Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Учет, отчетность и налогообложение    Бухгалтерский учет в местной религиозной организации – православном приходе: проблемы и некоторые пути их решения

Бухгалтерский учет в местной религиозной организации – православном приходе: проблемы и некоторые пути их решения

03.07.2015

Бухгалтерский учет в местной религиозной организации – православном приходе: проблемы и некоторые пути их решения

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №5 год - 2012

Макальская М. Л.,
к.э.н., доцент Финансового университета
при Правительстве РФ

Православный приход является добровольным объединением совершеннолетних граждан Российской Федерации. Цель объединения – совместное исповедание и распространение православной веры. Одна из особенностей этого объединения заключается в том, что оно подлежит государственной регистрации как отдельное юридическое лицо – местная религиозная организация.

Религиозные организации законодательно отнесены к некоммерческим (ст. 117 Гражданского кодекса РФ), следовательно, на них распространяются положения Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В то же время приход принадлежит централизованной религиозной организации Русской православной церкви, входит в структуру и юрисдикцию Епархии, является ее каноническим подразделением.

Соответственно, финансово-хозяйственная деятельность прихода регулируется в первую очередь Федеральным законом от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Кроме того, будучи каноническим подразделением Русской православной церкви, приход осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Русской православной церкви, принятым Архиерейским Собором Русской православной церкви 2000 г., и другими внутренними установлениями Русской православной церкви.

Это отражается на организации бухгалтерского учета – неотъемлемого атрибута процесса управления. Юридическая самостоятельность прихода ограничивается в связи с канонической подчиненностью, возникают специфические финансовые потоки, не укладывающиеся в существующие схемы бухгалтерских проводок.

Вызывает трудности вопрос систематизации бухгалтерских операций на счетах с использованием метода двойной записи, поскольку в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, не учтена специфика уставной деятельности православного прихода.

Официальных методических рекомендаций, согласованных с Минфином России, которые устанавливают особенности ведения бухгалтерского учета для некоммерческих организаций в целом и для религиозных организаций в частности, нет. В настоящее время ведется активная работа по созданию подобных документов.

Московской патриархией подготовлена Методология учета и разработан План счетов финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Одно из наиболее принципиальных предложений в нем – использование свободных позиций и введение счетов, отражающих специфику уставной деятельности религиозной организации.

В частности, предлагается, используя свободную позицию Плана счетов, ввести счет  «Внутрицерковные расчеты» (74). Действительно, счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» в этом случае неприменим. Он предназначен для обобщения информации о расчетах с обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты) (1). В нашем же случае приходы как местные религиозные организации связаны с  централизованной религиозной организацией только канонически.

Другая новация, предлагаемая Московской патриархией, касается использования еще одной свободной позиции, счета 06, для учета предметов религиозного назначения. Этот счет имеет разветвленную аналитику, позволяющую, с одной стороны, учесть особенности уставной деятельности религиозной организации. Но, с другой стороны, на этом счете отражаются предметы, имеющие разную экономическую природу и длительность использования: свечи, видеокассеты, иконы, церковная литература, церковные облачения и т. п.

Эта свободная позиция находится в разделе «Внеоборотные активы», что предполагает по крайней мере длительное использование учтенных на ней объектов.

Логичнее было бы использовать возможность введения субсчетов, более широко задействовав счет 10 «Материалы», оставив на счете 06 лишь ту часть предметов религиозного назначения, экономическая природа которой соответствует логике отнесения данных предметов в раздел «Внеоборотные активы». Когда проблемы со счетами будут решены методологически, будет необходимо пройти следующий этап – согласовать с Министерством финансов Российской Федерации введение в План счетов бухгалтерского учета этих дополнительных синтетических счетов, используя свободные номера счетов (2).

В сложившейся ситуации религиозная организация может отразить имеющиеся особенности бухгалтерского учета только во внутреннем документе – учетной политике организации.

Ведение бухгалтерского учета для всех организаций является обязательным. Это требует Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В п. 1 ст. 4 «Сфера  действия настоящего Федерального закона» указано, что он распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

Вместе с тем пункт 3 этой же статьи гласит, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением основных средств и нематериальных активов. Пункт 3 введен Федеральным законом от 31.12.2002 № 191-ФЗ.

Пользуясь этим, часть некоммерческих организаций, а среди них были и православные приходы, начиная с 2003 г. стали переходить на упрощенную систему налогообложения.

Но целесообразно ли к ней переходить религиозным организациям (приходам)?

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает уплату единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Основная формирующая часть объекта налогообложения – доходы от реализации товаров (работ, услуг). В ходе уставной деятельности прихода как религиозного объединения верующих в целях совместного исповедания и распространения веры, как правило, не возникает доходов от реализации. Поэтому не формируется объект налогообложения. Значит, приходы, исходя из смысла своей деятельности, переходить на эту форму учета и налогообложения не должны.

 

(1) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
(2) Там же.

 

С 1 января 2013 г. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» утрачивает силу, и вступает в действие Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем прямо сказано, что сфера действия закона распространяется на коммерческие и некоммерческие организации (подп. 1 п. 1 ст. 2).

Таким образом, тем приходам, которые не вели в полной мере бухгалтерский учет, предстоит довольно сложная работа по его восстановлению, поскольку бухгалтерский учет ведется  непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации (1).

Но теперь проблемы применения приходами бухгалтерских счетов и субсчетов, не противоречащих общей законодательно-нормативной базе, а также разработка стандартных компьютерных программ, учитывающих специфику их уставной деятельности, требуют срочного решения.

Помимо проблем, связанных непосредственно со счетами и бухгалтерскими проводками, возникает еще ряд вопросов:

1. Вопрос оценки имущества. Имущество православного прихода является достоянием всей Русской православной церкви. Есть храмы, в которых богослужение ведется не одну сотню лет. Значительная часть церковного имущества, в том числе используемого в богослужении, вообще не может быть оценена (например, старинные чудотворные иконы), а значит, должна быть выведена из системы бухгалтерского учета в систему оперативного учета. Не противоречит законодательству и другой вариант – забалансовый учет общецерковного имущества. Но забалансовый учет участвует в формировании бухгалтерской отчетности и, соответственно, требует стоимостной оценки. А это бывает в ряде случаев затруднительно или невозможно.

2. Каждая бухгалтерская операция оформляется первичным документом, который должен быть составлен, как правило, в момент совершения операции. Но при этом кружечный, тарелочный сбор, другие пожертвования, поступающие в ящики для их сбора, оформляются не в момент их поступления, а периодически – например, еженедельно или с другой периодичностью, установленной внутренним документом (распоряжением руководителя организации).

3. Инвентаризация (периодическая сверка реально имеющегося имущества с бухгалтерскими записями) регламентируется не только общими для всех организаций законодательно-нормативными документами (Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010)), но и Уставом православного прихода. Он требует наличия ревизионной комиссии, подотчетной Приходскому собранию. Право ревизии финансово-хозяйственной деятельности прихода и созданных приходом юридических лиц принадлежит также епархиальному архиерею. Вопрос об инвентаризациях и ревизиях имущества приходов тоже подлежит уточнению с позиции действующих законодательно-нормативных документов.

Нами показана лишь небольшая часть проблем, которые необходимо решить казначеям (а в гражданских правоотношениях – бухгалтерам) православных приходов.

Членами Экспертного совета по некоммерческим организациям Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБР), который возглавляет известный специалист по некоммерческим организациям Илья Афанасьевич Фельдман, также ведется работа по созданию Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях. В отдельном разделе этих Методических рекомендаций рассматриваются особенности бухгалтерского учета в религиозных организациях. На одном из последних заседаний Экспертного совета принято решение продолжить работу по редактированию текста Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях (Протокол № 18 от 5 июня 2012 г.).

 

(1) Пункт 3 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

 

Литература
1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
4. Гамольский П. Ю. Некоммерческие организации: особенности налогообложения и бухгалтерского учета. – М. : Книга и Бизнес, 2010. – 415 с.
5. Макальская М. Л., Пирожкова Н. А. Бухгалтерский учет хозяйственно-экономической деятельности религиозных объединений. – М.: Дело и Сервис, 2003. – 304 с.
6. Макальская М. Л., Никишина Е. А. Финансовое обеспечение деятельности православных религиозных организаций. – М. : Дело и Сервис, 2008. – 224 с.
7. Опарина С. И. Учет и налоги в православных религиозных организациях. – М. : Дело и Сервис, 2011. – 283 с.
8. Устав прихода Русской православной церкви Московского патриархата. (Электронный ресурс). patriarchia.ru/db/document/133114/

Также по этой теме: