Особенности трудоустройства граждан Республики Беларусь



И. В. Стародубцева,
аудитор-эксперт

Статья была опубликована
в "Бухгалтерская газета" №4/2016

Процедура трудоустройства иностранцев значительно отличается от трудоустройства граждан РФ. Но для работников граждан Республики Беларусь действует упрощенный порядок приема на работу. При трудоустройстве в РФ граждане этого государства обладают определенными преимуществами, о которых пойдет речь в настоящей статье.

Правовое регулирование
Начнем с того, что основным документом, регулирующим правовые отношения с иностранцами, находящимися на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ). Он определяет правовое положение иностранных граждан в России, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, с другой стороны, возникающие в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Один из основополагающих принципов Закона № 115-ФЗ состоит в том, что нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством во всех аспектах правовых отношений с иностранцами. А поэтому порядок трудоустройства иностранцев, прописанный в Законе № 115-ФЗ, не распространяется на граждан из Республики Беларусь. В отношении них действует порядок, установленный в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и Российской Федерации от 22.06.1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее по тексту – Решение № 4). Действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении белорусов в РФ и россиян в Республике Беларусь не применяется (п. 1 Решения № 4).

Гарантии для работников Республики Беларусь
Какие гарантии предусмотрены в Решении № 4 для работников из Республики Беларусь?

Так, в целях обеспечения гражданам Беларуси и России равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий Решением № 4 установлено, что документы, выданные в Республике Беларусь и РФ для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (п. 1 Решения № 4). Сразу отметим, что для граждан Республики Беларусь не требуется специального разрешения на работу (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС). На практике работодатель, принимающий работника из Беларуси, не должен оформлять такие документы, как разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, приглашение и разрешение на работу, документы – основания для пребывания иностранца на территории РФ.

Таким образом, для оформления трудовых отношений с гражданином из Республики Беларусь работодателю необходимо запросить у работника:
– паспорт;
– трудовую книжку;
– страховое свидетельство;
– документ об образовании. То есть все то же, что и при оформлении российского работника (ст. 65 ТК РФ).

При этом не требуется проведения установленной законодательством РФ процедуры признания документов об образовании. Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.

Работодатели (заказчики работ (услуг)) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на русский язык, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании направлять запросы в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Однако для отдельных специальностей все же необходима процедура признания документов об образовании, например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. № 1391).

Кроме того, работодателю в отношении таких работников не нужно соблюдать квоту (долю) для иностранных работников, которую ежегодно определяет Правительство РФ для отдельных видов деятельности (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Минтруд РФ в письме от 17.12.2015 г. № 16-4/В-823 напомнил, что временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис добровольного медицинского страхования (далее – ДМС). Дело в том, что временно пребывающие в России граждане из стран ЕАЭС обязаны приобрести полис ДМС на оказание медицинской помощи, который предъявляется работодателю при трудоустройстве. Из этого правила есть исключения, например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС. Иные исключения могут быть установлены федеральными законами или международными договорами РФ (п. 1 ст. 327.3 ТК РФ). При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении,  Казахстана, Киргизии необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о  предоставлении платных медицинских услуг. Однако на белорусских работников данное требование не распространяется, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор «О равных правах» от 25.12.1998 г.).

Граждане Республики Беларусь, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

Трудовая деятельность гражданина Республики Беларусь на территории РФ регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с местным законодательством.

Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь и РФ, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п. 2 Решения № 4). Напомним, что от продолжительности страхового стажа зависит размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Страховой стаж за период работы в Республике Беларусь включается в стаж для расчета пособий в РФ (абз. 2 п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 г. № 91).

Возраст, с которого допускается прием граждан на работу, определяется законодательством государства трудоустройства. При высвобождении работника, являющегося гражданином Республики Беларусь, в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, ему предоставляются льготы и компенсации, установленные законодательством о труде государства трудоустройства.

Статус безработного присваивается гражданину государством выезда в соответствии с законодательством (п. 2 Решения № 4).

Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов его семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС). И в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ работник из Белоруссии имеет право без  выезда в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (п. 9 ст. 97 Договора о ЕАЭС). При несоблюдении установленных сроков работник должен покинуть территорию Российской Федерации. В случае нарушения предписанных правил работнику будет запрещен въезд на три года (подп. 12 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ).

Белорусские работники, прибывшие в Россию на заработки, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет.

При пребывании свыше 30 суток с даты въезда они обязаны зарегистрироваться (встать на учет), либо это сделает за них принимающая сторона (работодатель либо заказчик работ, услуг). Такие требования предусмотрены п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», п. 18 Административного регламента, утв. приказом ФМС РФ от 29.08.2013 г. № 364.

В соответствии со ст. 23 Закона № 115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность. Миграционные карты гражданам Республики Беларусь, прибывающим на территорию РФ, не выдаются. Пограничный контроль лиц и транспортных средств на российско-белорусской границе не осуществляется, отметки о  пересечении указанного участка границы в документы, удостоверяющие личность, не проставляются.

Таким образом, регистрация белорусских граждан осуществляется по документам,  удостоверяющим личность, вне зависимости от наличия или отсутствия в них названной отметки органа пограничного контроля. При этом документом, подтверждающим дату въезда, может служить проездной документ.

При въезде или выезде из Российской Федерации граждан Республики Беларусь через пункты пропуска на других участках российской границы отметки о пересечении границы проставляются только в заграничных белорусских паспортах.

Поскольку у России с Республикой Беларусь нет границ, то миграционные карты белорусы не заполняют (письмо Управления организации визовой и регистрационной работы от 21.01.2005 г. № МС-2/559). Несмотря на это работодатель обязан уведомлять миграционную службу о заключении или расторжении трудовых договоров с белорусскими работниками (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Уведомление должно быть направлено в территориальное отделение ФМС России в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора с белорусским работником (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Все виды пособий и выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с российским законодательством. Все расходы, связанные с предоставлением указанных пособий и выплат, несет Российская Федерация (п. 3 Решения № 4, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). На практике это означает, что с 1 января 2015 г. белорусские граждане, работающие в российских компаниях, наряду с россиянами имеют право на получение всех видов пособий (письмо Минтруда РФ от 13.03.2015 г. № 17-3/ООГ-268). Поэтому российский работодатель обязан выплачивать таким работникам пособия с первого дня работы независимо от миграционного статуса (письмо Минтруда РФ от 05.12.2014 г. № 17-1/10/В-8313).

Однако работники, заключившие с российской организацией гражданско-правовой договор, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) не относятся к лицам, застрахованным на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А поэтому у заказчика работ (услуг) нет обязанности назначать и выплачивать гражданину Республики Беларусь социальные пособия.

Но из указанного правила есть исключения. В договоре гражданско-правового характера может быть установлена обязанность о страховании на случай травматизма. В этой ситуации при наступлении страхового случая белорусский гражданин будет иметь право на пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем (п. 1, п. 2 ст. 5, подп. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ).

Расчет пособий
Как мы уже отмечали, с 1 января 2015 г. временно пребывающие иностранные работники из Республики Беларусь имеют право на пособие по временной нетрудоспособности. Однако для реализации данного права работодателями должен выполняться ряд условий (п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ):
– работодателем должны быть уплачены страховые взносы в ФСС РФ (по тарифу 1,8%) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– период уплаты страховых взносов должен составлять не менее шести месяцев до месяца, в котором наступил страховой случай.

Правила расчета пособий такие же, как и для российских граждан. То есть пособия  рассчитываются исходя из среднего заработка за расчетный период (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Расчетный период берется такой же, т. е. два календарных года, предшествующие году наступления права на пособие. И не имеет значения тот факт, что белорусский гражданин мог в предшествующие два года не работать на территории России. Заработок работника, полученный в Республике Беларусь, в расчетном периоде не учитывается, а в расчет принимаются только те выплаты в пользу работника, на которые были начислены страховые взносы в ФСС РФ (п. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

На практике может возникнуть ситуация, когда у работника нет учитываемых в расчетном периоде выплат, облагаемых страховыми взносами (например, работник устроился на работу в 2016 г. и в этом же году заболел). В этом случае средний дневной заработок для расчета пособий определяется из величины МРОТ (п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). То есть действует тот же алгоритм расчета, как и для российских граждан: размер МРОТ × 24 мес./730 дн. (п. 15 Положения о расчете пособий, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375).

Проиллюстрируем приведенный алгоритм на примере.

Пример
Работник из Республики Беларусь работает в российской компании по трудовому договору с 11 января 2016 г. В период с 15 февраля по 19 февраля он был временно нетрудоспособен.

Период больничного листа – 5 календарных дней. Предположим, что страховой стаж, полученный работником (с учетом его стажа работы на родине), на момент наступления болезни составляет 6 лет и 2 месяца. Расчетным периодом для страхового случая будет период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2015 г. (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Однако в этот период работник находился в своей стране и не работал на территории РФ. Рассчитаем средний дневной заработок, исходя из МРОТ (п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

МРОТ на день наступления страхового случая составил 6204 руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 г. № 376-ФЗ). Размер среднего дневного заработка из МРОТ равен 203,97 руб. (6204 руб. × 24/730).

При стаже до 8 лет пособие выплачивается в размере 80% среднего заработка (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ). Размер дневного пособия равен 163,18 руб. (203,97 руб. × 80%).

Таким образом, работнику нужно начислить и выплатить пособие в размере 815,9 руб. (163,18 руб. × 5 календ. дн.).

По общему правилу, за счет собственных средств работодателя оплачиваются первые три  дня временной нетрудоспособности, за остальной период, т. е. начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, – за счет средств Фонда соцстраха.

Налогообложение доходов
В одном из номеров «Бухгалтерской газеты» мы подробно освещали порядок налогообложения доходов граждан ЕАЭС. Статьей 73 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что в случае, если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц – налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена. Положения настоящей статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Отметим, что в постановлении Конституционного суда РФ от 25.06.2015 г. № 16-П даны разъяснения о порядке определения статуса налогового резидента РФ для граждан Республики Беларусь. Как отметили судьи, международным соглашением установлено особое налоговое регулирование, не предусматривающее условия уточнения налогового статуса физического лица по итогам налогового периода и отличающееся тем самым от национальных правил, касающихся определения критериев резидентства физических лиц. Соответственно, лица, имеющие право воспользоваться таким налоговым регулированием, должны определяться на основании специальных критериев вне связи с критериями, содержащимися в НК РФ. Договор о Евразийском экономическом союзе закрепил безусловное распространение на физических лиц, являющих1 й{ся налоговыми резидентами государств – членов Союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов. То есть приоритет в отношении налогообложения НДФЛ работников – граждан стран ЕАЭС имеют специальные правила, установленные Договором о Евразийском экономическом союзе. На практике это означает, что с 1 января 2015 г. ставка НДФЛ в размере 13% применяется с первого дня работы в РФ, независимо от налогового статуса работника (письмо Минфина России от 27.01.2015 г. № 03-04-07/2703).

Сразу отметим, что вопросы признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств – членов ЕАЭС Договором о Евразийском экономическом союзе не регулируются. Для этих целей применяются положения национального законодательства соответствующего государства. В связи с этим вычеты, предусмотренные ст. 218–221 НК РФ, могут быть предоставлены работнику из Белоруссии только после того, как он приобретет статус налогового резидента РФ (письмо Минфина РФ от 09.04.2015 г. № 03-04-06/20223).

26.04.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста