Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Опыт    Национальная стратегия управления охраной труда в Российской Федерации

Национальная стратегия управления охраной труда в Российской Федерации

24.11.2014

Национальная стратегия управления охраной труда в Российской Федерации

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №3 год - 2012

О.П. Фролов,
к.э.н.,
заслуженный экономист
Российской Федерации

Для решения проблемы дефицита трудового потенциала в условиях экономического кризиса в стране требуются эффективные системы управления охраной труда и профессиональными рисками, которые составляют основу безопасности жизнедеятельности и благополучия человека.

Концептуальные положения Национальной стратегии управления охраной труда, по нашему мнению, должны базироваться на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Ее основная задача состоит в формировании и поддержании условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

Является недопустимым экономия на здоровье работников, на защите их от воздействия вредных производственных факторов, и в этой связи базовым принципом государственной политики Российской Федерации в области охраны труда становится обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области повышения качества жизни и сохранения здоровья работников согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.

Исследования показывают, что до 80% случаев нарушений в сфере охраны труда происходит в связи с человеческим фактором, хотя правилами установлены, достаточно строгие критерии безопасности.

В результате несчастных случаев на производстве ежегодно погибает порядка 3 тыс. работников. Их численность значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах.

Например, в Германии гибнут на производстве в четыре раза реже, во Франции — в пять с половиной раз, в Японии — в два с половиной раза.

Проблемы в сфере охраны труда имеют и четко выраженную экономическую составляющую. По данным Минздравсоцразвития России, только по шести базовым отраслям экономики (в их числе — добыча полезных ископаемых, химия, металлургия, строительство) потери фонда рабочего времени варьируются от 3 до 12,6%, вследствие этого экономические потери составляют около 1,48 трлн руб., а с учетом выплат по линии Федерального фонда социального страхования обязательного медицинского страхования расходы достигают 1,94 трлн руб. В России с каждым годом растет доля работников, занятых во вредных условиях труда, и число заболевших на работе. Так, на начало 2012 года каждый третий работник трудился во вредных условиях, а в обрабатывающей отрасли доля таких работников вообще достигла 70%.По данным центров профпатологии, работников с профзаболеваниями насчитывается около 160 тыс. (рост на 7–8 тыс. человек ежегодно).

Ежегодно в стране умирает около 700 тыс.населения в трудоспособном возрасте. Из общего числа впервые признанных инвалидами более 20% утрачивают трудоспособность в возрасте 45–50 лет. Не последнюю роль в том, что работники выбыли из трудового строя, играют производственный травматизм и профзаболевания, безответственность работодателя за создание условий для безопасного труда.

Согласно результатам исследований РАМН, здоровье человека обусловлено следующими факторами: образом жизни – на 50%; генетическими (врожденными) факторами – на 15–20%; экологией, включая производственные факторы, – на 20–25%; деятельностью медиков – на 10%.

Ни официальная статистика, ни отчетность в системе государственного социального страхования не учитывают важнейшие показатели повреждений здоровья трудоспособного населения, а именно скрытый профессиональный риск: производственно обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета и ускоренное старение организма работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов (т.е. сокращение продолжительности жизни), а также психологические стрессы работников от осознания высокой вероятности повреждения их собственного здоровья. Уровень показателей скрытого профессионального риска, по данным ряда исследований, составляет более 70% всех рисков наступления случаев повреждений (утраты) здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов.

По расчетам специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), если бы смертность людей в трудоспособном возрасте в результате хронических болезней в России удалось уменьшить всего на два процента, то это позволило бы к 2025 году увеличить ВВП на 26 процентов по сравнению с цифрами роста экономики, которые могут быть достигнуты при сегодняшней демографии.

В целях сокращения уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходим переход в сфере охраны труда от принципа реагирования на страховые случаи к системе управления профессиональными рисками, включая информирование работников о соответствующих рисках на производстве. Развитие системы управления профессиональными рисками должно осуществляться прежде всего за счет внедрения прогрессивных методов организации охраны труда на рабочем месте, для чего необходимо существенно повысить общую культуру охраны труда.

Одним из главных вопросов по снижению травматизма и сокращению нерациональных затрат на охрану труда является повышение эффективности управления охраной труда, в том числе ее экономической части. Задача этого направления – разработка экономических основ охраны труда, а также оценка проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда на базе современных методов исследований; обоснование достаточности и целесообразности расходов на эти цели, с одной стороны, и анализ причиненного ущерба – с другой.

Результаты анализа статистических сведений и практика работы госинспекций труда свидетельствуют, что увеличение относительной численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда, является следствием сложившейся тенденции замены в организациях системной работы по улучшению условий и охраны труда предоставлением тех или иных компенсаций, чаще всего – дополнительных дней к отпуску.

По мнению специалистов Международной организации труда, сложившийся в России механизм компенсаций является одним из серьезнейших препятствий к улучшению ситуации с  безопасностью труда. То, что сотрудники не всегда стремятся к улучшению условий труда, что привело бы к потере льгот, отмечают и многие работодатели, и результаты научных исследований.

Россия должна быть ориентирована на инновационную экономику, что требует особого внимания к формированию кадрового состава, повышению роли образования. Определяющим фактором, оказывающим влияние на качество и эффективность обучения и подготовку специалистов по охране труда, должна стать отлаженная система взаимодействия органов исполнительной власти с государственными органами надзора и контроля, профсоюзными организациями предприятий
и регионов, обучающими центрами и институтами.

По оценке экспертов МОТ, ежегодные экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда, травматизмом в результате несчастных случаев на производстве, составляют 4% ВВП страны. В расчете на одного работника от объема ВВП Российской Федерации – это порядка 25 тыс. рублей. Эту цифру, по-видимому, социальные партнеры организаций всех видов экономической деятельности должны принимать во внимание при формировании мероприятий коллективных договоров и целевых программ, если учесть, что затраты на охрану труда в среднем по России составляют около 6 тыс. рублей, а по многим видам экономической деятельности существенно меньше.

В экономические потери входят затраты на предотвращение смертельного травматизма при несчастных случаях, расходы из федерального бюджета и внебюджетных средств вследствие роста инвалидности по причине трудовых увечий и профессиональных заболеваний, временной нетрудоспособности по причине производственных травм, расходы работодателей на  компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, на средства индивидуальной и коллективной защиты и др.

Дополнительные расходы, вызванные неблагоприятными условиями труда на производстве, приводят к ежегодной потере средств, связанных с расходами по назначению досрочных пенсий, выплате больничных листов в случае временной нетрудоспособности, расходами Фонда социального страхования Российской Федерации на реабилитацию больных, средства обязательного медицинского страхования в результате высокой заболеваемости работников и др. Наряду с экономическими потерями из-за неудовлетворительных условий труда,  производственного травматизма и профессиональных заболеваний страна несет большие социальные издержки. В то же время, по оценке Всемирного банка, на один вложенный доллар в улучшение условий труда можно получить 4,6 доллара прибыли.

Продолжение статьи в журнале: "Кадры предприятия" №3/2012

Также по этой теме: