О районном коэффициенте к заработной плате

О районном коэффициенте к заработной плате

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №6 год - 2005


На вопрос отвечал
Ю.Н. Строгович,
главный консультант
Управления конституционных основ
трудового законодательства и социальной защиты
Секретариата Конституционного Суда РФ

Впервые выписали журнал «Кадры предприятия». Первый номер нас приятно удивил. Многие интересующие нас вопросы раскрыты и обоснованы.
Нас же интересуют следующие вопросы, связанные с изменением Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ порядка начисления районного коэффициента в районах Крайнего Севера:
1. Чем руководствоваться открытому акционерному обществу, расположенному в Мурманской области, при начислении районного коэффициента (РК) к заработной плате, если Советом министров СССР был установлен районный коэффициент 1,4, а главой Администрации Мурманской области в 1992 году — районный коэффициент 1,5? До 1 января 2005 года в организации начислялся РК 1,5.
2. Каким документом открытое акционерное общество, не имеющее отношения ни к каким бюджетам, установить РК в размере выше, чем установлен Правительством РФ?
Небольшие комментарии: статья 316 Трудового кодекса РФ устанавливает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за счет соответствующего бюджета устанавливать более высокие размеры коэффициентов для учреждений соответствующих бюджетов.
Не совсем понятно, как расценивать Постановление Совета Министров СССР — приравнивать его к решению Правительства РФ или нет. В прессе появились комментарии, что поскольку сейчас Правительство РФ не приняло размеров РК, то продолжают действовать те нормативные акты, которые действовали до сих пор (журнал «Заработная плата» № 1/2005). Означает ли, что действует коэффициент 1,5 для тех предприятий, которые начисляли РК в этом размере?
В статье 313 (часть вторая) Трудового кодекса РФ работодателю предоставляется право устанавливать размеры дополнительных гарантий и компенсаций в коллективных договорах и соглашениях. В нашем случае коллективный договор не заключался, трудовые отношения регулируются трудовыми договорами и локальными нормативными актами. Каким образом реально работодатель может предоставить дополнительные гарантии при отсутствии коллективного договора?
3. Из какого источника будут предоставлены дополнительные гарантии?
Каким образом они должны быть оформлены, чтобы были приняты на себестоимость?

Подписчик «КП»
В.В. Ефремова,
г. Мурманск

Эксперт «КП»
Ю.Н. Строгович

В начале представляется целесообразным сказать несколько слов о Федеральном законе от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», более известном, как «закон о монетизации льгот».
Во-первых, данный Федеральный закон вносит изменения более чем в 150 федеральных законов, причем многие из этих изменений затрагивают в той или иной степени трудовые права работников.
Во-вторых, весьма вероятно, что в течение нескольких месяцев в него будут внесены определенные коррективы (посмотрим, коснутся ли они соответствующих положений Трудового кодекса РФ и Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).
В-третьих, как следует из преамбулы Федерального закона № 122-ФЗ, его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина и должны реализовываться в соответствии с другими положениями преамбулы, в частности, предусматривающими, что в данном Федеральном законе решаются задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан.
Наконец, в-четвертых, следует учитывать и положения пункта 2 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ, в соответствии с которым при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено, в частности, следующее условие — вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004. Однако, по всей видимости, данное положение касается только тех организаций, которые финансируются из соответствующего бюджета.
Теперь перейдем непосредственно к поставленным вопросам.
Необходимо сразу оговориться, что дать точные и исчерпывающие ответы на них весьма затруднительно и, в первую очередь, в связи с тем, что принятие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ потребует принятия целого ряда новых либо изменения действующих подзаконных и ведомственных нормативных актов, что, в свою очередь, может привести к «уточнению смысла» тех или иных новых законодательных положений и, соответственно, определенным образом повлиять на правила их применения.
Поэтому предлагаемые ниже соображения, безусловно, не могут рассматриваться в качестве «истины в последней инстанции».
1. Как следует из статьи 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом и иными федеральными законами (в данном случае — это Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.
Представляется, что речь в данном случае идет об установлении именно дополнительных «видов» гарантий и компенсаций, а не об увеличении размеров уже закрепленных законом гарантий и компенсаций (в данном случае — размера районного коэффициента).
2. Статьей 316 Трудового кодекса РФ отныне установлено, что:
— размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ;
— органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями;
— суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Новой редакцией Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (статьи 1, 3, 4) в частности предусмотрено, что гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем и осуществляются за счет средств работодателя.
При этом статья 10 этого Закона, по существу, воспроизводит приведенные выше положения статьи 316 Трудового кодекса РФ:
— размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ;
— органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями;
— заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.
Таким образом, исходя из приведенных выше законоположений, можно сделать следующий вывод — начиная с 01.01.2005, все организации, не относящиеся к бюджетной сфере, при расчете заработной платы своих работников должны применять порядок и размер районного коэффициента, который установлен Правительством РФ.
В этой связи необходимо иметь в виду положения статьи 423 Трудового кодекса РФ, допускающие впредь до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом, применение законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также законодательства бывшего Союза ССР, постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
В связи с тем, что постановление Правительства РФ, устанавливающее размеры районных коэффициентов и порядок его выплаты, до настоящего времени не издано, продолжает применяться союзное законодательство в части установления районных коэффициентов, не противоречащее законодательству Российской Федерации (то есть, соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС), а также решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с абзацем 1 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (в ред. от 29.10.1992), которыми были введены районные коэффициенты в повышенных размерах. Имеется в виду пункт 13 названного Постановления Совмина РСФСР, согласно которому Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
3. Как следует из главы 25 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. К числу таких расходов относятся и расходы на оплату труда (подпункт 2 пункта 2 статьи 253 Налогового кодекса РФ), включая и надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам (пункт 11 статьи 255 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, исходя из приведенных положений Налогового кодекса РФ, статьи 316 Трудового кодекса РФ и статьи 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» о том, что заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного Правительством РФ, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме, и учитывая, что Постановление Совмина РСФСР от 04.02.1991 № 76, а также изданные во исполнение этого Постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются действующими нормативными актами законодательства (до тех пор, пока Правительством РФ не издано соответствующего постановления), представляется, что организации могут включать в состав расходов, связанных с производством и реализацией, выплаты по районным коэффициентам в размере, установленном этими нормативными актами.

Также по этой теме: