Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинг в непроизводственной сфере    О некоторых аспектах маркетинга образовательных услуг

О некоторых аспектах маркетинга образовательных услуг

16.11.2015

О некоторых аспектах маркетинга образовательных услуг

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2011

Шамонов П.А.,
специалист отдела мониторинга и качества образования
РЭУ им. Г.В. Плеханова

1. Маркетинг в сфере образования и образовательная услуга

Особенность современного образования заключается в большом выборе предоставляемых образовательных услуг, а также в высоком уровне конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Среди важнейших показателей, демонстрирующих состояние современного образования, является увеличение числа негосударственных учебных заведений.

Негосударственный сектор высшего образования занимает все более устойчивое положение на рынке образовательных услуг в силу его широкого спектра и конкурентоспособности по отношению к государственным вузам. Широкие возможности негосударственных вузов, связанные с их финансовой самостоятельностью, позволяют им направлять значительные средства на развитие материально-технической базы обучения, а также позиционирование и продвижение предоставляемых образовательных услуг [1].

Следствием этого является необходимость поиска новых путей для повышения  конкурентоспособности высших учебных заведений, в первую очередь государственных. При этом надо учитывать, что уровень конкуренции под влиянием различных факторов постоянно растет. При понижении покупательской способности населения и роста конкуренции на рынке труда образовательным учреждениям как никогда необходимы ощутимые конкурентные преимущества. Следует учитывать и то, что ситуация в данной сфере характеризуется значительным снижением объема государственного финансирования, что также движет образовательные учреждения к поиску дополнительных источников финансового обеспечения. Результатом чего сфера образования все больше становится предметом предпринимательской деятельности. Важно учитывать, что в условиях современного общества особый вес приобретает значение личности. Таким образом, первостепенной задачей является удовлетворение интересов личности. Подтверждение данного подхода мы можем увидеть в Федеральном законе «О высшем и послевузовской профессиональном образовании», где в ч. 2 указано, что одной из приоритетных задач высшего учебного заведения является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования. Целью образования становится воспитание самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству.

Также помимо становления личности образовательное учреждение осуществляет свою  деятельность в интересах общества и государства [2].

Уточним понятие конкурентоспособности образовательных учреждений.

В конце XX в. Н.И. Пащенко определил конкурентоспособность вуза как «его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции как в настоящее время, так и в будущем» [3].

Р.А. Фатхутдинов [4] указывает, что «конкурентоспособность вуза – это его способность:
1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда;
2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в этой области;
3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности.

В сложившихся обстоятельствах маркетинг необходим как одно из средств выживания и дальнейшего развития образовательных учреждений, повышения их конкурентоспособности. Именно он «поможет сделать стихийно формирующийся рынок образовательных услуг цивилизованным, предложение их – адекватным спросу и его перспективам, а образовательным учреждениям гарантирует устойчивость развития» [5].

Отечественные и западные эксперты отмечают, что в ХХI в. Преимущество будет на стороне экономически развитых стран, готовящих образованных и высококвалифицированных специалистов, представляющих интеллектуальный потенциал страны. По их оценкам, до 40% темпа экономического роста, как правило, обеспечивает образование [6].

Различные образовательные учреждения (даже если их руководители не знакомы с теорией маркетинга), выстраивая взаимодействия с потребителями своих услуг, расставляют те или иные акценты при согласовании изменяющихся потребностей в образовании с возможностями учреждения. Все больше людей понимают, что маркетинг как вид деятельности помогает образовательному учреждению быть востребованным и выживать в сложной, меняющейся обстановке [7].

При бурном развитии рыночных отношений в сфере российского образования происходит осознание необходимости использования маркетинга для обеспечения экономической эффективности учебных заведений, постепенно переосмысливаются место и роль этого вида деятельности в общей стратегии образовательных учреждений. В настоящее время уже не стоит вопрос, необходим ли маркетинг образования. Сегодня речь идет о том, как организовать эффективный маркетинг образовательных услуг [8].

В образовании отсутствие маркетинга чревато высокими затратами на подготовку специалистов, что не гарантирует последующей востребованности их навыков. Это ведет к дефициту действительно необходимых специалистов, отсутствию профессионализма у молодых кадров.

Образовательные учреждения, не осознавшие такой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и будут не в состоянии сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг [9].

Здесь необходимо уточнить, что маркетинг учебного учреждения подразумевает также внутренний маркетинг, направленный на работу и воспитание будущих кадров как приоритетное направление в деятельности вуза. Внешний маркетинг, примером которого могут выступать действия, направленные на увеличения популяризации вуза среди потенциальных абитуриентов путем традиционного применения инструментов маркетинговых коммуникаций, таких как реклама, программы продвижения и др., является вторичным, будучи следствием результатов внутреннего маркетинга. Данная стратегия позволит существенно усилить позиции на рынке образовательных услуг.

Также важно учитывать параметр динамичности образовательных услуг. В современной быстро меняющейся среде образовательное учреждение не вправе пассивно следовать за изменениями, в противном случае оно станет неконкурентоспособным и прекратит свое существование. Следовательно, скорость темпа изменения образовательного процесса вуза должна не следовать за, а, по возможности, опережать изменения внешней среды или по крайней мере не отставать от нее. То есть маркетинг должен быть динамичным и по возможности ускорять развитие вуза.

Маркетинговая деятельность, осуществляемая вузом, имеет ряд особенностей, так как основным продуктом, который реализуется на рынке, является особый вид услуги – образовательная услуга, которая представляет собой учебно-воспитательный процесс в условиях существующих на данный момент рыночных отношений. Тогда маркетинг в сфере образования приобретает специфику маркетинга услуг, а его особенности будут идентичны особенностям услуг учреждений сферы профессионального образования. И, чтобы полностью понять сущность маркетинга в данной сфере и его проявления на рынке образовательных услуг, нам следует последовательно проанализировать его основные понятия.

В специальной литературе особое внимание уделяется понятию «маркетинг в сфере образования». Он рассматривается как философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей, посредников и производителей образовательных и сопутствующих услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон, обмена ценностями. Маркетинг образовательных услуг может быть рассмотрен как «совокупность работ по исследованию, планированию, осуществлению и контролю за тщательно сформулированными программами, задуманными, чтобы вызвать добровольный обмен ценностями с целевыми рынками с целью достижений стремлений учебных заведений».

Проанализируем данное определение.

В данной работе маркетинг образовательных услуг представлен как процесс управления, включающий предварительные исследования, целевое планирование, собственно реализацию при наличии постоянного контроля их фактического состояния. Вместе с тем это целевая программа, направленная на предложение услуг, обладающих необходимой привлекательностью. При этом учитывается разнообразие интересов потребителей, а следовательно, предлагается несколько вариаций для определенного круга потребителей. В то же время маркетинг образовательных услуг предполагает в качестве главного своего практического результата наиболее обоснованный выбор области деятельности конкретного учреждения, наиболее эффективного его места на рынке образовательных услуг в соответствии с провозглашаемой миссией образовательного учреждения. Кроме того, маркетинг образовательных услуг – комплексная система, включающая основные элементы современного бизнеса, необходимые для поддержания высокого спроса на  предлагаемые образовательные услуги [10].

Применительно к сфере образования важно учитывать его специфику. Имеются различные трактовки определения образовательных услуг. Приведем некоторые из них.

Образовательные услуги – это комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей [11].

Из данного определения мы видим, что образовательные услуги направлены на удовлетворение личных профессиональных нужд индивидума, где он является конечным пользователем.

В.Н. Зотов дает следующее определение образовательным услугам «… комплекс учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний образовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения» [12].

У В.Н. Зотова также подчеркивается, что основным потребителем является индивид. Также данный подход поддерживается в работе И.К. Шахриманьяна [13].

Образовательная услуга – это конкретная и разнообразная деятельность любого образовательного учреждения, направленная на изменение первоначального состояния обучаемого как объекта учебно-воспитательного процесса. Услуга в сфере профессионального образования повышает стоимость рабочей силы потребителя этой услуги и улучшает его конкурентоспособность на рынке труда. Образование складывается из получения профессии или специальности или повышения квалификации по имеющейся специальности, а также из повышения общего культурно-образовательного уровня.

Вместе с тем «.. образовательная услуга есть результат учебной, управленческой, финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленный на удовлетворение  производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы и спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации» [14].

В данном случае потребителем образовательной услуги представлены не только индивиды, но и предприятия.

В. Щетин в своем определении указывает образовательные услуги как «систему знаний,  информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства [15].

А.П. Панкрухин описывает образовательные услуги как «комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии» [16]. В его понимании приоритетной миссией образования является рост ценности человека как личности.

В результате, подводя итог, мы можем определить, что образовательные услуги – это систематизированный набор знаний, цель которых удовлетворить потребности индивида как личности, а общества как приращение человеческого капитала, государства как совокупность предыдущих двух параметров и как следствие увеличение интеллектуального ресурса страны.

Учитывая специфику в области образования, важно выделить, что помимо традиционных характеристик услуг образовательным услугам присущи уникальные черты.

К традиционным характеристикам можно отнести низкую степень осязаемости, что подразумевает невозможность определить практическую полезность знаний и навыков до момента потребления услуги в полном объеме.

Также важно учитывать неразрывную связь образовательных услуг со своим источником, т. е. совокупностью полного взаимодействия научно-педагогических кадров, информационных и финансовых ресурсов учебного заведения в едином комплексе. Качество образовательной услуги может варьироваться в рамках смены преподавателя, новой подачи материала и др.

Невозможность сохранения образовательной услуги обусловлено тем, что услуги нельзя в полном объеме заготовить и складывать как материальный товар. При этом важно учитывать естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогресс, что мы можем отнести к непостоянству качества услуг [17].

Образовательные услуги обладают рядом особых черт, так, например, образовательные услуги невещественны и как следствие не могут накапливаться, но, потребляя их, человек накапливает определенный опыт и знания, тем самым развивая свои личностные возможности. При этом важно учитывать, что накапливаются не сами услуги, а их воздействие, направленное на формирование профессионального образования конкретного индивида.

Другой характерной чертой образовательных услуг является то, что помимо желания и возможности приобретения потребитель обязан обладать начальным уровнем образования и соответственно набором знаний и навыков, необходимых для получения образовательной услуги.

Следует принимать во внимание тот факт, что образовательная услуга производится и потребляется одновременно. Производство и потребление образовательных услуг являются длительным по времени процессом. Хотя услуга может быть разделена на отдельные элементы, ограниченные определенным отрезком времени, получение профессионального образования в полном объеме является достаточно длительным процессом, в результате которого потребитель приобретает необходимый объем знаний и навыков. В данном случае навык представлен как способность к действию, использование полученных знаний на практике в едином комплексе.

Так как в производстве образовательных услуг заинтересованно государство, можно сделать вывод, что в данной сфере необходим государственный или общественно-государственный контроль за качеством их производства и потребления. Данный контроль необходим, так как обусловлен тем, что лицу, получившему образовательную услугу, выдается установленный сертификат на право работать по определенной профессии, специальности [18].

Также мы можем определить, что к отличительным особенностям образовательных услуг относятся:
– сезонность;
– высокая стоимость;
– отсроченность выявления результативности, т. е. актуальность полученных знаний и навыков зависит от условий будущей работы и дальнейшей жизни выпускника;
– востребованность результата оказания образовательных услуг зависит от места применения полученных знаний;
– невозможность их (образовательных услуг) перепродаж.

При создании образовательных услуг стоит обратить внимание на то, что учебные заведения одновременно работают на двух взаимосвязанных рынках, а именно на рынке образовательных услуг и рынке труда. Зачастую это вносит путаницу при определении продукта и рынка их применения.

2. Субъекты маркетинга в образовании и создание уникального конкурентного преимущества

А.П. Панкрухин отмечает, что «субъектами маркетинга выступают все субъекты рынка, а не только производители и фирмы-посредники. Участниками рыночных, а следовательно, и маркетинговых отношений являются далеко не только образовательные учреждения, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.) а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке. Особую роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность учащегося, студента, слушателя» [19].

С.Н. Андреев отмечает, что: «введение такого обобщающего понятия, как «субъекты маркетинга», вносит, по нашему мнению, терминологическую путаницу. В теории классического маркетинга принято разделять участников обмена – производителей (в данном случае это образовательные учреждения), потребителей (отдельные личности, предприятия и организации), посредников (службы занятости, биржи труда), а также контактные аудитории (общественные институты и структуры, СМИ, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений)» [20].

О.В. Сагинова разделяет аналогичную точку зрения: «Потребитель – непосредственный получатель продуктов или услуг вуза. Это прежде всего студенты, но, поскольку вузы также выходят со своими образовательными продуктами непосредственно через выпускников на рынок труда, потребителями также являются предприятия и организации, нанимающие выпускников вуза» [21].

В результате анализа вышеперечисленного мы можем выделить основные субъекты маркетинга – это:
1) студенты – будущие специалисты;
2) вуз;
3) работодатели – предприятия-заказчики;
4) государство – общество в целом.

Помимо первых трех субъектов важно указать основополагающего игрока – это государство. Ведь именно государство определяет основной курс образования и его политику в целом, являясь при этом непосредственным потребителем образовательных услуг («специфика потребления образования состоит в том, что его используют одновременно потребители разных категорий – и сам индивид, и предприятия-работодатели и общество в целом» [22].

Государство разрабатывает и устанавливает свои требования и стандарты, не только ориентируясь на подготовку специалистов необходимой квалификации, но и опираясь на развитие и удовлетворение личности в целом, формируя интеллектуальный потенциал страны. Государство участвует в непосредственном процессе обучения, при этом также формулирует базовые черты ассортимента образовательных услуг, выделяя приоритетные направления в системе образования.

Другим немаловажным фактором является то, что государство финансирует образование и предоставляет гарантии для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу, применяет налоговые льготы и иные формы регулирования рынка с целью обеспечения развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, развития образования в целом [23].

В результате взаимодействия субъектов маркетинга образования образуется динамичная форма организации отношений, составляющих образовательное пространство.

Следует заметить, что субъекты образовательного пространства являются потребителями результатов функционирования системы образования, для чего они вступают во взаимодействие в соответствии со своими интересами, нуждами и потребностями. Следовательно, образовательное пространство представляет собой сложное интегрированное целое, в котором переплетаются, сочетаются и реализуются отношения различного уровня, имеющие в условиях рынка экономический характер, подразумевающий потребление результатов функционирования системы образования. При этом субъекты образовательного пространства одновременно являются и потребителями результатов функционирования системы образования, благодаря чему они удовлетворяют свои нужды и потребности.

Поэтому образовательное пространство представлено сложным интегрированным целым, в котором организуются, сочетаются и реализуются различного рода отношения, принимающие в условиях рынка экономический характер, подразумевающий потребление результатов функционирования системы образования.

В результате вышеизложенного, становится понятно, что управление системой образования важно также рассматривать как социальное управление, ориентированное на удовлетворение нужд потребителей.

Под качеством образования следует понимать уровень удовлетворения потребностей заинтересованных сторон. Соответственно для начала надо определить всех участников.

Мы выделяем двух основных игроков: вуз и потребитель. При этом потребителем являются:
1) студент (цель – получение образования, востребованного в обществе);
2) предприятия-заказчики (цель – получение современного кадрового потенциала, обладающего необходимыми навыками и умениями);
3) государство (цель – расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала).

Для вуза же ключевой целью является развитие и соответственно повышение уровня удовлетворенности потребителей образовательных услуг. Следствие этого – ориентация на потребителя, стремление понимать и совершенствовать рабочие процессы, желание постоянного улучшения качества услуг.

При этом роль студентов и предприятий-заказчиков – наиболее приоритетные направления. В настоящий момент, по разным данным, от 1/3 до половины людей, получивших высшее образование, работают не по специальности. Это является тревожным знаком, что современное образование не отвечает критериям рынка, воспитывая тем самым невостребованных специалистов.

Но также не стоит забывать и государство, так как именно оно и определяет курс развития образования в целом. Ярким примером этого является изменение организационных и экономических условий деятельности вузов, вхождение в Болонскую систему образования.

Россия вошла в Болонский процесс на конференции министров в Берлине в сентябре 2003 г. Была введена двухступенчатая структура степеней (бакалавр – магистр). Суть двухступенчатой структуры сводится к тому, что модель «бакалавр– магистр» обладает многими преимуществами по сравнению с теми долгосрочными образовательными циклами, которые завершаются непосредственно степенью магистра (или любой подобной степенью в зависимости от конкретной страны).

Структура «бакалавр–магистр» является более гибкой и мобильной. Она способствует большему взаимодействию между обучением и трудоустройством и потому лучше обеспечивает соответствие между высшим образованием и запросами рынка труда. Немаловажно и то, что принятие такой структуры облегчает взаимопризнание европейских степеней как в странах Европы, так и вообще мире и сделает европейское высшее образование более привлекательным для студентов из неевропейских стран.

Однако в настоящий момент программа бакалавриата в России не является отработанной и просчитанной, что в дальнейшем может негативно сказаться на качестве образования и приведет к понижению конкурентоспособности и отсутствию гибкости системы образования. Проблема становления бакалавриата в России является вопросом, на который до сих пор нет однозначного ответа.

Здесь надо отметить, что работодатели требуют наличия практического опыта у окончивших вузы, поэтому в процессе обучения больше внимания нужно уделять практике работы в компаниях. В настоящий момент это является наиболее острой проблемой, стоящей перед студентом. Так, он может пойти работать в ущерб получаемому образованию либо учиться и стать невостребованным специалистом без опыта работы.

Таким образом, мы видим, что изменение организационных и экономических условий деятельности вузов, вхождение в Болонскую систему образования, обострение демографической ситуации на рынке образовательных услуг привели к ситуации, когда не только абитуриенты конкурируют за право учиться в желаемом вузе, но сами вузы конкурируют между собой за привлечение потенциальных студентов. При этом упор делается на оказание образовательных услуг более высокого качества, чем у конкурентов. Тот вуз, который четко осознает и конкретно определит вышеуказанные потребности и сможет их удовлетворить, победит в конкурентной борьбе. Для этого необходимо поставить задачу создания уникального конкурентного преимущества, которого нет у других вузов, путем построения уникального торгового преимущества. Термин «уникальное торговое предложение» ввел известный идеолог рационалистической рекламы Р. Ривс [24].

Поясняя свой термин, Р. Ривс указывал, что успешная стратегия рекламирования, которую он назвал «уникальным торговым предложением», должна удовлетворять трем основным условиям:
1) каждое рекламное объявление должно содержать конкретное предложение для потребителя: купи именно этот товар и получи именно эту специфическую выгоду;
2) предложение должно быть таким, какого конкурент либо не может дать, либо просто не выдвигает. Оно должно быть уникальным. Его уникальность должна быть связана либо с уникальностью товара, либо с утверждением, которого еще не делали в данной сфере рекламы;
3) предложение должно быть настолько сильным, чтобы оно могло привлечь к потреблению новых потребителей.

В первую очередь это связано с тем, что такой параметр, как качество образования, не является постоянным и рассматривать его в качестве основного конкурентного преимущества в традиционной системе высшего образования в настоящий момент крайне нерационально. К тому же применение новых приемов учебно-воспитательной деятельности позволит существенно выделиться на фоне остальных конкурентов посредством интегрирования в учебный процесс новых методик, которые позволят выйти качеству образования на новый уровень. Результатом будет завоевание лидирующих позиций в данной области, тем самым будет увеличиваться отрыв от конкурентов.

Для этого выделим следующих участников купли-продажи образовательных услуг: отдельные личности (студенты), юридические лица (предприятия и организации), вуз. Соответственно для создания уникального конкурентного преимущества все интересы участников должны учитываться, но для этого мы должны выбрать ключевого участника процесса. Также следует заметить, что в современном обществе в условиях динамично изменяющихся рынков и повышения влияния нестабильности внешней среды необходима система образования, чутко реагирующая на эти изменения. То есть максимально приспособленная и гибкая. Студентам обычных вузов даются знания, зачастую 5–10-летней давности. Необходимо подчеркнуть также, что в настоящий момент высшее образование имеет склонность к теоретизации в подаче материала. Результатом этого является слабая практическая подготовка выпускников, и в итоге – компании зачастую не принимают на работу молодых специалистов.

Попробуем более подробно рассмотреть данную проблемы и ее корни.

С одной стороны, приемы использования западного маркетинга на отечественном рынке зачастую являются низко результативным и из-за ряда факторов, включая менталитет потребителей, а также то, что менее чем за 20 лет Россия старалась преодолеть путь, на который Запад затратил более 150 лет. С другой стороны, стремительно изменяющаяся ситуация на рынке требует принятия динамичных решений, следствием этого являются низкая прикладная значимость теоретического материала, представленного на лекционных занятиях, а также низкая практическая актуальность семинаров и как следствие уклон в теоретизацию учебного процесса. Это понижает его значимость как для молодых специалистов, так и для работодателей. Если взять минимальный требуемый уровень профессионализма менеджера на европейском, восточном или американском рынке за 100%, то у российского менеджера он составит примерно 35–45%.

Кроме того, использование приемов маркетинга западного образца является в ряде случаев нерезультативным на отечественном рынке. Проблема адаптации «западных лекал» к реалиям отечественного рынка является в настоящий момент одним из приоритетных направлений. В основу теории маркетинга, как правило, ложится практика западных компаний, а опыт отечественных отходит на задний план. Однако именно географические, культурные и демографические особенности рынка лежат в основе маркетинговой политики.

Для решения данной проблемы целесообразно использовать прием создания новых совместных ценностей в звене вуз–работодатель, в основе которого лежит маркетинг партнерских отношений. При этом важно учитывать, что формирование нового ценностного подхода лежит в основе всех основных этапов создания востребованной услуги для потребителя. При детальном рассмотрении участники создания и потребления ценности – учебные заведения, слушатели, предприятия и государство – имеют различное местонахождение на полюсах бизнес-процессов.

Здесь необходимо указать на то, что для образовательных услуг крайне важна степень вовлеченности слушателя в процесс создания и потребления образовательной услуги на всех этапах ее создания и реализации. При этом речь идет не просто о создании ценности, актуальной для потребителя, а о формировании совместной ценности, в основе которой лежит развитие долгосрочных партнерских отношений.

Подводя итог, хотелось бы выделить ключевые параметры образовательной услуги, которые, по мнению автора, считаются ключевыми и могут лечь в основу создания конкурентоспособности. Итак, для образовательных услуг характерна низкая степень осязаемости, они обладают неразрывной связью со своим источником, а также невозможностью сохранения и непостоянством качества. Помимо этого образовательная услуга производится и потребляется одновременно и подлежит соответствующему контролю со стороны государства.

Кроме того, можно сделать вывод, что в сложившейся ситуации на рынке образовательных услуг высшей школы необходимы действия, способные в кратчайшие сроки реагировать на изменения внешней среды, продиктованные высоким уровнем конкуренции. Выходом из сложившейся ситуации может быть использование технологий маркетинга партнерских отношений, которые позволят сократить время, а главное – ресурсы учебного учреждения для своевременного решения проблемы повышения конкурентоспособности посредством интеграции конечного потребителя в процесс создания продукта. В данном случае конечным потребителем выступает потенциальный работодатель, производителем – учебное учреждения, а продуктами их совместной деятельности и как следствие совместной ценности являются востребованные специалисты.

Используемые источники
1. Кайбияйнен А.А., Салахутдинов Л.Р. Рекламная деятельность в негосударственных  вузах marketing.spb.ru/conf/2002–01-edu/sbornik-2.htm.
2. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
3. Пащенко Н.И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: Диссертация кандидата экономических наук. – Уфа, 1999. – 89с.
4. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособности вуза//Высшее образование в России – 2006. – № 9. – С. 37–38.
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 475 c.;
6. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. – М., 1996.
7. Мусарский М.М. Экономика и финансы образования. – М.: МГОУ, 2003
8. Зайчикова С.А. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: дис. … канд. экон. наук. – М. – 2005. – 125 с.
9. Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы//www. marketing. spb.ru.
10. Шахриманьян И.К. Маркетинг образовательных услуг и учебных заведений в сфере профессионального образования/Институт проф. образования. – М., 1992 – 100 с.
11. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т.//под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1999. – Т. 2. – 440 с.
12. Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: автореф. дисс. … канд. экон. наук/РЭА им. Г.В. Плеханова. – М.,1997. – 18 с.
13. Шахриманьян И.К. Маркетинг образовательных услуг – требование времени//Маркетинг. – 1992. – № 4. – С. 44–53.
14. Сон Т.А. Формирование рынка образовательных услуг marketing.spb.ru.
15. Баранник Н.А. Маркетинг образовательных услуг  marketing. spb.ru.
16. Панкрухин А.П. Цена образования//Alma Mater. – 1997. – № 5. – С. 24–29.
17. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг//Маркетинг в России
и за рубежом. – 1997. – № 6. – С. 79–85.
18. Шахриманьян И.К. Маркетинг образовательных услуг – требование времени//Маркетинг. – 1992. – № 4. – С. 44–53.
19. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учеб. пособие. – М.: Интерпракс, 1995. – 239 с.
20. Андреев С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект// Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 4. – С. 18–23.
21. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг//Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – № 3. – С. 48–59.
22. Панкрухин А.П. Цена образования//Alma Mater. – 1997. – № 5. – С. 24–29.
23. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учеб. пособие. – М.: Интерпракс, 1995. – 239 с.
24. Пирогова Ю.К. USP: Уникальное торговое предложение//Copyright 2005 ©
Элитариум – Центр дистанционного образования (elitarium.ru).

Также по этой теме: