Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Каналы сбыта    Проблемы корпоративных и государственных закупок в переходной экономике России

Проблемы корпоративных и государственных закупок в переходной экономике России

27.06.2016

Проблемы корпоративных и государственных закупок в переходной экономике России

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2012

Плещенко В.И.,
к. э. н., начальник управления ФГУП «Гознак»

В статье описывается эволюция процесса закупок в России, переход от централизованной системы распределения, действовавшей в СССР, к свободному рыночному  взаимодействию контрагентов и связанные с этим проблемы. Автором дается оценка влиянию различных факторов на  повышение эффективности и прозрачности закупок, формирование конкурентной среды и деловой культуры.

В условиях рынка существенная часть возникающих на различных уровнях социально-экономической иерархии правоотношений связана с приобретением государством, фирмами или учреждениями, а также домашними хозяйствами необходимых им товаров, работ и услуг.

Практически в каждом случае у лиц, принимающих решения, возникает необходимость выбора между различными вариантами закупки, учета собственных возможностей и оценки надежности контрагента, понимания возникающих при этом рисков, а также путей возможной защиты своих интересов в случае развития событий по неблагоприятному сценарию. Все это требует наличия определенного опыта и знаний, умения находить оптимальное решение среди множества возможных вариантов. Такова ситуация на микроуровне. Если же говорить об уровне общества, экономики, то для эффективной реализации закупок необходимо формирование определенной деловой культуры в данной сфере, стимулирующей ее фигурантов к ведению дел и принятию решений на основании не только рациональности (прибыльности), но и чистоты ведения бизнеса.

Однако успехи в данной области пока нельзя назвать значительными. По мнению автора, это обусловлено теми причинами, что исторический опыт свободного хозяйствования большинства действующих в стране предприятий в отрыве от государства не столь длителен, а участие России в международной экономической интеграции носило достаточно ограниченный характер, поэтому остались не преодолены до конца издержки прошлого, не сформировались соответствующие менталитет, инфраструктура и институты гражданского общества. Кроме того, во многом катастрофические для экономики и населения процессы в бывшем СССР и России существенным образом деформировали общественный уклад, привычки, традиции, при этом были уничтожены или девальвированы старые ценности, но не привиты новые.

Затрагивая данную тему, член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер пишет, что «реформа 90-х годов оказалась непоследовательной, что выразилось не в нерешительности ее проведения, а в несистемности, в недостаточном охвате разнообразных подсистем и аспектов социально-экономического пространства» [1, c. 15]. Кроме того, как справедливо замечает В.И. Степанов, «организация экономики России (приватизация, либерализация, свобода хозяйствования) предшествовала созданию рыночной системы» [2, c. 18]. Это мнение можно дополнить словами Г.Б. Клейнера, констатирующего, что в ходе реформ коренной трансформации подверглись преимущественно верхние и средние этажи социально-экономической структуры, однако для положительного результата необходимо, чтобы они охватили и нижние уровни иерархии, а именно предприятия и индивидуумов [1, c. 15]. Е.П. Голубков отмечает в качестве причины наличие психологических барьеров на пути к рынку, выражающихся в недостаточной рыночной мотивации значительной части руководителей и специалистов, а также населения [3, c. 200]. Так, население привыкло получать от государства заработную плату, жилье, помощь в решении социальных проблем (образование, здравоохранение, отдых и т. д.), а государство при этом решало, что и как производить, кому сбывать продукцию, при этом обеспечивая предприятия необходимыми ресурсами [3, c. 200].

ЗАКУПКИ (СНАБЖЕНИЕ) ДО И ВО ВРЕМЯ ПЕРЕСТРОЙКИ
До конца 80-х годов прошлого века в СССР действовала централизованная система организации поставок под эгидой государственных ведомств, таких как Госплан, Госснаб и отраслевые министерства. При этом общегосударственная система материально-технического снабжения сочетала территориальный и отраслевой принципы построения органов снабжения и сбыта и была основана на тесном взаимодействии ее основных звеньев – территориальных органов снабжения на местах и так называемых главков – Союзглавснабсбытов и Союзглавкомплектов в центре [4]. Впечатляет масштаб деятельности системы централизованного распределения, функционировавшей в условиях отсутствия в то время высокопроизводительной вычислительной техники и программного обеспечения: по некоторым данным, в системе Госплана СССР и министерств распределялось около 24 млн видов продукции [5, c. 11].

Данная система функционировала следующим образом [6]. Планы распределения ресурсов составлялись на каждый вид продукции. После утверждения сводного плана материально-технического снабжения Госплан СССР сообщал отраслевым союзным министерствам фонды и лимиты на материальные ресурсы, выделенные для выполнения производственной программы. В свою очередь, союзные министерства распределяли фонды между республиканскими министерствами, а они уже распределяли их между подведомственными организациями и промышленными предприятиями. Предприятия согласно выделенным фондам и лимитам  составляли специфицированные заявки с указанием сортов, марок, а также других технических характеристик продукции и представляли их территориальным управлениям Госснаба или вышестоящим организациям по подчиненности в зависимости от формы распределения данного вида продукции. Союзглавснабсбыты, получив заявки, прикрепляли потребителей к  соответствующим поставщикам продукции. В итоге потребители получали наряды на необходимую им продукцию, а поставщики – планы производства и отгрузки продукции.

Функции отделов материально-технического снабжения на предприятиях сводились к обеспечению текущих поставок, входному контролю поступивших ТМЦ, их хранению и выдаче в производство, при этом не включали управления затратами и не предусматривали участия в формировании закупочных цен [7, c. 34].

Само собой разумеется, что ни о каком прямом отборе поставщиков и их конкуренции между собой при распределительном снабжении речи не шло(1). Система предусматривала, что поставщики ресурсов для предприятий определялись государством в рамках существующей модели межотраслевой кооперации. Что касается работ и услуг, то, будучи предназначенными для собственных нужд, они зачастую выполнялись силами самих предприятий. Применительно к внешнеторговым поставкам можно сказать, что в части контактов с государствами – членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) закупки осуществлялись в рамках  межгосударственных внешнеэкономических связей, то есть также через централизованную государственную систему снабжения. Свободный выбор поставщиков на основании конкурентного анализа коммерческих предложений существовал только в системе внешнеторговых объединений Министерства внешней торговли СССР, в частности при импортных закупках товаров длительного пользования, например оборудования.

Первые серьезные изменения централизованной системы снабжения в СССР начали происходить с приходом перестройки. Начало было положено принятием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1987 № 818, в котором констатировалось, что существующая система снабжения и сбыта не отвечает требованиям развития народного хозяйства, громоздка и консервативна, а планирование и распределение чрезмерно централизованы. В указанном документе предусматривался решительный переход от централизованного фондирования материальных ресурсов и прикрепления потребителей к поставщикам на оптовую торговлю. Централизованный порядок снабжения сохранялся для продукции, имевшей первостепенное значение для формирования темпов и пропорций общественного производства, а также решения ключевых задач развития экономики и роста народного благосостояния, но при условии постепенного сокращения числа централизованно распределяемых материальных ресурсов. Переход к договорным отношениям между поставщиками и потребителями был закреплен постановлением Совета Министров СССР от 25.07.1988 № 888, которым было утверждено Положение о поставках продукции производственно-технического назначения. В Положении, в частности, устанавливалось, что потребителю предоставляется право выбора поставщика и формы доставки (непосредственно изготовителем или через организацию материально-технического снабжения) с учетом установленных схем нормальных направлений грузопотоков, а также минимальных норм отгрузки, при этом поставка продукции производится по договору, который является основным документом, определяющим права и обязанности сторон. Надо отметить, что наряду с документами, касающимися материально-технического снабжения, важным шагом в деле реформирования системы стало принятие Закона от 30.06.1987 «О государственном предприятии (объединении)», на основании которого предприятия стали достаточно самостоятельными в деле принятия решений, руководство предприятий выбиралось трудовым коллективом, а деятельность основывалась на принципах хозрасчета и самофинансирования.


(1) В принципе назвать закупками (в современном понимании данного процесса) данную  деятельность мы не можем, поскольку не происходило реальной торговли между поставщиками и потребителями, в связи с чем правильным термином является «снабжение».


При этом контроль деятельности предприятий должен был осуществляться с помощью достаточно ограниченного круга показателей, таких как выполнение госзаказа, прибыль, производительность труда и обобщающие показатели научно-технического прогресса и социальной сферы [8, c. 75–76].

Таким образом, министерства и ведомства больше не влияли на хозяйственную политику предприятий и реализацию их продукции, однако при этом за ними оставалась обязанность снабжать эти хозяйствующие субъекты необходимыми сырьем и комплектующими в рамках сохраняющегося централизованного распределения фондов. В то же время в управлении  материально-техническим снабжением, сбытом и ценами в новых условиях хозяйствования центральной проблемой стало отсутствие у руководителей навыков, практического и теоретического опыта коммерческой работы. Это вело к росту договорных цен на продукцию, перепроизводству и дефициту одновременно, низкой надежности формируемой оптовой торговли, а также резкому росту запасов материальных ресурсов у предприятий [9].

Реализация идеи развития оптовой торговли происходила, в частности, путем аукционной торговли производственными ресурсами, организуемой территориальными подразделениями Госснаба в 1988–1989 гг. [10]. Однако ввиду дальнейшего кризиса централизованной системы распределения и сбыта, снижения госзаказа, что привело к дефициту свободных денежных средств у предприятий, большое развитие стал получать натуральный обмен товарами (бартер). По этой причине экономике понадобились уже другие институты, организующие обмен ресурсами между хозяйствующими субъектами. Такими структурами в то время (1990–1991 гг.) стали товарные и товарно-сырьевые биржи. Причем предметом торговли на биржах тех лет были практически любые товары, что в принципе не соответствовало международному пониманию биржевой торговли и биржевых товаров как массовой, однородной продукции, конкретные экземпляры которой легко взаимозаменяемы вне зависимости от производителя. Однако в условиях, когда только зарождалась сфера обращения товарных и денежных ресурсов, такой механизм был реально необходим. Кроме того, биржи давали возможность предприятиям реализовывать накопившиеся на складах сверхнормативные запасы и неликвиды. В результате в 1992 г. Россия заняла первое место в мире как по числу бирж, приходящихся на душу населения, так и по общему количеству зарегистрированных товарных бирж [10]. Однако начиная с того же 1992 г., по мере охвата рыночными отношениями ценообразования на все виды товаров и услуг, общее число биржевых сделок начало постепенно сокращаться [10]. Как следствие, уменьшилось до минимума число товарных бирж. Оставшиеся биржи уже не занимались сделками с наличным товаром, перестав быть своеобразными «ярмарочными площадками». Торговля товарами велась опосредованно, с помощью таких производных инструментов, как фьючерсы. Таким образом, торговая практика бирж постепенно пришла в соответствие международным стандартам. Несмотря на некоторую хаотичность биржевой деятельности, надо отметить, что в указанный период, при отсутствии развитой рыночной инфраструктуры, биржи сыграли важную роль в деле обеспечения товарообмена при крушении директивно-распределительной системы организации поставок.

ЗАКУПКИ В ЭПОХУ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
В дальнейшем, в условиях глубокого экономического кризиса, нарастающей социально-политической нестабильности и спада производства, государственные органы и хозяйствующие субъекты мысленно были далеки от вопросов организации и регулирования закупок. Закупочную деятельность предприятий в 1990-е гг. современные исследователи характеризуют как хаос: непланируемые периодические закупки по мере возникновения потребности или из спекулятивных целей [11, c. 15].

Вклад в экономику предприятия от таких закупок заключался, как правило, в потерях или редких спекулятивных выигрышах [11, c. 15]. Закупки в таких условиях являлись второстепенным функциональным направлением, уступая место вопросам слияний и поглощений, защиты и захвата собственности [7, c. 34]. В указанный период в экономике царили массовые неплатежи, в условиях которых предприятия были неспособны реально определить платежеспособный спрос на свою продукцию.

Ценообразование носило произвольный характер, отражало не равновесие спроса и предложения, а инфляционные ожидания производителей и их безразличие к цене потребителей (поскольку неплатежи с последующим их зачетом покроют любую цену) [12, c. 232].

Описывая проблемы промышленных предприятий того периода, Г.Б. Клейнер отмечает, что к унаследованным от социалистического периода проблемам добавились новые, такие как снижение качества, комплексности и целенаправленности управления, а также преобладание краткосрочных целей в ущерб продолжению развития [13, c. 24–25]. При этом он подчеркивает, говоря уже в масштабе страны, что создание условий, обеспечивающих свободное развитие рыночных сил, оказывается успешным и приводит к росту конкурентоспособности экономики лишь в том случае, когда изменяются и становятся конкурентоспособными сами предприятия [13, c. 24–25]. А конкурентоспособными предприятия могут стать только в условиях, когда у потребителя есть альтернатива выбора и соответственно происходит перманентное рыночное соревнование различных игроков. При этом предположения, бытовавшие в начале 1990-х гг., о том, что конкурентоспособность отечественных предприятий сформируется в режиме саморазвития при переходе экономики страны к рынку, не оправдались [14].

Но конкуренция в промышленности, которая стимулирует предприятия к более активной реструктуризации и инновационной деятельности, как свидетельствует исследование ГУ–ВШЭ, даже на этапе экономического роста в «нулевые» годы является не вполне удовлетворительной [15, c. 17–18]. В частности, в статье упоминается, что российская обрабатывающая промышленность в значительной мере находится вне глобальной конкуренции, при этом существенная часть предприятий ориентирована на внутренний и региональный рынки, где они конкурируют с такими же отечественными производителями. По данным указанного исследования, проведенного в 2005–2006 гг., среди порядка 1000 предприятий из восьми отраслей пятая часть опрошенных предприятий вообще не испытывают конкурентного давления, третья часть конкурирует только с отечественными фирмами, 13% – с зарубежными предприятиями, а 40% – и с теми, и с другими.

В 1990-е и «нулевые» годы в условиях переходной экономики ситуация была далекой от идеала, поскольку характерный для конкурентной парадигмы осознанный и экономически обоснованный выбор контрагентов был крайне редким явлением. Либо действовали оставшиеся в наследство старые хозяйственные связи, либо преобладали внеэкономические причины, например личные симпатии, а зачастую оказывали влияние и откровенно криминальные факторы выбора. В это же самое время институты «советской конкуренции», дававшие определенные рыночные сигналы производителям, такие как соцсоревнование, «знак качества», отраслевые НИИ и отраслевые внешнеторговые объединения, были практически ликвидированы.

В исследовании на тему конкуренции в российской промышленности, проведенном Институтом экономической политики им. Гайдара и основанном на результатах многолетних опросов руководителей предприятий (в 2000–2010 гг.), говорится, что основной помехой для развития конкуренции является проблема поиска поставщиков и потребителей. В качестве причин указываются следующие обстоятельства [16, c. 62]:
– за относительно короткий период формирования рыночной экономики объективно не может быть создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая производителям изучать потенциальные рынки сбыта, находить и устанавливать контакты с новыми контрагентами;
– российские предприятия предпочитают иметь дело с проверенными поставщиками и потребителями, поскольку низкая контрактная культура и длительный опыт экономики неплатежей заставляют их избегать новых партнеров.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЗАКУПОК
Видимо, понимая, что в транзитивной экономике, состоящей из «атомизированных» хозяйствующих субъектов, хаос самостоятельно не переродится в гармонию, государство как крупнейший игрок в экономике начало предпринимать определенные меры по упорядочению закупочной деятельности в сфере своего ведения, развитию конкуренции на рынках товаров и услуг. Сначала в декабре 1994 г. принимаются Федеральные законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (от 13.12.1994 № 60-ФЗ), «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (от 02.12.1994 № 53-ФЗ). Далее, постановлением Правительства РФ от 26.05.1995 № 594 был установлен порядок подготовки и заключения государственных контрактов, где был регламентирован порядок проведения конкурсов.

Следующим шагом стало внедрение конкурсных процедур в корпоративном секторе, а именно в естественных монополиях. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1999 № 1158 «Об обеспечении экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий» рекомендовано «субъектам естественных монополий осуществлять закупки продукции (услуг) для собственного потребления в соответствии с порядком, предусмотренным для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд».

Важным этапом, приходящимся на нынешнее десятилетие и ускорившим формирование института конкурентных закупок в России, стало принятие Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд». Данный документ сегодня подвергается серьезной и обоснованной критике. Основной претензией является то, что Закон не справился со своей основной задачей – остановить хищения бюджетных средств. Так, Президент Д.А. Медведев в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ 30.11.2010 заявил о необходимости кардинальной переработки Закона о государственных закупках, отметив, что нецелевые расходы, включая откаты и воровство, достигают 1 трлн руб. в год1. Также это вызвано тем, что основной упор в Законе делается на соблюдение процедур закупок, а не на итоги проведения этих процедур, в том числе результаты исполнения заключенных контрактов. По мнению Минэкономразвития России, ликвидировать эти недостатки способно создание так называемой федеральной контрактной системы, предусматривающей контроль закупочной деятельности от момента планирования закупки до исполнения контракта. Параллельно министерством предполагается отмена Закона № 94-ФЗ, а также расширение свободы заказчиков в части применяемых закупочных процедур, в частности использование в качестве основной процедуры конкурса, а не аукциона. Это объясняется тем, что нельзя отбирать поставщика, беря в качестве критерия оценки только цену контракта, пренебрегая качеством предлагаемого товара или услуги и квалификацией поставщика. Однако против такой постановки вопроса активно выступает ФАС, полагающая, что такой шаг приведет к росту коррупции в данной сфере.

Тем не менее благодаря указанному Закону положено начало гражданскому контролю закупок, поскольку информация о проводимых процедурах и их итогах стала находиться в открытом доступе. Это значит, что любой гражданин с помощью СМИ может провести сравнительный анализ ценовых условий закупок, подвергнуть сомнению целесообразность некоторых сделок (вспомним истории о золоченых кроватях или стульях, роскошных автомобилях и др. предметах, предназначенных для различных органов государственной власти). Работают надзорные и контрольно-регулирующие органы государства (ФАС, Генеральная прокуратура, Счетная палата), сформировалась судебная практика рассмотрения дел и разрешения споров в рамках госзакупок. Кроме того, в части позитивных тенденций можем упомянуть тот факт, что в настоящее время в нашей стране активно развивается система независимых электронных торговых площадок, как корпоративных, так и межкорпоративных, наблюдается значительный рост числа проводимых процедур и числа участников (поставщиков и потребителей), вовлеченных в данный процесс.

Следует отметить, что в настоящее время система государственных закупок, включая закупки предприятий и организаций с различной степенью государственного участия во владении собственностью, снова находится в стадии серьезного реформирования. Корректируются действующие и принимаются новые нормативные акты, регулирующие приобретение товаров и услуг. В частности, в июле 2011 г. был принят Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Указанный Закон, вступивший в силу с 01.01.2012, регламентирует порядок информационного обеспечения закупочной деятельности, в частности, требуя размещения в открытом доступе полной информации о проводимых закупках, результатах проведенных мероприятий по отбору поставщиков и подрядчиков, а также документов, регламентирующих их осуществление. Государство фактически подталкивает подконтрольные ему предприятия осуществлять закупки на принципах открытости, конкурентности и справедливости.


1 С м.: www.kremlin.ru


Законом будет регулироваться закупочная деятельность крупнейших корпораций: «Газпром», «Роснефть», «РЖД», «Ростелеком» и др., из числа промышленных предприятий под его действие попадают такие компании, как ФГУП «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», ФГУП «Гознак», ОАО «РКК «Энергия» и др. Таким образом, наряду с государственными закупками процесс регламентации все сильнее охватывает и закупки, осуществляемые крупными корпорациями. Это связано с действием ряда внешних факторов, способствующих движению закупок российских компаний по направлению к международным стандартам качества в этой сфере деятельности.

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ПРОЗРАЧНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПОК
Естественно, важной причиной, заставляющей хозяйствующих субъектов искать резервы эффективности в сфере закупок, являются периодические кризисные явления в экономике, объективная необходимость модернизации производственных мощностей, дороговизна заемных денежных средств у российских банков. Следовательно, повышается актуальность темы экономии средств, достичь которой можно в том числе с помощью применения конкурентных процедур закупок. Другой причиной является использование отечественными предприятиями кредитных ресурсов западных банков или участие в программах международных финансовых организаций, что предусматривает построение закупок на основании определенных правил. Аналогичное влияние имеет постепенный переход крупных корпораций в статус публичных компаний, проведение ими IPO (Initial Public Offering – первичное публичное предложение акций компании широкому кругу лиц), что опять же накладывает определенные обязательства на фирму в части организации ее деятельности.

Свою роль в повышении эффективности закупок играет внедрение на крупных предприятиях систем менеджмента качества, а также экологического менеджмента. Известно, что для получения инвестиций, поддержания высокой репутации на рынке, продвижения торговой марки или выхода на новые рынки, в том числе и зарубежные, желательно пройти процедуру сертификации на соответствие требованиям международных стандартов. При этом получить такой документ непросто, так как необходимо пройти независимый аудит и поработать над совершенствованием своей внутренней среды, и в частности над вопросом организации процесса закупок.

Существует еще один важный фактор, оказывающий существенное влияние на стратегию и тактику коммерческой деятельности предприятий, – информатизация и автоматизация административно-управленческих процессов. Современные информационные технологии и высокопроизводительное компьютерное оборудование позволяют эффективно обрабатывать большие массивы информации, обеспечивать информационную базу для принятия управленческих решений, в том числе и в сфере закупок. С помощью подобных средств можно контролировать деятельность на всех этапах ее осуществления, начиная от формирования потребности одним из подразделений и заканчивая ведением претензионной работы по итогам исполнения договора. В последнее десятилетие активно развивается интернет-торговля, открываются новые электронные закупочные площадки, а использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) дает возможность поставщикам и потребителям проводить процедуры отбора и заключать сделки в режиме удаленного доступа, существенно экономя на бумажном  документообороте, командировках и переговорном процессе. К сказанному следует добавить, что электронные торговые площадки являются коммерческими организациями, доход которых зависит от количества вовлеченных в процесс участников, поэтому им крайне выгодно подключение большего числа поставщиков, что, в свою очередь, способствует формированию конкурентной среды.

Использование современных интернет-технологий сокращает трансакционные издержки, связанные с поиском информации о поставщиках, а также с заключением сделок, а помимо этого обеспечивает прозрачность осуществления процедуры. К примеру, Кен Хитер, ссылаясь на пример компании BT (British Telecom), констатирует, что компьютеризация закупок позволяет снизить средние издержки на осуществление одной трансакции с 80 до 8 долл. [17, c. 167]. Кроме того, организация электронных площадок способна решить задачу формирования массива лояльных поставщиков как на микро-, так и на мезоуровнях. Такую цель (создание пула поставщиков авиационной и двигателестроительной отраслей, выход на прямые контракты с производителями и исключение из закупочных схем неэффективных посредников) ставит перед собой ОАО  «Объединенная двигателестроительная корпорация», приступившая с сентября 2011 г. к  размещению на электронной торговой площадке заказов на поставки товаров, работ и услуг [18]. В планах 2012 г. значится перевод в электронную форму до 30% от общего объема закупок предприятий компании (таких, как ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «Климов», ОАО «ПМЗ», ОАО «Авиадвигатель» и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, рассматривая современный этап развития сферы закупок в России, можно констатировать, что, как и при любом движении, есть негативные и позитивные моменты. Начнем с негатива: накопленный опыт пока невелик, фактическая эффективность далека от идеальной, круг участников конкурентных процедур достаточно узок, что не обеспечивает полноценного охвата рынка. Кроме того, не изжито такое явление, как желание израсходовать запланированные средства вне зависимости от целесообразности покупки, поскольку в противном случае в следующем периоде запрошенной суммы могут и не выделить. Но есть и позитив: создана нормативная база, формируются обычаи конкурентных закупок, постепенно становясь частью деловой культуры, а главное – есть потребность в оптимизации процесса и повышении его эффективности со стороны как общества, так и самих хозяйствующих субъектов.

Поэтому позволим себе высказать оптимистический прогноз на будущее. Это вполне допустимо, принимая во внимание общее направление движения и логику развития событий. Понятно, что сначала регламентируются государственные и муниципальные закупки, потом закупки государственных компаний, а после к ним подтягиваются и крупные частные корпорации. Таким образом, если подавляющая часть спроса в стране будет формироваться структурами, развивающими конкурентную среду, обеспечивающими прозрачность отбора и одновременно предъявляющими к контрагентам стандартный набор требований, то постепенно и предложение в основном будет представлено поставщиками, нацеленными на добросовестность и  благонадёжность, а не вписавшиеся в эти рамки организации будут вынуждены покинуть рынок. По мнению автора, это объективный процесс, в котором государство, как самый крупный покупатель, должно первым приступить к созданию конкурентной среды и быть примером для частного сектора. Другой важной задачей, решить которую по силам государству, является организация качественной информационной инфраструктуры на рынках и повышение культуры ведения бизнеса (в первую очередь в части выполнения собственных обязательств) [16, c. 62]. Как мы указывали ранее, многие нынешние проблемы являются следствием консерватизма,  монополизма и низкого уровня корпоративной культуры и деловой этики. Необходимость преодоления указанных явлений подтверждается мировым опытом и обусловлена растущей потребностью субъектов экономики в повышении эффективности хозяйственной деятельности, так и усиливающимся влиянием институтов гражданского общества на социально-экономические процессы.

Используемые источники
1. Клейнер Г.Б. Реформирование предприятий: возможности и перспективы // Общественные науки и современность. – 1997. – № 3. – С. 15–29.
2. Степанов В.И. Эволюция и современное состояние государственных закупок в России // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2007. – № 4. – С. 14–19.
3. Голубков Е.П. Теория и методология маркетинга: настоящее и будущее. – М.: Дело и Сервис, 2008.
4. Большая советская энциклопедия: В 30 т. – М.: Советская энциклопедия. 1969–1978.
5. Архангельский В.Н. Рыночные трансформации в России (социально-экономические аспекты развития): учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2004.
6. Алексеев А.А. Технология и организация сельского строительства. – М.: Стройиздат, 1983.
7. Бербнер Й., Ермолов А. Реформа закупок: первые шаги // Вестник McKinsey. – 2011. – № 23. – С. 33–41.
8. Хорзов С.Е., Чалов В.И. Институционализация динамики России: учеб. пособие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rags.ru/files/st13.doc (дата обращения 26.08.2011).
9. Черемисина Т.П. От советского предприятия к легальной рыночной фирме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: hse.ru/journals/wrldross/vol01_3/cheremsin.htm (дата обращения 12.10.2011).
10. Биржевое дело: учебник / под ред. Д.А. Галанова, А.И. Басова – М.: Финансы и статистика, 1998.
11. Король А.Н., Елисеев А.Е. Основные тенденции в развитии закупочной деятельности // Известия ИГЭА. – 2008. – № 2. – С. 13–15.
12. Петраков Н.Я. Русская рулетка: экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней / ред. кол.: Д.С. Львов (пред.) и др. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.
13. Клейнер Г.Б. Институциональные аспекты реформирования промышленных предприятий // Проблемы теории и практики управления. – 2002. – № 4. – С. 24–30.
14. Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 6. – С. 3–13.
15. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам быть конкурентоспособными // Вопросы экономики. – 2007. – № 3. – С. 4–34.
16. Цухло С. Конкуренция в российской промышленности в 2003–2009 гг. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2011.
17. Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм / учеб. пособие: пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2004.
18. «Объединенная двигателестроительная корпорация» переходит на электронные торги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: b2b-center.ru/company/publications.html?id=15356 (дата обращения 24.10.2011).

Также по этой теме: