Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Исследования    Проблемы совершенствования этических отношений в бизнесе

Проблемы совершенствования этических отношений в бизнесе

Проблемы совершенствования этических отношений в бизнесе

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №3 год - 2010

Сурков С.А.

ведущий тьютор Международного института
менеджмента ЛИНК,
к.т.н.

C древнейших времен, с момента появления первых человеческих сообществ-орд, люди интересуются проблемами этики, и с тех же древнейших времен их сами же и нарушают. Здесь можно провести параллель с российскими законами: «Строгость законов искупается необязательностью их исполнения»*. Моральные законы этики, созданные и принятые людьми, практически без исключения, относились бы ими только к другим, не стой на пути моральная преграда в виде совести. Однако одной совести часто, а в последнее время и очень часто, бывает недостаточно. Причем эта недостаточность такова, что в попытках противостоять этому приходится использовать самые различные подходы. Так, например, недавно Ватикан, впервые за последние полторы тысячи лет, расширил число смертных грехов, добавив загрязнение окружающей среды, немыслимое богатство и понуждение к бедности**. Конечно, немаловажную роль играет и усложнение человеческой психики***, но большую роль играют и экономические факторы, в особенности в условиях неуклонно реализуемой в нашей стране потребительской модели развития. Однако такой путь, даже в мировом масштабе, нельзя не признать тупиковым, так как он предполагает использование природных ресурсов Земли вплоть до полного истощения, которое «не за горами», а к использованию ресурсов за пределами планеты человечество не готово ни технически, ни технологически, ни экономически, ни морально. Последнее особенно актуально, так как с внеземными ресурсами весьма просто может повториться история с нефтью, газом, алмазами, которые больше не «валяются» на поверхности земли, и со всем тем, что возрастающими масштабами и темпами используется для удовлетворения растущих потребностей людей. Все это указывает на необходимость обуздания экспансионистских стремлений человека, причем не только в направлении сохранения и приумножения природных богатств, но и в отношении «товарищей по социуму». При этом все события, явления и процессы протекают в России на фоне исторически сложившегося отношения к людям, как к «дровам в топке истории». Оборотистые сограждане быстро распространили это обобщение на окружающих, себя при этом интуитивно полагая этой самой «топкой». Не зря в последние годы отмечается существенный рост количества мелких, «бытовых» мошенничеств, в которых граждане планомерно обманывают себе подобных.

Не отстают от граждан в этом смысле и фирмы, неустанно фальсифицируя продукцию и уклоняясь от гарантийных обязательств и/или ответственности за ее качество, и государственные организации, которые действуют так, что государство фактически реализует «мягкий» дефолт, постепенно отказываясь от своих социальных обязательств. Потребители, они же граждане, своим трудом создающие материальные и нематериальные ценности, ежедневно и ежечасно сталкиваясь с фальсифицированной, или произведенной с отклонением от норм или требований стандартов, продукцией, не могут не «проникаться» духом «легкого» отношения к своим обязанностям по обеспечению производства качественной продукции. Коньяк-горлодер, полученный продавливанием коньячного спирта через дубовый шпон, подсолнечное масло, экстрагированное с помощью изобутилового эфира из немытых и неочищенных семечек так, что его приходится дезодорировать, чтобы отбить запах химического реагента, порошковое молоко в течение девяти, а то и десяти месяцев года, привносят проблемы уже не только на физиологическом, но и на генетическом уровне. Эти сложности усугубляются многолетней разнузданной рекламой-пропагандой пива и более «тяжелых» спиртных напитков, а также табачных изделий. Недаром один из студентов автора, работающий в табачной отрасли, в других аспектах человек сообразительный и весьма разумный, начал возражать и ставить под сомнение целесообразность самого рассматриваемого понятия при обсуждении миссии предприятия. Аналогичные проблемы возникают и при формулировании миссии работниками компаний, производящих спиртные напитки, но там хотя бы, можно попытаться сделать ссылки на высокое качество и лечебные свойства, что в случае табачных изделий просто невозможно. Фактически перед вышеописанным студентом стояла дилемма: либо признать, что занимаешься неэтичным делом, либо отрицать важность формулирования миссии. Однако встречаются и еще более «вопиющие» примеры. Один из студентов, происходящий из семьи известных пивопромышленников, при обсуждении в виртуальной конференции ратовал за «всеобщее объединение» на почве пива и призывал пить его «больше и больше», забывая при этом, что через десять лет работать на его предприятии будет некому.

По мнению А.Горбачевой****, в нашей стране постоянно нарушаются восемь основных прав, которые сформулированы Всемирной организацией потребителей:

  1. право на удовлетворение основных нужд (на базовые товары и услуги, обеспечивающих выживание);
  2. право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
  3. право на информацию (на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);
  4. право на выбор (доступ к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
  5. право на выражение интересов потребителей (быть выслушанным, отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);
  6. право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
  7. право на потребительское просвещение (приобретение знаний и навыков, позволяющих в течение всей жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействие на сферы производства и реализации товаров и услуг);
  8. право на здоровую окружающуюсреду.

* И. Войцех. Отечественные законы законсервируют. — Портал «Утро.Ии». http://www.utro.ru
** Ватикан расширил список смертных грехов. — Lenta.Ru со ссыл­кой на газету L'Osservatore Romano http://www.rol.ru
*** С.А. Сурков: Люди на работе. — М.: ДИС, 2005, 384 c.
****А. Горбачева. Нищета потребления. В Рос­сии за 15 лет потребление продовольствия на душу населения снизилось почти на четверть // Независимая газета. 18.03.2008.

Статью полностью читайте в журнале №3 2010.

Также по этой теме: