Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Налогообложение    «Спецрежимников» и плательщиков НДС задним числом «обрадовали»

«Спецрежимников» и плательщиков НДС задним числом «обрадовали»

«Спецрежимников» и плательщиков НДС задним числом «обрадовали»

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №12 год - 2007

А.С.Медведев

Итак, 17 мая президент подписал Федеральный закон, изменяющий сразу несколько глав части второй Налогового кодекса, а именно, главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3.

Изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ, направлены, по замыслу их инициаторов,  на устранение недостатков в применении упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на добавленную стоимость.

Примечательно, что хотя поправки вступают в силу с 1 января 2008 г., однако, по нашей славной традиции, названный Федеральный закон, конечно же, содержит ряд положений, которые распространяются на правоотношения с 1 января 2007 года. «Повезло» как плательщикам НДС, так и предпринимателям, применяющим «упрощенку». Итак, посмотрим, что же измелилось с текущего года.

Теперь при применении «упрощенки» будут учитываться не только расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, но и расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Указанные расходы, а также расходы на приобретение или создание самим налогоплательщиком нематериальных активов, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, конкретизировано, что при применении УСН учитываются суммы уплаченных налогов и сборов, но кроме единого налога, уплачиваемого при применении УСН.

Решен довольно спорный вопрос о признании расходов на приобретение основных средств. А именно, теперь учитываются не только расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, но и  расходы, связанные, с реализацией таких товаров, и расходы, связанные с их приобретением. Как таким расходам, как и прежде, относятся расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

Добавили также и новые виды расходов: на обслуживание контрольно-кассовой техники и по вывозу твердых бытовых отходов.

Принятие расходов также приведено с учетом вышеназванных нововведений. Соответственно, расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Сроки включения в расходы стоимости основных средств и нематериальных активов  в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) до перехода на упрощенную систему налогообложения основных средств или нематериальных активов теперь привязываются именно к календарному году. Так, со сроком полезного использования до трех лет включительно они включаются в течение одного календарного года применения «упрощенки», а со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно - в течение первого календарного года применения «упрощенки» - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и третьего календарного года - 20 процентов стоимости. Основные средства и нематериальные активы со сроком полезного использования свыше 15 лет теперь учитываются в течение только  первых 10 лет применения «упрощенки» равными долями.

Кроме того, одна из норм статьи 149 НК РФ, определяющей перечень освобожденных от НДС операций была конкретизирована и расширена. Теперь согласно подпункту 9 названной нормы от НДС освобождаются операции по реализации драгметаллов в слитках как самим Центробанком, так и банками не только Цетробанку, но и другим банкам, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Центробанком и банками. В этом случае, в отличие от ранее действовавшего порядка, помещения этих слитков в хранилище Центробанка или сертифицированные хранилища банков теперь не требуется, а вот если осуществляется реализация иным лицам, что теперь тоже освобождается от НДС, необходимо держать слитки в Государственном хранилище ценностей, хранилище Центробанка или хранилищах банков.

Данным законом также установлен порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и момент определения налоговой базы налогоплательщиками, которые не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

Порядок же таков. Чтобы подтвердить «нулевую» ставку НДС, налогоплательщикам, освобожденным от обязанности подавать таможенную декларацию в налоговый орган, нужно не позднее 180 календарных дней с даты отметки пограничными таможенными органами на перевозочных документах, подтверждающей вывоз или ввоз товаров, подать документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ.

Не успели – платите налог по ставке 18 %. Момент определения налоговой базы будет определяться с даты отметки, подтверждающей ввоз или вывоз товаров, проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах. А если удастся подтвердить – уплаченные суммы налога вам вернут впоследствии.

Что касается изменений, вступающих в силу с 1 января 2008 г., коих большинство: подробному их освещению мы посвятим материал в одном из наших будущих номеров.

А.С.Медведев, эксперт «БГ»

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы