Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Управление финансово-хозяйственной деятельностью    Финансовое планирование в некоммерческих организациях

Финансовое планирование в некоммерческих организациях

Финансовое планирование в некоммерческих организациях

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №2 год - 2011

Грищенко Ю.И.

к.э.н, аудитор

Некоммерческая организация – организация, которая не рассматривает получение прибыли как первостепенную цель своей деятельности. НКО не выплачивают дивидендов и не дают коммерческих выгод своим учредителям, однако это не означает, что руководители НКО не должны заботиться об эффективности работы своей организации.
Таким образом, менеджмент в некоммерческих организациях имеет много общих черт с управлением коммерческими организациями, однако имеется и ряд важных отличий.
Управление финансовой деятельностью некоммерческой организации начинается с финансового планирования, которое осуществляется на тот или иной срок и заключается в определении необходимых расходов и доходов организации для успешного выполнения ею своих функций, в согласовании денежных потоков, в поиске и оценке возможных источников финансирования. Финансовое планирование – это планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов. Задачами финансового планирования является следующее:

  • формирование источников и объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности субъекта;
  • определение видов и размеров специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования;
  • распределение централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития;
  • выявление резервов использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;
  • контроль за производственно­финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Уставная деятельность некоммерческой организации осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и т.д.) доходов и расходов. Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. Доходная часть финансового плана – это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации. Таким образом, реализуется балансовый принцип составления финансового плана. При этом финансовый план можно представить в виде документа – сметы доходов и расходов. Составление сметы является обязательным требованием п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7 ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».

Отметим, что смета и бюджет имеют существенное различие: смета составляется на отдельный проект или программу, а бюджет организации включает расходы всех проектов и программ. Бюджет (финансовый план) организации является единственным документом, определяющим структуру целевых доходов и расходов некоммерческой организации. На его основе строится вся система бухгалтерского учета. В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджет и отчет об исполнении бюджета утверждаются высшим органом управления некоммерческой организации.

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

1) некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;

2) исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.
Некоммерческие организации могут получать финансирование из разнообразных источников: в виде вступительных взносов, федеральных и местных органов власти, пожертвований и т.д., а также от клиентов (например, от учащихся колледжа, в наркологических центрах – от пациентов) в форме оплаты предоставляемых услуг. Таким образом, планирование деятельности некоммерческой организации напрямую зависит от источников ее финансирования:
сметное финансирование;
сочетание сметного финансирования с самоокупаемостью (частичная самоокупаемость);
полная самоокупаемость.
Из табл. 1 видно, что структура доходов некоммерческих организаций разительно отличается в разных странах.
В Финляндии основным источником формирования доходов организации является государство. В Швеции финансовая поддержка от государства значительно меньше, это в основном покупка социальных и прочих услуг у некоммерческих организаций.

Таким образом, некоммерческие организаций Швеции существуют главным образом за счет негосударственных (других) источников финансирования:

  • продажи услуг (взносы за участие в событиях, курсы, семинары);
  • целевых пожертвований от фондов;
  • частных спонсоров;
  • членских взносов (например, организация CIF, осуществляющая международный обмен между социальными работниками разных стран, существует в основном за счет членских взносов).
  • Таблица 1
    Структура доходов некоммерческих организаций (в %)
Окончание табл. 1

Статья дохода

Организация

Финляндия

Швеция

Россия

Общество «Наши общие дети»

Общество глухих

Fryshuset (YMCA)

ЦРНО*

Статья дохода

Организация

Финляндия

Швеция

Россия

Общество «Наши общие дети»

Общество глухих

Fryshuset (YMCA)

ЦРНО*

Государство

95,77

74,00

47,40

6,90

Финансирование деятельности организации, включая проекты:

30,93

74,00

7,40

6,90

Общество игровых автоматов

19,47

49,00

Министерства (в т.ч. иностранных дел)

3,27

25,00

* Центр развития некоммерческих организаций.

Город Хельсинки/Стокгольм

8,19

7,40

6,90

Продажа услуг государству

64,84

0,00

40,00

0,00

Продажа муниципалитету услуг (уход в д/домах – Ф., обучение в школе – Ш.), финансирование подушевое

63,88

40,00

Продажа услуг (МПСП – центр)

0,96

Прочее

4,23

26,00

52,60

93,10

Продажа услуг (взносы за участие в мероприятиях, курсы, семинары)

2,88

17,00

30,80

23,82

Фонды

0,42

19,00

60,47

Частные доноры и бизнес

0,39

9,00

2,80

8,68

Прочее (например, членские взносы)

0,54

0,13

Итого

100,00

100,00

100,00

100,00

* Центр развития некоммерческих организаций.

Окончание табл. 1

Статья дохода

Организация

Финляндия

Швеция

Россия

Общество «Наши общие дети»

Общество глухих

Fryshuset (YMCA)

ЦРНО*

В России пока нет практики широкого финансирования некоммерческих организаций государством. Государство оказывает помощь некоммерческим организациям в основном через субсидии и государственные заказы. Только отдельные некоммерческие организации могут получить целевое бюджетное финансирование (попасть в строку бюджета). Например, в Санкт­Петербурге средства, выделяемые городом на поддержку некоммерческих организаций, составляют не более 0,12% всех бюджетных средств. Некоммерческие организации России существуют преимущественно на средства крупных фондов (в основном иностранных) и средства частных доноров.
Смета является основой финансового планирования некоммерческой организации. Обычно она составляется на календарный год, а также на выполнение определенной программы или проекта (перед его началом). Проект сметы обсуждается и утверждается высшим руководящим органом в соответствии с уставом организации. Изменения, которые необходимо внести в смету, следует письменно согласовать с тем органом, который утвердил первоначальный вариант. В смете отражаются объемы и источники средств некоммерческих организаций, необходимые для обеспечения ее деятельности, а также данные об их использовании.

Финансовая смета – это подробный план распределения физических ресурсов предприятия, выраженных в денежной форме. С финансовой сметой сравнивают фактические результаты деятельности организации.

Принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:
целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной классификацией;
строгая регламентация бюджетных средств на основе установленных законодательством норм расходов;
контроль за рациональным использованием средств.
Для некоторого упрощения работы можно рекомендовать составлять смету по тем же статьям доходов и расходов, которые предусмотрены отчетом о доходах и расходах. Примерная смета НКО на финансовый год может выглядеть следующим образом (табл. 2).

Смета доходов и расходов

Наименование статей

Сумма, тыс. руб.

I

Доходы

 

 

Вступительные взносы

1000

 

Членские взносы

2000

 

Добровольные пожертвования от граждан

1000

 

Добровольные пожертвования от юридических лиц

1000

 

Итого

5000

II

Расходы

 

 

Расходы на целевые мероприятия, в том числе:

 

 

социальная и благотворительная помощь

600

 

проведение конференций, совещаний, семинаров и т.?п.

300

 

заработная плата целевых мероприятий

400

 

прочие мероприятия

100

 

Расходы на содержание аппарата управления, в том числе:

 

 

расходы на оплату труда (с учетом начислений)

2000

 

прочие выплаты, связанные с оплатой труда

680

 

командировочные расходы

460

 

содержание основных средств

120

 

прочие расходы

40

 

Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества

200

 

Прочие расходы

100

 

Итого

5000

Рассмотрим особенности финансового механизма бюджетных учреждений:

1) бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой;
2) бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) и самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам;
3) бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.
Показатели бюджетной сметы могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

  • оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами и законодательством РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами);
  • оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
  • возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Эти четыре группы операций являются исчерпывающими, и расходование бюджетных средств на другие цели не допускается.
Для некоммерческих организаций, как было отмечено ранее, извлечение прибыли не является основной целью деятельности, но законодательно им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, что дает им возможность привлекать дополнительные средства на достижение уставных целей. Вследствие этого полученная от такой деятельности прибыль после налогообложения не распределяется между участниками, а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.
Затратная часть сметы определяется теми направлениями расходования, которые запланированы на соответствующий год. При получении целевых поступлений на определенную программу перечень расходов по ней следует согласовывать со спонсором. Использовать полученные средства на другие цели можно, только получив на это письменное согласие спонсора. Если это согласие не может быть получено, средства следует вернуть. При выполнении нескольких целевых программ по каждой целесообразно составить отдельную смету, в которой можно выделить административно­хозяйственные расходы.

Степень детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно проводить по следующим правилам:

1) расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации;

2) назначение и порядок формирования статей должны быть понятны потребителям данной информации.

В составе расходов целесообразно выделять:

  • административно­хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности. Это заработная плата
  • административно­хозяйственного персонала, страховые взносы, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, в которых находится административно­хозяйственный персонал, абонентская плата за телефон, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, расходы на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, плата за коммунальные услуги, расходы на ремонт и др.;
  • расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений;
  • расходы по выполнению программ, на которые получены средства бюджетного финансирования;
  • расходы по предпринимательской деятельности;
  • потери и списания.

Исследование опыта некоммерческих организаций зарубежных стран показало, что состав расходов организаций примерно одинаковый. В структуре расходов преобладают расходы на персонал (включая налоги, командировки, социальный пакет), и они превышают 60% (рис. 1 и 2). Так же как и в России, расходы на персонал не зависят от того, в какой организации (коммерческой или некоммерческой) работает сотрудник – налоги, социальные выплаты, командировочные расходы и отчетность по ним одинаковые.

Рис. 1. Структура расходов НКО, Швеция

Рис. 2. Структура расходов НКО, Финляндия

Так, для товариществ собственников жилья в расходной части бюджета рекомендуется отражать (приказ Госстроя РФ от 14.07.1997 № 17­45 «Об утверждении Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья»):

  • административно­управленческие расходы (заработная плата административно­управленческого персонала с начислениями, накладные и прочие расходы);
  • техническое обслуживание, содержание и ремонт. Может выполняться на основании договоров подряда на отдельные виды работ, комплексных договоров или хозяйственным способом;
  • прочие расходы, связанные с содержанием комплекса недвижимого имущества (страховые, налоги);

Чтобы уложиться в смету, нельзя исключать возможное изменение таких факторов, как уровень инфляции, цены на товары и услуги, налоги (они тоже время от времени меняются). Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении параметров целевых программ, когда либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений). В таком случае исходя из ожидаемых доходов нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в смету по итогам года.

Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой. Вносимые в смету изменения, так же как и сама смета, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Как мы уже говорили, смета утверждается органомуправления некоммерческой организации. Директор не обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет некоммерческой организации, в то же время на нем лежит обязанность контроля за исполнением бюджета.
Очевидно, что внесение изменений в смету возможно в случае существенных изменений обстоятельств получения и расходования средств. При этом поправки следует подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности. Если изменения несущественны, то организации можно оставить все как есть, а превышение или занижение доходов (расходов) обосновать объективными причинами, в том числе и перед проверяющими органами.
По окончании года должен быть составлен и утвержден отчет о выполнении сметы (финансового плана). В отчете о выполнении сметы сопоставляются плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными. Они берутся из бухгалтерского учета организации, который является наиболее полной системой обобщения информации о ее деятельности. С помощью сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько исполнена смета, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей. Это учитывается при составлении сметы на следующий год, в которую могут быть заложены отклонения по смете за предыдущий год. И еще. Отчет о выполнении сметы доходов и расходов, так же как и сама смета, является важным финансовым документом, подтверждающим, что некоммерческая организация действует в рамках своей уставной деятельности.

Литература
1. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент : теория и практика : учеб. пособие для вузов. – M. : Аспект Пресс, 2002.
2. Контор Л.И., Шубина Д.А., Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО : опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. : Центр РНО, 2010.
3. Авдеев А.?В. Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009.– № 3.
4. Батурина М.В. Смета некоммерческой организации // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007.– № 1.
5. Баханькова Е. Финансовое управление в некоммерческих организациях // Информационный бюллетень «Про НКО». – 2002. – № 18.
6. Шубина Т.В., Сухоруких Л.Н. Особенности финансового планирования в некомерческих организациях // Финансовый менеджмент. – 2005. – № 2.


Также по этой теме: