Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Государственное управление    Внедрение метода RAB: проблемы и стратегия электросетевых компаний

Внедрение метода RAB: проблемы и стратегия электросетевых компаний

28.05.2015

Внедрение метода RAB: проблемы и стратегия электросетевых компаний

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2010

Оклей П.И.,
технический директор
ОАО «Холдинг МРСК»

1 января 2009 г. в соответствии со Стратегией развития распределительного сетевого комплекса России осуществлён переход по 9 «пилотным» проектам на систему регулирования тарифов передачи электроэнергии по методу RAB.

RegulatoryAssetBase(метод доходности инвестированного капитала) – это новый метод  тарифного регулирования, предполагающий формирование тарифов на основе долгосрочного регулирования. Принципиальная новизна метода в том, что он устанавливает возможность для регулируемой компании получения прибыли, адекватной инвестированному в компанию капиталу.

Рассмотрим основы формирования тарифа по методу RAB. Главным параметром метода RAB, определяющим доход компании и регулируемый тариф, является необходимая валовая выручка (НВВ), рассчитываемая как сумма производственных расходов компании, дохода на  инвестированный капитал и возврата инвестированного капитала. Инвестированный капитал при этом подразделяется на «старый» и «новый». «Старый» – инвестированный капитал до перехода на систему регулирования по методу RAB, «новый» – после.

В первом году регулирования сетевая компания получит доход на весь инвестированный капитал, но в последующие годы база для определения дохода на инвестированный капитал ежегодно будет снижаться на величину возврата инвестированного капитала. Инвестированный капитал возвращается в течение нормативно установленного срока.

Таким образом, ежегодный доход сетевой компании, помимо компенсации производственных расходов, формируют две составляющие: фиксированный ежегодный возврат капитала и ежегодно снижающийся доход на уменьшающийся реинвестированный капитал. Ставка доходности при этом устанавливается нормативно.

На период регулирования для компании может быть согласована инвестиционная программа, предусматривающая новые инвестиции («новый» инвестированный капитал). Капитал для каждой порции инвестиций будет возвращаться равными частями в течение срока возврата, при этом предполагается, что инвестиции относятся на конец года, в котором они произведены, поэтому их возврат начинается со следующего года.

Объём «старого» инвестированного капитала рассчитывается независимым оценщиком как стоимость замещения активов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, с учётом физического износа. При этом данная стоимость должна быть скорректирована с учётом уровня загрузки мощностей и учитывать текущий уровень задолженности компании [2].

Производственные расходы сетевой компании подразделяются на:
- операционные расходы (подконтрольные расходы);
- расходы, включаемые в необходимую валовую выручку в объёме, определяемом регулирующими органами (неподконтрольные расходы).

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно  производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной финансовый год с учётом отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов от планировавшихся значений параметров расчёта тарифов.

Экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы за прошедший финансовый год выросли на меньшую величину, чем это было предусмотрено регулирующими органами. При достижении экономии операционных расходов НВВ не пересматривается, что обеспечивает сетевой компании получение выгоды от экономии операционных расходов не только до конца долгосрочного периода регулирования, но и на следующий долгосрочный период регулирования.

При расчёте НВВ также используется индекс эффективности операционных расходов, который устанавливается на основе сравнительного анализа расходов в расчёте на единицу реализуемой продукции (удельных расходов) регулируемых организаций.

Регулирование методом RAB также предполагает зависимость платы за услуги сетевых компаний от качества оказываемых услуг, то есть привязку выручки компании к показателям надёжности энергоснабжения и качества обслуживания потребителей.

К настоящему моменту скорректирована нормативная база для реализации тарифного регулирования по методу RAB. Внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Внесённые положения обеспечивают возможность применения новой методики формирования тарифа, основанной на доходности инвестированного капитала. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 26.06.2008 № 231-э утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.

Действующая сейчас система тарифообразования основана на принципе «затраты плюс». Тариф устанавливается ежегодно на основе затрат, которые смогла подтвердить регулируемая организация. Сетевые компании при таком регулировании заинтересованы в том, чтобы включить в тариф как можно больше затрат. При этом качество обслуживания потребителей не оценивается и не контролируется.

Как предполагается, внедрение метода доходности инвестированного капитала привнесёт ряд положительных моментов, оказывающих существенное влияние на развитие электросетевого комплекса страны. Вот основные из них:
- снижение субъективности в определении тарифов на услуги сетевых компаний и рост прогнозируемости их деятельности за счёт долгосрочного характера тарифообразования;
- стимулирование инвестиционных процессов;
- стимулирование сетевых компаний к снижению операционных затрат (так как они имеют возможность получать экономию в течение следующего периода тарифного регулирования);
- контроль качества оказываемых сетевой компанией услуг.

На рис. 1 наглядно представлены результаты расчёта НВВ гипотетической сетевой компании со следующими параметрами:
- размер «старого» инвестированного капитала 10 млрд руб.;
- ежегодные текущие контролируемые затраты 2 млрд руб., которые по факту снижаются ежегодно на 0,5%;
- ежегодные текущие неконтролируемые затраты 3 млрд руб., со временем не изменяются;
- ставка доходности на инвестированный капитал 12%;
- период возврата инвестированного капитала 35 лет;
- ежегодная инвестиционная программа составляет 90% свободного денежного потока до инвестиций в первый год, далее она ежегодно снижается на 3 процентных пункта;
- чистый денежный поток – средства, остающиеся в распоряжении предприятия, которые могут быть направлены, например, на выплату дивидендов.

В настоящее время новая система тарифного регулирования, основанная на методе доходности инвестированного капитала, активно обсуждается в печати. Внимание, как правило, сконцентрировано на преимуществах данной системы. Однако метод не прост в применении и характеризуется набором нюансов, связанных с расчётными процедурами, в силу чего опасно недооценивать сложность задачи корректного внедрения нового тарифного регулирования в сфере электроэнергетики. Поэтому в данной статье хочу уделить особое внимание существующим проблемам применения метода RAB на практике.

В первую очередь – проблемы нормативной базы:
1. В Методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала присутствует поправочный коэффициент КНК – корректировка необходимой валовой выручки с учётом надёжности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг), определяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчёту надёжности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг). В Методических указаниях указано только, что «данная величина не может превышать 3% от необходимой валовой выручки, установленной на долгосрочный период регулирования, в абсолютном выражении. Данная корректировка осуществляется после вступления в силу Методических указаний по расчёту и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надёжности и качества реализуемых товаров (услуг)». Предполагалось, что Методические указания по расчёту и применению понижающих (повышающих)  коэффициентов, обеспечивающих соответствие НВВ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надёжности и качества реализуемых товаров (услуг), появятся к концу 2008 г. [5], однако пока НВВ сетевых организаций не привязывается к надёжности и качеству реализуемых ими услуг.

2. На сайте консалтингового портала ДФО [7] справедливо замечено, что в Методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала присутствуют математические ошибки. Ниже приведены формулы в соответствии с Методическими указаниями и описаны ошибки:
А. Ошибка в записи: «формулы (12)» для расчёта возврата «старого» инвестированного капитала:

Проблема заключается в имеющемся в формуле (12) дополнительном множителе  

Применение данной формулы приводит к тому, что в опубликованном

методе RAB нарушается экономический смысл возврата инвестированного капитала.

За 35-летний период должно будет вернуться 1,8 инвестированного капитала, что, очевидно, некорректно.

Б. Неточность содержит и «формула (13)» для расчёта возврата инвестиций:

Расчёт размера имеющегося на начало года i инвестированного капитала должен учитывать только инвестиции, произведённые до года i – 1 включительно, так как предполагается, что инвестиции относятся на конец года, в котором они произведены.

В итоге формула (13) искажает результат расчёта НВВ и ведёт к учёту избыточного размера ежегодного возврата инвестиций.

В. «Формула (10)» содержит две неточности:

Поскольку расчёт возврата капитала по формуле (12) ошибочен, использование в расчёте НВВ корректного показателя ВИК требует замены в формуле (10)  на ВИК  

Расчёт показателя ВИi по формуле (13) позволяет на самом деле учесть лишь возврат инвестиций в году i. Во-первых, возвращаемые в году i инвестиции вообще не должны присутствовать в формуле (10). Во-вторых, учёт вместо суммы произведённых за период с года i0 до года i – 1 включительно возвратов по всем инвестициям лишь одного годового возврата означает, что база для расчёта ежегодного дохода на инвестиции, произведённые к году i, для этих инвестиций в последующие годы регулярно восстанавливается, что приводит к завышению рассчитываемого по формуле (10) ежегодного дохода на «новые» инвестиции.

Г. При расчёте НВВ возникает проблема циклического расчёта: для определения налога на прибыль необходимо знать НВВ, которая, в свою очередь, зависит от налога на прибыль. Данная проблема решается преобразованием формул, в результате чего циклический расчёт не требуется.

Сегодня любой корректный расчёт, выполненный с исправлением формул, не является  легитимным, ибо не соответствует нормативному документу. С одной стороны, необходимо начинать подготовку компаний к переводу их на метод RAB и использовать корректную методику расчёта, с другой стороны, нет оснований эту методику использовать, так как она противоречит нормативным документам. Поэтому в ближайшее время необходимо внести соответствующие изменения в Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Другой тип проблем метода RAB связан с тем, что так или иначе установление тарифа по методу RAB субъективно, поскольку зависит от ряда показателей, определяемых регулирующими органами. Рассмотрим данные параметры, а также риски для  сетевых компаний, связанные с некорректным определением параметров.

1. Размер инвестированного капитала при первом применении метода доходности инвестированного капитала устанавливается по результатам независимой оценки  активов регулируемой организации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности. При определении размера инвестированного капитала возникает следующая проблема: «В тех распредсетевых компаниях, где активов много, а потребителей мало, при формальном следовании методике тариф должен вырасти слишком сильно, да и столько денег компаниям не нужно. Для таких случаев будет предусмотрена процедура «оптимизации» базы, учитывающая загруженность сетей… Те, у кого рост тарифа был бы слишком большой, пока на RAB переходить не будут. И с RAB, и без него тарифы должны соответствовать потребностям сетевых организаций. Поэтому там, где тариф «зажат», его рано или поздно придётся доводить до необходимого значения.

Тариф по методу RAB как раз и является таким ориентиром» [3]. Предварительные расчёты показали, что с целью недопущения значительного роста тарифа коэффициент, отражающий соотношение размера инвестированного капитала и балансовой стоимости активов, имеет сильный разброс значений (от 0,5 до 1,5) между региональными сетевыми компаниями (РСК) – филиалами межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК). Таким образом, МРСК попадают в ситуацию, когда часть филиалов переведена на регулирование по методу RAB, а у части филиалов тариф «зажат». В рамках одного юридического лица неминуемо происходит перекрестное субсидирование филиалов, в результате которого инвестиционный доход «проедается» «зажатыми» филиалами. С другой стороны, быстрый переход на регулирование по методу RAB при одновременном недопущении существенного роста тарифов несёт в себе риски недооценки стоимости активов сетевых компаний.

2. Ставка доходности на инвестированный капитал. Приказом ФСТ России от 15.08.2008 № 152-э/15 утверждены следующие нормы доходности на инвестированный капитал:
- на первый год первого долгосрочного периода регулирования – 6%;
- на второй год первого долгосрочного периода регулирования – 9%;
- на третий год первого долгосрочного периода регулирования – 12%.

Очевидно, что начиная с октября 2008 г. привлечь заёмное финансирование под такие ставки для сетевых компаний не представляется возможным. В случае привлечения заёмного капитала для финансирования инвестиционной программы сетевые компании неминуемо сталкиваются с отрицательным эффектом финансового рычага.

Очевидно, что такая ставка доходности едва ли будет стимулировать инвестиционные процессы в сетевых компаниях. Исключением является добровольный отказ акционеров от части принадлежащей им прибыли в пользу кредиторов.

Другая проблема, связанная с установлением ставки доходности, заключается в следующем: если на момент перехода на регулирование по методу RAB одна РСК уже имеет существенные заимствования, направленные на финансирование инвестиционной программы, а другая РСК собирается их получить, то данные РСК находятся не в равнозначных условиях. Для первой РСК произведённые инвестиции учитываются в «старом» инвестированном капитале, и эта компания получает ежегодно доходность 6, 9 и 12% соответственно в первый, второй и третий год. Другая РСК получает доходность на «новый» инвестированный капитал ежегодно по ставке 12%. Получается, что сетевые компании будут «наказаны» за «досрочное» стремление к развитию сетевой инфраструктуры.

Наконец, неясно, как сетевая компания сможет защититься от валютных рисков в случае валютных заимствований. Методические указания не предполагают возможность пересмотра размера такого инвестированного капитала – ни «старого», ни «нового».

3. Остаётся загадкой, как регулирующие органы определяют некоторые показатели, используемые в Методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Пример – индекс эффективности операционных расходов и региональный коэффициент доходности. Известно, что «региональные коэффициенты доходности определяются регулирующими органами с учётом потребностей субъекта Российской Федерации в инвестициях. Региональные коэффициенты доходности применяются единой ставкой в отношении всех организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории субъекта Российской Федерации, и принимают нулевые или положительные значения».

4. Огромное значение имеет определение таких показателей, как базовый уровень операционных расходов, прогноз полезного отпуска и другие показатели. Например, ошибка в прогнозе полезного отпуска легко может обесценить все усилия по внедрению метода RAB и привести к заниженным (или к неоправданно завышенным) значениям прогнозируемых тарифов на транспортировку электроэнергии. Завышение прогнозного полезного отпуска – часто встречающееся явление на текущий момент. Методика позволяет компенсировать вероятные выпадающие доходы лишь через два года. Поэтому принципиально важно повысить качество прогнозирования электропотребления. В противном случае сетевая организация будет испытывать кризис ликвидности в ожидании момента, когда выпадающие доходы будут ей скомпенсированы.

Таким образом, эффективность внедрения регулирования по методу RAB будет во многом зависеть от разумных действий регулирующих органов.

Наконец, ещё ряд проблем, с которыми могут столкнуться сетевые компании при переходе на регулирование по методу RAB.

Одной из ключевых проблем внедрения метода RAB остается жёсткое ограничение роста тарифов – предельные тарифы. Это ограничение, пожалуй, является основной причиной, почему все сетевые компании не могут сразу перейти на регулирование по методу RAB.

Ещё одной проблемой является «согласованность» инвестиционных программ сетевых компаний. Потребности потребителей подвержены существенным изменениям, особенно в нестабильной экономической обстановке. Если в начале тарифного периода можно согласовать с областной администрацией и передать в регулирующие органы инвестиционную программу, то как быть, если со временем потребности изменились. Например, в кризисный период инвесторы  отказываются от реализации многих строительных проектов, соответственно, строительство инфраструктуры (сетевых объектов) под них является бессмысленной тратой денег потребителей электроэнергии. Однако кто, как и в какие сроки должен инициировать корректировку  инвестиционной программы, кто её должен согласовывать и как регулирующие органы будут её рассматривать и принимать – непонятно. Если данная проблема не будет проработана на законодательном уровне, мы рискуем закапывать деньги в песок. Отмена платы за технологическое присоединение усиливает перекрёстное субсидирование между потребителями сетевой компании, поскольку, например, строящиеся сетевые объекты нужны только некоторым потребителям электроэнергии, но оплачивать их строительство будут все потребители данной сетевой компании в течение 35 лет, так как периодом возврата инвестированного сетевыми  компаниями капитала является 35-летний срок. Таким образом, необходимо чётко обозначить ответственность перед потребителями электроэнергии за то, что именно им «отдадут в ипотеку».

Постановление Правительства РФ от 21.04.2009 № 334 обязывает сетевые компании производить технологическое подключение потребителей (до 100 кВт) внезависимости от технологической возможности. Остаётся загадкой, как и кем такие инвестиции могут быть согласованы и приняты регулирующими органами, если учесть, что их невозможно спрогнозировать. Соответственно, вопрос о том, что послужит источником покрытия таких инвестиций, открыт.

Обсуждение в данной статье текущих проблем внедрения RAB-регулирования нисколько не уменьшает значимость и прогрессивность данного метода для энергетики России. Однако, как правило, все публикации в печати представляют регулирование методом RAB как панацею от всех бед энергетики. Например, встречаются такие высказывания: «…когда государство перейдёт на новую систему тарифообразования, то у всех, кто инвестирует средства в энергетическую отрасль, появятся государственные гарантии возврата этих средств через тарифную выручку, причём с определённой прибылью и в чётко определённые сроки. И прибыль тоже будет гарантироваться и контролироваться государством. Новый принцип тарифообразования станет, я считаю, настоящим прорывом» [4]. Необходимо чётко понимать, что регулирование методом RAB не предоставляет никаких государственных гарантий. Не стоит никому впадать в эйфорию относительно метода RAB. Лучше понимать, с какими проблемами может столкнуться сетевая компания.

Как было ранее отмечено, метод RAB характеризуется сложностью расчётных процедур, но это – не самая главная сложность. Принципиально должны измениться принципы формирования финансово-экономической стратегии сетевых компаний.

Если раньше стратегия заключалась в ежегодном отстаивании на порогах регулирующих органов затрат сетевой компании по принципу «проси больше – получишь меньше», то теперь сетевые компании нуждаются в построении долгосрочной финансовой стратегии, инструментами которой являются долгосрочное прогнозирование и моделирование финансово-экономической деятельности предприятия.

Метод RAB – сложный метод тарифного регулирования. Многое зависит от того, как этим инструментом воспользуются сетевые компании. Внедрение регулирования методом RAB требует подготовки. В первую очередь это относится к высшему руководству сетевых компаний, которое должно изменить подходы к управлению предприятием.

Должны повыситься требования к профессионализму как менеджмента компаний, так и специалистов финансово-экономических подразделений, так как ответственность за принятие финансово-экономических решений возрастает, поскольку последствия таких решений будут носить долгосрочный характер. Если сетевая компания стремится стать эффективной и прибыльной, что в конечном счете выражается в её рыночной стоимости, ей нужна новая стратегия формирования производственной и инвестиционной программ, а также взвешенная дивидендная политика и политика привлечения заёмного финансирования.

Особое значение в данной ситуации приобретает внедрение системы контроллинга в каждой МРСК. Реализация блестящей финансово-экономической стратегии МРСК может быть сорвана из-за недостаточной управляемости компанией. В условиях регулирования методом RAB электросетевые компании должны не только сохранять финансовую устойчивость и обеспечивать высокую ликвидность и платёжеспособность, но и повышать эффективность своей деятельности. Это значит, что теперь финансово-экономическое управление компанией должно выйти за рамки формирования и контроля исполнения бюджета МРСК (годового бизнес-плана МРСК). В условиях RAB-регулирования прибыльность МРСК зависит не только от степени выполнения годового бизнес-плана (как в условиях тарифообразования по принципу «затраты плюс»), но и от выполнения ряда специфических технико-экономических показателей.

Внедрение системы контроллинга, таким образом, призвано обеспечить непрерывный мониторинг данных показателей деятельности МРСК для обеспечения выработки своевременных управленческих решений.

Литература
1. Бронников Е. RAB: новые возможности для энергокомпаний // Энергорынок. – 2008. – № 10.
2. Курбатов М. Мы выбрали сетевой комплекс потому, что здесь наблюдается острейшая потребность в инвестициях // Прил. к газете «Коммерсантъ». – 2008. – 15 апр.
3. Макрушин А.В. Переходить на новую систему тарифообразования в сетях – RAB – нужно, несмотря на все её сложности // ИА «Интерфакс». – 2008. – 6 мая.
4. Лукьянов П. Новый принцип тарифообразования по методике RAB станет, я считаю, настоящим прорывом... // Коммерческие вести. Омский деловой еженедельник. – 2009. – 18 февр.
5. Новиков С.Г. Эволюция тарифа // Российская газета. Федер. вып. – 2008. – 28 нояб.
6. Колбина Л. Метод возврата инвестиций найден // Эксперт-Урал. – 2008. – № 25.
7. p-a-g.ru (Консалтинговый портал ДФО).

Также по этой теме: