Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Учет, отчетность и налогообложение    Особенности отражения услуг по рекламе у спонсируемой стороны

Особенности отражения услуг по рекламе у спонсируемой стороны

27.03.2015

Особенности отражения услуг по рекламе у спонсируемой стороны

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2012

Волгунина В. Н.,
эксперт журнала

Спонсорство представляет собой особый вид отношений, в результате которых спонсор за предоставление своих ресурсов спонсируемому получает от последнего распространение рекламных сведений о своей организации, продукции и услугах.

В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»):
спонсор – лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

В зависимости от размера спонсорского взноса и имеющейся в соответствии с ним прерогативой спонсор может быть:
-  титульный (взнос на проведение мероприятия составляет 100%);
-  генеральный (покрывает более 50% стоимости проекта);
-  официальный (оплачивает и обеспечивает 25%);
-  спонсор-участник (в знос менее 10%);
-  информационный спонсор (СМИ);

спонсорская реклама – реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

социально ориентированные некоммерческие организации – некоммерческие организации (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями), осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 ФЗ «О рекламе»:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или  природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия  благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства,  здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Спонсорская реклама
Спонсорскую помощь условно можно разделить на безвозмездную и возмездную. Безвозмездное спонсорство может быть оформлено с помощью наиболее близкого по сути договора дарения.

Налоговые последствия дл я обеих сторон спонсорского контракта будут различны в зависимости от вида участия (возмездный и безвозмездный), а также от характера деятельности участников.

Спонсорская помощь может предполагать возмездность со стороны спонсируемого, так как спонсор оказывает помощь в обмен на распространение информации о себе. Это в свою очередь признается рекламой, а спонсор – рекламодателем (п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. № 37). Но в отличие от обычной рекламы спонсорская имеет особенности:
1) информация о рекламодателе распространяется именно как о спонсоре мероприятия. Поэтому акцент в рекламе делается на самом спонсоре, а не на его товарах и ли услугах. Указать на себя как на спонсора рекламодатель может в любой форме, позволяющей обозначить его участие в мероприятии. Однако в случае размещения в рекламе указания на то, что спонсором является тот или иной товар, товарный знак, она не будет подпадать под понятие спонсорской (письмо Федеральной антимонопольной службы от 9 августа 2006 г. № АК/13075);
2) спонсор не регулирует и не контролирует рекламную кампанию, так как основная цель спонсорства – проведение определенного мероприятия, а не распространение рекламы. Однако главная цель оказания спонсорской помощи не лишает спонсора возможности предусмотреть способы распространения информации о нем: на световом табло, на баннерах или растяжках, упоминание в теле- или радиоэфире и т. п. Также можно определить и саму распространяемую информацию: только название компании-спонсора или вместе с его товарным знаком или эмблемой.

В соответствии с заключенным договором спонсор обязуется передать спонсируемому лицу денежные средства, имущество (товары, гот овую продукцию) к определенной дате, на запланированное мероприятие. Спонсируемый, в свою очередь, обязуется провести в определенном месте и в определенное время мероприятие, в ходе проведения которого он должен распространит ь среди участников информацию о спонсоре.

По договору спонсорской помощи спонсор обязуется профинансировать мероприятие, а спонсируемый – оказать услуги по размещению информации о заказчике как о спонсоре.

При этом в договоре спонсорской рекламы указывается:
-  условие об упоминании организации как спонсора, в том числе с размещением товарного знака, логотипа, эмблемы;
-  способ распространения рекламы: объявления в СМИ, наглядная информация (флаерсы,  листовки, баннеры и др.);
-  место размещения информации;
-  время и место проведения мероприятия;
-  продолжительность рекламной акции;
-  способ предоставления помощи: передача денежных средств или имущества.

Обязательное условие договора – указание способа, как будет подтвержден факт оказания услуг.

По договору о спонсорской помощи некоммерческая организация (далее НКО) в рамках осуществления своей уставной деятельности (организации и проведения тех или иных  мероприятий) принимает на себя обязательство провести рекламную кампанию спонсора. То есть спонсорский взнос является платой за рекламу, а не безвозмездной передачей имущества, как это происходит при предоставлении пожертвования (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/102, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2008 г. № КА-А40/4424-08).

В бухгалтерском учете спонсируемой организации сумма полученного спонсорского взноса – эта выручка от оказания услуг по рекламе. Но признать выручку спонсируемая организация сможет только после того, как обеими сторонами будет подписан акт приемапередачи рекламных услуг, т.е. после того, как услуга по рекламе будет оказана, поскольку для признания дохода в  бухгалтерском учете необходимо выполнение и такого условия, как переход права собственности, – это определено п. 12 ПБУ 9/99.

В учете спонсируемой организации сумма полученного спонсорского взноса – эта выручка от оказания услуг по рекламе. Но признать выручку спонсируемая организация сможет только после того, как обеими сторонами будет подписан акт приема-передачи рекламных услуг, т.е. после того, как услуга по рекламе будет оказана. Также в соответствии с письмом УФНС России по г. Москве от 30 октября 2006 г. № 20-12/95217 спонсорский вклад признается платой за спонсорскую рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

На основании ст. 249 и 271 НК РФ спонсорский вклад (взнос), предназначенный для  финансирования спонсорской рекламы, учитывается в составе облагаемого дохода в целях  исчисления налога на прибыль организации (спонсорополучателя) на момент подписания акта выполненных работ (оказанных услуг) по проведению спонсорской рекламы и рассматривается в этом случае в качестве выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Согласно ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации подлежат обложению НДС. Как правило, спонсорская помощь перечисляется до проведения мероприятия, т.е. на условиях авансирования. В этой ситуации моментом определения налоговой базы является день получения предоплаты (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ). Ее форма не имеет значения (денежные средства или имущество);  в первом случае налоговой базой является полученная сумма с учетом НДС (абз. 2 п. 1 ст. 154 НК РФ), во втором – стоимость имущества, установленная договором (письмо Минфина России от 10 апреля 2006 г. № 03-04-08/77 и письмо ФНС России от 28 февраля 2006 г. № ММ-6-03/202@). При расчете НДС с аванса используется расчетная ставка 18/118.

Социальная реклама
Правовые основы рекламной деятельности определяет ФЗ «О рекламе». В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 38-ФЗ рекламодателями социальной рекламы могут выступать:
-  физические лица;
-  юридические лица;
-  органы государственной власти;
-  органы местного самоуправления;
-  муниципальные органы (не входящие в структуру органов местного самоуправления).

С 1 января 2012 г. расходы на социальную рекламу можно учесть при исчислении налога на прибыль согласно норме Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 264 НК РФ дополнен подп. 48.4). Следует отметить, что затраты на социальную рекламу признаются в расходах в полной сумме при соблюдении требований к социальной рекламе.

Указанные расходы также признаются в целях обложения НДС при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ (подп. 48.4 п. 1 ст. 264 введен Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ):
-  в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более 3 секунд;
-  в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более 3 секунд, и такому упоминанию отведено не более 7% площади кадра;
-  в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5% рекламной площади (пространства).

Установленные требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Таким образом, не подлежит обложению НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе. Также в соответствии с подп. 48.4 в п. 1 ст. 264 НК РФ расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы, учитываются в целях налогообложения прибыли.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы