 17 000 наименований. На следующее утро или вечером после работы горожанин забирает заказ в любом удобном магазине сети, даже в другом округе Москвы. С помощью интеллектуальной системы логистики этот «стол заказов» работает фактически без склада, поэтому легко размещается на площади до 200 м2 и может минимизировать издержки.

«Белые пятна комфорта» в потребительской сфере определяются с помощью анализа доступности торговых точек в выбранных радиусах на электронной карте. Однако на каком радиусе – 500, 200 или 100 м — надо остановиться? Оказывается, что технология позволяет воспользоваться шаговой доступностью через «тач-скрины» в каждом подъезде. При этом ассортимент не имеет верхних ограничений и уже в ближайшее время его планируется увеличить до 100 000 позиций, включив туда лекарства, офисную мебель.

Для задач управления комфортностью информационные системы позволяют собрать всю информацию по округу для принятий решений и контроля их исполнения. Важнейшим инструментом обработки информации является геоинформационная система (ГИС). Наглядно представленная и проанализированная на электронной карте информация позволяет принять правильное решение. Сегодня, например, через ГИС руководители города получили возможность увидеть, сколько зеленоградцев заболело или получило травмы, где случились пожары, аварии на теплотрассах или в подвалах, где и какие произошли правонарушения, какая температура в жилых домах и автобусах, какой пассажиропоток на различных маршрутах по дням недели, времени суток, сезону.

В настоящее время ГИС также отслеживает основные показатели эффективности бизнеса. Маркетинг территории создает условия для принятия субъектами предпринимательства обоснованного решения при размещении кафе, спортклуба или химчистки. Развитая информационная инфраструктура поддержки малого бизнеса Зеленограда дает неплохой результат. В этой сфере работает около 42% зеленоградцев, которые дают 40% всех налоговых поступлений округа в бюджет Москвы. (При этом на промышленное производство и научно-техническую сферу приходится четверть общего числа малых предприятий округа.) ГИС может аккумулировать любую важную для инвестиционных решений информацию – выход на IPO, количество патентов, объем экспорта, инновационную активность. Также ГИС ощутимо поддерживает стратегические проекты развития. Скажем, при создании технико-внедренческой зоны «Зеленоград» администрация зоны получает апробированный инструмент для анализа точек роста, развития социальной инфраструктуры, обустройства комфортного проживания инноваторов.

Конечно, применение информационных систем должно подстраиваться под характеристики конкретной территории. Так, на территориях, насыщенных памятниками древней архитектуры, актуально создание слоя ГИС, отражающего историческую принадлежность объектов недвижимости религиозным организациям. В этом случае администрация получает возможность для помощи духовным конфессиям. (Речь идет об автоматизированном запрете на приватизацию и продажу, включение в инвестиционные контракты такой собственности.)

Информатизация становится таким же инвестиционным проектом, как, например, строительство коммерческого жилья с долей муниципалитета. Инвестиционная составляющая – это виртуальная витрина зеленоградских магазинов, парикмахерских салонов, кафе, ресторанов с информацией об ассортименте, режиме работы, системой электронных «книг отзывов». С другой стороны, эти ресурсы нужны для активизации привлечения инвестиций. Поэтому на карте формируется слой данных по инвестиционным проектам. Слой будут сопровождать отчеты по маркетингу территории с привязкой к профилю инвестиционного объекта недвижимости.

Важным элементом процесса управления комфортностью является эффективная система мотивации госслужащих и муниципальных работников по достигнутым результатам. В Зеленограде решено до 10% общего фонда премий предлагать к распределению, исходя из фактической активности в системе электронного документооборота. Так, руководитель округа получает инструмент онлайн-контроля деятельности служащих.

Использование высокотехнологичных информационных и коммуникационных инструментов – прекрасное подспорье для системного повышения комфортности территории.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Материалы сайта www.finansmag.ru

2.

Материалы сайта www.webplanet.ru/news

3.

Материалы сайта www.oecd.org/document

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы