Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Комментарии    Особенности национальной системы квотирования рабочих мест

Особенности национальной системы квотирования рабочих мест

02.11.2015

Особенности национальной системы квотирования рабочих мест

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №9 год - 2012

Д.Л. Щур,
Главный редактор журнала
«Кадры предприятия»,
к.э.н.

Одним из оснований возникновения трудовых отношений статья 16 Трудового кодекса РФ называет направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты.

Надо сказать, что указанная норма описывает довольно узкую сферу применения квотирования в виде директивного обязывания работодателя принять на работу конкретных лиц, выбранных и направленных уполномоченным на то органом. Вместе с тем, квотирование представляет собой один из способов реализации социальной заботы государства о части своих граждан – своего рода патернализм в трудовой сфере.

Настоящая статья посвящена изучению проблемы квотирования рабочих мест именно в вышеназванном, широком смысле, а также его законодательных и этических аспектов.

Понятие и правовая природа квотирования рабочих мест
Прежде чем определиться с понятием квотирования, необходимо выяснить его правовую природу.

Статья 7 (часть 1) Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7 Конституции РФ).

В сфере трудовых отношений патернализм государства проявляется в гарантировании своим гражданам права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (части 1 и 3 статьи 37 Конституции РФ).

В свою очередь, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Федеральным законом от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами,  регулирующими отношения в сфере занятости населения, и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру квотирования на федеральном уровне, являются:
1) Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3) Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
4) постановление Правительства РФ от 22.06.1999 № 659 «О мерах по поддержанию занятости населения».

Анализ приведенных актов дает возможность понять сущность квотирования – это  дополнительная гарантия государства по трудоустройству отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Под квотированием рабочих мест понимается определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на конкретном предприятии (учреждении, организации).

Квотирование – это реакция государства на негативные социальные явления в сфере трудовых отношений.

Насколько она обоснована и обеспечена реальными механизмами по корректировке этих явлений, мы постараемся разобраться далее.

Категории граждан для которых осуществляется квотирование рабочих мест в Российской Федерации
Ответ на вопрос, какие социальные группы окружены заботой государства в форме квотирования, содержится в разобщенных нормативных правовых актах. Сведя их в одну таблицу, попробуем структурировать представление о категориях граждан, для которых государственная политика предусматривает квотирование рабочих мест (табл. 1).


(1) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


Наконец, о необходимости квотирования рабочих мест для обеспечения равенства возможностей мужчин и женщин в сфере занятости не раз говорилось в постановлениях Государственной Думы Федерального Собрания России.

Перечень категорий граждан, нуждающихся, по мнению государства, в дополнительной защите, менялся и продолжает меняться по мере развития экономической и политической ситуации в стране.

Пожалуй, неизменным в этой части остается отношение государства к инвалидам (что, впрочем, свидетельствует и о насущности данной проблемы по сей день, и о неспособности государства к ее окончательному разрешению).

Начиная с первых декретов советской Власти(1) и до настоящего времени(2) забота об инвалидах всегда декларировалась в качестве приоритетной задачи государства, однако данная категория граждан по различным причинам так и не смогла интегрироваться в систему общественной жизни. Вот почему в настоящее время квотирование рабочих мест производится в основном для приема на работу лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов) – об этом свидетельствует упоминание только данной категории лиц в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»: государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем установления квоты для приема на работу инвалидов (статья 13). В соответствии со статьей 25 этого же Закона РФ работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.


(1) Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 08.12.1921 «О социальном обеспечении инвалидов».
(2) Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».


Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия № 9/2012»

Также по этой теме: