Целевая и критериальная основа антикризисного управления коммерческими организациями



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №9 год - 2011


Романчин С. В.,
докторант кафедры
«Бухгалтерский учет и налогообложение»
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Комплекс мер по антикризисному управлению, по мнению автора, должен включать в себя максимально широкие возможности изменений в компании.

В статье рассматривается целевая и критериальная основа антикризисного управления коммерческими организациями.

Программа антикризисного управления должна сопровождаться реформированием, реорганизацией, реструктуризацией и реинжинирингом предприятия. Можно констатировать, что до сих пор происходит смешение данных понятий и нет единой точки зрения в их определении. Собственное видение содержания и соотношения данных понятий предлагается в виде схемы на рис. 1.

Реформирование является наиболее общим, всеобъемлющим понятием, охватывающим многочисленные составляющие хозяйственной деятельности организаций и направления ее преобразований, в том числе реструктуризацию, реинжиниринг бизнеспроцессов [1].

В целях рассмотрения и представления преобразований в организации в различных аспектах предлагается классификация, представленная в табл. 1.

Реформирование организации можно представить как совокупность преобразований в следующих сферах: производственной (составляющие производственно-технической базы), организационной (экономико-правовые формы и принятое в организации распределение прав и обязанностей), кадровой (профессиональный и квалификационный состав работников), финансовой (активы и пассивы).

Реструктуризация может применяться в трех основных ситуациях [4].

Во-первых, в условиях, когда организация находится в состоянии глубокого кризиса. В современной российской экономике такая ситуация характерна для большинства государственных и приватизированных организаций.

Во-вторых, в условиях, когда текущее положение организации можно признать удовлетворительным, однако прогнозы его деятельности являются неблагоприятными.

Организация сталкивается с нежелательными для себя тенденциями в части конкурентоспособности, с отклонением фактического состояния от запланированного (например, снижение показателей продаж, прибыли, рентабельности, уровня спроса, денежных поступлений, увеличение затрат и пр.). Здесь реструктуризация является реакцией на негативные изменения, пока те не приобрели еще необратимого характера.

В-третьих, реструктуризации могут подвергнуться благополучные, быстрорастущие организации.

Их задача состоит в ускоренном наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ. Причем в случае ранней идентификации кризисной ситуации предоставляется большая свобода маневра и более широкий выбор антикризисных процедур, в том числе методов и средств реструктуризации.

В процессе антикризисного управления происходят глубокие изменения, затрагивающие номенклатуру производимой продукции и объемы производства, техническую базу и технологические процессы, качество выпускаемого продукта, показатели использования ресурсного потенциала, продвижение товаров на рынок и ценовую политику организации, методы и формы организации управления [2].

Антикризисные преобразования как инструмент рыночного реформирования на уровне основного производственного звена должны быть ориентированы на достижение четко поставленных целей и решение задач, связанных с достижением таких целей [3].

Концепция реформирования в условиях возникновения кризисных ситуаций должна преследовать две основные цели: обеспечение дееспособности на короткий срок и восстановление конкурентоспособности на продолжительное время.

Чтобы достичь этих двух целей, требуется двуединая концепция преобразований, представленная на рис. 2. За короткий срок в ходе оперативных преобразований должна быть решена проблема ликвидности. На более отдаленную перспективу организация должна осуществить глубокие, обусловленные рынком внутренние стратегические преобразования, представленные на рис. 3.

В рамках общей концепции путем реализации оперативных мероприятий должна быть решена проблема ликвидности (сокращение дебиторской задолженности, уменьшение запасов, сокращение инвестиций, продажа ненужного имущества), а также задача улучшения результатов деятельности (за счет сокращения затрат на персонал, материальных затрат, прочих затрат, в том числе за счет улучшения качества и снижения потерь от брака; стимулирования продаж; повышения оборота в короткие сроки) [5].

На более отдаленную перспективу организация должна осуществить глубокие, обусловленные рынком стратегические преобразования. Организация только тогда может достичь долгосрочного восстановления конкурентоспособности, когда на основе изучения условий рынка и конкуренции будет выработана адекватная стратегия, создана эффективная организационная структура, исследованы и преобразованы слабые стороны производственных процессов, реформирована система управления.

Концепции экономической эффективности организаций не являются устоявшимися, поэтому любой анализ, в котором делается попытка выявить основные факторы, влияющие на эти процессы, должен начинаться с определения соответствующих индикаторов.

Актуальным представляется подход, предполагающий рассмотрение краткосрочных,  среднесрочных и долгосрочных критериев эффективности.

На практике используется ряд краткосрочных показателей, например производительность, эффективность, норма прибыли, использование ресурсов, аварийность, текучесть кадров, количество невыходов на работу, качество, моральное состояние и удовлетворенность работников. Для упрощения можно выделить пять критериев краткосрочной эффективности, которые будут представлять все остальные критерии подобного рода: продуктивность, качество, эффективность, гибкость и удовлетворенность [6].

Продуктивность – способность организации обеспечивать необходимое количество и качество продукции в соответствии с требованиями внешней среды. Показателями продуктивности могут быть прибыль, объем продаж, рыночная доля, количество обработанных документов, обслуженных клиентов.

Эффективность организации – отношение «выходов» к вводимым факторам. Показатели эффективности включают следующие составляющие: стоимость единицы продукции, потери и убытки, время простоя, затраты в расчете на одного клиента, стоимость аренды. Показатели эффективности обязательно вычисляются в виде отношений (отношение прибыли к издержкам, объему производства или времени – наиболее типичные примеры таких показателей). Можно использовать следующие показатели рентабельности: доходность акционерного капитала; доходность активов организации; рентабельность продаж.

Качество – удовлетворение запросов покупателей и клиентов в части функционирования изделий и предоставления услуг, причем показатели оценки и суждения о качестве исходят от самих покупателей и клиентов.

Гибкость реакции (наряду с качеством) стала решающим фактором краткосрочной эффективности. Конкретнее, она означает способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для выпуска новых и различных продуктов и услуг, учитывая запросы покупателей.

Наиболее важным фактором повышения значимости гибкости стала гибкая производственная технология. Эта новая технология на базе компьютеризации и роботизации позволяет обеспечить быструю переналадку оборудования с целью удовлетворения постоянно меняющихся запросов покупателей.

Организации должны вкладывать ресурсы не только в технологию гибких производственных методов, но и в подготовку работников, способных применять такую технологию.

Удовлетворенность означает, что работники чувствуют себя комфортно на работе и удовлетворены своей ролью в организации. Представление об организации как о социальной системе требует рассмотрения выгоды, получаемой ее сотрудниками, наряду с тем, что получают покупатели и клиенты, определяющие удовлетворение организацией нужд своих сотрудников.

Показателями удовлетворенности могут быть отношение работников к порученному делу, текучесть кадров, опоздания, жалобы.

Основным среднесрочным критерием эффективности является конкурентоспособность, характеризующая положение организации в отрасли и способность вести успешную конкурентную борьбу.

Развитие означает упреждающие стратегии, позволяющие реагировать на изменения в случае их возникновения. Даже несмотря на то, что такое использование ресурсов снижает продуктивность и эффективность в краткосрочном плане, надлежащим образом управляемое развитие представляет собой залог выживания. Большинство организаций охотно инвестируют ресурсы в расширение своих производственных возможностей в качестве меры защиты от конкурентных неудач, связанных с выпуском единственного продукта.

Антикризисное управление в перспективе в целом относится к мерам, увеличивающим доходы (такие меры, как изменения во внутренней структуре организации, инвестиции в капитал и т. д., которые обусловят дальнейший рост эффективности). Поэтому включение двух альтернативных показателей капиталовложений (капиталовложения к объему продаж и к общей стоимости имущества соответственно) позволяет анализировать реструктуризацию организации в длительной перспективе. Инвестиции можно рассматривать как предпосылку для реструктуризации и повышения эффективности, однако они являются необходимым, но недостаточным условием, поскольку капиталовложения должны быть целенаправленными и отвечать задачам будущего развития организации.

Литература
1. Аистова М. Д. Реструктуризация предприятий : вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. – М. : Альпина Паблишер, 2002. – 287 с.
2. Современное управление : энцикл. справ. В 2 т. – М. : Издатцентр, 1997. – 584 с.
3. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / пер. с англ. М. Котельниковой. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 288 с.
4. Теория и практика антикризисного управления : учеб. для вузов / под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. – М. : Закон и право : ЮНИТИ, 1996. – 469 с.
5. Бачурин А. Реструктуризация и реформирование производства // Экономист. – 1999. – № 9.
6. Шестаков А. В., Шестаков Д. А. Введение в финансово-экономическую экспертизу. – М. : Маркетинг, 2000. – 288 с.

25.04.2017

Также по этой теме: