Главная    Интернет-библиотека    Некоммерческие организации    Учет, отчетность и налогообложение    Особенности налогообложения целевых средств в некоммерческих организациях

Особенности налогообложения целевых средств в некоммерческих организациях

18.03.2016

Особенности налогообложения целевых средств в некоммерческих организациях

Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №1 год - 2013

Грищенко А.В.,
главный редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»

Шабаев Р. Э.

Статья посвящена вопросу предоставления налоговых льгот некоммерческим организациям, получающим и использующим средства целевого финансирования.

Некоммерческие организации, получающие целевые средства, могут быть освобождены от уплаты части налога на прибыль организаций по основаниям, предусмотренным налоговым законодательством. В статье также рассматриваются особенности исчисления налога на добавленную стоимость и страховых взносов вследствие поступления целевых средств. Применение налоговых льгот в связи с получением целевых средств позволяет существенно снизить налоговую нагрузку некоммерческой организации.

Особенностью юридического статуса некоммерческих организаций (далее – НКО) является применяемый к ним «мягкий» налоговый режим. Российским налоговым законодательством предусматриваются особенности и льготы в налогообложении целевых средств в НКО, которые преимущественно связаны с исчислением и уплатой налога на прибыль организаций.

НКО согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. Объектом обложения по налогу на прибыль организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. В соответствии со ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль налогоплательщиками не учитываются доходы в виде имущества, полученного ими в рамках целевого финансирования, и целевых поступлений (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. К такому имуществу, в частности, относятся:
-  лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенные в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям;
-  средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от 28.07.2012), а также средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета указанных выше организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
-  средства, поступившие на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.06.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также средства, полученные из этих фондов на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов. Следует отметить, что вознаграждения от представленных выше фондов не являются средствами целевого финансирования (письмо УФНС России по г. Москве от 27.01.2006 № 20-12/5529).

Особо следует выделить такие средства целевого финансирования, как гранты, под которыми понимаются денежные средства или иное имущество в случае, если они предоставляются некоммерческим организациям:
-  на безвозмездной и безвозвратной основе;
-  российскими физическими лицами, НКО, а также иностранными и международными  организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485;
-  на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
-  на условиях, определяемых грантодателем;
-  с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

С 1 января 2011 г. был расширен перечень видов деятельности, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с включением в него программ в области охраны здоровья населения, физической культуры и массового спорта (за исключением профессионального спорта) и др.

Эти виды деятельности пополнили список, который был приведен в прежней редакции подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ: гранты на программы в сферах образования, искусства, культуры, охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Действие этой нормы, вступившей в силу с 22 июля 2011 г., распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Стоит также акцентировать внимание на особенностях учета курсовых разниц, возникающих по средствам целевого финансирования. При получении средств целевого финансирования в иностранной валюте у организации на валютном счете возникают валютные ценности, а также валютные обязательства, связанные с целевым расходованием поступивших средств. Разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ, признаются положительными (отрицательными) курсовыми разницами и учитываются в составе внереализационных доходов (расходов) (п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ). Однако письмом Минфина России от 19.07.2011 № 03-03-06/1/425 разъясняется, что курсовые разницы, возникшие по средствам целевого финансирования, являются доходами (расходами), полученными (произведенными) в рамках целевых поступлений, но при этом не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В силу п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым относятся безвозмездные поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности на основании решений органов государственной власти, местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также от других организаций и (или) физических лиц, и использованные получателями по назначению [1].

Налоговым законодательством определен закрытый перечень видов целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).

1. Целевые поступления, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о НКО:

1) взносы учредителей (участников, членов НКО);
2) пожертвования, причем ст. 582 Гражданского кодекса РФ содержит поименованный перечень организаций, которые могут быть получателями пожертвований: лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и образовательные учреждения, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации и иные НКО в соответствии с законом. Следовательно, НКО, которые в данном перечне не значатся, полученные пожертвования учитывают в доходах. Кроме того, НКО следует быть осмотрительными в части предупреждения источника целевых поступлений о необходимости использовать в платежном поручении или квитанции недвусмысленные формулировки назначения платежа, которые в буквальном смысле передают характер совершаемых действий и полностью соответствуют предписаниям законодательства о налогах и сборах. Так, не могут считаться пожертвованиями средства, если в платежном поручении содержатся формулировки «финансовая помощь», «материальная помощь», «спонсорская помощь» или «благотворительная помощь». Рекомендуется использовать следующие формулировки в расчетно-платежных документах: «целевой взнос на программу», «целевое финансирование», «добровольное пожертвование на уставную деятельность», «вступительный взнос», «взнос на уставные цели», «членский взнос» и т. п. [2].

Следует подчеркнуть, что пожертвование имущества может быть сделано жертвователем с условием использования этого имущества строго по определенному назначению. Например, ценная книга с автографом автора передается в библиотеку только для хранения и показа на выставках. Приобщать ее к общему фонду и выдавать на руки читателям нельзя. Если пожертвование произведено безусловным образом, то пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с его назначением. В примере с книгой это как раз и будет пополнение библиотечного фонда. Но невыполнение условий пожертвования приводит к уплате налога на прибыль, так как такая передача имущества будет рассматриваться налоговым инспектором как дарение [3];
3) доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров. Указанная норма может, в частности, распространяться на НКО – заказчика социальной рекламы, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры. В этой связи у НКО не возникает внереализационный доход и, как следствие, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль (письмо УФНС России по г. Москве от 25.11.2011 № 16-03/114432@);
4) осуществленные в соответствии с законодательством РФ о НКО отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно- строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

2. Целевые поступления на формирование фондов поддержки научной, научнотехнической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.06.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

3. Имущество, имущественные права, переходящие НКО по завещанию в порядке наследования.

4. Средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности НКО.

5. Средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

6. Использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям.

7. Средства, которые передают (перечисляют) друг другу НКО и их структурные подразделения (отделения), являющиеся налогоплательщиками, если указанные перечисления производятся за счет целевых поступлений, полученных на содержание и ведение уставной деятельности.

8. Средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными  договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социальнокультурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью.

9. Имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

10. Использованные по назначению средства, полученные структурными организациями  ДОСААФ России от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру ДОСААФ России, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством РФ граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

11. Денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные НКО на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – Закон № 275-ФЗ). Созданные в организационно-правовой форме фонда, автономной НКО, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации, некоммерческие организации вправе сформировать целевой капитал, получателем доходов от которого может быть любая НКО, за исключением государственной корпорации, политической партии и общественного движения. Формирование целевого капитала и использование дохода от него могут осуществляться исключительно в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела и социальной помощи (поддержки) [1].

12. Имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

Полученные целевые средства должны быть использованы получателями строго по назначению. Если доходы в виде целевых поступлений или целевого финансирования, а также доходы в виде имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученные в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), использованы не по их целевому назначению, то такие доходы признаются внереализационными и учитываются в бухгалтерском и налоговом учете (последствия использования не по целевому назначению бюджетных средств отражены в бюджетном законодательстве). Добавим, что датой получения внереализационного дохода в этом случае является дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись.

Отметим, что если НКО получила доход от размещения временно свободных денежных средств, являющихся целевыми поступлениями, по договору депозитного вклада с банком, то соответствующий доход учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина России от 06.10.2009 г. № 03-03-06/4/83). При этом в соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 г. № 03-02-07/2-138 данное мнение не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письме.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций необходимо учитывать содержащийся в ст. 270 НК РФ перечень расходов, не принимаемых для целей налогообложения. К ним, в частности, относятся расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, и в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений (п. 17 и п. 22 ст. 270 НК РФ).

Получившая целевые средства НКО обязана вести раздельный учет доходов (расходов),  полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования или целевых поступлений. Если у НКО такой учет отсутствует, то указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. При этом важно различать обязанность ведения раздельного учета при целевом финансировании и при целевых поступлениях.

Если у организации, есть, например, бюджетное финансирование, гранты и коммерческая деятельность, то ей нужно учитывать доходы и расходы по:
-  бюджетному финансированию (по каждому виду финансирования);
-  грантам (по каждому гранту);
-  прочей деятельности (в общем порядке) [4].

Расходы НКО, связанные с ее содержанием, в расходах, связанных с производством и реализацией, и внереализационных расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются (письма УФНС России по г. Москве от 26.07.2010 № 16-15/078395@; от 03.08.2011 г. № 16-15/0763280@).

Налоговым законодательством определено, что имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено НК РФ) и стоимость которых погашается путем начисления амортизации и используются им для извлечения дохода, признаются амортизируемым имуществом. При этом НК РФ предусматривает виды амортизируемого имущества, которые не подлежат амортизации:
-  имущество НКО, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ);
-  имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования (кроме имущества, полученного при приватизации) (подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ);
-  объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной  обстановки) и другие аналогичные объекты (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Остаточной стоимостью неамортизируемых основных средств признается их первоначальная (восстановительная) стоимость.

Полученные средства целевого финансирования и целевые поступления всегда вызывают у налоговых инспекторов особый интерес. Налоговым органам необходимо осуществлять контроль за источниками формирования имущества и направлениями использования средств, выделяемых для осуществления функции некоммерческого характера, в соответствии с целями создания НКО.

В связи с этим налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения» установлено, что отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования входит в состав налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в качестве Листа 07. При этом следует обратить внимание на то, что в отчет не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям.

Составление отчета предусматривает заполнение следующих позиций:
-  код вида поступления;
-  дата поступления;
-  срок использования (до какой даты);
-  стоимость имущества работ, услуг или сумма денежных средств;
-  сумма средств, срок использования которых не истек;
-  сумма средств, использованных по назначению в течение установленного срока;
-  сумма средств, использованных не по назначению или не использованных в установленный срок.

Стоит отметить, что налоговое законодательство не содержит указания на последствия  непредставления Отчета, а именно, возникает ли ответственность в случае его непредставления.

Официальная позиция и судебная практика по данному вопросу отсутствуют.

Однако среди экспертов существует две противоположные точки зрения по данному вопросу.

Непредставление Отчета влечет привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. В случае непредставления декларации вместе с отчетом – одновременно по п. 1 ст. 126 и ст. 119 НК РФ (за непредставление налоговой декларации) [5].

В целях обеспечения контроля за поступившими в течение налогового периода средствами целевого финансирования и производимыми расходами, а также своевременного выявления средств, используемых не по целевому назначению, и включения их в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, НКО вправе вести регистры учета целевых средств: регистр учета поступлений целевых средств, регистр учета использования целевых поступлений и регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Рекомендациями МНС России «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской  Федерации» предполагается определение в каждом регистре следующий показателей: дата  операции, наименование операции, первичный документ, сумма. Помимо этого, аналитический учет поступления целевых средств предусматривает еще такой показатель, как условия получения целевых средств, а учет расходования целевых средств – вид поступления, за счет которого произведен расход.

Учетной политикой НКО может быть установлено, что данные регистры могут являться базой для обоснования данных, отраженных в отчете о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования [6].

НКО являются налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Основным объектом налогообложения по НДС выступает реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Вместе с тем п. 3 ст. 39 НК РФ указывает на то, что передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров, работ и услуг. Это означает, что целевые средства, переданные некоммерческой организации на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, не являются объектом налогообложения по НДС.

Объектами налогообложения не признаются также передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала НКО и передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала НКО, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом № 275-ФЗ. Данная норма применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией – собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Законом № 275-ФЗ.

В случае приобретения некоммерческой организацией товаров (работ, услуг) за счет целевых средств, которые предполагается использовать при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. В этом случае исходя из положения подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы «входного» НДС должны быть включены в стоимость товаров (работ, услуг). Счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур. При этом НКО вправе принять к вычету НДС и по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет целевых поступлений от учредителя, но подлежащим использованию в коммерческой деятельности [7].

В целях налоговой оптимизации по НДС в указанных выше случаях НКО обязана вести  раздельный учет. Порядок ведения раздельного учета должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения (письмо Управления ФНС России по г. Москве от 11.03.2010 № 16-15/25433).

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) предусматривает в переходный период 2011–2027 гг. уплату страховых взносов в фонды по пониженным тарифам для НКО (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и  разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров,  библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального). Причем такой возможностью НКО вправе воспользоваться при соблюдении условий, указанных в подп. 5.1–5.3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, среди которых условие о том, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:
1) доходы в виде целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ;
2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ и определяемых в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;
3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подп. р–ф, я.4–я.6 п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Данное положение существенно снижает налоговую нагрузку на указанные организации. Так, общие тарифы страховых взносов установлены на уровне: в Пенсионный фонд РФ – 26%, в Фонд социального страхования РФ – 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского  страхования – 5,1%. Для НКО, применяющих УСН, в 2012–2013 гг. тарифы установлены в размере 20, 0 и 0% соответственно.

Таким образом, российское налоговое законодательство позволяет некоммерческим организациям, получающим и использующим средства целевого финансирования и целевые поступления, существенно экономить на налогах и страховых взносах. С одной стороны, вследствие таких льгот в консолидированный бюджет РФ не поступает значительная часть денежных средств. В то же время такая поддержка некоммерческих организаций со стороны государства позволяет увеличить количество финансовых ресурсов некоммерческих организаций, а значит, послужить развитию российского гражданского общества.

Литература
1. Кузьмин Г.В. Некоммерческие организации: учет и налогообложение. – М.: Налоговый вестник, 2011. – 304 с.
2. Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации. Особенности налогообложения и бухгалтерского учета. – 14-е изд., испр. – М.: Книга и бизнес. – 2011. – 384 с.
3. Сударева Т.В. Образовательные организации: особенности обложения налогом на прибыль // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2010. – № 22.
4. Смирнова Е., Ярославцева Е. Особенности налогообложения доходов, полученных  некоммерческими организациями // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2011. – № 38.
5. Лермонтов Ю.М. Штрафы, накладываемые на налогоплательщика за непредставление  налоговой декларации //Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2010. – № 2.
6. Варламова Е.Н. Некоммерческая организация: отчетность о целевом финансировании  //Аудиторские ведомости. – 2011. – № 6.
7. Александров А.Д., Миллиард М.Ю., Монако О.В., Пименов В.В., Титова Е.П. Налогообложение некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2011. – № 8.

Также по этой теме: