Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Отраслевой менеджмент    Актуальные проблемы управления ведомственной инфраструктурой. Оборонные холдинги

Актуальные проблемы управления ведомственной инфраструктурой. Оборонные холдинги

05.05.2016

Актуальные проблемы управления ведомственной инфраструктурой. Оборонные холдинги

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2010

Кирикова О.А.,
к. э. н.,
советник Департамента финансирования,
учёта и отчётности Министерства обороны РФ

С принятием Государственной программы приватизации и Федерального закона от 2002 г. № 616-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) основные процедуры реорганизации ведомственной производственной инфраструктуры исполнены. Вместе с тем если процедуры реорганизации подведомственных предприятий предписано было завершить к 1 июля 2003 г., то правовая основа для оптимизации сети ведомственных учреждений создана с принятием Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» только в конце 2006 г.

Производственная и социальная инфраструктура ФОИВ функционирует для обеспечения их полномочий и реализации государственных задач и функций, поэтому до настоящего времени в ведении ФОИВ сохраняются предприятия и учреждения, обеспечивающие оборону страны, правопорядок, таможенные нужды.

Такие организации управляются жёсткой вертикальной структурой. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального  государственного унитарного предприятия» руководителями ФОИВ осуществляются: утверждение устава и программы деятельности предприятия; определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия; согласование совершения крупных сделок, сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга,  осуществлением заимствований, распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями (по согласованию с Росимуществом); согласование создания филиалов и представительств; утверждение бухгалтерской отчётности и отчётов руководителя предприятия; согласование решений об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях; назначение и увольнение руководителя предприятия и его аттестация; согласование приёма на работу главного бухгалтера.


(На наш взгляд, любопытно сопоставить прогнозы автора с положением дел на дату публикации. – Примеч. ред.)


Ряд прав собственника имущества предприятий в соответствии с Федеральным законом от 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» осуществляются Росимуществом и Правительством РФ.

Реорганизация таких предприятий и учреждений вызывает дискуссии, так как очевидно, что на современном этапе государственные заказы и контракты не могут быть наверняка исполнены без сохранения ведомственной инфраструктуры, а главное, её технологической направленности.

Риски смены собственника, перепрофилирования или полного прекращения выпуска необходимой государству продукции настолько велики, что реорганизация и акционирование ведомственных предприятий в большинстве случаев не влекут смены собственника этих предприятий, так как контрольный пакет или 100% их акций на несколько лет либо бессрочно сохраняются в федеральной собственности. Вместе с тем акционирование предприятий без последующей приватизации ведёт к номинальной смене контуров управления и не делает собственность эффективной.

Простой вывод предприятий и учреждений из подчинения ФОИВ и системы  перераспределительных денежных отношений, которой является бюджетная система, как правило, предопределяет худший сценарий воплощения рисков смены собственника.

Для сохранения работы подведомственных ФОИВ предприятий и учреждений как  организационно-производственных систем, способных удовлетворять государственные  потребности, исполнять государственные заказы и контракты, необходима интеграция таких предприятий и учреждений в другую устойчивую систему. Такой системой является холдинг или финансово-промышленная группа, в них достигается необходимая (сопоставимая) концентрация капитала и эффективное управление перераспределением уже имеющихся инвестиций акционеров и привлечённых средств.

Управление предприятием со стороны холдинговой структуры, по сути, аналогично управлению предприятием и учреждением со стороны ведомства, поскольку (минуя технологическое и оперативное руководство) носит исключительно финансовый и кадровый характер.

В структурах Вооружённых сил РФ до настоящего времени продолжают функционировать более 300 федеральных государственных унитарных предприятий, которые обеспечивают войска необходимым услугами по основным направлениям деятельности – это авиационный ремонт; ремонт автомобильной и бронетанковой техники; разработка, производство и ремонт вооружения и военной техники (ВВТ); строительство и эксплуатация объектов; производство продовольствия; эксплуатация энергетических объектов; военная торговля; полиграфия и массмедиа; гостиничный комплекс.

Основные полномочия собственника имущества предприятий и учреждений, входящих в состав Вооружённых сил РФ, непосредственно осуществляют заместители министра, главкомы видов Вооружённых сил РФ, командующие войсками военных округов, начальники главных и центральных управлений. Задачи и функции по разработке концептуальных подходов и нормативных правовых актов в области управления военной инфраструктурой Минобороны России возложены на Управление по осуществлению прав собственника имущества организаций.

В условиях плановой экономики система управления подведомственными предприятиями базировалась на взаимодействии множества министерств и была жёстко встроена в механизм национальной экономики. От Минобороны России требовалось представление перечня потребностей для обеспечения обороноспособности страны.

Система планирования деятельности предприятий, учёта их имущества, контроля действий менеджмента реализовывалась в русле существовавших условий народного хозяйства страны и не требовала детального регулирования со стороны Минобороны России. При этом требования к системе управления имуществом предельно упрощались благодаря абсолютному доминированию государственной собственности.

К 2007 г. возраст основных фондов оборонных предприятий составил 8–40 лет, у почти 40% предприятий средний возраст основных фондов – около 20 лет. Средневзвешенный износ основных фондов составил 60%. Чистый убыток их общей деятельности – 0,3 млрд руб., а чистая прибыль немногих прибыльных предприятий – всего 1,5 млрд руб. При этом суммарная задолженность поставщикам на этих предприятиях достигла 70% их суммарной выручки, что свидетельствует о неэффективности старых подходов к управлению предприятиями, невозможности реализации инвестиционных программ, связанных с обновлением основных фондов, и внедрения инноваций.

Для реформирования оборонной инфраструктуры и сохранения её приоритетов по безусловному исполнению задач обеспечения обороноспособности, повышения эффективности управления и использования государственного имущества, создания условий для максимального использования возможностей рыночной экономики и потенциала частно-государственного партнёрства разработана Концепция реформирования организаций, находящихся в ведении Минобороны России (рис. 1).

Концепцией определено, что лучшим вариантом радикального повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий является создание по направлениям их деятельности холдинговых структур, играющих роль управляющих компаний. Эффективность и единая стратегия функционирования холдинговых структур должны обеспечиваться созданной для этого управляющей компанией. Военная служба в таких структурах не предусматривается. Органы военного управления будут выполнять функции по планированию оборонных потребностей.

Формируется вертикально интегрированная структура в виде открытого акционерного общества «Оборонсервис» с включением в его состав субхолдингов необходимых технологических направленностей. Создание ОАО «Оборонсервис» намечается провести в три этапа.

Первый этап – реорганизация предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых сохранятся в федеральной собственности.

Второй этап – создание открытых акционерных обществ в виде субхолдингов соответствующей технологической направленности, независимо от подведомственности органам военного управления. Уставные капиталы субхолдингов будут сформированы внесением в качестве вклада Российской Федерации 100% минус 1 акция открытых акционерных обществ, созданных на базе реорганизуемых предприятий.

Предусматривается создание следующих субхолдингов: «Авиаремонт» – ремонт, сервисное обслуживание авиационной техники; «Спецремонт» – ремонт, сервисное обслуживание автомобильной и бронетанковой техники; «Ремвооружение» – разработка, производство и ремонт ВВТ; «Оборонстрой» – проектирование, строительство и эксплуатация объектов; «Агропром» – производство сельхозпродукции для оборонных нужд; «Оборонэнерго» – эксплуатация энергетических объектов; «Военторг» – торгово-бытовое обслуживание и организация питания; «Красная звезда» – производство печатной продукции и военно-патриотические массмедиа; «Славянка» – гостиничные услуги.

Третий этап – интеграция параллельно создаваемых субхолдингов в единую холдинговую компанию – ОАО «Оборонсервис», 100% акций которого находится в федеральной собственности.

Основными задачами холдинговых структур станут реализация скоординированных мероприятий по осуществлению программ деятельности, обеспечение финансовой устойчивости и оптимизация управления активами и пассивами предприятий отрасли, определение инвестиционной стратегии, реализация финансового контроля и единой кадровой политики.

Основными задачами «Оборонсервиса» определены: координация деятельности холдингов, обеспечение их финансовой устойчивости и представление их интересов, обеспечение единой корпоративной стратегии и кадровой политики, реализация единой системы учёта, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение финансовой устойчивости отдельных холдингов.

Достижение основных параметров эффективности по мысли реформаторов будет осуществляться через модернизацию существующих активов предприятий, применение современных технологий за счёт эффективного распределения и использования полученных ресуров, обеспечение содержания на необходимом уровне государственного мобилизационного задания, получение стабильной прибыли холдинга.

Предполагается, что в результате образования холдинга загрузка предприятий государственным заказом в период до 2010 г. достигнет 80% (при существующих 30%), а расчётный показатель рентабельности к 2010 г. должен приблизиться к 15–20%.

Проект реорганизации предприятий предусматривает динамику базового индикатора финансово-хозяйственной деятельности будущей корпорации – повышение её капитализации, целевое значение которого будет стремиться к 0,7–0,8 годового объёма продаж холдинга, что откроет холдингу путь привлечения дополнительных внешних заимствований на выгодных условиях.

Предусматриваются дополнительные источники формирования доходов от перспективной реализации холдингом непрофильных активов и прочего неиспользуемого имущества предприятий, балансовая стоимость которого весьма значительна. Высокая инвестиционная привлекательность многих военных объектов и земельных участков актуализировала мероприятия по защите военного имущества от рисков незаконной приватизации, неправомерного отчуждения имущества и преднамеренных банкротств.

В связи с созданием холдинговой структуры соответствующие изменения и дополнения вносятся в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, Программу приватизации федерального имущества на 2008–2010 годы, ведомственные нормативные правовые акты.

Весь комплекс проводимых мероприятий по реформированию предприятий позволит разделить функции по обеспечению обороноспособности и управлению бизнесом, освободив органы военного управления от несвойственных задач и функций.

Литература
1. Указ Президента РФ от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».
2. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий».
3. Закон СССР от 1 июля 1991 г. № 2278-1 «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».
4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. – Железнодорожный : Крылья, 1998.

Также по этой теме: