Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Учет, отчетность и налогообложение    Образовательная деятельность и расходы: государственная аккредитация – процедура и учет расходов

Образовательная деятельность и расходы: государственная аккредитация – процедура и учет расходов

23.01.2014

Образовательная деятельность и расходы: государственная аккредитация – процедура и учет расходов

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2011

Семенихин В. В.,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Для получения государственного статуса образовательному учреждению необходимо пройти процедуру государственной аккредитации.

О том, как осуществляется такая процедура, а также как учитываются в бухгалтерском и налоговом учете расходы, возникающие при аккредитации, мы рассмотрим в этой статье.

Прежде всего отметим, что государственная аккредитация согласно п. 1 ст. 33.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ № 3266-1) проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих:
-  образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования);
-  образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ № 3266-1. Напомним, что на основании п. 2 ст. 7 Закона РФ № 3266-1 реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 г. № 1332.

При этом государственная аккредитация образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении, научной организации или их филиалах, проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году, что следует из п. 3 ст. 33.2 Закона РФ № 32661.

Государственная аккредитация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням общего образования.

Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций утверждается Правительством Российской Федерации, что следует из п. 4 статьи 33.2 Закона РФ № 3266-1.

На сегодняшний день данное Положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 184 (далее – Положение № 184). Заметим, что действие Положения № 184 не распространяется на государственную аккредитацию:
-  образовательных учреждений, находящихся в ведении Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
-  образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ № 3266-1;
-  негосударственных образовательных учреждений, действующих на территории инновационного центра «Сколково» в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Согласно п. 3 Положения № 184, п. 5 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1 государственная аккредитация образовательного учреждения и научной организации (далее – организации) проводится аккредитационным органом – Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования (далее – аккредитационный орган).

При этом федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее – федеральный аккредитационный орган) осуществляет государственную аккредитацию организаций, указанных в п. 24 ст. 28 Закона РФ № 3266-1, а именно:
1) высших учебных заведений;
2) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научных организаций;
3) образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;
4) федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 252;
расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – аккредитационный орган субъекта Российской Федерации), осуществляет государственную аккредитацию организаций, указанных в подп. 3 п. 1 ст. 28.1 Закона РФ № 3266-1, а именно:
-  образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, указанных в п. 24 ст. 28 Закона РФ № 3266-1);
-  организаций, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и структурные подразделения которых осуществляют формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений.

Процедура государственной аккредитации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации филиала организации проводится аккредитационным органом, к компетенции которого отнесена государственная аккредитация организации, подразделением которой является этот филиал.

На основании п. 6 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1 при проведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган должен принять решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программы.

При проведении государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган должен принять решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).

Обратите внимание, что все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в аккредитованных организациях и (или) их аккредитованных филиалах в соответствии с лицензией и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)), являются аккредитованными.

В силу п. 22 Положения № 184, п. 7 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1 перед государственной аккредитацией организация должна провести самообследование, материалы которого рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.

Правила проведения организацией самообследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Для проведения государственной аккредитации организация должна представить в аккредитационный орган заявление о проведении государственной аккредитации с приложением документов, которые необходимы для проведения государственной аккредитации и перечень которых устанавливается Положением № 184, что следует из п. 8 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1. Отметим, что согласно п. 25 Положения № 184 к заявлению о проведении государственной аккредитации должны быть приложены следующие документы:
-  копия устава организации;
-  отчет о результатах самообследования;
-  копии учебных планов организации по всем образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации (за исключением основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования);
-  копия основной профессиональной образовательной программы послевузовского  профессионального образования (для организации, реализующей указанную образовательную программу);
-  копия положения о филиале организации (в случае проведения государственной аккредитации в отношении филиала, а также в случае установления иного государственного статуса образовательного учреждения в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации);
-  копии документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, с приложением (приложениями), а также свидетельства о государственной аккредитации организации с приложением (приложениями) (при наличии указанных документов, выданных иным лицензирующим или аккредитационным органом);
-  опись представленных документов.

При этом копии устава, положения о филиале, документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, с приложением (приложениями), а также свидетельства о государственной аккредитации с приложением (приложениями) должны быть заверены нотариусом. Если указанные документы представляются организацией без заверения нотариуса, то они должны быть предъявлены с оригиналами документов.

Отметим, что организация вправе представить в качестве приложения к заявлению о проведении государственной аккредитации сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации организации в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Указанные сведения рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации (п. 27 Положения № 184).

Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются организацией в аккредитационный орган непосредственно на бумажном носителе или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения (п. 38 Положения № 184). Заметим, что указанные заявление и документы могут быть направлены в аккредитационный орган и в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг. Формы указанного заявления и прилагаемых к нему документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики  и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При представлении в аккредитационный орган заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к заявлению документов осуществляется прием указанных заявления и документов по описи и их регистрация (п. 32 Положения № 184).

После регистрации заявления и документов в течение 5 дней со дня их поступления  аккредитационный орган проводит проверку на предмет отнесения государственной аккредитации организации к компетенции аккредитационного органа, наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности по всем образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации, а также полноты и правильности оформления и заполнения заявления и документов (п. 33 Положения № 184).

В случае представления организацией документов не в полном объеме или заявления и документов, неправильно оформленных и (или) заполненных, аккредитационный орган в течение 7 дней со дня регистрации заявления и документов направляет организации или вручает ее уполномоченному представителю уведомление о перечне недостающих документов и (или) документов, оформление и (или) заполнение которых не соответствует установленным требованиям. Если указанные документы не представлены организацией в аккредитационный орган в течение 2 месяцев со дня получения организацией уведомления, аккредитационный орган отказывает организации в принятии заявления и документов к рассмотрению по существу (п. 35 Положения № 184).

В случае представления организацией в аккредитационный орган заявления и документов в полном объеме, правильно оформленных и (или) заполненных, указанные заявление и документы принимаются к рассмотрению по существу. Уведомление о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу направляется организации или вручается ее уполномоченному представителю в течение 7 дней со дня приема заявления и документов к рассмотрению по существу, что следует из п. 36 Положения № 184.

Следует отметить, что государственная аккредитация организаций проводится по результатам аккредитационной экспертизы (п. 9 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1).

При государственной аккредитации образовательного учреждения проводится аккредитационная экспертиза следующих видов (п. 10 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1):

1) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;

2) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида (за исключением Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, федеральных университетов).

При этом в отношении образовательных программ, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов и требований, самостоятельно установленных образовательным учреждением высшего профессионального образования в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ № 3266-1, не проводится экспертиза, указанная в подп. 1 п. 10 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1, в части содержания подготовки обучающихся и выпускников.

Экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида, проводится в отношении образовательного учреждения в целом, включая его филиалы.

При государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых научной организацией, проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников научной организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным требованиям, что следует из п. 12 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1.

Обратите внимание, что аккредитационную экспертизу проводит комиссия по аккредитационной экспертизе, созданная аккредитационным органом, что следует из п. 13 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1.

Результаты аккредитационной экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе (п. 15 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1).

Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение комиссии по аккредитационной экспертизе, с указанием состава этой комиссии размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети Интернет.

Порядок проведения аккредитационной экспертизы устанавливается Положением № 184, на что указывает п. 17 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1. Так, согласно п. 9 Положения № 184 комиссия по аккредитационной экспертизе осуществляет аккредитационную экспертизу с выездом в организацию и ее филиалы.

По решению аккредитационного органа аккредитационная экспертиза может проводиться без выезда комиссии в образовательное учреждение и его филиалы в случае государственной аккредитации расположенного за пределами Российской Федерации российского образовательного учреждения, а также в случае установления иного государственного статуса образовательного учреждения в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации.

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом в организацию и ее филиалы комиссия запрашивает у организации документы и материалы, перечень которых определен в письме Рособрнадзора от 19 апреля 2011 года № 02-92 «В дополнение к № 02-77 от 29.03.2011».

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом в организацию и ее филиалы организация обеспечивает рабочие места для работы комиссии с доступом в сеть Интернет.

При проведении экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям осуществляется анализ уровня освоения федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований, в том числе путем тестирования указанных обучающихся и выпускников организации с использованием заданий стандартизированной формы (аккредитационных педагогических измерительных материалов) (п. 10 Положения № 184).

Аккредитационный орган размещает информацию о проведении аккредитационной экспертизы на своем официальном сайте в сети Интернет не позднее 15 дней со дня окончания работы комиссии (п. 11 Положения № 184).

Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа, принимающим по результатам такого рассмотрения решение, имеющее рекомендательный характер для аккредитационного органа (п. 18 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1).

При рассмотрении вопроса о государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в организации и ее филиалах, аккредитационный орган принимает отдельное решение относительно организации и каждого ее филиала по образовательной программе, заявленной для государственной аккредитации, и (или) укрупненной группе направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).

Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации организации осуществляется в срок, не превышающий 105 дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям, установленным Законом РФ № 3266-1 и Положением № 184.

При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации организации выдается свидетельство о государственной аккредитации, которое подтверждает право организации на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по аккредитованным образовательным программам.

Обратите внимание!
Срок действия свидетельства о государственной аккредитации составляет:
1) 6 лет для образовательного учреждения начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации;
2) 12 лет для иного образовательного учреждения.

Об этом сказано в п. 21 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1.

Форма свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, технические требования к указанным документам утверждены приказом Рособрнадзора от 11 июня 2009 г. № 1281 «Об утверждении форм бланка свидетельства о государственной аккредитации и приложения к свидетельству о государственной аккредитации».

Согласно п. 24 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1 образовательному учреждению может быть выдано временное свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет 1 год, если указанному учреждению требуется изменение наименования для приведения в соответствие с его государственным статусом, установленным при государственной аккредитации такого образовательного учреждения. Заметим, что свидетельство о государственной аккредитации выдается такому образовательному учреждению на основании его заявления и документов, подтверждающих приведение его наименования в соответствие с установленным государственным статусом.

Временное свидетельство на 1 год также выдается организации, возникшей в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, в отношении образовательных программ, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые были аккредитованы, что следует из п. 25 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1.

Государственная аккредитация организации, возникшей в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, проводится в соответствии со ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1.

В некоторых случаях свидетельство о государственной аккредитации, выданное организации, переоформляется на период до окончания срока его действия. Так, согласно п. 26 ст 33.2 Закона РФ № 3266-1 свидетельство переоформляется на период до окончания срока его действия в следующих случаях:

1) реорганизация организации в форме преобразования, изменение наименования организации (в том числе в случае создания образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения), изменение места нахождения организации, необходимость дополнения свидетельства о государственной аккредитации организации, реорганизованной в форме присоединения к ней других аккредитованных организаций, образовательными программами, реализация которых осуществлялась присоединенными организациями и которые были аккредитованы;

2) государственная аккредитация неаккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации;

3) установление иного государственного статуса образовательного учреждения в тече ние срока действия свидетельства о государственной аккредитации.

В случае утраты или порчи свидетельства о государственной аккредитации организации выдается дубликат свидетельства о государственной аккредитации, что следует из п. 27 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1.

Обратите внимание, что для получения временного свидетельства о государственной аккредитации, переоформления свидетельства о государственной аккредитации, получения дубликата свидетельства о государственной аккредитации организация должна представить в аккредитационный орган соответствующее заявление с приложением документов, перечень которых установлен Положением № 184, а именно пп. 29, 30, 37 названного Положения.

Заявление о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, а также о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются организацией в аккредитационный орган непосредственно на бумажном носителе или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения (п. 38 Положения № 184). Заметим, что указанные заявление и документы могут быть направлены в аккредитационный орган и в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг. Формы указанного заявления и прилагаемых к нему документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Необходимо отметить, что при переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в течение срока его действия в случае государственной аккредитации неаккредитованных образовательных программ проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников:
-  образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам – федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;
-  научной организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам – федеральным государственным требованиям;

В случае установления иного государственного статуса образовательного учреждения переоформление свидетельства о государственной аккредитации в течение срока его действия проводится аккредитационная экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида (за исключением Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, федеральных университетов).

Переоформление свидетельства о государственной аккредитации в указанных случаях проводится в срок, не превышающий 105 дней со дня приема заявления о переоформлении свидетельства и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия такого заявления и документов требованиям, установленным Законом РФ № 3266-1 и Положением № 184.

Обратите внимание, что аккредитационный орган при определенных обстоятельствах откажет организации в государственной аккредитации.

Так, согласно п. 31 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1 аккредитационный орган отказывает организации в государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в течение срока его действия в случае государственной аккредитации неаккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией или в случае установления иного государственного статуса образовательного учреждения, при наличии одного из следующих оснований:
-  выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией;
-  наличие отрицательного заключения комиссии по аккредитационной экспертизе.

Отметим, что при наличии любого из указанных выше оснований для отказа в государственной аккредитации по одной или нескольким заявленным для государственной аккредитации основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган отказывает организации в государственной аккредитации в отношении укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся такие образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени) (п. 32 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1).

На основании п. 33 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1 аккредитационный орган отказывает организации в выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в случае, указанном в подп. 1 п. 26 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1, при выявлении недостоверной информации в документах, представленных организацией.

В силу п. 34 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1 аккредитационный орган лишает организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей при наличии одного из следующих оснований:
-  аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или по отдельным аккредитованным образовательным программам;
-  неоднократное в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации нарушение законодательства Российской Федерации в области образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;
-  истечение срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия свидетельства о государственной аккредитации);
-  непредставление образовательным учреждением или научной организацией в аккредитационный орган заявления с приложением необходимых документов для оформления свидетельства о государственной аккредитации до истечения срока действия временного свидетельства о государственной аккредитации, выданного в соответствии с п. 24 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1.

Организация лишается государственной аккредитации в отношении укрупненной группы направлений подготовки и специальностей при наличии основания для лишения государственной аккредитации в отношении одной или нескольких основных профессиональных образовательных программ, относящихся к соответствующей укрупненной группе направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)) (п. 35 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1).

Обратите внимание!
Организация вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через 1 год после отказа в государственной аккредитации, лишения государственной аккредитации, что следует из п. 36 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1.

За совершение юридически значимых действий, связанных с государственной аккредитацией, заявитель-организация уплачивает государственную пошлину в порядке, установленном ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и в размере, который указан в подп. 127–131 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Напомним, что государственная пошлина за выдачу свидетельства о государственной аккредитации согласно подп. 127 п. 1 ст. 333.33 НК РФ уплачивается в следующих размерах:
-  образовательным учреждением высшего профессионального образования – 130 000 руб. плюс 70 000 руб. за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в образовательном учреждении и каждом его филиале;
-  образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, научной организацией – 120 000 руб.;
-  образовательным учреждением среднего профессионального образования – 50 000 руб.;
-  образовательным учреждением начального профессионального образования – 40 000 руб.;
-  иным образовательным учреждением – 10 000 руб.

Государственная пошлина за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения в связи с установлением иного государственного статуса в силу подп. 128 п. 1 ст. 333.33 НК РФ уплачивается в следующих размерах:
– образовательным учреждением высшего профессионального образования – 70 000 руб.;
– образовательным учреждением дополнительного профессионального образования – 50 000 руб.;
– образовательным учреждением среднего профессионального образования – 25 000 руб.;
– образовательным учреждением начального профессионального образования – 15 000 руб.;
– иным образовательным учреждением – 3000 руб.

Государственная пошлина за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации в связи с государственной аккредитацией образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей:
– каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования уплачивается в размере 70 000 руб.;
– укрупненных групп направлений подготовки и специальностей послевузовского  профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования, – в размере 60 000 руб.;
– укрупненных групп направлений подготовки и специальностей среднего профессионального образования, начального профессионального образования – в размере 25 000 руб.;
– основных общеобразовательных программ – в размере 7000 руб. (подп. 129 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Государственная пошлина за переоформление свидетельства о государственной аккредитации организации в других случаях уплачивается в размере 2000 руб. (подп. 130 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Государственная пошлина за выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации организации уплачивается в размере 2000 руб. (подп. 131 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Расходы в виде уплаты госпошлины организация обязана отразить как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Рассмотрим отражение указанных расходов, осуществляемых негосударственными образовательными учреждениями. Но для начала заметим, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Об этом сказано в п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Некоммерческие организации согласно ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению целей, ради которых некоммерческая организация создана. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческие организации должны вести учет доходов и расходов. При этом расходы от предпринимательской деятельности должны признаваться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н (далее – ПБУ 10/99).

Расходы, связанные с проведением государственной аккредитации, в бухгалтерском учете представляют собой расходы по обычным видам деятельности, что следует из п. 5 ПБУ 10/99. Признаются указанные расходы согласно п. 18 ПБУ 10/99 в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Поскольку свидетельство о государственной аккредитации в силу п. 21 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1 выдается на определенный срок (6 лет, 12 лет), то можно предположить, что аккредитованное учреждение будет в течение этого времени получать доходы от образовательной деятельности.

Когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то в соответствии с п. 19 ПБУ 10/99 в отчете о прибылях и убытках такие расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.

Пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н предусмотрено, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н, для отражения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

Пример
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования в июле 2011 г. получило свидетельство о государственной аккредитации сроком на 6 лет. Для получения указанного свидетельства учреждение произвело затраты в виде уплаты государственной пошлины в размере 120 000 руб.

Приказом по учетной политике учреждения установлено, что расходы на государственную аккредитацию списываются в течение срока действия свидетельства равными долями.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с получением свидетельства об аккредитации, отражены следующими записями:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 51 «Расчетные счета» – 120 000 руб. – уплачена государственная пошлина;
Дебет 97 «Расходы будущих периодов» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» – 120 000 руб. – учтены расходы на получение аккредитации;
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 97 «Расходы будущих периодов» – 1666,67 руб. (120 000 руб. / 72 месяца) – часть расходов на получение аккредитации учтена в составе расходов текущего отчетного периода (аналогичную запись следует делать ежемесячно до окончания срока действия свидетельства).

Если учреждение является плательщиком налога на прибыль организаций, то при определении налоговой базы по этому налогу ей необходимо руководствоваться гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Для признания доходов и расходов НК РФ предусмотрено два метода – метод начисления и кассовый метод. Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ, при кассовом методе – ст. 273 НК РФ.

В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Поскольку учреждение будет получать доходы от деятельности, осуществляемой на основании государственной аккредитации, то расходы на получение свидетельства о государственной аккредитации являются экономически обоснованными.

В связи с этим согласно ст. 272 НК РФ учреждения в целях налогообложения прибыли имеют возможность учесть расходы на аккредитацию единовременно.

Что касается учета указанных расходов при использовании кассового метода признания доходов и расходов, то они учитываются в составе прочих расходов единовременно после их фактической оплаты и получения свидетельства, на что указывает ст. 273 НК РФ.

Следует отметить, что образовательные учреждения, научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях, что следует из п. 41 ст. 33.2 Закона РФ № 3266-1. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.

Порядок государственной аккредитации образовательных учреждений ФСБ и ФСО установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 414.

Порядок государственной аккредитации МГУ имени М. В. Ломоносова и СПбГУ установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2011 года № 87.

Также по этой теме: