Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Государственное управление    Малое предпринимательство Республики Карелия: возможности преодоления кризиса

Малое предпринимательство Республики Карелия: возможности преодоления кризиса

02.07.2015

Малое предпринимательство Республики Карелия: возможности преодоления кризиса

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2010

Курило А.Е.,
к. э. н., с. н. с.
Института экономики
Карельского научного
центра РАН

В современной экономике малое предпринимательство является структурообразующим элементом.

В Финляндии из общего числа зарегистрированных предприятий более 90% относятся к категории малых и средних предприятий (МСП). Их суммарный годовой оборот составляет 52% общего оборота всех компаний, а доля в производстве ВВП – 50%. На них занято 50% всех работающих, и ежегодно с их помощью создается до 60% новых рабочих мест [1]. А в России около 3% из общего числа предприятий создают 80% ВВП [2], что свидетельствует о неразвитости сектора малого предпринимательства.

Малое предпринимательство на территории субъекта Федерации сегодня является фактором, определяющим общее социально-экономическое развитие территории. Карелия является северной приграничной территорией с малой плотностью населения (3,9 чел/кв. км), имеет точечное расселение и в основном ресурсо-ориентированную экономику. В республике на 2007 г. действовало 4123 малых предприятия [3], это составляет около 20% всех учтённых в статрегистре Росстата предприятий и организаций республики. Чуть меньше половины (43%, или 1817) малых предприятий, работающих в республике, сосредоточено в сфере торговли и ремонта. Около 13% выполняют операции с недвижимостью и трудятся в сфере услуг. На обрабатывающие  производства приходится только 10% малых предприятий.

Республика Карелия относится к регионам со средним уровнем плотности малых предприятий (597 малых предприятий на 100 тыс. человек). Более 95% торговых предприятий республики являются малыми, они почти на 100% обеспечивают население продовольственными и промышленными товарами, особенно в лесных поселках.

На малых предприятиях Карелии трудится 15% занятых в экономике республики. Около 10% местных бюджетов формируется за счёт налоговых поступлений от предприятий и физических лиц, занятых в этой сфере. Более 80% всех малых предприятий республики сосредоточены в её столице – г. Петрозаводске, на них трудится около 26% занятого населения города [4].

Диспропорции в развитии малого предпринимательства в административно-территориальных образованиях республики объясняются тем, что малое предпринимательство скорее формируется на территориях с высоким уровнем развития рыночных отношений, производственной, финансовой и информационной инфраструктуры, устойчивым ростом экономики. Малое  предпринимательство как никто другой зависит от политики, действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

В 2005 г. в России вступил в действие Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он должен был коренным образом изменить всю структуру местной власти. Но реформа самоуправления, которой он положил начало, идёт достаточно сложно. В ходе реформы остро проявились две проблемы: недостаток источников формирования бюджетов поселений и нехватка квалифицированных муниципальных кадров, представляющих, как должна развиваться экономика. Встаёт вопрос упорядочения отношений власти и предпринимателей. Необходим системный подход к выстраиванию отношений «власть – бизнес».

Но на земле большинства муниципальных образований нет крупных предприятий, а их создание «с нуля» невозможно из-за нехватки инвестиционных ресурсов. В таких условиях развитие сектора малого предпринимательства является одним из основных условий экономического роста.

Но в хозяйственной деятельности сектор малого предпринимательства сталкивается с проблемами, сдерживающими его развитие. К ним относятся: недостаточный доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам, наличие административных барьеров,  несовершенное налоговое законодательство, недостаток необходимых знаний по организации и управлению бизнесом и недостаточная государственная поддержка малого предпринимательства, тотальная коррупция. Устранение этих проблем способствует созданию благоприятного предпринимательского климата и ускорению экономического развития территорий. Некоторые из этих проблем в Карелии решаются.

Ещё одним сдерживающим фактором развития малого предпринимательства стали кризисные явления в экономике. Мировой финансовый кризис оказывает негативное влияние и на Карелию.

В первую очередь кризисные явления затронули лесопромышленный комплекс республики, банковскую сферу, отражаются на социальной ситуации в республике. Сектор малого предпринимательства успешно развивается при наличии платёже способного спроса потребителей. А в результате кризиса произошло сужение платёже способного спроса населения.

В предыдущих рецессиях (1990–1991, 1997–1998, 2000–2001 гг.) в наибольшей степени  сокращались расходы на транспорт, одежду, покупку товаров личной гигиены, питание вне дома, но в то же время переживали бум дешёвые товары, пассажирские перевозки (из-за миграции рабочей силы) и индустрия развлечений [5]. А это те сферы деятельности, в которых особенно велика доля субъектов малого предпринимательства. Поскольку крупные компании будут предпринимать попытки сохранить свой бизнес, но при этом сокращать периферийную сеть, то у субъектов малого предпринимательства республики, особенно в глубинке, появляется шанс удержать сферы влияния своего бизнеса.

В условиях кризиса особую актуальность в нашей малонаселённой республике с удалёнными друг от друга поселениями приобретает деятельность малых предприятий на всей её территории. Именно малое предпринимательство может обеспечить жизнедеятельность на местах и помочь экономике продержаться на плаву, пока крупные промышленные предприятия переживают трудности. Сектор малого предпринимательства является достаточно мобильным элементом экономической системы. Но если для крупного предприятия кризис – это возможность перегруппировать собственные ресурсы и повысить эффективность своей деятельности, то для малого предприятия – это чаще всего угроза банкротства.

Проведение антикризисных мер по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к различного рода ресурсам позволит сгладить влияние кризисных явлений на этот сектор. Правительством Карелии некоторые меры по поддержке малого бизнеса предпринимаются. Антикризисные меры можно сгруппировать по нескольким направлениям: финансовая,  имущественная, информационная и организационная поддержка.

1. Финансовая поддержка. В республике решён вопрос о создании гарантийного залогового фонда для поддержки малого и среднего бизнеса, в него вошли средства республиканского и федерального бюджета, а также привлечённые средства. На его создание предусмотрено выделить 30 млн руб. из бюджета Республики Карелия, 80 млн руб. – из федерального бюджета и 110 млн руб. должен будет внести банк, который выиграет конкурс на размещение средств фонда [6].

Министерство финансов Карелии разработало план антикризисных мероприятий, который включает дифференциацию от 5 до 15 % ставки налога на юридических лиц, уплачивающих налоги по упрощённой схеме.

2. Имущественная поддержка является важным направлением в развитии малого  предпринимательства. В декабре 2008 г. в Республике Карелия принят Закон № 1250 «Об установлении предельного значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Карелия или муниципальной собственности, и срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества», по которому площадь помещений, подлежащих льготной приватизации, составляет 2000 метров и срок выкупа помещения – 5 лет. Этот закон важен для субъектов малого предпринимательства, так как у них появится возможность приобрести недвижимость. Появляется возможность кредитования под залог в банках, так как часто отсутствовала возможность взять кредит из-за невозможности предоставления залога.

В 2007 г. в Петрозаводске был открыт первый пусковой комплекс бизнес-инкубатора Республики Карелия. Субъекты малого предпринимательства, осуществляя свою деятельность в бизнес-инкубаторе, в дополнение к офисному помещению получают информационную и консультационную поддержку. При размещении в бизнес-инкубаторе приоритет имеют новые предприятия с инновационной направленностью развития. Финансирование этого проекта осуществлялось за счёт средств отраслевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006–2008 гг. и средств федерального бюджета.

Для поддержки субъектов малого предпринимательства в кризисный период Правительство Республики Карелии объявило мораторий на повышение в 2009 г. арендной платы за пользование государственным имуществом субъектами малого и среднего бизнеса. 3. Информационная поддержка малого предпринимательства в современных условиях является важным ресурсом предпринимательской деятельности. В республике действует инфраструктура поддержки малого предпринимательства, но она ещё не имеет той «критической массы», когда может быть доступна всем. Но тем не менее информационная поддержка субъектов малого и среднего  предпринимательства, в том числе в области нормативной правовой базы, предоставления бесплатной возможности для продвижения производимой продукции, услуг, осуществляется Правительством Республики Карелия посредством поддержки интернет-портала для малого и среднего бизнеса республики. Есть портал для малого и среднего бизнеса г. Петрозаводска. Информационную поддержку субъектам малого предпринимательства оказывает Торгово-промышленная палата Республики Карелия.

Но в данном направлении следует:
- расширять инфраструктуру, включающую центры по оказанию правовых и информационных услуг предпринимателям;
- добиваться её развития на муниципальном уровне, с тем чтобы услуги были максимально приближены непосредственно к сектору малого предпринимательства;
- увеличить количество консультаций, которые субъекты малого предпринимательства республики могут получить в организациях инфраструктуры;
- сделать эти консультации бесплатными, особенно обратив внимание на те из них, которые ориентированы на создание собственного дела, то есть сделать так, чтобы те жители республики, которых увольняют с крупных предприятий, могли бы создать свой малый бизнес;
- осуществлять постоянный мониторинг того, что происходит в секторе малого  предпринимательства, чтобы можно было точно определить появившиеся болевые точки и своевременно на них реагировать.

4. Организационная поддержка тесно связана с информационной, но она направлена в большей степени на снижение административных барьеров в деятельности субъектов малого предпринимательства, образование малых предприятий и обучение субъектов малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства достаточно уязвимы с точки зрения антиконкурентных действий крупных предприятий. В данной сфере необходимо ужесточить контроль за  деятельностью локальных монополий. Например, в Республике Карелия 70% электроэнергии потребляют 5 крупных предприятий. Эти предприятия получают электроэнергию по высоковольтным сетям, что позволяет значительно снизить затраты на неё. В результате для таких предприятий тарифы выросли только на 7–8% [7]. А вся остальная нагрузка легла на сектор малого предпринимательства и бюджетную сферу, для которых эти тарифы поднялись примерно на 25%.

Развитие сектора малого предпринимательства на всей территории республики, и особенно в сельской местности, возможно через развитие различных форм кооперации – сбытовой, снабженческой, информационной, правовой, кредитной. И руководство районов и поселений должно оказывать содействие различным формам кооперации.

Также власти республики и районов должны оказывать содействие субъектам малого предпринимательства в сфере выставочно-ярмарочной деятельности, организации и проведении межрегиональных и региональных выставок и ярмарок, расширении экспорта их продукции, в том числе путём содействия их участию в международных выставках и ярмарках.

Субъекты малого предпринимательства в республике сегодня сильно проигрывают во время участия в конкурсах по госзаказу, так как в стоимость их продукции включены «северные» льготы. И тендер выигрывают компании, предлагающие меньшие цены на товары и услуги. Как правило, это не региональные компании. Необходимо расширение возможностей получения государственных и муниципальных заказов субъектами малого предпринимательства, предполагающее законодательное и организационное обеспечение реализации таких закупок.

Для расширения сектора малого предпринимательства необходимо упростить процедуру создания собственного дела. Например, создаваемый в республике гарантийный фонд собирается осуществлять предоставление грантов на начало предпринимательской деятельности. И уже сегодня предпринимаются шаги в этом направлении: службы занятости оплачивают лицензию на предпринимательскую деятельность, обучение предпринимателей, разработку бизнес-плана, оказывают предпринимателям безвозмездную материальную помощь до 80 тыс. руб. [8].

В области образовательной поддержки субъектов малого предпринимательства необходимо осуществлять образование и повышение квалификации руководителей и специалистов сферы малого предпринимательства на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учётом специфики сектора малого предпринимательства. Результатом этих образовательных программ должна быть подготовка универсальных специалистов, обладающих необходимыми знаниями в области финансов, маркетинга, менеджмента, управления человеческими ресурсами.

В этих условиях государство должно формировать благоприятную среду для развития предпринимательской активности. С этой целью на региональном уровне необходимо создать антикризисные органы, которые совместно с местными банками и филиалами федеральных банков, через создание венчурных фондов, центров микрокредитования и другие доступные формы помогут сохранить созданную за последние годы предпринимательскую инфраструктуру [9].

Такой антикризисный центр может осуществлять мониторинг за реализацией мероприятий на местах, способствующих сглаживанию кризисных явлений, и контроль за их исполнением, спрашивая и с должностных лиц, и с глав местного самоуправления, и с руководителей предприятий «по законам военного времени» [10].

Взяв на вооружение эти и другие меры, правительство Республики Карелия сумеет принимать оперативно антикризисные действия.

К окончанию кризиса нужно готовиться. Удовлетворить возрастающий спрос смогут предприятия, которые будут активно искать новые сферы приложения своих предпринимательских инициатив, применять современные методы и технологии развития. Необходимо снизить расходы и перейти на систему учёта затрат, поддающуюся строгому контролю и дающий возможность мгновенного контроля отдачи, реализовывать проекты, приносящие результат сразу, увеличить расходы на маркетинг.

После кризиса рынок изменится. Из всех секторов рынка уйдут бывшие гиганты, а им на смену придут молодые и агрессивные компании, остро желающие развития, бескомпромиссные, «голодные».

Литература
1. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии: [Электронная версия]. – Режим доступа: infofin.ru/?pid=123.
2. Примаков Е. Преодолеть кризис в реальном секторе экономики // Торгово-промышленные ведомости. – 2009. – № 2.
3. Республика Карелия в цифрах: Статистич. сборник / Карелиястат. – Петрозаводск, 2007.
4. petrozavodsk-mo.ru (официальный сайт Администрации г. Петрозаводска, раздел «Малое предпринимательство города»).
5. Дынкин А. Задача экономиста – сделать грамотное меню, задача политика – принять решение // Торгово-промышленные ведомости. – 2009. – № 2.
6. В Карелии создают гарантийный фонд для малого бизнеса: [Электронная версия]. – Режим  доступа: gov.karelia.ru/.
7. Что волнует муниципалитеты? // Карелия. – 2009. – № 23.
8. Карапетов Г. Не так страшен кризис, как его малюют // Курьер Карелии. – 2008. – 18 дек.
9. Махренский Б. Новые проблемы розницы // Курьер Карелии. – 2008. – 17 дек.
10. Подводя итоги… Беседа с главой Республики Карелия Сергеем Катанандовым // Карелия. – 2008. – 18 дек.
11. Зырянов И. Мировой финансовый кризис 2008 г., прогноз кризиса на 2009–2010 годы: [Электронная версия]. – Режим доступа: abird.ru/articles/financial_crisis.

Также по этой теме: