Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Особенности и трансформация организационно-правовых форм    О критериях изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности

О критериях изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности

О критериях изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2010

Макальская М.Л.,
канд. экон. наук,
 доцент Финансового университета при
Правительстве РФ

Автономное учреждение является некоммерческой организацией. Однако оно не подпадает под действие Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно п. 5 ст. 1 действие этого федерального закона не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом. Правовой статус автономного учреждения определен в первую очередь в ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ГК РФ), где говорится о бюджетных, частных и автономных учреждениях. Бюджетные и автономные учреждения объединяет то, что все они являются государственными или муниципальными. Частное же учреждение может быть создано любым юридическим и даже физическим лицом.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Они отвечают по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Кроме того, для автономных учреждений предусмотрен отдельный Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В п. 1 ст. 2 этого закона дано следующее определение автономного учреждения: «Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами» (в ред. федеральных законов от 24.07.2007 № 215-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Например, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации автономные учреждения могут создаваться для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р1 утверждены методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности. Распоряжение вступает в силу с 1 января 2011 г. Эти методические рекомендации помогут принять решение о целесообразности изменения типа государственного (муниципального) учреждения.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Заключение гражданско-правовых договоров осуществляется автономным учреждением от собственного имени.

Требования, установленные для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд, не распространяются на автономные учреждения при заключении ими договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Открытие лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства и ведение этих счетов осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу, исходя из возможности исполнения указанным учреждением государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления.


(1) Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений».


Автономные и бюджетные учреждения создаются публично-правовым образованием (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием). Они не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу, исходя из сферы деятельности, в которой оно создается.

В качестве дополнительных критериев определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) целесообразно использовать экономический потенциал и управленческий потенциал такого учреждения.


(1) Автономные учреждения, созданные вне указанных сфер деятельности (в том числе путем изменения типа) до дня вступления в силу Федерального закона, подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Федерального закона.


Экономический потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей:

  • средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и за два предыдущих финансовых года;
  • средний рост доходов государственного (муниципального) учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и за два предыдущих финансовых года;
  • средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и за два предыдущих финансовых года;
  • средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и за два предыдущих финансовых года;
  • средний рост заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и за два предыдущих финансовых года;
  • коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения, за исключением административно-управленческого персонала, к среднему росту заработной платы административно-управленческого персонала государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и за два предыдущих финансовых года.

При определении экономического потенциала бюджетного или автономного учреждения кроме этих показателей могут использоваться следующие показатели:

  • достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным учреждением в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг (оценивается положительно, если имущество создаваемого бюджетного или автономного учреждения соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества либо превышает их);
  • степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного финансового года (оценивается положительно, если это значение составляет не более 85 процентов);
  • отношение среднемесячной заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения к среднемесячной заработной плате работников по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в целом, муниципальному образованию, в котором располагается государственное учреждение субъекта Российской Федерации, в соответствующей сфере деятельности за отчетный финансовый год (оценивается положительно, если это значение превышает 100 процентов);
  • наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности (оценивается положительно в случае отсутствия указанной задолженности);
  • доля профильных внебюджетных доходов, определяемая как отношение доходов от основной деятельности учреждения, полученных из внебюджетных источников, к объему финансового обеспечения учреждения за счет всех источников финансового обеспечения за отчетный финансовый год.

Управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей:

  • способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления);
  • рейтинг государственного (муниципального) учреждения по данным независимых рейтинговых агентств;
  • наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;
  • наличие программы развития автономного учреждения.

Чем выше экономический и управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения, тем менее целесообразно сохранение на установленный Федеральным законом переходный период финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа в целях создания казенного учреждения.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы